Использование заданий открытого типа как путь к осознанному образованию: развитие мотивации к творческой деятельности на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Ванюхина Анна Александровна

В течение последнего десятилетия в образовании происходят изменения. Слова «реформа», «модернизация» у всех на слуху. Учителя и ученики привыкли к быстрой смене событий. Эта привычка (как к позитивным, так и к негативным изменениям) мешает развитию.

Например, наша школа считается в городе быстро развивающимся, передовым образовательным учреждением, неоднократно наши учащиеся становились победителями и призёрами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, ежегодно наши учащиеся становятся призёрами регионального этапа. А если прибавить к этому  успешных участников различных конкурсов, спортивных соревнований, то картина получится просто великолепная! Всё достигнуто, и стремиться больше некуда  – создаётся угроза того, что гимназия из развивающегося учреждения превратится в застойное, а за этим неизбежно последуют деградация и упадок.

Размышления об этих проблемах привели меня к поиску выхода из застоя. Я попробовала использовать  на уроках эвристические задания открытого типа. Результаты (а точнее, их отсутствие) повергли всех в уныние. Почему?  При анализе выявились причины: задания, предложенные детям, были непривычны, подразумевали не выкладывание готовых знаний, не поиск решения с помощью логики, а продукт творческой деятельности. Как достигнуть результата? Я познакомилась с деятельностью Научной школы А.В. Хуторского, всё показалось интересным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Использование заданий открытого типа как путь к осознанному образованию: развитие мотивации к творческой деятельности на уроках русского языка.

В течение последнего десятилетия в образовании происходят изменения. Слова «реформа», «модернизация» у всех на слуху. Учителя и ученики привыкли к быстрой смене событий. Эта привычка (как к позитивным, так и к негативным изменениям) мешает развитию.

Например, наша школа считается в городе быстро развивающимся, передовым образовательным учреждением, неоднократно наши учащиеся становились победителями и призёрами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, ежегодно наши учащиеся становятся призёрами регионального этапа. А если прибавить к этому  успешных участников различных конкурсов, спортивных соревнований, то картина получится просто великолепная! Всё достигнуто, и стремиться больше некуда  – создаётся угроза того, что гимназия из развивающегося учреждения превратится в застойное, а за этим неизбежно последуют деградация и упадок.

Размышления об этих проблемах привели меня к поиску выхода из застоя. Я попробовала использовать  на уроках эвристические задания открытого типа. Результаты (а точнее, их отсутствие) повергли всех в уныние. Почему?  При анализе выявились причины: задания, предложенные детям, были непривычны, подразумевали не выкладывание готовых знаний, не поиск решения с помощью логики, а продукт творческой деятельности. Как достигнуть результата? Я познакомилась с деятельностью Научной школы А.В. Хуторского, всё показалось интересным.

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ РАЗНЫХ ТИПОВ

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук,

академик Международной педагогической академии, г.Москва

1. ЗАДАНИЯ КОГНИТИВНОГО (ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО) ТИПА:

Решение реальной проблемы, которая существует в соответствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности. Примеры таких заданий: "Предложите свою версию происхождения алфавита (русский язык, 1-3 классы)"; "Объясните графическую форму изображения предложений".

Исследование объекта (звук, слово, предложение, текст и т.д.).

Отыскание принципов построения различных структур (например, видов и стилей текста).

Проведение словесного опыта, эксперимента.

"Проживание" исторических событий и явлений: рождения речи, письменности, грамматических правил, частей речи и т.д.).

Вычленение общего и отличного в разных системах, например, в разных типах языков: иностранных языках, языках мимики, букв, грамматических категорий ит.д.)

Метапредметные формы обучения - одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта – естественнонаучными, гуманитарными, социологическими. Применение разнонаучных методов исследования одного и того же объекта.

2. ЗАДАНИЯ КРЕАТИВНОГО ТИПА:

Предложить ученикам по-своему выполнить то, что учителю уже известно:

а) придумать обозначение звука, буквы и.т.д.; б) дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; в) сформулировать грамматическое правило, закономерность, способ действий и т.д. г) Создать словесный продукт в различных жанрах: составление словарей, интервью, рекламы. Сочинить задачу, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение, сюжет, роль, песню, очерк, трактат.

Составить кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, сборник своих задач.

Придумать образ - рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный.

Изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, фотографию, видеофильм.

Разработать свои учебные пособия (прописи, компьютерные программы, алгоритмы выбора правописания, памятки).

3. ЗАДАНИЯ ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА:

Разработать цели своих занятий по изучаемому предмету или его теме; разработать план домашней работы; написать рецензию.

Составить и провести показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, кроссворд, урок для младших учеников.

Осознать свою деятельность на протяжении определённого участка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности.

Объектом исследования стали учащиеся 5 «Б» класса, которые работают по системе ФГОС, что совершенно не противоречит применению эвристических заданий, а даже наоборот, данный вит заданий соответствует всем требованием нового образовательного стандарта.

Чего я  ждала от эксперимента? Роста качества образования? Безусловно. Но всё-таки главным было другое. Я  получила этот класс  1 сентября и сразу поняла, что основной мотив к обучению  у детей можно определить предложением: «Родители хотят, чтобы я лучше усвоил программу по русскому языку». Это меня не устраивало, так как  я считаю, что роль учителя на уроке не только помочь учащимся усвоить программу по русскому языку  для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ, но и выращивание творческой, самостоятельно мыслящей, способной принимать решения личности.  А это  невозможно без постановки целей, составления индивидуальной программы действий и анализа результатов. Вот и цель: повысить мотивацию учащихся к познавательной и творческой деятельности. Результаты первой диагностической работы  свидетельствовали о том, что эвристические качества учащихся находятся в основном на среднем и низком уровне (и это притом что технологии  целеполагания и рефлексии я применяла ещё до эксперимента).  

Например, выполняя задание на наличие личностного смысла в обучении, приоритетным для учеников оказалось составление диалога, а личностный смысл отошёл на второй план.

Диагностируемое качество

Эвристическое задание

Наличие личностного смысла изучаемого

В последнее время часто можно услышать, что незачем изучать русский язык, так как жизнь быстро изменяется, и скоро  русским литературным языком никто не будет пользоваться. Составьте диалог учёных о судьбе русского литературного языка. Сформулируйте свою точку зрения на то, нужно ли (и почему) его изучать.

Труба Екатерина, 5 б класс

- Гибель русского литературного языка неизбежна, поэтому нужно пересмотреть школьную программу, - докладывал на учёном совете кандидат филологических наук Фёдор Геннадьевич Сысоев.

- Вот новость! И кто же вам это  сказал? – нахально перебил его аспирант Рыбкин.

- Вы и сказали, - багровея от гнева рычал Фёдор Геннадьевич. – Вы всё время не там ставите ударение, неправильно употребляете деепричастные обороты. А  на форуме общаетесь с коллегами с помощью сокращённых слов!

- Вы переоцениваете мою роль в истории. Кто сильнее: я и такие, как я, или Пушкин, Гоголь, Толстой…?

- Куда вам до Пушкина! – воскликнул кандидат наук.

- Вот сами и доказали, что языку ничего не грозит. И не надо  программу пересматривать, а то следующие ваши аспиранты ещё безграмотнее будут! – победоносно провозгласил Рыбкин.

Я согласна с аспирантом: язык нужно изучать, и жить он будет вечно.

Наиболее успешно ребята справились с рефлексией. Хотя на первом плане в работах был анализ чувств и мыслей, возникавших по ходу работы, но на втором всё-таки была оценка собственных достижений.

Диагностируемое качество

Эвристическое задание

Рефлексивность

С чем связаны эти чувства?

Чему вы научились в процессе выполнения заданий?

Какие задания было наиболее (наименее) интересно выполнять? Почему?

Если бы вам предложили стать автором заданий для следующей контрольной работы, какие задания вы бы предложили (сформулируйте идею).

Появились ли у вас новые мотивы изучать русский язык? Какие? Благодаря чему?

Оцените качество своей работы по 10-балльной шкале. Прокомментируйте каждый балл.

Крайнова Елизавета, 5 б класс

Очень порадовало задание 1: в нём много смысла, и в то же время оно весёлое и задаёт тон всей работе: продолжаешь думать о целях при выполнении всех заданий. Диалог учёных  заставил долго думать, вживаться в роль каждого и высказать при этом свой взгляд на проблему, волнующую общество. Мысли били ключом. Но некоторые мысли пролетели, а я не успела их ухватить, и они не попали в работу. Хотя основное удалось. В общем, все задания были интересными.

Какие задания хотелось бы выполнить ещё? Создать какое-нибудь несуществующее правило или вывести закон.

Я бы поставила себе твёрдую семёрку: работа не доведена до совершенства, содержит ошибки, но по сравнению с другими моими работами, она более творческая, логичная.

Первая  диагностическая работа подтвердила моё убеждение, что сочинять задания открытого типа очень сложно.  Хорошее задание – залог успеха работы учеников. Мне это делать было интересно, но удалось не всё, так как оказалось трудным создать такие задания, которые были бы одновременно зажигательными, оригинальными, проверяли бы тот или иной параметр. Поэтому, когда создавала задания, мне всё нравилось, а вот когда стала проверять работы учеников, поняла, что зря радовалась: с их помощью оказалось весьма затруднительно оценить  целеустремлённость, творческость, наличие личностного смысла. Возникли вопросы, на которые необходимо было срочно найти ответы, причём не мне одной, а в сотрудничестве с учениками. Например:

  • Сколько времени следует отводить на выполнение работы учащимися? Как его рассчитать?
  • Как лучше составлять задания: придумывать или переделывать простые задания в задания открытого типа?
  • Может быть, предлагать ученикам взаимно рецензировать работы? Но не возникнет ли у них желания сделать впоследствии по аналогии?
  • Удастся ли всё время удивлять? А если удивления не будет, не снизит ли это интерес к предмету?

Выводы, сделанные мной при анализе результатов диагностической работы № 1:

Следует продолжать работу по проведению целеполаганию и рефлексии

  • Нужно учиться создавать задания открытого типа, интересные и полезные одновременно
  • Необходимо привлекать учащихся к созданию заданий открытого типа
  • Нужно учитывать результаты выполнения заданий открытого типа  при планировании работы на уроке

Диагностическая работа показала важность учёта индивидуальных особенностей учащихся при организации учебного процесса. Поэтому в 4 четверти я предложила группе учащихся разработать индивидуальную программу по изучению одного из разделов литературы 20 века. Опыт не у всех оказался удачным, но  ребята  провели рефлексию, выявили недостатки своей работы. И, по отзывам учащихся, раздел, который они планировали и изучали самостоятельно, лучше запомнился и усвоился, чем все остальные. Значит, эту работу нужно продолжать, только следует самой лучше изучить технологию.

Произошло повышение мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы. Об этом свидетельствуют и результаты второй диагностической работы. Задания её были составлены мною так, чтобы побудить учащихся проанализировать свой путь в течение года. Думаю, что мне это удалось примерно на 80%.

Диагностируемое качество

Эвристическое задание

Целеустремленность

Наличие личностного смысла изучаемого

Я – читатель

Немецкий писатель Герман Гессе горько замечал: «Большинство людей читать не умеет, большинство даже не знает толком, зачем читает…».  Может быть, это писатель сказал и о вас?  Напишите очерк под названием «Я – читатель». В нём опишите цели и смыслы вашей настоящей и будущей  читательской деятельности.

Лисоченко Кристина, 5 б класс

Читатель – это тот, кто читает. Но не объявления на заборе, а книги, газеты, журналы с целью извлечения полезной информации, развития мышления, воображения.

Я читаю много книг. И те, которые задают читать на уроках литературы, и те, которые хочу прочитать сама. Но просто так, первую попавшуюся под руку книгу читать не буду, так как она может оказаться одинаково полезной или вредной. Поэтому я читаю книги, удостоверившись, что из них можно извлечь пользу (интернет, советы друзей). Так я реализую одну из целей чтения: узнать что-то новое. Это новое нужно мне для того, чтобы быть интересным в общении человеком, чтобы расти духовно и интеллектуально. В общем, уважаемый Герман Гессе, я согласна с Вами, что большинство людей просто читает, но не знает, для чего и как это нужно делать. Но я знаю!

Этот пример иллюстрирует, что ученице  удалось кратко описать свой читательский образ и определить цели и смыслы своей читательской деятельности. Кроме того, она вступила в диалог с писателем и высказала свою точку зрения.

Диагностируемое качество

Эвристическое задание

Самоорганизация деятельности

Вы являетесь членом научного общества учащихся «Многоточие», которое ведёт большую просветительскую работу. Руководитель общества считает, что самые лучшие формы подобной работы – это лекции для учащихся. Предложите альтернативные формы организации деятельности. Составьте программу, которая сможет убедить членов общества в целесообразности предложенных вами нововведений. Определите степень своего участия (какую роль вы могли бы выполнять) и участия других членов общества  в её реализации. Опишите  продукт деятельности, который вы получите в результате работы по вашей программе.

Мехтиева Ева, 5 б класс

В работе НОУ «Многоточие» очень много хорошего, полезного, но следует добавить творчества. Я в своей программе предложила бы ориентироваться прежде всего на развитие творчества членов НОУ и других учащихся, которых мы хотим просветить и развить. Продуктом действия программы будет Фестиваль, на котором каждый желающий сможет представить своё творчество: творческий проект, исследовательскую работу, спектакль, мультфильм, фильм и т.п.

Для того чтобы Фестиваль состоялся, необходимо предпринять шаги:

  1. Определение круга проблем, которыми мы будем заниматься.
  2. Выбор проблем, над которыми они будут работать.
  3. Привлечение учащихся к работе над проблемами:

С помощью лекций;

С помощью рекламных плакатов.

  1. Организация и проведение Фестиваля.

Я бы занялась работой над проблемой, связанной с литературой и, возможно, для Фестиваля разработала бы со своей группой несколько игр, повышающих интерес учащихся к чтению.

При выполнении задания ученица предложила альтернативные формы просветительской деятельности, составила план работы в направлении достижения целей, наметила образ продукта деятельности и определила своё место в его создании.  

        Вторая диагностическая работа показала, что рост эвристических качеств произошёл у 50% учащихся. Даже ученик, у которого не прослеживается рост по таким параметрам, как целеустремлённость и наличие личностного смысла, повысил творческие способности с низкого уровня до среднего.

Подводя итоги, нужно отметить, что за 5 месяцев ребята научились ставить цели, планировать и организовывать  свою познавательную и творческую деятельность, работу других учащихся в группе. Все ученики отметили возрастание интереса к предмету, позитивные изменения на личностном уровне.  Можно ли сказать, что все проблемы решены? Нет. Ещё следует учить ребят и учиться самой проводить целеполагание и рефлексию, планировать свою деятельность, прогнозировать её результаты.

В целом результаты педагогического эксперимента по повышению мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы можно считать положительными. Но если до начала эксперимента я считала, что моя задача – дать каждому  ученику лодку и вёсла, а реку он  выберет по себе, то теперь я уверена, что лодки и вёсла ученики должны сделать сами, а моя  цель – помочь им в этом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (на примере исторических чередований оро/ра, ере/ре, оло/ла, оло/ле)

Статья посвящена вопросам создания мотивации учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (историческим чередованиям). В статье рассматриваются возможные фор...

Статья "Стимулирование и мотивация учебно - познавательной деятельности на уроках русского языка"

В статье описываются способы стимулирования и мотивации учебно - познавательной деятельности на уроках русского языка...

Организация творческой деятельности на уроках русского языка и литературы

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы "Организация творческой деятельности на уроках русского языка и литературы"...

Активизация творческой деятельности на уроках русского языка и литературы

В статье описаны методы активизации познавательной  и творческой деятельности на уроках русского языка и литературы....

«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»

Одной из проблем, волнующих меня, как учителя русского языка и литературы в старших классах, является вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в са...

мастер-класс "Игроваяя технология как средство познавательной и творческой деятельности на уроках русского языка"

Дидактическая игра является самым действенныым методом для развития и совершенствования умственных, познавательных и творческих способностей детей. Целью обращения к игровым технологиям является приоб...