Организация творческой деятельности на уроках русского языка и литературы
материал на тему

Шелемех Ольга Викторовна

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы "Организация творческой деятельности на уроках русского языка и литературы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация творческой деятельности на уроках русского языка и литературы».

Шелемех Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Цель: «Совершенствование профессионального мастерства,  направленного на повышение эффективности и качества педагогического процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала учащихся»

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:

1) совершенствовать формы организации учебно-воспитательной

деятельности;

2) использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;

3) создать условия для интенсивного творческого развития учащихся в

процессе изучения русского языка и литературы;

4) раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал

каждого ученика, дать возможность проявить себя;

5) привить навыки самостоятельной работы, эффективной

организации деятельности, самоконтроля, объективного

оценивания полученных результатов;

6) формировать устойчивый интерес к изучаемым предметам,

через классную, внеклассную, кружковую деятельность.

   Развитие творческой деятельности учащихся - большая и сложная область методики русского языка и литературы. Работая в школе более двадцати лет,  сталкиваюсь зачастую с проблемой словарного запаса учащихся, чувствую, что знаний и синтаксических средств языка еще недостаточно для того, чтобы найти то емкое слово, помогающее достичь той "красивости", богатства русской речи.

   Бедная речь мешает  усвоению программы по развитию речи. Правильность речи - это фундамент языковой культуры. Без нее нет ни литературного мастерства, ни искусства живого и письменного слова. "Свободное владение русским языком, - подчеркивается в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, - должно стать нормой и для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения".

   Как помочь ребенку овладеть "формами языка, выработанными как народом, так и литературой?" Безусловно, как каждый учитель-словесник, я стремлюсь воспитать в своих учениках: умение правильно, логично, последовательно излагать свои мысли в связной форме;  развить живой дар слова у детей и стараюсь не оставаться равнодушной к вопросам развития речи.

   Поэтому на уроках русского языка и литературы стараюсь  не только  научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, но и стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество.

С самых первых шагов своей педагогической деятельности нахожусь в постоянном творческом поиске - поиске продуктивных форм обучения школьников, решая тем самым сложную задачу:  как вместить в память учащихся необходимый объём знаний по предмету и при этом не отвратить их от самого желания учиться; как сделать ученика активным субъектом познания, сохранив здоровье, силы и желание получить знания. Именно поэтому я постоянно совершенствую свои умения, изучаю опыт педагогов-новаторов, а затем применяю в работе. Это - проектные методы обучения, дебаты как форма формирования критического мышления учащихся, методы ведения исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. Все эти формы работы учат поиску информации в условиях современного  образования и информационного пространства, умению работать с дополнительным материалом и Интернетом.

Реализуя основные задачи образования,  активно использую информационно-коммуникативные технологии. Разрабатываю собственные презентации к урокам и учу детей создавать свои проекты. Например, проектные работы, выполненные учащимися в рамках элективных  курсов «Земля, на которой я живу», «Моя родословная». Обобщение опыта провожу на заседаниях школьных и районных методических объединений, открытых уроках для учителей школы и района.

Большую работу веду с детьми, проявляющими интерес к языку и литературе. В течение многих лет учащиеся посещают элективные курсы и факультативы «Выразительное чтение и рассказывание», «Теория и практика сочинений разных жанров», «Основы журналистики», «Обучение рецензированию». Веду с заинтересованными учащимися индивидуальные занятия по русскому языку и литературе, использую богатый иллюстративный материал сети Интернет, учебно-методические комплекты.

Мои ученики показывают хорошие результаты на олимпиадах. Также всегда принимают активное участие в районных и республиканских конкурсах и занимают призовые места. В рамках элективного курса «Основы журналистики» моя ученица Старцева Олеся стала победительницей в региональном конкурсе «Одарённые дети», в номинации «Юные журналисты».

Стараюсь развить творческую инициативу учащихся, при моём совете и помощи появились первые статьи у учащихся Кудашевой Е., Шевяхова С. и др. На элективном курсе «Основы журналистики» выпускаем общешкольные стенгазеты на злобу дня. В течение нескольких лет привлекаю учащихся к участию в игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кириллице».

В течение всей своей педагогической деятельности руководила работой драматического кружка. За это время дети показали множество постановок по мотивам народных сказок, произведений русских писателей для учащихся школы и жителей села, выступали на районных конкурсах народного творчества, фестивалях «Мастер-хит» в номинации СТЭМ, «Пластилиновая ворона» в номинации «Оригинальный жанр», на республиканском фестивале «Шумбрат, Мордовия!», в конкурсе «Живая классика»

Я истинный патриот своего села. Веду работу по формированию у учащихся патриотического самосознания, осознанной любви к отечеству, интереса к прошлому и настоящему малой родины. С этой целью разработала рабочие программы курсов по выбору, таким как «Земля, на которой я живу», «Топонимика – язык земли», «Моя родословная». Результатом этих курсов является участие наиболее заинтересованных учащихся в районных и республиканских  краеведческих олимпиадах и творческих конкурсах.

Вместе с учащимися вела поисковую работу в школьном краеведческом музее, организую встречи с участниками военных действий. Создана экскурсоводческая группа из учащихся школы, подготовлены материалы для работы с гостями музея.

   Эффективными средствами развития творческих способностей на уроке  и во внеурочной деятельности являются:

-создание положительных эмоциональных ситуаций;

- проблемное обучение;

- дифференцированный подход ;

- использование ИКТ;

- игровая деятельность;

- работа в парах;

- поисковая деятельность;

- проектная деятельность.

   Мой опыт позволяет сделать вывод о том, что реализация принципов творческого развития учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в средних и старших классах общеобразовательной школы даёт положительные результаты. Средний качественный показатель ЗУН учащихся постоянно повышается, учащиеся успешно сдают ЕГЭ и ОГЭ.

   Таким образом, широко используя различные приёмы и методы развития творческой деятельности учащихся и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании учащихся. Как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к творческой активности.   Ученики пишут хорошие сочинения, мини-сочинения, изложения с творческим заданием, заметки, рефераты. Критерием успешной работы являются участие и призовые места детей на районных олимпиадах и творческих конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Обобщение опыта по теме " Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"...

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...

Обобщение опыта по организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор...

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостояте...

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и...