мастер-класс "Игроваяя технология как средство познавательной и творческой деятельности на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Дидактическая игра является самым действенныым методом для развития и совершенствования умственных, познавательных и творческих способностей детей. Целью обращения к игровым технологиям является приобретение практических навыков. Данный мастер-класс -это подготовка учащихся 7 класса к написанию сочинения-описания "Внешность человека".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 30.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ямашурминская средняя общеобразовательная Высокогорского района Республики Татарстан»
Мастер – класс
«Игровая технология как средство активизации познавательной и творческой деятельности на уроке русского языка»
Учитель русского языка и литературы
Первой квалификационной категории
Гильмутдинова М.Н.
2020 г.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на моем мастер — классе. Я, Гильмутдинова М.Н., учитель русского языка и литературы.
У вас в руках очень сочный, вкусный мандарин. С детства со словом мандарин связан у нас самый любимый праздник – Новый год.
Я предлагаю вам тоже подержать его и поделиться впечатлениями
- Какие ассоциации, воспоминания возникают у вас?
Мы с вами фрукт увидели, потрогали, почувствовали запах. А хочется ли вам попробовать? Конечно же! Для того чтобы убедиться, что он действительно сочный, ароматный, сладкий.
Б. Паскаль писал: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другому»
Усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи.
Сегодня с вашей помощью я постараюсь продемонстрировать те методы работы, которые использую в своей педагогической практике.
Тема моего мастер-класса «Игровая технология как средство активизации познавательной и творческой деятельности на уроке русского языка»
(слайд 1)
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроках является приобретение конкретных практических навыков.
Использование игровых технологий помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.
Отмечаются различные игровые формы, например, игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм, лексико-фразеологических, лингвистических, отработку орфографических и пунктуационных норм.
Для организации разносторонней работы учащихся по освоению ими новых знаний, умений, навыков в практике своей работы использую игру как самостоятельную технологию или как элемент урока. Наиболее часто использую также формы, как
урок – устный журнал;
урок – ролевая игра;
урок – пресс-конференция;
урок – концерт.
Игровые формы я использую при развитии связной речи обучающихся. Коммуникативно-речевое метапредметное умение формируется через умение выражать свое мнение, аргументировать, умение составлять связаное устное высказывание. Умение логически правильно и эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Практическая часть мастер-класса заключается в подготовке к домашнему сочинению. Следует помнить, что игра на уроке – не цель, а средство активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся. И от того, как учитель организует игры, зависит в значительной степени успех обучения школьников.
Цель: (Слайд 2)
1. Презентация опыта работы по применению игровых технологий на уроках русского языка, повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы.
Основные задачи мастер-класса:
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повысить профессиональное мастерство участников;
- обозначить актуальность применения игровых форм работы на уроках русского языка и литературы;
- провести практическую часть по применению игровых форм работы на уроках русского языка;
- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка.
Ход мастер-класса.
А теперь я предлагаю вам приступить к делу.
Слайд № 3. (Картинки: различные портреты людей и литературных героев). Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Как вы думаете, что общего между этими картинками? Назовите ключевое слово. (Портрет).
(Слайд 4) Эпиграфом урока будет высказывание известного художника современности Ильи Глазунова: «Каждое лицо- интересно. Задача художника портретиста – выразить внутренний мир человека». Попробуйте объединить данное высказывание и сформулировать тему урока.
-Внешность человека. Внешность- это первое, что мы видим в человеке
Верно. Значит тема нашего занятия –портрет, описание внешности человека.
I. Вступительное слово.
- Давайте присмотримся друг к другу. Как мы разговариваем? Как смотрим? Каково выражение наших лиц? Глаз?..
С болью в сердце замечаешь, что мы способны не заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя. Мы порой знаем многое, умеем многое, но разучились или не научились смотреть друг другу в глаза.
Поэтому сегодняшний урок поможет вам не только написать дома сочинение Наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим нас людям, замечать слезы в глазах бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы. Уметь постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное в облике конкретного человека и описывать свои наблюдения.
Сегодня вы коллеги-журналисты. У нас работают 2 редакции (на столах - названия редакций). В каждой редакции есть главный редактор, работники отделов (отдела писем, отдела объявлений и т.д.)
-В наши редакции пришли телеграммы с описанием людей. Вам нужно ответить, о ком идет речь, определив название произведения и его автора. (Игра-викторина «Угадай героя»)
Укажите, по каким признакам вы узнали героев?
(Слайд 5)
-Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам.
Маруся. В.Г.Короленко «В дурном обществе»
(Слайд 6) … был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет
с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
"Мужичок в мешочке", - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
"Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.
Митраша. М.Пришвин «Кладовая солнца»
Задания читают "главные редакторы".
Вывод: Вы прочли описание совершенно разных людей. Что прежде всего отмечали авторы во внешности своих героев?
(Автор должен прежде всего указать на то, что является самым ярким во внешности, особенным, присущим именно этому человеку. Это может быть взгляд, манера говорить, ходить, улыбаться и т.д.)
II. Теоретическая разминка.
- На уроках литературы мы знакомились с понятиями "портрет" и "литературный портрет". Оживим в памяти эти определения. (Слайды 7,8)
- Для чего вводит автор описание внешности героев в художественное произведение?
(Чтобы читатели могли себе представить героев и через описание внешности, понять их внутренний мир, объяснить их поступки).
А это все передается через описание деталей портрета: особенностей лица, взгляда, его выражения глаз, мимику, жесты – все это объединим и назовем одним словом - это компоненты портрета. Ваша задача описать внешность, включив компоненты так, чтобы читатель увидел вашего героя, вашу модель, увидел ее внутренний мир.
Итак, с чего начнем описывать внешность человека?
(С описания лица)
III. Работа над пословицами.
- Что является самой выразительной деталью на лице человека. - Глаза.
Вот о них мы и поговорим.
Каждая редакция получила задание - соединить половинки пословиц.
(Игра «Соедини половинки)» (слайд 9)
- Коль очи светятся - душа чиста.
- Душа в глазах светится.
- Хорошего человека по глазам видно.
- Глаза - зеркало души. (Слайд 10)
- О чем говорится во всех этих высказываниях? (В глазах отражается сущность человека, его душа).
- Какое из этих высказываний стержневое? (Глаза - зеркало души)
- Нас интересует не только цвет и форма глаз , но и глубинная наполненность глаз, их выражение.
Какие части речи нам в этом помогут? (Прилагательные и причастия)
Давайте попробуем подобрать прилагательные и причастия для описания глаз и взгляда. (Слайд 11)
Глаза | Взгляд |
Серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые, темные, светлые | Бархатный, бездонный, горячий, задорный, искрометный, лучистый, мерцающий, оживленный, понимающий, светлый, чудесный, энергичный, ясный, твердый взгляд. |
Маленькие, большие, узкие, раскосые, широко раскрытые | Беглый, быстрый, долгий, длинный, короткий, мгновенный, мимолётный, неторопливый, стремительный взгляд, задумчивый |
Смеющиеся, прищуренные |
|
Посмотрите в глаза друг другу. Какие разные они у вас.
Релаксация. Включается музыка. (Слайд 12)
-Я попрошу вас закрыть глаза, и вспомнить образ своей мамы, вспомните её глаза и мысленно загляните в них, почувствуйте её нежный и теплый взгляд. Мысленно проведите ладошкой по ее щекам, погладьте волосы, крепко обнимите ее. Скажите ей какая она у вас красивая, единственная, неповторимая. Любите ее, берегите, заботьтесь и никогда не обижайте.
Спасибо всем. Можете открыть глаза и продолжаем нашу работу.
IV. Творческая работа. В редакции пришла почта.(участникам даются конверты с портретами )
- Портрет – это и жанр живописи, где художник показывает своё отношение к герою. Теперь вам предстоит проявить творческие способности. Запишите определения, описывающие глаза и взгляд человека, изображенного на репродукции картины. (Слайд 13)
1. Ф.С.Рокотов «Портрет А.Струйской»
2.Н.А.Ярошенко «Портрет Стрепетовой»
. Чтобы показать при описании внешности индивидуальность человека, каким должен быть сам описывающий его? (Наблюдательным, внимательным к окружающим людям.)
-А сейчас посмотрим, насколько вы наблюдательны. В начале мастер-класса к нам в класс заходила девочка с мандаринами. Опишите её внешность
V. Пропедевтика речевых ошибок (игра «Убери лишнее»)
- Перед вами - слова, описывающие внешность человека. В каждой группе слов - по 2 лишних, найдите их и объясните ошибку. (Слайд 14)
Губы, улыбка: тонкие, пухлые, плотно сжатые, алые, усеянные веснушками, бледные; смущенная, открытая, широкая, интересная.
Волосы: темно-русые, коричневые, тщательно причесанные, растрепанные, длинные, волнистые, кудрявые, серые.
Лицо: смуглое, круглое, загорелое, широкое, усеянное веснушками, улыбающееся, высокое, прищуренное.
Нос, брови: слегка вздернутый, прямой, с горбинкой, нахмуренные, гладко причесанные, дугой, тонкие, волнистые.
Редактор – это первый и самый внимательный читатель любого печатного текста. Главная его задача – найти речевые ошибки, потому что из-за них текст может быть понят неправильно.
Перед вами текст , нужно найти предложения с ошибками, объяснить и исправить их.
VI. Редактирование текста: исправление речевых ошибок (Слайд 15)
«1. На пороге стоял маленький коренастый человечек в жёлтой клетчатой рубашке и голубых штанишках. 2 .Сразу бросались в глаза его озорные глаза. 3. Добродушная улыбка озаряла лицо. 4. Возраста он был неопределённого, но точно не мальчик и не старик. 5. Волосы и руки, держащие в карманах, были растрёпаны. 6. На животе сияла огромная не то пуговица, не то кнопка. 7. Когда он повернулся, стало видно лопасти небольшого пропеллера, укреплённого у него за спиной».
В этом тексте семь предложений, из которых два написаны с ошибками. Посмотрите внимательно на второе предложение, там дважды повторяется слово ГЛАЗА. Первый раз оно входит в состав фразеологического оборота «БРОСАТЬСЯ В ГЛАЗА», что обозначает «быть заметным, ярким, привлекать внимание». (Исправить эту ошибку можно разными способами: «Я сразу заметил его озорные глаза», «Нельзя было не заметить его озорных глаз» или «Его озорные глаза сразу привлекали внимание»). (Слайд 16)
Редактирование текста: исправление речевых ошибок
В пятом предложении допущено сразу две ошибки: логическая и грамматическая. Во-первых, РАСТРЁПАНЫ могут быть только ВОЛОСЫ, во-вторых, неправильно употреблено причастие ДЕРЖАЩИЕ. Это предложение надо из простого превратить в сложное, например, так: «Волосы его были растрёпаны, руки он держал в карманах».
VII . Работа над сочинением
- Составим план сочинения. Сколько составных частей мы выделяем в сочинении? (Три.) Какие? (Вступление, основная часть, заключение.) (Слайд)
- Поговорим о первой части. С чего можно начать сочинение? (Указать, о ком пойдет речь, при каких обстоятельствах мы наблюдаем за его внешностью.) Верно. Напишите вступление.
- Как закончите сочинение? (Описанием своего отношения к этому человеку.)
- Дома напишите сочинение- описание внешности «Знакомьтесь. Мой друг (подруга)»
А закончить урок мне хочется следующими строками:
Все люди, как книги, и мы их читаем,
Кого-то за месяц, кого-то за два.
Кого-то спустя лишь года понимаем,
Кого-то прочесть не дано никогда.
Наш мир весь наполнен загадкой и тайной,
А жизнь человека- вечный урок.
Ничто не поверхностно и не случайно,
Попробуйте только взглянуть между строк...
А теперь возьмите все свои мандарины. Для нас они означают праздник.
Я желаю вам, уважаемые коллеги, чтобы у вас на душе был всегда праздник. Чтобы ваши дети, близкие радовали вас.
VIII. Рефлексия
Мы сегодня поработали с вами очень хорошо, вы мне очень помогли, спасибо.
А сейчас хотелось бы узнать, эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы работы?
Комфортно ли вам было на занятии? Чем это вы объясняете?
Хотелось бы пожелать…
МБОУ «Ямашурминская средняя общеобразовательная Высокогорского района Республики Татарстан»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя русского языка...
Текст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности на уроках русского языка
Статья о том, насколько важна работа с текстом на уроках русского языка и литературы...
"Стимулирование творческой деятельности на уроках русского языка и литературы"
Творческий отчет по теме....
Использование заданий открытого типа как путь к осознанному образованию: развитие мотивации к творческой деятельности на уроках русского языка.
В течение последнего десятилетия в образовании происходят изменения. Слова «реформа», «модернизация» у всех на слуху. Учителя и ученики привыкли к быстрой смене событий. Эта привычка (как к позитивным...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...