Статья "Стимулирование и мотивация учебно - познавательной деятельности на уроках русского языка"
статья на тему

Арсентьева Ирина Анатольевна

В статье описываются способы стимулирования и мотивации учебно - познавательной деятельности на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_arsentevoy_i._a._mou_sosh_no_40.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                           И. А. Арсентьева,

                                           Учитель русского языка и литературы

                                           МБОУ СОШ № 40 г. Читы                                              

Стимулирование и мотивация учебно – познавательной деятельности на уроках русского языка

Учебная мотивация – важнейший фактор, стимулирующий ученика к учебной деятельности. Учебная мотивация определяется как «направленность учащегося к различным сторонам учебной деятельности». (А. К. Маркова). (13, 11). Отсюда вытекает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации. А. К. Маркова классифицирует их по познавательным (широкие познавательные интересы, мотивы самообразования) и социальным (базируются на общественной полезности, чувстве долга; престиж, одобрение сверстников, мотивы социального сотрудничества).

        Все эти мотивы у каждого индивида  составляют сложный динамический комплекс. И в учебном процессе важно добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладении новым учебным материалом.

        Существует два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации.

        Первый путь, иногда называемый путем «снизу вверх», состоит в создании таких условий, которые при необходимости ведут к формированию у них нужной мотивации. Этот путь означает, что учитель, опираясь на уже имеющиеся у учащихся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызывала положительные  эмоции удовлетворения, радости. Если эти чувства учащиеся испытывают очень долго, то у них возникает новая потребность в самой этой деятельности, которая вызвала у них приятные эмоциональные переживания, а тем самым в общую мотивацию школьников включается новый стойкий мотив к данной деятельности.

        Например, нужно сформировать мотив – интерес к выполнению упражнений. Нужно, опираясь на имеющуюся у учащихся потребность выполнять требования взрослых, учитель организует самостоятельное выполнение упражнений так, чтобы гарантировать полный успех каждого ученика в этом деле (допустим, учащимся даются заведомо легкие упражнения). Это повторяется до тех пор, пока ученики обретут полную уверенность в своих возможностях. Затем учитель говорит, что  теперь даст им сложные задания, но на самом деле это будут достаточно легкие упражнения, посильные для каждого. Тем самым у учащихся постепенно крепнет удовлетворенность от самостоятельного выполнения упражнений. Так удается формировать стойкую положительную мотивацию к этому виду деятельности.

        Другой путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой «форме» побуждений, идеалов, содержания направленности личности, которые, по замыслу воспитателя, должны  у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие.

        Этот путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играет среда, в которой живет и действует ученик, т. е. взгляды, убеждения, традиции, которые приняты в этой среде. Когда ученик видит, что окружающие относятся к тому или иному объекту (например, к знаниям по какому – либо предмету) как к особой ценности и направляют свою деятельность на овладение этим объектом, то и он перенимает этот взгляд на данный объект. Тем самым  у него возникает особое теоретическое отношение к этому объекту как к некой ценности и потребность в овладении им, т. е. возникает новый стойкий мотив.

        По мнению Г. И.  Щукиной, «мощным побудителем активности личности» являются интересы.(20, 6). Она показывает, что познавательный интерес может быть средством обучения, выступать в качестве мотива, на более высоком уровне становится свойством личности. (20, 6 – 13). Учет интересов школьника нужен и с другой точки зрения: интересы – это такие качества личности, при которых формирование индивидуальных различий является социальной воспитательной задачей.

        Однако, очевидно, что, как бы ни был хорошо организован учебный процесс, но, если у данного ученика нет желания воспитываться, развиваться, совершенствоваться, нет потребности учиться, то и такой учебный процесс может оказаться неэффективным в отношении данного ученика. Несомненно, учение каждого ученика должно быть победным, но это должно достигаться не облегчением учения, не избеганием трудностей, а их преодолением.

        Для каждого учителя проблема результативности его труда очень важна, поэтому снова и снова встает вопрос о развитии познавательной активности учащихся, о путях повышения качества преподавания.

        Но какие бы приемы и методы не рождались, они будут малоэффективными, если в процессе приобретения знаний для него не станет нужным,  важным, интересным сам процесс получения знаний. Одним из средств пробуждения к учению является занимательность.

Самый незанимательный урок можно сделать занимательным как игра во внимание, как соперничество в памяти, находчивости, сообразительности и т. п.

        Здесь занимательность выступает как метод.

Внутренняя занимательность должна выступать на первое место. Глубокий анализ грамматического материала с точной постановкой цели и задач тем способен помочь учителю добиться сочетания внутренних и внешних мотивов, направляющих учебную деятельность школьников. Это крайне важно в ситуации, когда нарастает отчуждение школьников от предмета. Язык скучен и неинтересен учащимся, несмотря на методические находки учителя. В чем причина неадекватности количества новаций качеству обучения? Наблюдения на уроках показывают, что интерес создается методическими средствами, далекими от сущности грамматического материала, т. е. от языка. К ним относятся формы урока (уроки – путешествия, уроки – игры, уроки – загадки, уроки – консультации), методы организации деятельности учащихся (групповые, индивидуальные, коллективные), подборка текстов эмоционального характера в качестве дидактического материала, ТСО, ИКТ. Эти средства часто заслоняют саму тему, поэтому типичен вопрос учащихся: «А мы сегодня будем играть, путешествовать, работать группами и т. п.?»

        Важность этих средств несомненна, но они должны играть вторичную роль по сравнению с учебным материалом. Необходимо формировать у школьников интерес к самому языку, к познавательной стороне урока, а не его формам. Новизна и форма урока создают неустойчивый интерес, поэтому учитель вынужден постоянно искать «внешние разнообразия». В таких условиях создание мотивационной формы крайне затруднительно. Анализ грамматического материала включает слагаемые мотивационной сферы: смысл, мотивы, цели, эмоции, интересы.

        Акцентированные методическими приемами эти компоненты, меняясь ролями в ходе изучения темы, формируют долговременный интерес к языку, помогая учащимся овладеть культурой устной и письменной речи, выявляя духовную сущность языка.

        Интерес к урокам русского языка возникает тогда, когда учениками осознается необходимость, практическая значимость изучаемого материала. Например, когда ребенок поймет, что умение правильно членить слово поможет ему в написании самостоятельных частей речи, он будет вдумчиво и осознанно проводить морфемный разбор.

        В каждом разделе курса русского языка заключены большие возможности формирования учебно – познавательных интересов детей, развития их любознательности. Словообразование  не является исключением. Этот раздел языкознания помогает полно создать картину жизни, движения,  изменения языка, помогает показать взаимосвязь разных уровней языка.

        Одним из эффективных примеров формирования учебно – познавательных интересов при изучении словообразования является использование мною на практике дидактического материала индивидуально – авторских образований и различных видов омонимов.

        Как мне кажется, это как раз то новое в учебном материале, что, безусловно, вызовет особый интерес у ребят при изучении некоторых тем. Авторские неологизмы необычны, эмоциональны, позволяют проникнуть в тайны творческого процесса создания слов художником. Индивидуально – авторские преобразования помогают заострить внимание на значении слова, подчеркнуть особенности языка литературного персонажа и, самое главное, развивают способности самостоятельно анализировать, классифицировать наблюдаемые языковые явления, повышают общеязыковую культуру  учащихся, подвигают их на творчество.

        В качестве занимательного учебного материала могут использоваться шутки, каламбуры:

                                   Доктор выслушал младенца,

                                   А потом и говорит:

                                 -Инфлюэнца симуленца,

                                 Притворенца, лодырит…

                                                                      С. Маршак

Такие каламбуры забавны, привлекают внимание ребят; их можно использовать в упражнениях на формирование словообразовательных, грамматических, правописных правил.

        Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется множество методов и приемов организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, методы поискового характера, а также методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя, - каждый из которых обладает не только информативно – обучающим, но и мотивационным воздействием.

        На практике учителя обращаются к стимулирующему влиянию содержания обучения, к познавательным играм, к учебным дискуссиям, к сопоставлениям с жизненными ситуациями, к созданию ситуаций успеха в учении, т. е. набору тех форм учебной деятельности, которые можно охарактеризовать как приемы. Их роль положительна и эффективна в том случае, если они вызывают у учащихся подлинный интерес, творческий подъем, создают атмосферу творческих поисков.

        На современном этапе школа встает перед самой, видимо, главной проблемой образования: как выпускать не «натасканных» детей, а детей, способных продолжать учиться самостоятельно в течение всей жизни, как этого требует нынешнее время.

        Трудно ожидать скорого и легкого решения этой задачи – слишком много стоит за старыми традициями: большая накопляемость классов, заставляющая учителя работать с «массой», требующие усовершенствования  учебники.

        Учитель привык преодолевать сопротивление учеников. Нормальным стало учиться через «не хочу», естественным – стремление скорее уйти с урока.

        Именно поэтому каждому педагогу необходимо стремиться не только к обновлению содержания образования в рамках необходимого стандарта обучения, но и применять различные методы и приемы стимулирования и мотивации учения школьников, чтобы каждый из них чувствовал уверенность в своих силах, ходил в школу с удовольствием и чувствовал потребность в получении знаний, которые помогут ему безболезненно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях общества, а если нужно, то и переучиться, чтобы занять свою нишу и не прожить жизнь бесполезно.

Литература:

  1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., 2001.
  2. Маркова А. К. Психология труда учителя. – М., 1993.
  3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1993.
  4. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. – М., 2001.
  5. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания

Учащиеся коррекционной школы слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы у...

Статья "Выбор методов обучения для учащихся с разными стилями познавательной деятельности на уроках русского языка"

В статье идёт речь о том, какие виды работ лучше использовать на уроках русского языка, чтобы задействовать всех учащихся. Рассматриваются преимущества разного вида работ: анализа текста, восстановлен...

статья. "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

Использование заданий открытого типа как путь к осознанному образованию: развитие мотивации к творческой деятельности на уроках русского языка.

В течение последнего десятилетия в образовании происходят изменения. Слова «реформа», «модернизация» у всех на слуху. Учителя и ученики привыкли к быстрой смене событий. Эта привычка (как к позитивным...

Игра как один из видов учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка

Игра как один из видов учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка...

ЦИФРОВАЯ ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК МЕТОД МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

В статье рассмотрены аспекты применения цифровой геймификации, позволяющей учитывать интересы и особенности восприятия учеников: вариативность, интерактивность, визуальная подача информации. Проведен ...