Активизация творческой деятельности на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

В статье описаны методы активизации познавательной  и творческой деятельности на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация творческой деятельности на уроках русского языка и литературы

Главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе  сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями - способностью удивляться и познавать, умением находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленностью на открытие нового, способностью к глубокому осознанию своего опыта. Русский язык и литература среди других учебных дисциплин имеют особое значение, так как интерес к «родному» способствует не только решению частно-предметных задач, но и воспитанию гражданина-человека, понимающего и любящего родной язык, родную культуру, воспитанию творческой личности.

        Работа над проблемой развития творческих способностей школьников на уроках русского языка и литературы в школе идёт по многим направлениям. Одно из них связано с включением в процесс обучения эмоционального фактора. Интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса составляют единое взаимосвязанное целое. Эмоциональное помогает рациональному – захватывает, увлекает. Многообразные и увлекательные формы проведения урока должны найти место при изучении русского языка и литературы, потому что это не просто развлечение, а особый эффективный способ постижения сложных языковых явлений и понятий. Кроме этого разнообразные типы уроков развивают ум и творческие способности учащихся, так как учат выбирать из различных вариантов наилучший. Такие уроки формируют волю, активность, самостоятельность, коллективизм, обогащают чувства, дают возможность испытать радость от сознания собственных сил, серьезно продумать свое личное отношение к проблеме и осмыслить связь прочитанных произведений с жизнью. Задача учителя – найти и развить такие формы учебной работы, которые объединили бы учителя и учащихся в один творческий коллектив, повысили роль самостоятельной деятельности учащихся в процессе учебной работы. Руководящая роль учителя при этом приобретает ещё большую значимость.

Метод упражнений, весьма активно «работает» на уроках русского языка,  например в групповых формах работы. Воспитание у школьников самостоятельности, инициативы, развитие их творческих возможностей, трудно представить без использования методов, включающих элементы исследования, самостоятельного добывания знаний, вырабатывающих умение принять их в новых условиях, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Существенная роль в активизации творческой деятельности школьников принадлежит использованию учителем на уроках русского языка и литературы творческих заданий. Ученик, выполняя задания учителя, может руководствоваться определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может самостоятельно выбрать из предложенных вариантов (активно-подражательная деятельность), может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Важно учитывать все эти виды деятельности учащихся.

1. Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.

 Например, учащимся предлагается задание: вставить в текст упражнения буквы - стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:

Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?

       Это эвристический вопрос, поиски ответа на который многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Происходит попутное повторение, причём, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания.

При письменном выполнении задания учитель видит, какие орфографические правила трудны для данного ученика: именно они выделяются при составлении упражнения. В дальнейшем полученные учителем сведения послужат своего рода стартовой площадкой для индивидуальной работы с учеником по орфограммам.

        Эвристические задачи могут быть предложены и для домашней работы, причем ученик должен иметь право выбора любого варианта задания.

Например, к первому вопросу (о самостоятельных и служебных частях речи) предлагается следующая задача:

- Почему ученик не понял вопроса учителя?

Неожиданный ответ

Спросил учитель: «В слове «паровоз»
»Где корни? Кто ответит быстро?»

«В нем нет к ... рней, но много есть к... лес,

 И есть еще два сменных машиниста.

           Решая эту задачу, дети овладевают умением соотносить предметы реальной действительности и слова, называющие эти предметы.

          Другое эвристическое задание направлено на формирование у обучающихся обобщенных лингвистических умений:

 «Докажи, что слово «животное» является именем существительным».

2. Творческие задания для организации работы над ошибками

          Ряд учащихся делает ошибки в определенных местах, в определенных словах, причем нередко это объясняют невнимательностью, что не всегда справедливо. Обнаруженные у вполне внимательных учеников традиционные ошибки требуют индивидуальной работы. Если такая работа организована как творческая, она устраняет механическое воспроизведение знания и   активизирует познавательную деятельность.

Например, учащемуся, делающему ошибки в притяжательных прилагательных, предлагается работа с географической картой: «Ты летишь на вертолете, смотришь вниз и сверяешь курс с картой». При этом ученик должен выписать названия деревень и поселков на -ино и (если окажется) на - ено. После этого он самостоятельно делает вывод о наличии буквы u в словах подобного типа, где ранее допускал ошибки.

Когда ошибка сделана, учитель требует её прокомментировать. Но отклик будет чисто формальным, если он основан на навязываемой позиции: «Почему не так?» Важно, чтобы была избрана аргументированная позиция: «В силу чего ошибка сделана?»- или творческая: «Ошибка ли это?».

 Диалог при этом ведется как проблемно-поисковый, обнажающий логику и психологию орфографического мышления учащихся и позволяющий избегнуть долгого поиска нужного правила. При творческом взаимодействии происходит выявление ассоциаций, корректирующих речевое поведение учащихся. При этом не только ликвидируются стереотипные ошибки, но и формируются нестандартные решения, приводящие процесс мышления к оптимальным формам и речевым структурам.

    Риторическая технология дискуссии, поддерживаемой учителем, приведет ученика к самостоятельному открытию.

    Многие задания формулируются как призыв к активному диалогу и совместному поиску истины.

     Объясняю задание, проецируя текст на экран: «Я подчеркнула буквы, написание которых нуждается в уточнении. Попробуем объяснить выбранный нами вариант написания».

    Если это не контрольная работа, подчеркиваются не только нарочно сделанные ошибки, но и случаи правильного написания. Зная это, школьник с риторически пассивной позиции «обучаемый» перемещается на активную позицию «собеседник». В процессе аргументации он сам отыскивает ошибки и попутно припоминает условия написания подчеркнутых букв - не правила, а модели их применения. Проблемно-поисковая беседа приводит в этом случае к самостоятельному исправлению ошибок, а красный цвет в тетради становится сигналом, заостряющим внимание и призывающим к активному размышлению. Г.Г. Воробьёв подчеркивает: «Когда учитель не совсем уверен, что получит нужный ему ответ, он ... дарит идею. Дарить - в данном случае означает, что ... получивший не догадывается о дарении, полагая, что это его собственная идея. Как известно, свои идеи больше волнуют, увлекают и побуждают к самореализации». [1, с.61.]

Стандартная работа над ошибками создает психологический дискомфорт, поскольку не учитывает сомнения и вопросы, нередко возникающие у ребят. Необходим отклик, которого в этом случае учитель не слышит, да и не предполагает. Творческая работа над ошибками, наоборот, делает возможным отклик: она действительно актуальна для ученика.

3. Графические диктанты - давно используются учителями как средство повышения пунктуационной грамотности. При выполнении этого задания учащиеся вместо предложений, диктуемых учителем, записывают схемы, графически объясняя расстановку знаков препинания. В качестве дидактического материала при проведении графических диктантов можно использовать предложения (или небольшой текст), выписанные из какого-либо произведения детской художественной литературы. Желательно подобрать предложения с интригующим содержанием, чтобы ученикам интересно было узнать, о чем это произведение. После записи схем, перед тем как провести их проверку, учитель просит учеников подумать, откуда взяты эти предложения (имя автора и название книги).

В дальнейшем на дом вместо упражнения дается задание самим подобрать текст (или отдельные предложения) для графического диктанта, указать название книги и ее автора, рядом с каждым предложением записать схему, объясняющую расстановку знаков препинания. У учителя появится еще одна возможность узнать о том, какие книги читают его ученики. Наиболее удачно составленные диктанты используются при  работе в классе. Для учеников это служит дополнительным стимулом творчески относиться к домашнему заданию.

Таким образом, каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желание раскрыть свою личность. Иными словами, необходимо как можно чаще давать ученику возможность побывать в роли автора, принимая его позицию.

Список литературы

  1.  Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст]/ П.П. Блонский// В 2-х т. Т.1/  Под редакцией А.В. Петровского. – М.: Педагогика. – 1979. – 368 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Аннотация к статье«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» Автор  учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ Тагиро...

Из опыта работы Т.Н.Лукьяненко "Активизация мыслительной деятельности" на уроках русского языка и литературы"

Проблема актуальности мыслительной деятельности учащихся остаётся актуальной уже более двух веков. Введение аттестации выпускников в форме ЕГЭ требует особой подготовки учащихся. Я предоставляю матери...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...