урок "Сложные предложения. Союз чтобы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Газизова Гузель Мавлетяновна

Урок русского языка проводился в 5 классе II отделения (для слабослышащих детей). На уроке нужно обязательно проводить фонетическую зарядку, проверку слуха и развитие слухового воспиятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_fevralya.docx671.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сложные предложения. Союз ЧТОБЫ

Цели: формировать понятия:

-с помощью чего соединяются части сложного предложения;

-какую роль в сложном предложении играет союз  чтобы;

 -развитие умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;

-развивать умения отличать простые предложения от сложных;

-работать над развитием речи, над произношением, над пополнением                                                         словаря учащихся.

Оборудование: учебник, таблицы, схемы, карточки, школьный толковый словарь.

Ход урока

  1. 1. Проверка слуха

2. Фонетическая зарядка:

С  - С – С

СА – СО – СИ –СУ

СЛОВО,  МЕСТОИМЕНИЕ,  ЧИСЛО,  ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Слова я, ты, он, она, оно, мы, вы, они называются местоимениями

                     3. РСВ.

1) Какие слова называются местоимениями?

2) На что указывают местоимения?

3) Назовите местоимения 1-го лица

4) Назовите местоимения 2-го лица

5) Назовите местоимения 3-го лица

6) Местоимения какого лица различаются по родам?

  1. Проверка домашнего задания

Тетради с домашним заданием сдать на проверку

  1. Работа со словарным словом

Волнушка – съедобный гриб со светлой шляпкой 

 Волнушка – съедобный гриб со светлой шляпкой              

   В лесу мы нашли волнушки.

Грибник – любитель собирать грибы

Потянулись - пошли

Грибники потянулись в лес за грибами. (Грибники пошли в лес  за грибами)

  1. Новая тема

- Сегодня на уроке мы будем  работать над сложным предложением. Познакомимся с союзом чтобы. Будем учиться составлять предложения с союзом чтобы.

- Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Какое сегодня число?

  1. Записать на доске:

Девочка подошла к киоску, чтобы купить журнал.

Я ходил на стадион, чтобы  поиграть футбол.

Брат пошел в магазин, чтобы купить  хлеб.

Кто сможет сказать, какие это предложения?

Это сложные предложения. Они состоят из  из главного предложения  и придаточного предложения с союзом чтобы. Придаточные предложения с этим союзом отвечают на вопросы  зачем для чего? с какой целью?

Вспомните, главные предложения мы подчеркиваем прямой линией, а придаточные – волнистой.

- Внимательно прочитать правило на странице 26.

                 2. Работа с карточками:

            Раздать карточки с текстом , нужно в тексте найти сложные предложения с                            союзом чтобы , подчеркнуть главные предложения и  придаточные предложения

      Наступила грибная пора. Грибники потянулись в лес,  чтобы собирать грибы.

      Хорошо в лесу в ранний час. Я люблю ходить с братом  за грибами. Мы взяли корзины, чтобы складывать в них грибы.

        Я нашел кучку мохнатых волнушек. Прямо у дороги стоят в ряд молоденькие подберезовики. Брат увидел белый гриб. Он наклонился, чтобы сорвать белый гриб.

       Мы набрали полные корзины грибов и довольные пошли домой.

  1. Физкультминутка.
  2. Работа с вопросами.

Зачем ты ходил в аптеку?

Зачем Вова включил телевизор?

Зачем ты купил цветы?

Зачем Лена купила кисточки и краски?

Зачем мама взяла утюг?

Зачем ты взял молоток?

  1. Выбери правильный ответ

Он поехал на вокзал                                      в комнате не было холодно

Женщина обратилась к дежурной                купить билеты

Мужчина обратился в справочное бюро      взять ключ от комнаты

Старик лег на диван                                        узнать адрес школы

Он закрыл окно                                               отдохнуть после работы

  1. Работа с учебником
  1. Упражение 4 с.27 (письменно, к доске по цепочке)
  2. Упражнение 2 с.27 (устно)
  1. ВЫВОДЫ ПО УРОКУ

– Итак, ребята, вам понравилось работать на уроке?

- О каких предложениях мы говорили?

- С каким союзом познакомились?

- Из каких предложений состоит сложное предложение?

  1. Оценки за урок.

  1. Домашнее задание

С.26 првило, упр.5 с.28

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме:"Отличие союзов чтобы, зато,тоже, также от местоимений и наречий"

Разработка урока для учащихся 7 класса  где  даны примеры, после разбора которых учащиеся увидят отличие  союзов: чтобы, зато, тоже , также от местоимений и наречий....

Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Урок презентация поможет развить умение распозновать в предложении однородные члены....

"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

Использование мультимедио при изучении темы "Союз" (Правописание союзов также, тоже, чтобы).

Урок изучения нового материала.Цель: познакомить с новой орфограммой и сформировать определённые навыки и умения ею пользоваться....

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы, от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Урок в 8 классе.

Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречия и местоимений с частицами то, же, бы,; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато, подгот...

Карточки для индивидуальной работы по теме "Сложносочиненные предложения. Союзы и союзные слова". 9 класс

Данный материал позволяет отработать навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях. Отработать навыки разграничения союзов и союзных слов. Также можно использовать для промежуто...