Использование мультимедио при изучении темы "Союз" (Правописание союзов также, тоже, чтобы).
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок изучения нового материала.Цель: познакомить с новой орфограммой и сформировать определённые навыки и умения ею пользоваться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Использование мультимедиа при изучении темы «Союз».

(Правописание союзов также, тоже, чтобы)

Цели: - проконтролировать степень усвоения учащимися понятия сочинение/подчинение при изучении союза;

 - познакомить с новой орфограммой (правописание союзов также, тоже, чтобы);

 - сформировать специальные умения и навыки;

 - содействовать развитию умения выделять главное, составлять схемы предложений;

 - продолжить формирование навыка работы с различными источниками информации;

 - развивать самостоятельность мышления, умения применять новые знания при выполнении практических работ;

 -продолжить работу по воспитанию общей языковой культуры учащихся.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал.

Вступление

        Тема «Союз» в 7 классе представляет огромные возможности для расширения знаний учащихся по разделу «синтаксис». Само определение союза как служебной части речи, при помощи которой оформляется связь между частями сложного предложения, а также между отдельными предложениями в тексте, неумолима.

        Компьютерная поддержка позволяет разнообразить формы и способы предъявления материала с помощью моделирующих возможностей, цвета, графики. Учащиеся имеют возможность корректировать свою учебную деятельность, поэтому на уроке мы не столько формируем и усваиваем понятие, сколько выстраиваем его, то есть деятельность учащегося организуется как исследовательская. Таким образом, организуя урок как исследование, учитель не только знакомит учащихся с теми или иными научными понятиями, но и помогает понять их сущность, пути их образования и, следовательно, учит познавательной деятельности.

        На первом уроке учащиеся овладевают изучаемым понятием на уровне описания, то есть определяют, что это такое, выделяют общие и отличительные, существенные и несущественные признаки, явления, на основании которых союз можно было бы узнать. Сделать это можно пока только через объяснение. Результатом станут обобщённые теоретические умения преобразовывать понятие, использовать знания как элемент познания, то есть овладение методами познавательной деятельности.

        На этапе конкретизации изучаемого возможно применение технического средства обучения – компьютера – и использовать для тренировки и закрепления изучаемого материала. Это позволяет индивидуализировать учебный процесс.

        Данный урок по теме «Союз» - это 4-ый, а по теме «Правописание союзов» - 1-ый. Учащиеся уже знакомы с тем, что представляет союз как часть речи, что они бывают сочинительные и подчинительные, какие функции выполняет.

        Это урок изучения нового материала. Цель данного урока  - овладение учащимися новой орфограммой (правилами правописания союзов). Они должны подключаться к решению дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, к самостоятельной поисковой деятельности. В то же время это комбинированный урок:

-организация учащихся к занятиям;

-повторение изученного на предыдущих уроках;

-введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению;

-первичное закрепление нового материала и организация работы по вырабатыванию у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;

-домашнее задание и объяснение, как его выполнить;

- подведение итогов урока (рефлексия).

        Формы организации учебной деятельности:

-индивидуальная (презентации);

-фронтальная;

-групповая.

        Перспективное направление формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся является соединение в практике познания языковой системы с развитием связной речи. Включение сформированного лингвистического понятия (сочинит./подчинит.) и правописание союзов в целостную систему лингвистических знаний, умений и навыков формирует у  учащихся осознанное обобщённое понятие о союзе с учётом его значения, назначения и функций в предложении.

Ход урока.

1. На дом учащимся выдан текст о Кузьме Минине. Задание: выделить союзы; определить, какой он (сочинительный или подчинительный); построить схемы предложений.

Проверка домашнего задания:

-дома вам был дан текст, Послушаем его.

(чтение текста);

-вопрос:

- Кого же нашёл Минин для новгородского войска? (ответ: Пожарского)

-напомнит нам об этом историческом факте К. Она нам покажет и  прокомментирует небольшую приготовленную ею презентацию (просмотр презентации);

- обратите внимание на слайд, где говорится о Кузьме Минине.

-Как вы думаете, просто ли было убедить новгородцев пожертвовать своим состоянием? (нет).

-А какие же черты характера Минина помогли ему это сделать?(умный, энергичный, сам жертвовал своим капиталом, то есть подавал личный пример, чтобы люди поверили и пошли за ним).

-Какие союзы мы встретили в этой характеристике? (   ).

Союзы встретились нам и в домашнем тексте. Одним из заданий было построить схемы предложений, чтобы увидеть, какую функцию выполняют союзы. (проверенные схемы уже написаны двумя уч-ся на доске).

Мы проверяем свои тетрадочки: правильно +, неправильно -.

-Посмотрим, в чём кто ошибся?

-Ещё раз посмотрим на схемы? Какой из союзов чаще употреблялся в тексте? (и).

-Что мы знаем о нём? (   ).

-А вот Н. обобщил наши знания и создал презентацию, где в виде табличек рассказывает уже известное нам об этом союзе, но есть и что-то новое.

(просмотр презентации ученика).

-Обратите внимание  на последний слайд!

(И является синонимом для союзов да, тоже, также).

-Как пишутся эти союзы? (в одно слово).

2) Понаблюдаем над текстом.

-чтение текста, в котором выделены некоторые слова:

Чтобы хорошо учиться, надо быть организованным человеком.

        Прежде всего, необходимо стараться выполнять режим дня. Составьте его в сентябре и старайтесь выполнять в течение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам. Вначале лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

        Если у вас что-то не получается, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

        В свободное время побольше читайте. Полезно  также понравившиеся стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать язык, развивать память.

        В дальнейшей жизни организованность, сформированная ещё в школе, поможет вам и в дальнейшей учёбе, и на работе, и в личной жизни.

-На что вы обратили внимание? ( различное написание).

-Почему же встречаются различия в написании похожих слов? (не можем ещё чётко сформулировать, не знаем).

-Этот вопрос и будет темой нашего урока:

Правописание союзов

-Поможет нам разобраться в этом вопросе автор учебника (М.М. Разумовская. стр. 147. – чтение правила).

-Проверим и объясним написание выделенных слов .

- Кроме также мы увидели и другие союзы, которые можно спутать с другими частями речи. Какие? (зато, чтобы).

-Найдем их в нашем тексте и объясним их правописание.

- Всё, о чём мы сейчас говорили и прочитали в учебнике представлено в справочной табличке (посмотрим)

Отличайте

Союзы  также, тоже, чтобы

от сочетаний местоимений, наречий  с частицами

так же, то же, что бы

                                Сравните

Ель, пихта и сосна,                 Я думаю так же,

а также (=и) кедр и лист-                          как и вы. (наречие)

венница – хвойные деревья.

Творчество Чехова мне                           Ирбис – то же, что

тоже  нравится.                                          и снежный барс.

Повесь в кухне шторы,                        Что бы такое

чтобы было уютнее.                                 предпринять?

(здесь также, тоже,                                (здесь то же,

чтобы – союзы.)                                       что бы – местоимения

                                                                      с частицами)

-Мы её поместим в наш справочник (раздаётся каждому в напечатанном виде).

3). Зная теперь правило, поработаем с карточкой: раскройте скобки в данных предложениях и объясните правописание данных слов.

Работаем в парах, 5-7 минут.

Проверяем 1 пара – 1 предложение.

Задание: раскрой скобки и укажи часть речи.

  1. Я поблагодарил Дерсу (за)то, что он вовремя столкнул меня с плота.
  2. Приют наш мал,(за)то спокоен.
  3. Этим он спас мне жизнь, рискуя так(же), как и я.
  4. На дворе всё так(же) сверкали звёзды и сухой снег колол лоб.
  5. Я снова жил с бабушкой, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь, то(же) подобную сказке.
  6.  И завтра то(же), что вчера.
  7. Я пришёл, что(бы) поговорить с вами о деле.
  8.  Что(бы) я ни делал, всё было напрасно.

4) Аналогичное задание вы выполните дома: (п.24, стр.146-147, упр.329 (1,2).

5). И всё-таки, как бы мы не ставили знаки равенства между союзами, в предложениях текста для чёткого смысла требуется всегда определённый союз, несущий свою окраску.

В тексте вставьте, где вы считаете уместным и необходимым союзы также, тоже, зато.

Мало было собрать войско: надо было его снабдить хорошим оружием.

В те времена  в бой люди выходили в кольчугах. Это были рубашки из маленьких  металлических колец: такая кольчуга не стесняла движения, защищала от ударов. Иногда на грудь накладывали железные  латы (панцирь). На голову надевали шлем. К нему сзади привешивалась металлическая сетка, защитить шею и не мешать ей поворачиваться. Спереди от шлема шла особая железная стрелка, защищать переносицу.

- Проверяем!

-А вот как получилось у меня! (слайд с текстом).

Вывод: текст мы с вами прочитали и без союзов и с союзами. Зачем же они нам нужны в речи? (союз необходим для связи предложений и частей предложений в тексте. Чтобы текст не рассыпался на бессмысленные части).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО

Данная методическая разработка (конспект урока) знакомит учащихся 7 классов с правописанием союзов тоже, также, чтобы, зато; формирует умения отличать эти союзы от омонимичных частей речи....

Конспект урока по русскому языку на тему "Отличие союзов также, тоже, чтобы от сочетаний так же, то же, что бы".

Данный урок знакомит с правописанием союзов также, тоже, чтобы,  формируя умение отличать союзы от сочетаний так же, то же,  что бы. Учит  пользоваться приёмами проверки слитного написа...

Открытый урок на тему «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы»

Урок русского языка в 7 классе.Цели урока:1. сформировать умения различать производные союзы и омонимичные им слова.2. научить правильному правописанию союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.3. совершенствовать ...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато"

Разработка урока русского языка по теме «Правописание союзов тоже, также, зато»   предназначена для изучения нового материала в 7 классе общеобразовательной школы.Целью методической разработ...

НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО

Презентация к уроку русского языка в 7 классе...

Технологическая карта урока по теме "СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ", 7 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  ОБЩАЯ ЧАСТЬПредмет –русский языкКласс  - 7 Тема урока - СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫПланируемые образовательные результатыПредметныеМетапредм...

Проверочная работа по русскому языку для 7 класса по теме: «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»

Проверочная работа по русскому языку для 7 класса  по теме: «Слитное написание союзов     ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»...