Конспект урока "Этимологические словари"
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс) на тему
Цель урока: познакомить школьников со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистических фактов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etimologicheskie_slovari._konspekt_uroka.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10-ом классе
Тема урока: «Этимологические словари» (10 класс).
Цель урока: познакомить школьников со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистических фактов.
Задачи:
- познакомить школьников с понятием «этимологический словарь», показать его отличие от толкового словаря;
- формировать у школьников навыки работы с этимологическими словарями, формировать умение применять сведения из этимологии при объяснении фактов лексики, словообразования, орфографии;
- воспитывать у школьников интерес к русскому языку как учебному предмету, уважение к историческому прошлому Родины.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слово учителя:
Французский писатель Анатоль Франс справедливо назвал словари «вселенной, расположенной в алфавитном порядке». Наш сегодняшний урок посвящён этимологическим словарям. В своей учебной деятельности и повседневной жизни школьники в основном обращаются к толковым и орфографическим словарям и довольно редко используют этимологические словари. А ведь они дают богатый материал для размышлений, познания русского языка, понимания менталитета, обычаев и традиций русского народа.
Цель нашего урока – выявить особенности этимологического словаря, раскрыть способы его применения.
2. Актуализация знаний
- Вспомним, что изучает этимология?
В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» дается следующее определение термина «этимология»:
«Этимология (греч. etymologia, от etymon – истина, logos – слово, учение) – 1) раздел языкознания, изучающий происхождение слов; 2) совокупность исследовательских приемов, направленных на раскрытие происхождения слова, а также сам результат этого раскрытия; 3) происхождение слова.
Учащиеся записывают в тетради определение термина.
Учитель: Этимология возникла в Античной Греции. Одним из первых учёных, который специально писал об этимологии, был древнегреческий философ Платон. Он стремился связать этимологию с проблемой происхождения языка. В Древнем Риме вопросами, связанными с происхождением слов, занимался учёный Варрон. В его сочинениях мы находи интересные мысли об изменениях значения слова, о разграничении исконных и заимствованных слов.
3. Объяснение нового материала
Выявление специфики этимологических словарей
Итак, цель этимологии – выявление происхождения слова. Часто нашего жизненного и лингвистического опыта бывает недостаточно, чтобы правильно определить происхождение слова. Вот тогда на помощь нам приходят этимологические словари.
В чём же состоят особенности этимологического словаря?
Задание.
Сравните словарные статьи в этимологическом словаре и толковом словаре. В чём их различие?
Учащиеся находят в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова и в «Школьном этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского и др. (или в других школьных этимологических словарях) словарные статьи к слову ровесник и зачитывают их.
1. РОВЕ́СНИК, -а, м., кого. Человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник. Он мой ровесник. Мы с ним ровесники. // ж. рове́́сница, -ы [Ожегов, 1990: 679].
2. РОВЕСНИК. Искон. Суф. производное от ровесный «одинаковый по годам», суф. образования от той же основы, что ровный (см.) [Шанский, 2004].
РОВЕ́СНИК. Того же корня, что ровный. Образовано от древней основы ровес- с суффиксом -ес- (как в словах небеса, словеса, телеса). Ср. слово ровня «человек, равный другому по каким-либо признакам (социальному положению, физическим качествам и т.п.)» [Рут, 2003: 343].
Вывод: в статье толкового словаря объясняется современное значение слова, даются сведения об его употреблении и произношении. В статье этимологического словаря даются гипотезы происхождения слова.
- Что такое этимологический словарь? Сформулируйте определение.
- Этимологический словарь – словарь, содержащий слова с объяснением их происхождения.
К истории этимологических словарей
Учитель: Крупнейшим из современных законченных этимологических словарей считается «Русский этимологический словарь» Макса Фасмера.
Макс Фасмер, немецкий ученый, всю жизнь посвятил составлению этимологического словаря русского языка. Не один год он собирал материалы для задуманного словаря, делал многочисленные выписки из всевозможных публикаций, сверял результаты исследований различных ученых, сам проводил сравнения, сопоставления, предлагал свою этимологию отдельных слов. Наконец в 1938 г. М. Фасмер приступил к написанию словарных статей. Работа длилась несколько лет. Уже была готова значительная часть словаря. И вдруг в январе 1944 г., когда еще шла вторая мировая война и снаряды рвались уже на территории Германии, во время одной из бомбежек погибли все рукописи ученого и его библиотека. Казалось бы, все кончено. Но упорство и труд совершают чудеса. М. Фасмер не опустил руки. В голодные послевоенные годы он по крупицам восстанавливает потерянное.
«Русский этимологический словарь» Макса Фасмера отличает исчерпывающий характер этимологической части словарной статьи. Автор стремится дать полную сводку этимологий, выдвигает собственные оригинальные этимологии.
На русский язык словарь М. Фасмера перевел русский языковед, известный своими фундаментальными работами, многочисленными статьями по этимологии, Олег Николаевич Трубачев. Во многих статьях он дал свои дополнения, уточнения.
Самый распространенный современный этимологический словарь – это «Краткий этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского, В. В. Иванова, Т. В. Шанской, впервые изданный в 1961 г. В нем объясняется происхождение свыше шести тысяч наиболее употребительных слов. Это первый научно-популярный этимологический справочник в русской лексикографии, то есть история происхождения слов изложена в нём понятным и доступным для непрофессионалов языком.
В настоящий момент существует множество этимологических словарей, написанных специально для школьников. Сюда можно отнести: «Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов» Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой, «Этимологический словарь русского языка для школьников» Марии Эдуардовны Рут и др.
Словарная статья этимологического словаря
- Давайте же выявим, в чём состоят особенности этимологических словарей, отличающие их от других лингвистических словарей.
Найдите в этимологическом словаре историю происхождения слов. При чтении словарной статьи обратите внимание на наличие в ней структурных элементов, выделенных Н.М. Шанским.
Класс делится на варианты. Каждому варианту даются слова для работы с этимологическим словарём:
1 вариант: алгоритм, гордый, польза;
2 вариант: беседа, газета, радуга;
3 вариант: бравый, мысль, русый;
4 вариант: важный, лёгкий, оранжевый;
4. Закрепление материала
Слово учителя:
Этимологические словари дают много знаний. В них показывается возникновение слова и вся его жизнь, раскрывается его биография. Из этимологических словарей мы узнаем, как образовалось слово, каким был раньше его морфемный состав, какие слова являются для него родственными. Если слово заимствовано, то мы можем узнать, как оно попало в русский язык, когда и из какого языка пришло к нам.
Сообщение ученика
Цель моего сообщения – раскрыть историю происхождения слова стёжка, выявить исторически родственные для него слова.
Наверное, каждый из вас слышал песенку:
Позарастали
Стежки-дорожки,
Где проходили
Милого ножки...
В этимологическом словаре мы узнаём, что слово стёжка образовано с помощью уменьшительного суффикса от древнего слова стьга, имеющего значение «тропа, дорога». Существует ещё слово стезя, которое обычно употребляется только в книжной речи. Например: следуй стезёй правды! Слово стезя – это то же слово, что и стьга, но в старославянском варианте.
Родственными с точки зрения истории языка для слова стёжка будут слова: достигнуть, настигать, стежок.
Знаменитый учёный-лингвист Лев Васильевич Успенский, анализируя историю появления слова стёжка, приводит следующие примеры из классики.
Есть у А.С. Пушкина стихотворение, которое начинается так:
Когда для смертного умолкнет шумный день,
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень...
Слова стогна, встречающееся в этом отрывке, означает «улица, место, по которому ходят, шагают». Это очень старое слово. Слова стежка, стега́, стезя́ состоят в родстве со словом стогна.
В повестях Н.В. Гоголя встречается слово стегнышко. Это часть ноги, то есть того органа посредством которого ходят. Данное слово тоже будет родственным слову стёжка.
Как мы видим, все рассмотренные нами слова (стёжка, стезя, стогна, стежок, настигать, достигать, стёгнышко) связаны по смыслу с понятием о «ходьбе», движении куда-либо.
Упражнение
Учитель: Рассмотрим группы слов: борода – бор, висок – висеть, завтрак – утро, юг – ужин. Можем ли мы считать их родственными с современной точки зрения? Нет. Однако эти слова являются родственными по происхождению. Для того чтобы доказать их общность, найдём исторические корни в каждой паре слов, обращаясь к этимологическому словарю.
Приведём примерные ответы.
Слово борода образовано при помощи суффикса от индоевропейского корня *bher- со значением «колоть», «быть острым». От этого же корня образовались слова бор (первоначальное значение «сосна»), бороться. Первоначальное значение слова борода «колючая, режущая растительность на подбородке и щеках».
Слово висок образовано при помощи суффикса от исчезнувшего слова вис, производного от висеть. Первоначально висок означало «висящая прядь волос».
Слово завтрак образовано от за утро с помощью суффикса –ок. У изменилось в в, а -ок изменилось в –ак под влиянием аканья. Первоначальное значение «завтра» и лишь потом «утренняя еда».
Слово ужин образовано с помощью суффикса –ин- от древнего слова угъ, что означало «юг, полдень». Юг – это старославянский вариант русского слова угъ. При образовании слова ужин г изменилось в ж. Первоначальное значение слова – «полдник; еда в то время, когда солнце стоит на юге».
Вывод: этимология помогает выявить общее между словами, которые в современном русском языке не являются родственными.
Пока школьники работают над упражнением, два ученика выполняют индивидуальные задания, которые затем проверяются на доске.
Индивидуальное задание № 1
1. Глагол зябнуть означает «испытывать чувство холода». От этого глагола образовано бессуффиксальное существительное зябь – «поле, вспаханное с осени для посева весной». При помощи этимологического словаря определите, как образовалось слово зяблик и почему эта птичка так названа.
2. В стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» читаем:
... внял неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
В современном русском языке слово прозябать имеет значение «вести жалкую, бедную или бессодержательную, бесцельную жизнь». При помощи этимологического словаря определите первоначальное значение этого слова. Что хотел сказать А.С. Пушкин, употребляя это слово в своём знаменитом стихотворении?
Индивидуальное задание № 2
1. Почему в слове мозжечок пишется сочетание зж, а не жж, как произносится?
Почему в слове бутсы пишется сочетание тс, хотя произносится на месте его ц? [Потиха, 1972: 71].
2. Как лучше запомнить правописание слов: аккуратный, багряный?
Упражнение
Учитель: В некоторых случаях история языка позволяет выявить мировоззренческие представления наших предков. С какими конкретными физическими действиями и состояниями связано первоначальное значение корней слов горе, печаль, стыд, тоска? [Потиха, 1972: 69].
Для того чтобы ответить на этот вопрос, при помощи этимологического словаря подберите к указанным выше словам исторически родственные слова, выявите первоначальное значение слов.
Приведём примерные ответы.
Слово горе восходит к тому же корню, что и глагол гореть. Слово горе первоначально означало «то, что жжёт».
Слово печаль родственно глаголу печь. Первоначальное значение слова печаль – «то, что песёт, жжёт душу».
Слово стыд связано с корнем глагола студить (ы и у в этом случае чередуются). Чувство стыда ассоциировалось в сознании наших предков с ощущением холода, застыванием.
Слово тоска того же корня, что и слова тощий, тщетный. Первоначальное значение слова – «пустота». Тоска ассоциировалась у наших предков с ощущением пустоты в душе.
Вывод: первоначальное, уже забытое нами, значение слов доносит до нас мысли и традиции предков.
5. Подведение итогов урока
Учитель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение С.Я. Маршака «Словарь». Согласны ли вы с пониманием назначения словаря, которое выразил в своём произведении знаменитый поэт? Можно ли применить эти слова к этимологическим словарям?
Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...
В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
6. Домашнее задание
Создать презентацию, иллюстрирующую историю происхождения интересующего вас слова. При выполнении домашнего задания необходимо обращаться к школьному этимологическому словарю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ
В гостях у словарей Цель урока.1. Учить детей пользоваться разными словарями как помощниками в углублении знаний по предмету.2. Развивать у учащихся интерес к предмету, что в значител...
Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»
Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...
конспект урока по теме "Словари русского языка"
методический комплекс включает в себя конспект, презентацию и оценочный лист занятия по теме "Словари русского языка"...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ В0 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С-Ш, РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ПО ТЕМЕ «ПОСУДА» У ДЕТЕЙ С СНР СРЕДНЕЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ».
Цель:Автоматизация и дифференциация С-Ш в речи.Расширение и активизация словаря по теме «посуда», развитие грамматического строя речи, связной речи. Коррекционно-образовательные задачи:-...
Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.
Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...
Конспект урока русского языка на тему: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».
Обобщающий урок по теме «Русская фразеология»....
Конспект урока «В гостях у словарей»
Урок-обобщение по теме «Лексика»...