Конспект урока «В гостях у словарей»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

 Урок-обобщение по теме «Лексика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

«В гостях у словарей». (Урок-обобщение по теме «Лексика»)

Цель: закрепить, обобщить знания учащихся по теме: «Лексика»; совершенствовать навыки работы со словарями; воспитывать интерес к книге, к слову.

Ход урока:

                                                                         Усердней с каждым днем гляжу в словарЬ

                                                                         В его столбцах мерцают искры чувства.

                                                                         В подвалы слов не раз сойдет искусство,

                                                                         Держа в руке свой потайной фонарь,

                                                                         На всех словах события печать,

                                                                         Они дались недаром человеку.

                                                                         Читаю: «Век. От века. Вековать.

                                                                          Век доживать. Бог сыну не дал веку.

                                                                          Век заедать, век доживать чужой…»

                                                                                                  С. Я. Маршак

-- Определите основную тему стихотворения. О чём оно?

Слово учителя (сообщение темы и целей урока):

          Сегодня мы окунёмся во всю красоту, богатство, великолепие русского языка (слова).

           К нам пришли словари. Познакомимся с ними. Они расскажут о начале своего рабочего дня, а вы определите, что за словарь перед вами.

Толковый словарь: «В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в слова комментатора. В его речи то и дело звучат слова: биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать всю свою эрудицию, чтобы растолковать. Биатлон -зимнее спортивное двоеборье. Фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур.»

Фразеологический словарь: «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки».

Словарь иностранных слов: «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова…Ну все пора за работу: думать, размышлять, соображать»

Словари подготовили задания, которые вы должны выполнить.

1.Индивидуальные задания.

1.Вставить буквы, подчеркнуть слова, употребленные в переносном значении. Как вы их понимаете?

На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать напиться.

2.Вставить буквы, найти и подчеркнуть устаревшие слова. Рассказать об устаревших словах.

Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

Весь класс:

Класс переводит устаревшие слова на современный русский язык.

3.А теперь познакомимся с новыми словарными словами. Их значения я выписала из словаря Пети Ошибкина. Согласны ли вы с их толкованием?

Лазурь – животное, лазающее по деревьям.

Розарий – человек, разоряющий гнезда птиц.

Фантастика – девочка, которая очень любит фанту.

-Найдите правильное лексическое значение слов, составьте с ними предложения.

-Каким словарем вы будете пользоваться?

2.Говоря о богатстве русского слова, вспомним, что такое омонимы, синонимы, антонимы.

Индивидуальные задания.

1.По словарю подбери антонимы к словам: благородный-(подлый), дружба-(вражда), надежда-(отчаяние), положительный-(отрицательный).

2.Расставить синонимы в порядке возрастания признака.

Свирепый, жестокий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой.

3.Весь класс.

1 вариант:замени в словосочетании прилагательные так, чтобы существительные в 1-ом и 2-м словосочетании стали омонимами.

Водопроводный кран-(подъемный ), вкусные лисички-(хитрые). Ржавый ключ-(быстрый), песчаная коса-(русая), гибкий лук-(злой)

2 вариант: найдите антонимы к прилагательным.

Близкий берег (далекий)- близкий человек(чужой), мелкая рыба(крупная)- мелкая река(глубокая).

3 вариант: подберите синонимы для характеристики смелого человека (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный.

4.Весь класс (устно)

Исправь речевые ошибки в тексте.

В первой четверти работа нашего отряда шла плохо. Дисциплина в классе тоже была плохая(не очень хорошая). Особенно плохо(шумно) вели себя на уроках рисования.

3.Красивой, неповторимой, образной делают нашу речь фразеологизмы.

Что такое фразеологизмы?

Индивидуальное задание.

Подберите фразеологизмы к словосочетаниям.

Усердно трудиться(засучив рукава), совсем близко (нос к носу, рукой подать).

Весь класс (устно)

1.Фразеологизмы замените словом-синонимом.

Ни свет ни заря (рано), мчаться на всех парусах (быстро), в час по чайной ложке (медленно), жить душа в душу (дружно), жить как кошка с собакой (часто ссориться), от горшка два вершка (маленький), Кот наплакал (мало), всыпать по первое число (наказать).

2.Отгадайте, какой фразеологизм изображен на рисунке. (Учитель демонстрирует рисунки)

4.Итог: какую роль играют в нашей речи омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы?

5.Лексический анализ текста.

Красота Мальчика-звезды принесла ему только зло. На детей Лесоруба он смотрел сверху вниз, потому что они низкого происхождения, а он – знатного рода. Он не испытывал сострадания к беднякам и нищим, недужным и увечным.

План разбора:

1.Есть ли в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова, а также слова, употребленные в переносном значении? Привести примеры.

2.Какова их роль в тексте?

6.Домашнее задание: составить словарь вежливых слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "В гостях у словарей"

На уроке происходит знакомство с различными видами словарей,их особенностями....

КОНСПЕКТ УРОКА В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ

В гостях у словарей Цель урока.1. Учить детей пользоваться разными словарями как помощниками в углублении знаний по предмету.2.  Развивать у учащихся интерес к предмету, что в значител...

урок "В гостях у Словарей"

конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "В гостях у Словарей"...

Конспект занятия " В гостях у словарей"

Цель урока: вызвать у детей желание пополнять свой словарный запас, научить их получать удовольствие от работы со словарями.Задачи: 1.Познакомить учащихся с серией школьных словарей их содержанием и с...

Конспект урока литературы по теме: "Словари."

Цели урока:Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике( лексическое значение слова, синонимы, антонимы, исконно русские и иноязычные слова); познакомить свидами словарей, с ...