Конспект по русскому языку "Разряды имён прилагательных" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Конспект включает изучение нового материала, его закрепление (первичное и вторичное). Материал включает работу с таблицей, текстом. Также в работе уделяется внимание проблеме русского языка в СНГ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razryady_imyon_prilagatelnykh.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Приморская средняя школа
Конспект урока на тему:
«Разряды имён прилагательных»
6 класс
Разработала:
учитель русского языка
Алексеева Е.А.
Тема урока: Разряды имён прилагательных
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный
Оборудование: учебник: учебник: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2009.
Цели урока: обучающая – научить школьников правильно различать разряди имен прилагательных, степени сравнения имен прилагательных;
развивающая – развить логическое мышление, письменную и устную речь;
воспитывающая – воспитать чувство патриотизма, толерантности, любовь к родной истории и культуре.
Оформление доски:
Россия Абхазия Белоруссия Украина Эстония Латвия Литва Киргизия | Двадцать пятое января Классный урок. Разряды имён прилагательных. Многонациональная Россия, российский паспорт, деревянная Россия. | Д/з – составить небольшой рассказ, используя прилагательные, определить их разряды и степени. |
Ход урока
1.Оргмомент (1 мин)
Задача: организовать внимание детей, рабочий настрой.
2. Проверка домашнего задания (5 мин)
Задача: проверить степень усвоения пройденного материала; актуализация опорных знаний.
Дома ученики повторяли способы образования аббревиатур, определение рода у аббревиатур. Выполняли таблицу «Степени имен прилагательных».
1. Все ли справились с домашним заданием?
2. Есть ли вопросы по домашнему заданию?
3. Орфографическая разминка (5 мин)
Задачи: 1. Воспроизвести знания, полученные на прошлых уроках.
2. Создать настрой для повторения материала.
Ученики записывают под диктовку предложение, выполняют синтаксический разбор, объясняют орфограммы.
Один ученик работает у доски.
СНГ было образовано 8 декабря 1991 года в белорусской столице Минск.
Вопросы ученикам.
- Назовите аббревиатуру в данном предложении.
- Определите способ образования аббревиатуры.
- Какой род аббревиатуры, аргументируйте ответ?
- Как расшифровывается аббревиатура?
- Что значит «Содружество независимых государств»?
- Какие страны входят в СНГ?
4.Изучение нового материала (10 мин)
На доске записаны словосочетания:
Многонациональная Россия, российский паспорт, деревянная Россия.
Вопросы ученикам.
- Какой признак обозначают прилагательные?
- Все ли прилагательные образуют сравнительную и превосходные степени?
- Какое прилагательное обозначает качество предмета, какой принадлежность?
Ученики читают параграфы 51-53 в учебнике, заполняя таблицу «Разряды имени прилагательного» по образцу:
Разряды | Вопросы | Признак, который обозначает | Особенности | Примеры |
качественное | какой (ая, ие, ое)? | признак, который может быть в меньшей или большей степени | образует степени сравнения, может сочетаться с наречиями очень, чрезмерно, слишком | тёмная, очень бледная, слишком высокий |
Вывод: у имен прилагательных выделяют три разряда: качественное, прилагательное, относительное. Каждый из разрядов имеет свои особенности и признаки.
5. Закрепление материала (15 мин)
Задача: отработка полученных знаний на практике.
1.На доске записаны страны, которые входят в СНГ, ученики записывают словосочетания с прилагательными трёх разных разрядов.
2. Работа с текстом (Приложение 1)
Вопросы по содержанию.
- Какова тема текста?
- Каков стиль текста? Аргументируйте ответ.
- Как вы считаете, оправдано ли название текста?
- Какие страны ещё входят в СНГ?
- Согласны ли вы с точкой зрения автора?
- Имеет ли значение для русского языка такая распространенность?
Задание к тексту.
- Выписать все прилагательные.
- Определить разряд и степень прилагательных.
- Трансформировать прилагательные по образцу:
Самостоятельное государство – самостоятельнее (простая сравнительная степень) государство, более самостоятельное (составная сравнительная степень) государство, чем другие; самостоятельнейшее (простая превосходная степень) государство, самое самостоятельное (составная превосходная степень) государство.
Вывод: прилагательные имеет разряды и степени. Могут иметь несколько степеней сравнения, за исключением относительных прилагательных. Разряды прилагательных могут быть переходными, обозначающих индивидуальный признак.
Выводы по тексту: с распадом СССР изменились не только политические взаимоотношения между странами, но и культуре. Распространение русского языка важно для сохранения нации, традиций и обычаев, несмотря на разобщённость народа. В силу исторических событий русский народ населяет различные страны, поэтому распространение русского языка – это та связь, которая объединяет всех представителей нации.
6. Подведение итогов (2 мин)
Задача: проверить степень усвоение нового материала, выявить достигнуты ли цели уроки.
Вопросы к ученикам:
1.Что нового вы сегодня узнали?
2. Что является главным при определении разрядов прилагательных?
Вывод: при определении разрядов прилагательных необходимо учитывать, какой признак обозначает прилагательное, какие особенности оно имеет.
Учитель выставляет оценки ученикам за работу в классе.
8. Инструктаж по домашнему заданию (2 мин)
Задача: объяснить цель домашнего задания и способ его выполнения.
Приложение 1
Проблемы русского языка в странах СНГ
Есть страны, с которыми мы состоим в общем союзном государстве, в некоторых из них русский язык является государственным. Например, Белоруссия – это единственная бывшая союзная республика, а сегодня самостоятельное государство, которое референдумом приняла такое решение.
В Киргизии, где русским языком владеют 80 процентов коренного населения, он признан официальным наряду с государственным киргизским языком.
Так же и в Абхазии, и Приднестровье русский язык является государственным.
В Таджикистане по Конституции русский назван языком «межнационального общения». В Конституции Казахстана указано: «…в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с «казахским» официально употребляется русский язык…».
В Армении, где русских и в прежние времена было немного в предпринимаются очень серьезные усилия по развитию русского языка, по сохранению русского языка в качестве необходимого для развития страны и народа. Открыт русско-армянский университет, Центр развития русского языка, постоянно проводятся конкурсы русского языка. Людмила Путина регулярно участвует в подведении их итогов.
В Латвии, Литве и Эстонии русский язык рассматривается наряду с иными языками национальных меньшинств или иностранными. В соответствии с реформой школьного образования в Латвии, русское образование в Латвии фактически уничтожается.
Таким образом, русский язык – это не только государственный язык Российской Федерации, но и тех, стран, которые некогда были единой могущественной державой. Сохраняя русский язык, мы бережём не только свою культуру, но и дружественный отношения со многими государствами.
(ссылка на материал: http://www.materick.ru/index.php?section=analitics&bulid=57&bulsectionid=4754)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"
конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и физминуткой...
Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"
Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....
Конспект урока русского языка в 3 классе школы 7 вида по теме: «РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Конспект урока русского языка по теме"Род имён существительных"....
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён существительных" (УМК "Школа России")
Урок построен необычным образом - учащимся предлагается создать свой выпуск газеты. При этом ребята и повторяют теоретический материал, и самостоятельно подбирают примеры, и редартируют текст....
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Словообразование имён прилагательных»
Тема: «Словообразование имён прилагательных»Класс: 6Цель: учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Третье склонение имён существительных"
На этом уроке обучающиеся познакомятся с признаками имён существительных третьего склонения, научатся распознавать имена существительные третьего склонения....