Русский язык. 5 класс. Словообразование.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
5 класс
Программа С.И.Львовой
Урок изучения нового материала
Основные способы образования слов в русском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_sposoby_slovoobrazovaniya_5_kl.docx | 38.93 КБ |
prilozhenie_k_uroku_sposoby_slovoobrazovaniya.pptx | 177.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Новомирская Людмила Владимировна, МБОУ СОШ №22 г. Шахты
Предмет Русский язык
5 класс
Программа С.И.Львовой
Урок изучения нового материала
Основные способы образования слов в русском языке.
Цель:
Создать условия для:
- развития лингвистической компетенции через умение строить устное высказывание по теме «Основные способы образования слов в русском языке», определять способ образования слов, выделять в ловах основные морфемы;
- развития коммуникативной компетенции на основе технологии обучения в сотрудничестве – умения объяснять изученный самостоятельно материал членам группы, умения оценивать собственный уровень освоения материала;
- воспитания эстетических чувств и эмоциональной сферы личности через знакомство с русской народной песней.
Ход урока
1.ОНУ Добрый день, ребята. Я очень рада вас видеть. Желаю вам и себе хорошего настроения на уроке.
Вы находитесь в группах по пять человек. У каждого из вас есть рабочий лист. Подпишите его. Мы будем использовать его в качестве рабочей тетради. К листам прикреплены номера. Они нужны будут нам для работы. На уроке нам понадобится учебник русского языка, ручка, карандаш, дневник.
2. Актуализация знаний.
Перед вами высказывание русского писателя Максима Горького. Прочитайте. Попытайтесь интонационно выделить ключевые слова. Как вы понимаете смысл высказывания?
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. (М.Горький)
3.Целеполагание.
Как вы считаете, за счет чего наш язык пополняется и обогащается? (слова заимствуются из других языков; новым предметам придумывают названия их создатели)
Ребята, а можем мы назвать тех, кто создаёт слова, их строителями?
Какой раздел лингвистики изучает строение слова? (морфемика).
Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним разделом науки о языке –словообразованием.
На рабочем листе есть шкала, напоминающая градусник. Заштрихуйте часть градусника, представив, что это ваши знания по данной теме.
Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
- Наша задача - провести небольшое исследование с целью выявления способов образования новых слов.
-А для чего, по-вашему, нам нужны эти знания? (Для совершенствования вашей речи). Итак, тема урока: «Основные способы образования слов в русском языке».
4. Изучение нового. Разделение на группы
Перед вами соответствующая схема. Как видите, она пуста. Нам необходимо ее заполнить теоретическими сведениями. Работа в группах, на мой взгляд, поможет нам это осуществить. У каждого из вас есть стикер с номером. Это номер вопроса, над которым вы будете работать. В каждой группе 4 человека и столько же вопросов по теме.
- Рассказать о словообразующих морфемах.
- Рассказать о приставочном способе образования слов.
- Рассказать о суффиксальном способе образования слов.
- Рассказать об образовании слов путём сложения.
Предлагаю обратиться к «интеллектуальному самоучителю?». Что я имею в виду? (учебник) параграф 37, стр.3-5.
В течение 10 мин. каждый из вас погружается в теоретический материал, чтобы выполнить задание. В рабочих листах вы представляете записи по изучаемому вопросу.
Я буду выступать в роли вашего помощника.
Встреча экспертов
Этот этап работы завершен. Каждый из вас стал своего рода экспертом в своем вопросе. Предлагаю организовать «Встречу экспертов». Ваша цель: сравнить записи, обсудить и выбрать оптимальный вариант представления информации. Время- три минуты.
Я вновь ваш помощник, консультант. …
Время истекло. Экспертам необходимо собраться в первоначальные группы для следующего этапа работы.
Взаимообучение
Наступил этап взаимообучения. Обменяйтесь приобретенными знаниями обо всех способах словообразования так, чтобы было понятно каждому. Задача ясна?
В своих рабочих листах вы можете сделать дополнительные записи.
5. Отчёт по изученному
А теперь подведем итоги. Вернемся к схеме.
- Рассказать о словообразующих морфемах.
- Рассказать о приставочном способе образования слов.
- Рассказать о суффиксальном способе образования слов.
- Рассказать об образовании слов путём сложения.
(Выходит отвечать 1 человек от группы)
- Дополнительное задание
Предлагаю вам текст – отрывок из русской народной песни.
Какая картина рисуется в вашем воображении?
Какое настроение передаёт эта песня?
Назовите морфемы, которые помогают выразить нежное, ласковое отношение к тому, о чём рассказывается в тексте?
Выпишите 3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, разберите их по составу.
От какого слова образовано каждое из них? Укажите способ словообразования.
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К праздничку дала:
Чашечку собачка
Моет язычком,
Мышка собирает
Крошки под столом.
По столу котище
Лапою скребёт,
Половичку курочка
Веничком метёт.
7. Итог урока.
Какому разделу лингвистики был посвящён наш урок?
Какую роль играют морфемы в развитии языка?
Какие способы словообразования вам известны?
8. Домашнее задание: Выполните упражнение №575 по заданию (прочитать в классе, объяснить принцип выполнения)
Вернемся к шкале знаний. Заполните ее настолько, насколько глубже стали ваши знания по теме «Основные способы образования слов в русском языке».
Дополнительный материал
Игры-шарады (ключ)
Цель – совершенствовать навык выделять морфемы в словах, конструировать слова, производить морфемный анализ.
Рабочий лист ____________________________________
Шкала знаний
Задание _____________________________________________
Теоретический материал | Примеры |
- Назовите морфемы, которые помогают выразить нежное, ласковое отношение к тому, о чём рассказывается в тексте?
- Выпишите 3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, разберите их по составу.
- От какого слова образовано каждое из них? Укажите способ словообразования.
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К праздничку дала:
Чашечку собачка
Моет язычком,
Мышка собирает
Крошки под столом.
По столу котище
Лапою скребёт,
Половичку курочка
Веничком метёт.
Шкала знаний
Игры-шарады
Цель – совершенствовать навык выделять морфемы в словах, конструировать слова, производить морфемный анализ.
Корень мой находится в цене, Корень извлечь из начинки несложно, Мой корень – родственник сраженья, | Корнем с дорогой роднится, Корень мой в сказке найдёте, В списке вы мой обнаружите корень, |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока Создать условия для: р азвития лингвистической компетенции через умение строить устное высказывание по теме «Основные способы образования слов в русском языке», определять способ образования слов, выделять в словах основные морфемы; р азвития коммуникативной компетенции на основе технологии обучения в сотрудничестве – умения объяснять изученный самостоятельно материал членам группы, умения оценивать собственный уровень освоения материала; в оспитания эстетических чувств и эмоциональной сферы личности через знакомство с русской народной песней.
I этап Разделение на группы (раздача пронумерованных рабочих листов)
II этап Задания группам по изучению теоретического материала (10 мин.) Рассказать о словообразующих морфемах. Рассказать о приставочном способе образования слов. Рассказать о суффиксальном способе образования слов. Рассказать об образовании слов путём сложения.
III этап Встреча экспертов 5 минут
IV этап Возврат в группы В заимообучение Д ополнительные записи в рабочих листах
V этап Отчёт по изученному (1 чел. от группы по выбору учителя)
VI этап Дополнительное задание Прочитайте стихотворение Какая картина рисуется в вашем воображении ? Какое настроение передаёт эта песня ? Н азовите морфемы, которые помогают выразить нежное, ласковое отношение к тому, о чём рассказывается в тексте? Выпишите 3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, разберите их по составу. От какого слова образовано каждое из них? Укажите способ словообразования.
Наша-то хозяюшка Сметлива была, Всем в избе работушку К праздничку дала: Чашечку собачка Моет язычком, Мышка собирает Крошки под столом. По столу котище Лапою скребёт, Половичку курочка Веничком метёт.
VII этап Самооценка на «шкале знаний» Оценивание учителем правильности выполнения практического задания в рабочих листах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...
Урок русского языка по словообразованию в 6 классе
Урок русского языка по словообразованию в 6 классе Перковой Л.М., шк. №23. г. Северодвинск...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...
Комментарии
Материал непростой для
Материал непростой для изучения. Вы же подаёте его в занимательной форме. Удачи Вам в работе и в личной жизни!!! Обязательно воспользуюсь данным материалом!
Большое спасибо!
Большое спасибо!