Рабочая программа по русскому языку (7 класс)
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_7_klass_2014g.docx | 55.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №7 станции Паницкая Красноармейского района Саратовской области»
Рассмотрено на заседании ШМО Утверждаю
протокол № _____ Директор МБОУ «СОШ 7
от «____»____________2014г ст.Паницкая»
Принято на заседании научно-методического БуроваМ.В.____________
совета приказ № ____ от________
протокол №
от «____»____________2014г
Рабочая программа
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7 КЛАССА
основного общего образования (базовый уровень)
Разработана Тарасовой Г.И.
учителем русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2014 -2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 7 класса составлена на основе программы «Русский язык.5-9 классы. В.В. Бабайцева, Е.И. Никитина, А.Ю. Купалова др. - М.: Дрофа, 2010».
Данная программа рассчитана на 4 часа изучения предмета в неделю.
Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы (темы): «Причастие», «Деепричастие», «Переход слов из одних частей речи в другие», «Служебные части речи», «Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие».
. Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Дата планир. | Дата фактич |
. | ||||
Введение. Русский язык как развивающееся явление | 1 | |||
Повторение пройденного в 5-6 классах | 9 | |||
Морфология. Причастие | 42 | |||
Деепричастие | 12 | |||
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие | 2 | |||
Служебные части речи | 1 | |||
Предлог | 13 | |||
Союз | 13 | |||
Частица | 20 | |||
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные | 1 | |||
Междометие | 3 | |||
Повторение изученного в 7 классе | 19 | |||
Итого |
| 136 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||||||||
Планир. | Фактич. | ||||||||||
Тема 1 ВВЕДЕНИЕ (2) | |||||||||||
1. | Русский язык как развивающееся явление | 1 | |||||||||
2. | РР 1. Обучение сочинению текста повествовательного характера на тему «Как я провёл лето» | 1 | |||||||||
Тема 2 ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (9) | |||||||||||
1. | Повторим морфологию. | 1 | |||||||||
2. | Повторение правописания окончаний сущ., прил., глагола | 1 | |||||||||
3. | Совершенствование навыков по синтаксису и пунктуации | 1 | |||||||||
4. | Способы выражения грамматической основы предложения. Роль второстепенных членов | 1 | |||||||||
5. | Пунктуация при союзе «и» | 1 | |||||||||
6. | Суммативный контрольный тест | 1 | |||||||||
7. | Анализ работ | 1 | |||||||||
8. | РР 2. Контрольное изложение | 1 | |||||||||
9. | РР3.Анализ работ.Работа над ошибками | 1 | |||||||||
Тема 3. МОРФОЛОГИЯ. ПРИЧАСТИЕ (42) | |||||||||||
1. | Понятие о причастии. Формирование навыка опознавания причастия в тексте | 1 | |||||||||
2. | Признаки прилагательного у причастия | 1 | |||||||||
3. | Правописание окончаний причастия и прилагательного | 1 | |||||||||
4. | Признаки глагола у причастия | 1 | |||||||||
5. | РР 4. Что такое текст. Обобщение знаний о тексте | 1 | |||||||||
6. | Причастный оборот. Понятие о причастном обороте | 1 | |||||||||
7. | Совершенствование умений соблюдать нормы согласования определений-причастий с определяемыми словами. | 1 | |||||||||
8. | Знаки препинания при причастном обороте | 1 | |||||||||
9. | РР 5. Описание общего вида местности | 1 | |||||||||
10. | Правописание «НЕ» с причастиями. | 1 | |||||||||
11. | Отработка алгоритма применения правила | 1 | |||||||||
12. | Действительные и страдательные причастия | 1 | |||||||||
13. | Образование действительных причастий настоящего времени | 1 | |||||||||
14. | Правописание действительных причастий настоящего времени | 1 | |||||||||
15. | Образование страдательных причастий настоящего времени | 1 | |||||||||
16. | Правописание страдательных причастий настоящего времени | 1 | |||||||||
17. | Проверочная работа | 1 | |||||||||
18. | РР 6. Обучение сочинению-описанию на тему «Любимый уголок природы». | 1 | |||||||||
19. | Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени | 1 | |||||||||
20. | Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени. Словарный диктант | 1 | |||||||||
21. | Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий. | 1 | |||||||||
22. | Гласные в причастиях перед НН и Н | 1 | |||||||||
23. | РР 7. Обучение сочинению-описанию по картине | 1 | |||||||||
24. | Повторим изученное | 1 | |||||||||
25. | Контрольный диктант. | 1 | |||||||||
26. | Анализ диктанта. | 1 | |||||||||
27. | РР 8. Описание действий Описание трудового процесса. | 1 | |||||||||
28. | Краткие причастия. | 1 | |||||||||
29. | Правописание кратких причастий. | 1 | |||||||||
30. | Работа с орфограммой «Правописание Н-НН с разными частями речи». | 1 | |||||||||
31. | Повторение. Практическая работа по применению теоретических знаний по русскому языку. | 1 | |||||||||
32. | РР9. Описание спортивных действий | 1 | |||||||||
33. | РР10. Подготовка к домашнему сочинению-описанию спортивных действий. | 1 | |||||||||
34. | Правописание НН в причастиях. | 1 | |||||||||
35. | Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных | 1 | |||||||||
36. | Повторим изученное в разделе «Причастие» | 1 | |||||||||
37. | Формирование орфографических умений и навыков | 1 | |||||||||
38. | Морфологический разбор причастия | 1 | |||||||||
39. | Переход причастий в прилагательные и существительные | 1 | |||||||||
40. | Контрольная работа по теме. | 1 | |||||||||
41. | Анализ работы | 1 | |||||||||
42. | РР11. Анализ домашнего сочинения | 1 | |||||||||
Тема 4. ДЕЕПРИЧАСТИЕ (11) | |||||||||||
1. | Понятие о деепричастии | 1 | |||||||||
2. | Признаки глагола у деепричастия | 1 | |||||||||
3. | Признаки наречия у деепричастия | 1 | |||||||||
4. | Понятие о деепричастном обороте | 1 | |||||||||
5. | Знаки препинания при деепричастном обороте | 1 | |||||||||
6. | Формирование навыков конструирования оборотов и выделения их на письме | 1 | |||||||||
7. | РР12. Рассказ на основе услышанного | 1 | |||||||||
8. | Словообразование деепричастий | 1 | |||||||||
9. | Повторим изученное в разделе «Деепричастие» | 1 | |||||||||
10. | Контрольный диктант по теме/ Проверочная работа / | 1 | |||||||||
11. | Анализ диктанта. | 1 | |||||||||
Тема 5. ПЕРЕХОД СЛОВ ИЗ ОДНИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В ДРУГИЕ (2) | |||||||||||
1. | Переход слов из одних частей речи в другую как способ словообразования. | 1 | |||||||||
2. | РР13. Как создавать киносценарий в разных формах? | 1 | |||||||||
Тема 6. СЛУЖБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1) | |||||||||||
1. | Понятие о служебных частях речи. | 1 | |||||||||
Тема 7. ПРЕДЛОГ (13) | |||||||||||
1. | Понятие о предлоге. | 1 | |||||||||
2. | Значения предлогов. | 1 | |||||||||
3. | Правописание предлогов. Работа с орфограммами «Гласная Е на конце производных предлогов», «Пробел между частями производного предлога» | 1 | |||||||||
4. | Слитное написание производных предлогов, образованных от сущ., наречий, деепричастий | 1 | |||||||||
5. | Употребление предлогов | 1 | |||||||||
6. | Совершенствование навыков отличия производных предлогов от самостоятельных частей речи | 1 | |||||||||
7. | РР14. Сочетание разных типов речи в одном тексте. | 1 | |||||||||
8. | РР15. Отзыв о книге. | 1 | |||||||||
9. | Повторим изученное в разделе «Предлог» | 1 | |||||||||
10. | Совершенствование орфографических навыков | 1 | |||||||||
11. | Контрольный диктант по теме «Предлог» | 1 | |||||||||
12. | Анализ диктанта | 1 | |||||||||
13. | РР16. Отзыв о книге. Отзыв о научно-популярной книге. | 1 | |||||||||
Тема 8. СОЮЗ (13) | |||||||||||
1. | Понятие о союзе | 1 | |||||||||
2. | Сочинительные союзы | 1 | |||||||||
3. | Постановка запятой перед союзом И | 1 | |||||||||
4. | Подчинительные союзы | 1 | |||||||||
5. | Союзы и союзные слова | 1 | |||||||||
6. | Правописание союзов | 1 | |||||||||
7. | РР17. Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз | 1 | |||||||||
8. | Повторим изученное в разделе «Союз». Словарный диктант | 1 | |||||||||
9. | Совершенствование орфографических, пунктуационных навыков | 1 | |||||||||
10. | Контрольная работа по теме «Союз». | 1 | |||||||||
11. | Анализ работы | 1 | |||||||||
12. | РР18. Характеристика литературного героя | 1 | |||||||||
13. | РР19. Подготовка к выборочному изложению по IV главе повести Горького «Детство» | 1 | |||||||||
Тема 9. ЧАСТИЦА (20) | |||||||||||
1. | Понятие о частице | 1 | |||||||||
2. | Значения частиц. Группы частиц по значению | 1 | |||||||||
3. | РР20. Публицистический стиль речи. | 1 | |||||||||
4. | Восклицательные и указательные частицы | 1 | |||||||||
5. | Усилительные и отрицательные частицы | 1 | |||||||||
6. | Обобщение по теме «Основные группы смысловых частиц по значению» | 1 | |||||||||
7. | Отрицательные частицы НЕ и НИ | 1 | |||||||||
8. | РР21. Интервью-жанр публицистики | 1 | |||||||||
9. | РР22. Подготовка к домашнему сочинению в жанре интервью | 1 | |||||||||
10. | Различение частиц НЕ и НИ | 1 | |||||||||
11. | Приёмы различения частиц НЕ НИ. Правописание частиц НЕ НИ. | 1 | |||||||||
IV ЧЕТВЕРТЬ (32) | |||||||||||
12. | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ | 1 | |||||||||
13. | Употребление частиц НЕ-НЕ в предложениях | 1 | |||||||||
14. | Слитное и раздельное написание частицы НЕ. Правописание НЕ с сущ., прил., глаголами | 1 | |||||||||
15. | Правописание НЕ с причастиями, прилагательными, словами состояния | 1 | |||||||||
16. | Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с местоимениями. | 1 | |||||||||
17. | Повторение темы по теме «Частица» | 1 | |||||||||
18. | Повторение правописания служебных частей речи Практическая работа по применению теоретических знаний по русскому языку | 1 | |||||||||
19. | Контрольный диктант по теме «Частица» | 1 | |||||||||
20. | Анализ работы | 1 | |||||||||
Тема 10. ПЕРЕХОД ИЗ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В СЛУЖЕБНЫЕ (1) | |||||||||||
1. | Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные | 1 | |||||||||
Тема 11. МЕЖДОМЕТИЕ (3) | |||||||||||
1. | Междометие как часть речи. | 1 | |||||||||
2. | Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях. | 1 | |||||||||
3. | Урок – игра по теме «Междометие». | 1 | |||||||||
Тема 12. ПОВТОРИМ ИЗУЧЕЕНОЕ В 5-7 КЛАССАХ (19) | |||||||||||
1. | Повторение понятия о культуре речи, норм орфоэпии | 1 | |||||||||
2. | Повторение лексики | 1 | |||||||||
3. | Повторение морфемики, словообразования и орфографии | 1 | |||||||||
4. | Повторение морфологии и норм употребления некоторых частей речи | 1 | |||||||||
5. | Повторение норм употребления некоторых форм имён существительных | 1 | |||||||||
6. | Повторение норм употребления некоторых форм существительных, глаголов | 1 | |||||||||
7. | Повторение норм употребления некоторых форм существительных, глаголов | 1 | |||||||||
8. | Свободный диктант | 1 | |||||||||
9. | Итоговая контрольная работа. | 1 | |||||||||
10. | Анализ работы | 1 | |||||||||
11. | РР 23. Текст. Тема текста. Стили речи. Повторение | 1 | |||||||||
12. | РР 24. Выполнение комплексного анализа текста | 1 | |||||||||
13. | РР 25. Контрольное сочинение по картине | 1 | |||||||||
14. | Резервные уроки | 1 | |||||||||
15. | Резервные уроки | 1 | |||||||||
16. | Резервные уроки | 1 | |||||||||
17. | Резервные уроки | 1 | |||||||||
18. | Резервные уроки | 1 | |||||||||
19. | Резервные уроки | 1 |
Содержание тем учебного курса.
Введение
Русский язык как развивающееся явление. (1 ч.)
Повторение пройденного в 5-6 классах (9ч.)
Морфология
Причастие (42 ч.)
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастия:
изменение по родам, числам и падежам;
согласование с существительным; наличие полной и краткой формы, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия.
Причастный оборот.
Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий.
Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами -вш- и -ш-. Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Планируемый уровень подготовки учащихся:
-усвоение семантики причастия, сферы употребления данной части речи;
- усвоение образования причастий;
-умение правильно писать причастия, употреблять в письменной речи;
-усвоение знаков препинания при причастном обороте.
Деепричастие (12 ч.)
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота.
Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (2 ч.)
Требуемый уровень подготовки:
Знать:
-сферу употребления деепричастий в письменной и устной речи;
- синтаксические функции деепричастных оборотов:
Уметь:
- образовывать деепричастия от глаголов разных форм:
- применять деепричастия в письменной и устной речи.
Служебные части речи
Общее понятие о служебных частях речи (1 ч.)
Предлог (13 ч.)
Понятие о предлоге.
Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые и др. Многозначность предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).
Раздельное написание производных предлогов.
Слитное написание производных предлогов.
Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Союз (13 ч.)
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
Правописание составных подчинительных союзов.
Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).
Частица (20 ч.)
Понятие о частицах. Значение частиц.
Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).
Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки ,-ка.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные (1 ч.)
Междометие (3 ч.)
Понятие о междометии.
Значение междометий в речи. Признаки междометий.
Знаки препинания при междометиях.
Требования к уровню подготовки:
-усвоить специфику служебных частей речи;
-совершенствовать умение видеть служебные слова в предложении, определять их роль;
-закрепить правописание производных предлогов, союзов, частиц.
Повторение изученного в 7 классе (19 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры; уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
- определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
чтение:
- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
- разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
- прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
- выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;
говорение:
- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста - рассуждения;
- подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
письмо:
- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить письменное высказывание на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- собирать материал к сочинению и систематизировать его;
- составлять сложный план и на его основе создавать текст;
- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
- употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
- исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
текст:
- определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
- составлять простой и сложный план анализируемого текста;
- определять вид связи предложений в тексте;
- устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
- использовать транскрипцию;
- правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
- пользоваться орфоэпическим словарем;
- обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;
морфемика и словообразование:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
- давать структурно - грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
- выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;
лексикология и фразеология:
- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
- употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);
- анализировать примеры использования слов в переносном значении;
- проводить лексический разбор слова;
морфология:
- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
орфография:
- обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
- объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарем;
- владеть приемом поморфемного письма;
- определять местоимения по соотношению с другими частями речи;
- употреблять местоимения как средство связи частей текста и редактировать тексты;
- соблюдать орфоэпические и грамматические нормы употребления местоимений (сколько..., свой, сама...);
- производить морфемный и морфологический анализ местоимений и др.;
- определять причастия по совокупности четырех признаков;
- правильно склонять причастия, особенно возвратные;
- заменять причастные обороты придаточными предложениями и наоборот;
- производить морфемный и морфологический анализ причастий, строя тексты-рассуждения;
- определять деепричастия по совокупности четырех признаков;
- правильно употреблять деепричастия в речи;
- отличать деепричастия от причастий по морфемному составу;
- строить тексты с использованием деепричастий;
- производить морфемный и морфологический анализ деепричастий, строя тексты-рассуждения;
- правильно употреблять служебные части речи, учитывая их роль в предложении и тексте;
- различать формообразовательные и словообразовательные частицы;
- различать функциональные омонимы в письменной речи {тоже — то же, чтобы — что бы и др.).
синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
- определять синтаксическую роль изученных частей речи;
- правильно применять изученные пунктуационные правила;
- устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графические обозначения;
строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила
- изученные разделы науки о языке;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.
Учебно-методическое обеспечение
- Программа «Русский язык.5-9 классы». В.В. Бабайцева, Е.И. Никитина, А.Ю. Купалова др. - М.: Дрофа, 2010.
- Бабайцева В.В. Теория. 5- 9 классы. – М.: Дрофа, 2010.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д . «Русский язык» 5 – 9 классы. Сборник программно – методических материалов. Русский язык. 5 - 9 классы. М.: Дрофа, 2010.
- Никитина Е.И. Русская речь. 5 - 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.
- Пименова С.Н. Практика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2010.
- Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М.,1998.
- Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М.,2000.
- Бабайцева В.В., Сальникова О.А.Русский язык. Тренинг по орфографии. – М.,2004.
- Валгина Н.С. Теория текста.- М.,2003.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.,1994.
- Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников 5-8 классов. – М., 1995.
- Земская Е.А. Как делаются слова. – М.,1963.
- Львова С.И. Там, где кончается слово…- М.,1991.
- Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? – М.,1998.
- Панов М.В. Занимательная орфография.- М.,1984.
- Постникова И.И. Это непростое простое предложение. – М.,1985.
- Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.,1988.
- Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. – М.,1987.
- Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М.,1996.
- Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения. – М.,1997.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
- http://window.edu.ru/window
- www.school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...