Рабочая программа по русскому языку (6 класс)
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_6_klass_2014g.docx | 59.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №7 станции Паницкая Красноармейского района Саратовской области»
Рассмотрено на заседании ШМО Утверждаю
протокол № _____ Директор МБОУ «СОШ 7
от «____»____________2014г ст.Паницкая»
Принято на заседании научно-методического БуроваМ.В.____________
совета приказ № ____ от________
протокол №
от «____»____________2014г
Рабочая программа
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА
основного общего образования (базовый уровень)
Разработана Тарасовой Г.И.
учителем русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2014 -2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса рассчитана на базовый уровень.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.), Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы к учебно-методическому комплекту под редакцией В. В. Бабайцевой.
Учебный комплект включает:
1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа. 2010
2. Пименова С. Н. Русский язык. Практика.6 класс. – М.: Дрофа. 2010.
3. Никитина Е. Н. Русская речь. 6класс. – М.: Дрофа. 2010.
4. Программа по русскому языку под редакцией В. В. Бабайцевой.
5. Справочники, словари по русскому языку.
Рабочая программа рассчитана на 204 учебных часа, количество часов в неделю – 6.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).
Формы организации образовательного процесса
- урок-консультация
- урок-практическая работа
- уроки-деловые игры
- уроки-соревнования
- компьютерные уроки
- уроки с групповыми формами работы
- уроки взаимообучения учащихся
- уроки творчества
- уроки-конкурсы
- уроки-общения
- уроки-игры
- уроки-диалоги
- уроки-конференции
- уроки-семинары
- интегрированные уроки
- межпредметные уроки
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
- Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Технология индивидуализации обучения
- Информационно-коммуникационные технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
- проектная деятельность
- применение ИКТ
Виды и формы контроля
Формы контроля
- индивидуальный
- групповой
- фронтальный
Виды контроля
- предварительный
- текущий
- тематический
- итоговый
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 класс
№ | часы | Наименование разделов | план | дата |
1. | 1 | Введение. Общие сведения о языке | ||
2. | 5 | Повторение изученного в 5 классе | ||
3. | 2 | Вводный курс. Морфология. Части речи | ||
4. | 56 | Основной курс. Глагол | ||
5. | 42 | Имя прилагательное | ||
6. | 19 | Имя числительное | ||
7. | 28 | Наречие | ||
8. | 28 | Местоимение | ||
9. | 23 | Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса | ||
ИТОГО: 204 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
Дата планир. | Дата фактич. | |||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. Тетради по русскому языку. | 1 | ||
Повторение | ||||
2,3,4 | Повторим орфографию, морфемику. Понятие о норме. | 3 | ||
5,6 | Повторим имя существительное | 2 | ||
7 | Повторим синтаксис и пунктуацию | 1 | ||
8 | Контрольная работа | 1 | ||
9-10 | Р/р Признаки текста | 2 | ||
Грамматика и морфология | ||||
11 | Самостоятельные и служебные части речи. Грамматика. Морфология. | 1 | ||
12 | Слово и его формы.. | 1 | ||
13 | Р/р Темы широкие и узкие | 1 | ||
14 | Анализ письменных работ | 1 | ||
Глагол | ||||
15 | Глагол. Понятие о глаголе. | 1 | ||
16,17 | Морфологические признаки глагола.. | |||
18 | Синтаксическая роль глагола. Правописание не с глаголами. | 1 | ||
19-20 | Р/р Простой и сложный план. | 2 | ||
21-22 | Инфинитив. | 2 | ||
23 | Возвратные глаголы. | 1 | ||
24-25 | Правописание –тся и ться в глаголах. | 2 | ||
26 | Р/р Изложение, близкое к тексту. | 1 | ||
27 | Виды глагола. | 1 | ||
28 | Образование видов глагола. | 1 | ||
29-30 | Образование видов глаголов. | 2 | ||
31 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. | 1 | ||
32-33 | Р/р Сравнение. Метафора. Эпитет. | 2 | ||
34 | Времена глагола. | 1 | ||
35 | Прошедшее время. | 1 | ||
36 | Прошедшее время. | 1 | ||
37-38 | Самостоятельная работа. | 2 | ||
39 | Настоящее и будущее время. | 1 | ||
40 | Настоящее и будущее время. | 1 | ||
41 | Р/р Что такое эпиграф? | 1 | ||
42 | Р/р Выборочное изложение. | 1 | ||
43-44 | Лицо и число глагола. | 2 | ||
45 | Спряжение глаголов. | 1 | ||
46 | Спряжение глаголов. | 1 | ||
47 | Спряжение глаголов. | 1 | ||
48-49 | Р/р Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. | 2 | ||
50 | Спряжение глаголов. | 1 | ||
51-52 | Диктант и его анализ | 2 | ||
53-54 | Разноспрягаемые глаголы. | 2 | ||
55-56 | Официально-деловой стиль. | 2 | ||
57 | Р/р Рассказ. | 1 | ||
58 | Условное наклонение. | 1 | ||
59 | Условное наклонение. | 1 | ||
60 | Повелительное наклонение. | 1 | ||
61 | Повелительное наклонение. | 1 | ||
62 | Повелительное наклонение. | 1 | ||
63 | Безличные глаголы. | 1 | ||
64 | Безличные глаголы. | 1 | ||
65 | Р/р Рассказ. | 1 | ||
66 | Безличные глаголы. | 1 | ||
67 | Резервный урок | 1 | ||
68 | Словообразование глаголов. | 1 | ||
69 | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | ||
70 | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | ||
71 | Р\р Рассказ. | 1 | ||
72-73 | Повторение в разделе «Глагол» | 2 | ||
74-75 | Повторим пунктуацию | 2 | ||
76-77 | Диктант и его анализ. | 2 | ||
Прилагательное | ||||
78 | Понятие о прилагательном. | 1 | ||
79-80 | Понятие о прилагательном. | 2 | ||
81 | Разряды прилагательных по значению. | 1 | ||
82 | Разряды прилагательных по значению. | 1 | ||
83 | Р/р Описание природы. | 1 | ||
84 | Полные и краткие прилагательные | 1 | ||
85-86 | Склонение полных прилагательных. | 2 | ||
87 | Склонение полных прилагательных. | 1 | ||
88-89 | Притяжательные прилагательные с суффиксом –ий. | 2 | ||
90 | Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин-(-ын-), -ов-(-ев-). | 1 | ||
91-92 | Степени сравнения прилагательных. | 2 | ||
93 | Степени сравнения прилагательных. | 1 | ||
94-95 | Контрольная работа и её анализ | 2 | ||
96 | Р/р Описание природы. Зима. | 1 | ||
97 | Словообразование прилагательных с помощью суффиксов. | 1 | ||
98 | Словообразование прилагательных с помощью суффиксов. | 1 | ||
99-100 | Правописание н (нн) в суффиксах прилагательных | 2 | ||
101 | Образование прилагательных с помощью Суффиксов –ск,-к | 1 | ||
102 | Словообразование прилагательных с помощью приставок. | 1 | ||
103-104 | Р\р Описание помещения. | 2 | ||
105 | Резервный урок | 1 | ||
106 | Словообразование прилагательных с помощью приставок. | 1 | ||
107-108 | Словообразование прилагательных с помощью сложения основ. | 2 | ||
109 | Словообразование прилагательных с помощью сложения основ. | 1 | ||
110-111 | Повторим изученное в разделе «Имя прилагательное» | 2 | ||
112 | Повторим пунктуацию. | 1 | ||
113-114 | Контрольная работа и её анализ. | 2 | ||
115 | Р/р Описание одежды, костюма. | 1 | ||
Числительное | ||||
116 | Понятие о числительном. | 1 | ||
117 | Простые, сложные и составные числительные. | 1 | ||
118-119 | Простые, сложные и составные числительные. | 2 | ||
120-121 | Р/р Рассказ на основе картины, включающей описание. | 2 | ||
122 | Количественные числительные. Склонение количественных числительных. | 1 | ||
123-124 | Количественные числительные. Склонение количественных числительных. | 2 | ||
125 | Собирательные числительные. | 1 | ||
126 | Собирательные числительные. | 1 | ||
127 | Порядковые числительные. | 1 | ||
128-129 | Порядковые числительные | 2 | ||
130-131 | Дробные числительные. | 2 | ||
132-133 | Р/р Описание книги. | 2 | ||
134-135 | Повторение изученного в разделе «Имя числительное» | 2 | ||
136 | Контрольная работа. | 1 | ||
137 | Анализ контрольной работы. | 1 | ||
138 | Повторение | 1 | ||
Наречие | ||||
139 | Понятие о наречии. | 1 | ||
140-141 | Понятие о наречии. | 2 | ||
142-143 | Р/р Рассуждение в разных стилях речи. | 2 | ||
144-146 | Степени сравнения наречий. | 2 | ||
147 | Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов. | 1 | ||
148 | Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов. | 1 | ||
149-150 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы н и нн в наречиях на –о(е) | 2 | ||
151-152 | Буквы о и а на конце наречий С приставками из, до, с, в, на ,за | 2 | ||
153-154 | Дефис между частями слова в наречиях. | 2 | ||
155-156 | Р/р Рассуждение в разных стилях речи. | 2 | ||
157 | Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую. | 1 | ||
158 | Повторение | 1 | ||
159-160 | Контрольная работа и её анализ. | 2 | ||
161-162 | Резервные уроки | 2 | ||
163 | Буква ь после шипящих на конце наречий | 1 | ||
164 | Слова состояния. | 1 | ||
165 | Слова состояния. | 1 | ||
166 | Повторение в разделе «Наречие». | 1 | ||
167 | Повторение в разделе «Наречие» | 1 | ||
168 | Повторим пунктуацию. | 1 | ||
169-170 | Контрольная работа и её анализ. | 2 | ||
171 | Резервный урок | 1 | ||
Местоимение | ||||
172-173 | Понятие о местоимении. Местоимение и другие части речи. | 2 | ||
174-175 | Личные местоимения. | 2 | ||
176-177 | Притяжательные местоимения | 2 | ||
178 | Возвратные местоимения. | 1 | ||
179 | Р/р Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение. | 1 | ||
180 | Вопросительные местоимения. | 1 | ||
181-182 | Относительные местоимения. | 2 | ||
183-184 | Неопределённые местоимения. | 2 | ||
185-186 | Отрицательные местоимения. | 2 | ||
187 | Определительные местоимения | 1 | ||
188 | Указательные местоимения. | 1 | ||
189-190 | Р/р Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение. | 2 | ||
191-192 | Повторим изученное в разделе «Местоимение» | 2 | ||
193-194 | Повторим пунктуацию. | 2 | ||
195-196 | Контрольная работа и её анализ. | 2 | ||
197-198 | Повторим морфологию, орфографию, пунктуацию | 2 | ||
199-200 | Повторим основные сведения по культуре речи. | 2 | ||
201-202 | Контрольная работа и её анализ. | 2 | ||
203-204 | Резервные уроки | 2 |
Содержание тем учебного курса
Введение
Русский язык – один из богатейших языков мира.
Грамматика
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Понятие о существительном. Роль существительных в речи (в тексте). Разряды существительных по значению (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные). Особенности употребления их в речи.
Нарицательные и собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль олицетворений в художественной речи.
Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Род имени существительного. Колебания в роде. Современные нормы некоторых разрядов существительных. Переосмысление рода как художественный прием.
Падеж имен существительных. Способы определения косвенных падежей существительных: по вопросу, по предлогу.
Склонение существительных в единственном и множественном числе.
Правописание падежных окончаний. Правописание ь и ов-ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц.
Разносклоняемые существительные. Правописание суффикса –ен- в существительных на –мя.
Неизменяемые существительные. Нормы их употребления.
Словообразование существительных с помощью приставок, суффиксов.
Правописание суффиксов –ик-. –ек-: -ок-. –ек-, , -онок-, (-онк-), -еньк- после шипящих; суффиксы –чик-, -щик-.
Правописание НЕ с существительными.
Правописание сложных существительных.
Глагол
Понятие о глаголе: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.
Правописание не с глаголами.
Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.
Буква ь в инфинитиве.
Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов.
Глаголы переходные и непереходные
Правописание –ться и –тся в глаголах.
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.
Правописание корней –бир- - -бер-, -мир- - -мер-, -тир- - -тер- и др.
Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение.
Времена глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Их значение.
Прошедшее время. Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени.
Правописание глагольных суффиксов перед –л в глаголах прошедшего времени..
Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.
Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.
Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего
времени.
Лицо и число глагола. Значение 1,2,3-го лица.
Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа.
Спряжение глаголов. Окончание глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.
Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении.
Правописание бы с глаголами в условном наклонении.
Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.
Правописание глаголов в повелительном наклонении.
Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.
Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание гласных в суффиксах –ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
Умения и навыки:
- аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;
- соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;
- различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;
- согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательными существительными;
- употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже (по списку словосочетаний);
- употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях;
- правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к действию;
- соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста;
- строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи.
Имя прилагательное
Понятие о прилагательном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.
Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имен прилагательных.
Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемых.
Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую.
Склонение полных прилагательных.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.
Имена прилагательные с суффиксом –ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных. Употребление их в роли определений.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных типа лисий.
Прилагательные с суффиксами –ин (-ын), -ов (-ев).
Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени; употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.
Словообразование имен прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ.
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Правописание суффиксов –к- и –ск-.
Правописание не с прилагательными.
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Умения и навыки:
- аргументированно доказывать принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
- различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова;
- анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;
- употреблять относительные прилагательные в значении качественных;
- различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных;
- характеризовать предмет с помощью прилагательных;
- правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения;
- согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемых для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездарность);
- согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).
Имя числительное
Понятие об имени числительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль числительных в речи.
Имена числительные простые, сложные и составные.
Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.
Правописание удвоенной согласной в числительных.
Правописание ь в числительных.
Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.
Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
Порядковые числительные, их значение и изменение.
Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.
Дробные числительные, их значение и изменение.
Правописание падежных окончаний имен числительных.
Умения и навыки:
- аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным;
- отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
- употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний;
- правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (8 Марта, 9 Мая);
- употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;
- правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций, планов и т.д.).
Наречие
Понятие о наречии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль наречий в речи.
Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
Степени сравнения наречий.
Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов.
Правописание не с наречиями.
Правописание суффиксов о – е после шипящих.
Правописание н и нн в наречиях на о.
Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.
Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов.
Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую.
Ь на конце наречий после шипящих.
Слитное и раздельное написание наречий (по списку).
Слова состояния. Их значение и употребление.
Умения и навыки:
доказывать принадлежность слова к наречию;
различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;
отличать слова состояния от наречий;
различать синонимичные и антонимичные значения наречий;
употреблять наречия со значением оценки;
использовать наречия как средство организации текста.
Местоимение
Понятие о местоимении: общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи.
Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимениями.
Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.
Правописание местоимений с предлогами.
Прописная буква в формах вежливости.
Возвратное местоимение себя: значение, изменение и роль в предложении.
Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Вопросительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Относительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимениям.
Неопределённые местоимения: значение, изменение и роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений.
Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, то-, -либо, -нибудь.
Правописание не- в неопределённых местоимениях.
Отрицательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Правописание не и не в отрицательных местоимениях.
Определительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Указательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.
Умения и навыки:
- аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков;
- правильно образовывать формы местоимений;
- использовать местоимений в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания;
- использовать местоимения для устранения однообразного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания;
- пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическим нормами (не допускать неоправданного «яканья», не говорить о присутствующих в третьем лице, не назвав имени; не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы и др.).
Повторение
Развитие речи
Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф.
Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Характеристика официально-делового стиля речи.
Художественное повествование. Рассказ.
Описание природы, помещения, одежды, костюма.
Построение текста-рассуждения в различных стилях речи.
Местоимение как средство связи предложений в тексте.
Речевое общение, его условия, разновидности, ситуации и компоненты.
Умения:
- анализировать текст-описание (одежды, природы, обстановки) с точки зрения особенностей построения;
- вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;
- анализировать и излагать статью как образец рассуждения (текста научного стиля);
- излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы рассуждения: оценка эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);
- создавать текст-описание (природы, одежды, костюма и др.) по личным впечатлениям и наблюдениям;
- создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);
- составлять сочинение-рассказ, созданный на основе воображения (например, по сюжетной картине) и осложнённый элементами описания обстановки;
- строить рассуждение в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике;
- совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.
Для работы над данными умениями используются темы из личного жизненного опыта учащихся, а также темы, связанные с произведениями литературы и живописи.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
знать/понимать
– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;
– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
– основные единицы языка;
– нормы речевого этикета;
уметь
– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;
– анализировать структуру и языковые особенности текста;
– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;
– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
– соблюдать нормы русского речевого этикета;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
– совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
для учителя:
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакцией С.Н.Пименевой. - М.: Дрофа, 2010
- Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. - М.: Дрофа 2010
- Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2010
- Колоколоцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукции картин). 5-7 классы. Учебно-наглядное пособие. - М.: Дрофа, 2004
- Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Дрофа, 2005
- Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - М.: Дрофа, 2001
- Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 6 класс - М.: Дрофа , 2011
- Капинос В.И и др. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2004
- Иссерс О.С, Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы - М.: Дрофа, 2005
- Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы - М.: Просвещение, 1998
для учащихся:
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2010
- Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник/Под редакцией Г.К Лидман-Орловой. - М.: Дрофа, 2010
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 6 класс. - М.: Дрофа, 2010
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс. - М.: Дрофа, 2010
- Грехнева Г.М. Русский язык. Учимся анализировать текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2006
- Львова С.И. За страницами школьного учебника русского языка. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
- Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. - М.: Дрофа, 2005
- Граник Г.Г и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся/Г.Г Граник, С.М.Бондаренко. - М.: Просвещение, 1994
- Львова СИ. Практикум по русскому языку: 6 класс. Пособие для учащихся./ С.И. Львова. - М.: Просвещение, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...