Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Гордеева Людмила Николаевна

Авторы программы: Гольцова Н.Г. Мищерина М.А.

 

Рабочая  программа по русскому языку в 10 классе соответствует федеральному компоненту государственного  образовательного  стандарта  общего образования.  Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Г. Гольцовой  и  М.А.Мищериной.

Уровень изучаемого  материала – базовый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_po_rus_yaz_10_kl_dor_po_standartu.docx65.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Русский язык  10  класс

Пояснительная записка

Авторы программы: Гольцова Н.Г. Мищерина М.А.

Рабочая  программа по русскому языку в 10 классе соответствует федеральному компоненту государственного  образовательного  стандарта  общего образования.  Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Г. Гольцовой  и  М.А.Мищериной.

Уровень изучаемого  материала – базовый.

Цели изучения предмета:

  • Воспитание гражданина и патриота, формирование представления  о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание  национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения.
  • Развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии.
  • Освоение знаний о русском  языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и её разновидностях, нормах речевого поведения  в различных сферах общения.
  • Овладение умениям опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка и моделировать языковое поведение в соответствии с задачами общения.
  • Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования  коммуникативной, языковой и лингвистической,  культуроведческой компетенций обучающихся.

Количество часов 34

Формы контроля знаний, и умений обучающихся

Контроль тематический: диктанты, тесты, контрольные работы с заданиями из ЕГЭ и заданиями творческого характера.

Особенности рабочей программы

Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности,  обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений,  характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий  направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций.

 Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объём и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков,  подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку.

Включение в программу такой  темы, как «Основные принципы русской орфографии», обеспечивает сознательный подход к изучаемому материалу.

   Для активизации  познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового  вкуса, углубление знаний о языке.

Программа предусматривает:

  • повторение, обобщение, систематизацию и углубление знаний, полученных в основной школе;
  • формирование восприятия языка как системы через подачу материала крупными блоками;
  • осмысление  взаимосвязи  между различными разделами науки о языке;
  • обеспечение более высокого уровня языковой подготовки обучающихся.

Календарно – тематическое планирование

10 класс

Название раздела,

темы, урока

Кол-во часов

Элементы содержания изучаемого материала

в соответствии

с ФКГОСОО

Тип

урока

Форма

урока

Основные термины и понятия

Внутри- предметные связи

Планируемый результат

Вид деятельности

обучающихся (навыки)

Средства обучения.

Информ.

сопровож

дение

Контроль

Дата поплану

Дата

фактически

1

Слово о русском языке

Цель: формирование навыков создания связного монологического высказывания на лингвистическую тему.

10аб1

 Русский язык в современном мире.

Формы  существования  русского национального языка.(литературный язык, просторечие,  народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)

Взаимообогащение языков  как результат взаимодействия национальных культур.

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

Вводный

урок

Урок-семинар

Русский лит.язык,

гос. язык, язык межнационального общения.

Функциональные

стили, норма лит.языка, русский язык среди языков мира.

Значение слова,

Знакомство с выдающимися отечественными лингвистами.

Культура речи.Лексические нормы

Знать: основные функции языка в современном мире;истоки русского языка;почему лит.язык является высшей формой языка;основные функциональные стили русского языка.

Уметь: рассказать об основных функциях языка в современном мире;доказать, почему лит.язык является высшей формой языка;аргументировано охарактеризовать основные функциональные стили русского языка.

Практические:

составление плана текста, развитие навыков составления связного монологического высказывания на лингвистическую тему. Текст «Слово о русском языке»

стр. 5-8

Таблицы.

Фронт.

опрос,

план текста.

1нед

Лексика. Фразеология. Лексикография.

2

Лексика. Слово и его значение (§1-2)

Цель: повторить основные понятия лексики: слово, его значение, прямое и переносное значение, многозначность;

Совершенствовать навыки связной монологической речи;

Развивать языковое чутьё.

10аб1

Лексика – один из разделов науки о языке; основные понятия лексики; слово и его лексическое знание; многозначные и однозначные слова.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Слово, лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, однозначные и многозначные слова

Знать: основные понятия лексики; как отличить многозначное слово от однозначного.

Уметь: работать с толковым словарём;употреблять в речи нужное по смыслу значение многозначного слова;дать толкование лексического значения слова;определять лексическое значение слова по толковому словарю;соотносить слово и его лексическое значение.

Таблицы.

Фронт.

опрос,

групповая работа.

2  нед

3-4

Изобразительно-выразительные средства языка (§3)

Цель: повторить и обобщить основные лексические виды изобразительно-выразительных средств; продолжить работу по совершенствованию языкового чутья, развивая чувство слова; учить уместному употреблению средств украшения речи.

10аб2

Общее понятие изобразительно-выразительных средств языка; лексические изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, метафора, метонимия, сравнение перифраза).

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

изобразительно-выразительные средства языка.

Знать: основные лексические изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты.

Уметь: находить в художественной речи тропы и объяснить их роль в создании художественного образа;употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности.

Таблицы.

Фронт.опрос,

инд. работа.

3-4 нед

5

Омонимы и их употребление в речи ($4)

Цель: повторение разновидностей омонимии, отличительных особенностей омонимии и многозначности.

10аб1

Омонимы и их особенности

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Омонимы, омоформы, омофоны, омографы, многозначные слова

Знать: определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ;

Уметь: различать омографы, омофоны и омоформы; отличать омонимию от многозначности

Таблица

Фронт.опрос,

инд. работа.

5 нед

6

Омонимы,

паронимы,

синонимы, антонимы.

(§4-7)

Цель: продолжить работу с основными лексическими понятиями; совершенствовать навыки грамматических разборов; развивать аналитические навыки.

10аб1

Омонимы и их особенности; паронимы и их особенности; синонимы, их основные типы; антонимы, их основные типы.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы., диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологический оборот, основные типы словарей.

Знать: определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ;определение паронимов;какие группы слов называются синонимами;какие группы слов называются антонимами.

Уметь: различать омографы, омофоны и омоформы;дать толкование лексического значения паронимов;правильно употреблять паронимы в речи;находить в предложенных текстах синонимы и антонимы;определять роль синонимов и антонимов в тексте.

Таблицы.

Фронт.опрос,

работа по

карточкам, сам.работа

6 нед

7

Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления

(§8-10)

Цель: повторение основных терминов и понятий лексики; формирование навыков связной монологической речи.

10аб1

Литературный язык и язык художественной литературы. Взаимосвязь языка и культуры.

 Словари  русского языка и  лингвистические справочники; их  использование.

.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Лексика исконно русская, заимствования

Знать: о происхождении исконно русской лексики;о путях появления в языке заимствованных слов;о старославянизмах как особой группе заимствованной лексики;основные группы слов по сфере их употребления в речи;какие причины вызывают ограниченное употребление слов в русском языке.

Уметь: логические верно и полно рассказать о происхождении лексики русского языка;опираясь на толковый словарь, разъяснять значение иноязычных слов;употреблять в речи заимствованные слова;находить в тексте слова общеупотребительные, диалектные и профессиональные;избегать в собственной речи жаргонных слов и выражений.

Таблицы.

Фронт.опрос,

творческая

работа.

7 нел

8

Фразеология. Лексикография.  (§11-12)

Цель: повторить основные термины и понятия лексики; совершенствовать навыки связной речи обучающихся; развивать чувство слова и языковое чутьё обучающихся.

10аб1

Фразеология; фразеологические единицы; лексикография; основные типы словарей русского языка.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Знать: определение фразеологических оборотов;основные источники появления фразеологизмов;значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи;основные типы словарей русского языка.

Уметь: объяснять значение устойчивых оборотов речи;пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации.

Таблицы.

Фронт.опрос,

слов.

Диктант.

.8 нед

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

9

Звуки и буквы (§13)

Цель: дать представление о фонетической системе русского языка; развивать навыки грамматического разбора; формировать чувство языка, понимание гармонии красиво и чётко произнесённого слова; закрепить представления обучающихся о различии между звуком и буквой; развивать навыки связной монологической речи; совершенствовать артикуляционные  умения.

10аб1

Использование различных видов чтения  в зависимости от коммуникативной задачи  и  характера текста..

Развитие навыков монологической и диалогической речи.

.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Основные лингвистические единицы фонетики, звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Звуки – буквы.

Знать: определение фонетики;основные характеристики гласных и согласных  звуков;чем различаются звук и буква;какие буквы звуков не обозначаются;какие буквы и в каких случаях обозначаются два звука;о существовании чередований звуков;порядок фонетического разбора слов.

Уметь: соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию;объяснять фонетические процессы, отражённые или не отражённые в графическом написании слова;выполнять фонетический разбор слов;охарактеризовать гласный звук в ударном положении;охарактеризовать гласный звук в безударном положении;охарактеризовать согласный звук.

Таблицы.

Фразеол. викторина,

сам.работа.

9 нед

10

Орфоэпия (§14)

Цель: дать представление об орфоэпии как одном из разделов науки о языке; формировать стремление следовать произносительным нормам речи;

развивать языковое чутьё.

10аб1

Орфоэпия как раздел науки о языке; нормы произношения гласных и согласных звуков.

Развитие навыков монологической и диалогической речи.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Орфоэпия, орфоэпические нормы

Знать: что изучает орфоэпия;что называется орфоэпической нормой;какие нормы произнесения существуют для гласных звуков;какие произносительные нормы существуют для согласных звуков.

Уметь: соблюдать орфоэпические нормы в обыденной речи.

Таблицы.

Фронт.опрос,

план статьи.

10 нед

Морфемика и словообразование.

11

Состав слова §15

Цель: повторение основных терминов и понятий раздела; формирование навыков анализа языкового материала; отработка орфографических навыков.

10аб1

Морфемика как раздел науки о языке; состав слова; слова и морфемы; аффиксы словообразующие и формообразующие; основа слова, особенности, классификация, способы выделения в слове; сущность и порядок морфемного разбора слова.

Культура  разговорной  речи.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Основные единицы морфемики и их особенности. Морфемы, формообразующие аффиксы, основные способы словообразования в русском языке

Морфемный анализ слова, лексическое значение слова.

Знать: как называется наука, изучающая части слова и способы образования новых слов;название и особенности основных морфем русского языка;какая часть слов называется основой;какие части слова могут входить в состав основы;признаки производной и непроизводной основы;- признаки простой и сложной основы;порядок морфемного анализа слова.

Уметь: находить значимые части слова;определять их роль в слове; находить основу слова;давать характеристику основы слова;уметь выполнять морфемный разбор слова;различать процессы слово- и формообразования.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.Работа со словообразовательным словарём, словарём морфем.

Основные словообразовательные модели русского языка.

Таблицы.

Фронт.опрос

11 нед

12-13

Словообразование. Формообразование.

(§16-17)

Цель: повторение основных терминов и понятий раздела; совершенствование навыков связной речи учащихся.

10аб2

Сущность словообразования; основные способы словообразования в русском языке; различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова; сущность формообразования, основные способы формообразования в русском языке.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Словообразование, способы словообразования (суффиксальный, приставочный, конфиксный, сложение и др.)

Знать: основные способы образования слов в русском языке;основные виды словообразовательных словарей;порядок словообразовательного разбора слова.

Уметь: определять, каким способом образовано слово;различать морфологические и неморфологические способы образования слов;выполнять словообразовательный разбор слов;пользоваться словообразовательным словарём для уточнения способа образования слова.

Таблицы.

Фронт.опрос

12 -13нед

Морфология и  орфография  

Орфография  

14

Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. (§18)

Цель: повторение и обобщение основных терминов и понятий раздела; развитие языкового чутья; формирование орфографической зоркости.

10аб1

Особенности морфологии как одного из разделов науки о языке; сущность и значение орфографии; правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением; правописание чередующихся гласных в корне слова.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Принципы русской орфографии; виды правописных затруднений, основные правила правописания.

Морфемный анализ слова, лексическое значение слова.

Знать: какие вопросы изучаются в курсе морфологии; предмет изучения орфографии; правила правописания безударных гласных в корне слова.

Уметь: узнавать и осознавать в слове правописное затруднение, связанное с написанием безударных гласных (опознавательный этап); определять условия выбора верного написания (выборочный этап); на основании правила делать выбор написания (этап решения орфографической задачи).

Таблицы.

Фронт.

опрос.

14 нед

15

Чередующиеся гласные в корне слова.

10б

1

Правописание чередующихся корней гар-гор, лаг-лож, раст-ращ-рос, бер-бир. Дер-дир и др.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Знать: чередующиеся корни в русском языке.

Уметь: выделять чередующиеся корни

Таблицы

Фронт опрос,
работа по карточкам

15 нед

16

Употребление гласных после шипящих и Ц. Буквы  Э,Е,Ё и сочетание ЙО (§21-23)

Цель: повторение основных терминов и понятий раздела; закрепление правописных навыков; совершенствование навыков аналитических разборов.

10аб1

Традиционные написания гласных после шипящих; правописание гласных о-ё после шипящих и ц в корянх слов; правописание  гласных о-е-ё после шипящих и ц в окончаниях слов; правописание букв

о-е-ё после шипящих и ц в суффиксах слов различных частей речи. Употребление гласных после ц; употребление букв

э-е-ё и сочетания йо в различных морфемах.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Знать: состав слова; части речи; употребление гласных после шипящих и Ц; употребление букв Э,Е,Ё и сочетаний ЙО в различных морфемах.

Уметь: распознавать морфемы в словах; определять часть речи; правильно писать гласные после шипящих и Ц; правильно употреблять гласные Э,Е,Ё и сочетание ЙО в различных морфемах.

Таблицы.

Фронт опрос,
работа по карточкам

16 нед

17

Полугодовая контрольная работа

10б

1

17 нед

18

Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц.

10аб1

Традиционные написания гласных после шипящих; правописание гласных о-ё после шипящих и ц в корянх слов; правописание  гласных о-е-ё после шипящих и ц в окончаниях слов; правописание букв

о-е-ё после шипящих и ц в суффиксах слов различных частей речи. Употребление гласных после ц. Правописание чередующихся корней гар-гор, лаг-лож, раст-ращ-рос, бер-бир. Дер-дир и др.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Знать: состав слова; части речи; употребление гласных после шипящих и Ц. Уметь: распознавать морфемы в словах; определять часть речи; правильно писать гласные после шипящих и Ц.Знать: чередующиеся корни в русском языке.

Правописные: правильно писать чередующиеся  корни, разграничивать орфограммы безударная гласная в корне слова и правописание чередующихся корней

Таблицы

Фронт опрос,
сам.работа

18 нед

19

Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных

 (§24-26)

Цель: совершенствование правописных навыков; обобщение и повторение лингвистического материала.

10аб1

Звонкие и глухие согласные4 непроизносимые согласные; двойные согласные.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Знать: правописание звонких и глухих согласных; правописание непроизносимых согласных; правописание двойных согласных.

Уметь: находить в словах звонкие и глухие, непроизносимые и двойные согласные; правильно писать указанные орфограммы в словах.

Таблицы.

Фронт опрос,
сам.работа

19 нед

20

Правописание гласных и согласных в приставках (§27-29)

Цель: повторение основных правил написания приставок; совершенствование орфографических умений учащихся; развитие языкового чутья.

10аб1

Приставки, пишущиеся в соответствии с морфологическим принципом; приставки, правописание которых определяется фонетическим принципом орфографии; написание приставок, зависящее от ударения и от значения.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Знать: правописание приставок, зависящее от значения; правописание приставок, основанное на фонетическом принципе; правописание приставок, основанное на морфологическом принципе.

Уметь: правильно писать приставки в словах.

Таблицы.

Фронт опрос,
слов. Диктант

20 нед

21

Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса (§30-32)

Цель: повторение и обобщение орфографического материала; совершенствование правописных навыков; развитие общеучебных умений и навыков (работа со словарём, текстом учебника).

10аб1

Функции твёрдого и мягкого знаков; строчные и прописные буквы; правила переноса.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Знать: функции Ъ и Ь; правила переноса слов; в каких случаях пишется прописная буква, а в каких – строчная.

Уметь: правильно переносить слова; определять функции Ъ и Ь и в соответствии с этим правильно писать слова; различать строчные и прописные буквы.

Таблицы.

Фронт опрос,
слов. Диктант

21 нед

Морфология. Части речи.

22

Имя существительное как часть речи (§33-36)

10аб1

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Грамматические характеристики имени существительного как части речи. Правописание сложных имён существительных.

Культура речи: нормы и варианты образования падежных форм имён существ.

Практические:

морфологический разбор имён существительных.

Правописные:

правописание падежных окончаний имён существительных, правописание суффиксов имён существительных.

Таблицы.

22 нед

23

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний

(§33-34)

Цель: повторить основные теоретические  сведения об имени существительном как о части речи; совершенствовать навыки правописания имён существительных; закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи.

10аб1

Лексико-грамматические разряды; род и число существительных; склонение; правописание падежных окончаний.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Знать:  лексико-грамматические разряды имён существительных; род, число, падеж и склонение имён существительных; правописание падежных окончаний имён существительных.

Уметь: делать морфологический разбор имён существительных; не ошибаться в написании падежных окончаний имён существительных; выбирать нужный вариант падежных окончаний в речи.

Таблицы.

Фронт опрос,
слов. Диктант

23 нед

24

Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных

(§35-36)

Цель: повторить и обобщить орфографический материал; совершенствовать навыки морфологического разбора; развивать навыки аналитической работы со словом.

10аб1

Суффиксы ек-ик, енк-инк, ец-иц, ичк-ечк, оньк-еньк, ышк-юшк, чик-щик имён существительных; слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Знать: правописание суффиксов имён существительных; правила написания сложных имён существительных.

Уметь: правильно писать суффиксы имён существительных; делать верный выбор в пользу слитного или дефисного написания имён существительных.

Таблицы.

Фронт.опрос

24 нед

25

Имя прилагательное как часть речи (§37-38)

Цель: повторение и обобщение представлений учащихся об имени прилагательном как о части речи; совершенствование навыков грамматических разборов.

10аб1

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные; сравнительная и превосходная степени имён прилагательных; полные и краткие формы имён прилагательных4 переход имён прилагательных из одного разряда в другой; склонение качественных и относительных прилагательных.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Знать: определение имени прилагательного; лексико-грамматические разряды имён прилагательных; склонение качественных и относительных имён прилагательных.

Уметь: делать морфологический разбор имени прилагательного; правильно писать окончания имён прилагательных.

Таблицы.

Фронт.опрос,

слов. Диктант

25 нед

26

Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных

(§39-41)

Цель: обобщение знаний учащихся, связанных с написанием суффиксов имён прилагательных, правил правописания сложных имён прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся.

10аб1

Суффиксы к-ск, ев-ив, лив-чив, ов-оват-овит, инск, оньк-еньк, ан-ян, Ын-ин, ен-енн_онн имён прилагательных; слитные и дефисные написания сложных имён прилагательных.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Знать: правописание суффиксов имён прилагательных; правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных; правописание сложных имён прилагательных.

Уметь: мотивировать свой выбор при написании Н и НН в именах прилагательных;

Отличать сложные имена прилагательные, пишущиеся через дефис и раздельно.

Таблицы.

Фронт.опрос,

сам.работа

26 нед

27

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных  (§42-44)

Цель: повторение и обобщение знаний учащихся об имени числительном как о части речи; развитие речи учащихся; совершенствование навыков аналитической работы со словом.

10аб1

Имена числительные количественные, порядковые, собирательные; простые, сложные, составные. Склонение имён числительных; слитные, дефисные и раздельные написания имён числительных.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Знать: определение имени числительного; разряды и виды имён числительных; правописание имён числительных; склонение имён числительных.

Уметь: делать морфологический разбор имени числительного; склонять имена числительные; правильно писать имена числительные

Знать: особенности употребления в речи числительных один; оба/обе; полтора, два, три, четыре; собирательных числительных.

Уметь: правильно употреблять в речи имена числительные.

Таблицы.

Фронт.опрос,

слов. Диктант

27 нед

28

Местоимение как часть речи (§46-47)

10аб1

Местоимения личные, возвратные, притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные; правописание местоимений.

Взаимосвязь различных единиц и уровней  языка.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Морфологические признаки местоимений.  Разряды местоимений.

Культура речи. Стилистика: употребление местоимений времени.

Знать: лексико-грамматические разряды местоимений; особенности изменения местоимений; правописание местоимений.

Уметь: делать морфологический разбор местоимения; правильно употреблять местоимения в речи; правильно писать местоимения; склонять местоимения.

Практические:

морфологический разбор местоимений.

Правописные:

правописание местоимений.

Таблицы.

Фронт.опрос,

сам.работа

28 нед

29

Глагол как часть речи

(§48-49) Причастие и деепричастие как глагольные формы (§50-52-53)

Цель: повторение и обобщение знаний учащихся о глаголе как о части речи; формирование навыков морфологического разбора глагола; развитие умений употреблять глагол в речи.

Цель: повторение и обобщение знаний учащихся о глагольных формах; формирование умений образовывать причастия и деепричастия разных форм; отработка навыков разбора причастий и деепричастий и употребления их в речи.

10а  2 10б  1

Инфинитив; категория вида (совершенный  несовершенный); переходность/

непереходность; возвратные глаголы; категория наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное); категория времени; спряжение; правописание глаголов.

Причастия действительные и страдательные; переходность/ непереходность, возвратность/

Невозвратность, вид, время, род, число, падеж.

Синонимия в системе русского языка.

Деепричастия несовершенного и совершенного вида; совмещение признаков глагола и наречия.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Морфологические признаки глагола как части речи. Спряжение глагола. Неопределённая форма глагола. Категория наклонения глагола. Время глагола. Категория вида глагола.

Морфологические признаки причастия. Причастия действительные и страдательные. Время причастий, изменение причастий.

Морфологические признаки деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Синтаксическая роль деепричастия.

Культура речи. Стилистика: особенности употребления в речи различных форм глаголов. Синонимия глагольных форм.

Стилистика, культура речи: особенности употребления причастий и деепричастий  в речи. Синтаксис и пунктуация: правописание обособленных определений, выраженных причастными оборотами. Знаки препинания при деепричастном обороте

Знать: определение глагола; грамматические категории глагола; образование глагола; правописание глагола.

Уметь: делать морфологический разбор глагола; правильно писать личные окончания глагола; правильно писать суффиксы глагола; употреблять Ь в глагольных формах, если это необходимо.

Знать: определение причастия; разряды по значению; признаки глагола и прилагательного; образование причастий; правописание причастий.

Уметь: находить вид и залог причастий; различать причастия и отглагольные прилагательные; правильно писать суффиксы причастий.

Знать: определение деепричастия; разряды по значению; признаки глагола и наречия; способы образования.

Уметь: находить деепричастия в тексте; различать деепричастия совершенного и несовершенного вида; правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок; правильно ставить знаки препинания при деепричастных оборотах.

Практические:

морфологический разбор глагола.

Правописные:

правописание личных окончаний глагола;

правописание суффиксов глагола;

правописание Ь в глагольных формах.

Практические:

морфологический разбор причастий;

образование разных форм причастий.

Правописные:

правописание окончаний причастий; правописание гласных в суффиксах причастий; правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Практические:

морфологический разбор деепричастий; образование деепричастий.

Правописные:

правописание деепричастий.

Таблицы

Фронт.опрос,

сам.работа

29 нед

30

Наречие как часть речи

(§54-55).   Слова категории состояния (§56)

Цель: повторение и обобщение знаний учащихся о наречии как о части речи; закрепление правописных навыков; формирование умения образовывать наречия и употреблять их в речи.

Цель: повторение и обобщение знаний учащихся о словах категории состояния; развитие навыков связной речи; формирование умения употреблять слова данной морфологической категории в речи.

10аб1

Наречия обстоятельственные (времени, места, условия, причины, цели) и определительные (качества, количества и образа действия); гласные на конце наречий, наречия на шипящую, отрицательные наречия; слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Состояние человека, окружающей среды, оценка действий.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Синтаксическая роль наречий.

Морфологические особенности слов категории состояния, лексико-семантические группы слов категории состояния.

Стилистика, культура речи: особенности употребления наречий в речи.

Стилистика, культура речи: употребление в речи слов категории состояния.

Знать: определение наречия; разряды по значению; степени сравнения; правописание наречий.

Уметь: определять разряд по значению; образовывать степень сравнения; правильно писать наречия.

Знать: определение слов категории состояния; морфологический разбор слов категории состояния.

Уметь: находить слова категории состояния в речи; различать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные.

Практические:

морфологический разбор наречий; образование наречий.

Правописные:

правописание гласных О-А на конце наречий; написание Ь после шипящих на конце наречий; написание отрицательных наречий; слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

Практические:

морфологический разбор слов категории состояния;

омонимия слов категории состояния, наречий и кратких прилагательных.

Таблицы.

Фронт.опрос,

сам.работа

30 нед

31

Служебные части речи.

Предлоги и союзы  как служебные части речи  (§57-58) Союзные слова. Правописание союзов и предлогов.

(§59-60)

Цель: повторение и обобщение знаний учащихся о служебных частях речи; развитие речевых навыков учащихся; совершенствование культуры речи учащихся.

10а

 2 10б

 1

Предлоги простые и сложные, производные и непроизводные; отношения пространственные, временные, причинные, целевые. Союзы сочинительные (соединительные, разделительные, противительные) и подчинительные. Союзные слова.

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Морфологические особенности предлогов и союзов. Типы предлогов и союзов по структуре, по значению.

Стилистика, культура речи: уместное употребление предлогов в речи. Синонимия предлогов и союзов.

Знать: определение предлога и союза; какие отношения выражаются с помощью предлогов; виды предлогов и союзов  по структуре и по происхождению; правописание предлогов и союзов.

Уметь: отличать предлоги  от других частей речи; грамотно писать предлоги. Отличать союзы от союзных слов.

Практические:

морфологический разбор предлогов.

Правописные:

слитное, дефисное, раздельное написание предлогов.

Таблицы.

Фронт.опрос,

слов. Диктант

31 нед

32

Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Междометия как особый разряд слов

(§61-63)

Цель: повторение и обобщение знаний учащихся о частицах; закрепление навыков правописания частиц; развитие навыков связной монологической речи.

10аб1

Частицы восклицательные, вопросительные, указательные, усилительные, уточняющие, отрицательные, формообразующие; раздельное и дефисное написание частиц. Эмоциональность, экспрессивность, интонация.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка

Комбини

рованный урок

Урок-практикум

Междометие как особый разряд слов; типы междометий по происхождению и структуре. Звукоподражательные слова.

Морфология: переход междометий и звукоподража

тельных слов в знаменательные части речи.

Знать: определение частицы и междометий; разряды по значению частиц; правописание частиц.

Уметь: определять значение частицы; правильно писать частицы, уместно употреблять в речи и на письме междометия и звукоподражательные слова.

Практические:

морфологический разбор междометий.

Правописные:

знаки препинания при междометиях и звукоподражательных словах; правописание междометий и звукоподражатель

ных слов.

Таблицы.

Фронт. Опрос,

сам. Работа

32 нед

33-34

Итоговая контрольная работа .

10аб2

Урок контроля знаний

Тест

Самостоятельная работа

33-34 нед

                                                             Содержание образования в соответствии с ФК ГОС ОО

Введение  

 Русский язык в современном мире.

Формы  существования  русского национального языка.(литературный язык, просторечие,  народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)

Взаимообогащение языков  как результат взаимодействия национальных культур.

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

Лексика. Фразеология. Лексикография  

          Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

          Слово и его значение. Однозначность  и многозначность слов. Изобразительно – выразительные средства русского языка: тропы (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, перифраза). Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика исконно русская и заимствованная. Происхождение исконно русской лексики. Пути появления в языке заимствованных слов. Старославянизмы – особый пласт ранних заимствований. Признаки старославянизмов, особенности стилистической окраски старославянизмов. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Профессионализмы. Жаргонизмы.

           Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Литературный язык и язык художественной литературы. Взаимосвязь языка и культуры.

 Словари  русского языка и  лингвистические справочники; их  использование.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

       Основные  понятия фонетики, графики, орфоэпии.

        Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические.

       Фонетический разбор.

       Орфоэпия. Основные правила произношения.

Использование различных видов чтения  в зависимости от коммуникативной задачи  и  характера текста..

Развитие навыков монологической и диалогической речи.

Морфемика  и словообразование  

           Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

            Морфемный разбор слова.

            Словообразование. Морфологический способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.

            Неморфологические способы словообразования.

            Словообразовательные словари.

            Словообразовательный разбор.

            Основные способы формообразования в современном русском языке.

Культура  разговорной  речи.

Морфология и орфография  

Орфография  

        Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

        Принципы русской орфографии.

        Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

       Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

       Чередующиеся гласные в корне слова.

       Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

       Употребление букв Э.Е.Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

       Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

        Правописание двойных согласных.

        Правописание гласных и согласных в приставках.

        Приставки ПРЕ – ПРИ.

        Гласные И иЫ после приставок.

        Употребление прописных букв.

        Правила переноса слов.

         Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.  

Морфология. Части речи

Имя существительное

           Имя существительное как часть речи. Лексико – грамматические разряды имён существительных.

           Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

          Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатуры.

          Число имён существительных.

          Падеж и склонение имён существительных.

          Морфологический разбор имён существительных.

          Правописание падежных окончаний имён существительных.

          Варианты падежных окончаний.

          Гласные в суффиксах имён существительных.

          Правописание сложных имён существительных.

          Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

          Имя прилагательное как часть речи. Лексико – грамматические разряды имён прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

          Качественные прилагательные.

          Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы  степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

         Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в  функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

        Прилагательные относительные и притяжательные.

        Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

        Переход прилагательных из одного разряда в другой.

        Морфологический  разбор имён прилагательных.

        Правописание окончаний имён прилагательных.

        Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на – ИЙ.

         Правописание  суффиксов имён прилагательных.

         Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Имя числительное  

            Имя числительное как часть речи. Лексико – грамматические разряды имён числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

            Морфологический разбор числительных.

            Склонение имён числительных.

             Правописание имён числительных.

             Употребление имён числительных в речи.

             Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение  

           Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

           Морфологический разбор местоимений.

           Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ТЫ и ВЫ.  Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

Взаимосвязь различных единиц и уровней  языка.

Глагол

         Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского  глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола.  Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности  образования и функционирования.

        Категория времени глагола.

        Спряжение глаголов.

        Две основы глаголов. Формообразование глагола.

        Морфологический разбор глагола.

        Правописание глаголов.

Причастие  

          Причастие  как часть речи.

          Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

          Морфологический разбор причастий.

          Образование причастий.

          Правописание суффиксов причастий.

          Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

          Переход причастий в прилагательные и существительные.

          Синонимия в системе русского языка.

Деепричастие  

Деепричастие как часть речи.

         Образование деепричастий.

        Морфологический разбор деепричастий.

        Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие  

           Наречие как часть речи. Разряды наречий.

           Морфологический разбор наречий.

           Правописание наречий.

           Гласные на конце наречий.

           Наречия на шипящую.

           Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния

            Лексико – грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

            Омонимия слов категории состояния, наречий на – О, - Е и кратких прилагательных среднего рода  единственного  числа.

Служебные  части речи

Предлог

         Предлог как служебная часть речи.

         Особенности употребления предлогов.

         Морфологический разбор предлогов.

         Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова

         Союз  как служебная часть речи. Союзные слова.

         Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные  союзы и союзные слова.

         Морфологический разбор союзов.

         Правописание союзов.

Частицы  

        Частицы как служебная часть речи.

        Разряды частиц.

        Морфологический  разбор частиц.

       Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное  написание частиц НЕ  и НИ с различными частями речи.

Междометие  

           Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

           Морфологический разбор междометий.

           Правописание междометий.

           Функционально – стилистические  особенности употребления междометий.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка

Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме)                                                          

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/понимать

Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Основные  единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы  современного русского литературного языка; нормы  речевого поведения в  социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Уметь

Осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точк рения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, и уместности их употребления;

Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

Аудирование и чтение

Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно – научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях4

Говорение и письмо

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения:

Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Соблюдать нормы речевого поведения  в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.

 Использовать приобретённые знания и умения в практической  деятельности и в повседневной жизни для

-осознания  русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям  национальной и мировой культуры;

-развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-совершенствования коммуникативных способностей; развития  способности к речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству;

-самообразования и активного участия в производственной,  культурной и общественной жизни государства.

                                                                         

Ресурсное обеспечение

Учебник и дополнительная литература

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы. Учебник. – 3-е издание. – М.:  «Русское слово», 2006.

2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. –4 издание. М.: «Русское  слово», 2007.

3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы.  – М.: «Русское слово», 2006.

4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии.10-11 классы. – М.: «Русское слово», 2006.

5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация.    10-11 классы. 3-е издание. – М.: «Русское слово», 2007.

                                                                          Мультимедийные пособия

1.Русский язык. Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ.- Издательство «Экзамен»

2.Электронное учебное пособие для подготовки к ЕГЭ.по русскому языку.- Издательство «Дрофа»

3.Русский  язык. Тестовый контроль. 10-11 классы.- издательство «Учитель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....