Разработка урока русского языка в 8 классе "Обобщение по теме "Односоставное предложение".
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе урока каждый учащийся имеет возможность показать свои знания по теме "Односоставное предложение" в полном объеме. Урок предусматривает работу учащихся в группах, используется занимательный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoritelno-obobshchayushchiy_urok_po_russkomu_yazyku.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект повторительно-обобщающего урока с учетом требований государственного стандарта второго поколения.
Работу выполнила:
Сапронова Лидия Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Рябовской СОШ
х. Рябовский Алексеевского района
Волгоградской области
(I квалификационная категория)
Тема урока: Обобщение по теме «Односоставное предложение»
(8 класс)
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Цели урока:
Цели урока:
- опознавать односоставные предложения; определять их вид и морфологические способы выражения главного члена;
- уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений;
-уметь проводить устный и письменный разбор односоставного предложения; моделировать односоставные предложения разных типов;
включать неопределенно-личные предложения в составляемые сюжетные тексты, употреблять безличные предложения в миниатюрных зарисовках явлений природы.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы должны повторить и обобщить сведения по теме «Односоставные предложения». Кроме того, вы покажете на уроке свои умения находить односоставные предложения в тексте и определять их вид, мы поговорим о сфере употребления этих предложений.
Но, прежде всего, мы вспомним правописание слов-терминов, которые мы использовали для характеристики предложений по строению его грамматической основы.
- Словарно-орфографическая работа
(1 ученик записывает на доске).
Односоставное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, обобщенно-личное, назывное.
(познавательные УУД)
- Лингвистическая разминка.
- Дома вы повторили все определения, записанные на доске.
Назовите типы односоставных предложений в стихах А.А.Фета.
(на экран проецируются стихи) :
1) Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора.
- Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.
3) Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени, тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
( 1) определенно-личное, назывные, 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное, 3) назывные.)
(Познавательные УУД: общеучебные, логические.)
4.Работа в группах (дифференцированные задания)
I группа
Выделить грамматическую основу и указать тип предложений.
Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. На небе ни клочка лазури. Как жить мне хочется до нового свиданья! И снова мне легко.
(А.А.Фет)
II группа
Найти односоставные предложения, выделить в них грамматическую основу и указать тип предложений.
Рассвело. Наскоро закусив, отправляемся дальше. Мы то едем по равнине, то спускаемся в долины. Вот и озеро. Вода прозрачна. Гиппопотамов нет. Хорошо бы искупаться! Кусок скалы – удобное место для ныряния. Но вдруг скала зашевелилась и оказалась громадным крокодилом.
III группа
Какую роль играют односоставные предложения в тексте? Попробуйте заменить односоставные предложения на двусоставные. Произошли ли в тексте какие-либо изменения или нет? (Отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки».)
Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучались. Быстро я вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге стоят мои друзья. В руках держат удочки, сачки и корзины. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю: день проведем отлично! Поэтому весело!
Познавательные УУД: общеучебные.
Коммуникативные УУД: коммуникативное сотрудничество и взаимодействие.
- Работа с текстом.
Сейчас мы обратимся к тексту, где встретимся с разными видами односоставных предложений.
(Каждый ученик получает текст на листочке, на доске – фрагмент текста с пропущенными буквами и знаками препинания. Один учащийся работает с текстом у доски).
Леса - величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории.
Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.
Вспомните то уд…вительное состояние как (бы) безотчетной радости и силы охватывающей вас как только вы попадаете в л…са из душных городских домов.
Все ваше тело охватывает прохладой листвы. Великая сила жизни видна во всем: в шелесте деревьев, в пересвисте птиц, в глубине неба.
Какой воздух! Вдыхаем его живительный глоток и насл…ждаемся жизнью.
(К.Паустовский)
Задания к тексту:
Выразительно прочитайте текст.
О чем текст?
Какова основная мысль?
Как вы понимаете значение слова «исполинский»? Подберите синоним к этому слову.
Почему автор использует именно это слово из синонимического ряда?
Определите стиль данного текста.
Как вы могли бы озаглавить текст? ( Сравнить заголовки детей с заголовком автора «Лес – источник жизни»).
Найдите в тексте односоставные предложения (с главным членом подлежащим, с главным членом сказуемым). Выпишите одно
из них, выделите грамматическую основу предложения.
Какова роль этих предложений?
(Познавательные УУД : общеучебные /структурирование знаний/.)
6.Лингвистическая игра «Четвертый лишний».
- Вам предстоит провести непростую исследовательскую работу, цель которой – найти односоставные предложения среди однотипных. В каждом ряду есть односоставное предложение, непохожее на остальные три. Найдите его, определите вид.
А. Иду по улице нарядной. В доме шумят. Меня задержали на работе на час. Травы скашивают рано утром.
Б. С утра морозит. Вам не видать таких сражений. Нет дыма без огня. Цыплят по осени считают.
В. Не спится, няня. Мужайся, сердце, до конца. Еду-еду в чистом поле. Брожу вдоль берега реки.
Г. Темнеет. Не было дождя. Нельзя говорить громко. Раннее утро.
(Познавательные УУД: общеучебные /поиск и выделение необходимой информации/.)
7.Конкурс «Продолжи строчку»
- Односоставные предложения употребляются в разных стилях – публицистическом, деловом.
А какую роль эти предложения играют в художественном стиле?
Вспомним прекрасные строчки великих мастеров слова.
Продолжите строчки и назовите автора:
- Люблю грозу…(в начале мая) Ф.Тютчев
- Шепот,…(робкое дыханье, трели соловья) А.Фет
- Смотри, как роща…(зеленеет, Палящим солнцем облита) Ф.Тютчев
-Дни поздней осени…(бранят обыкновенно) А.Пушкин
Какова же роль односоставных предложений в этих прекрасных стихах?
(познавательные УУД)
Учащиеся делают вывод: Поэты рисуют яркие , живописные картины природы, показывают свою любовь , бережное отношение к ней.
Учитель : Прослушайте следующие строчки и определите основную мысль.
Ты, человек, люби природу.
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она- твой давний, добрый лекарь,
Она- союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
Действительно, наша задача - любить природу, беречь, охранять.
Давайте составим памятку «Как вести себя в лесу», включив в нее односоставные предложения.
(Познавательные УУД: логические .)
8.Составление памятки «Как вести себя в лесу»
(Учащиеся делятся на две группы. Одна группа составляет памятку, используя глаголы в форме повелительного наклонения единственного числа, другая группа использует глаголы в неопределенной форме. Предварительно обсуждается, какие положения должны стать пунктами памятки)
1.Не разводи костер в лесу.
2. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
3. Не разоряй гнезда птиц.
4. Не рви цветов в лесу и на лугу.
5.Не повреждай кору деревьев.
(Делают вывод, какой вариант получился более требовательным и категоричным?)
(Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы, интеграция в группу сверстников, продуктивное взаимодействие.)
9. Итог урока.
(Повторяем все типы односоставных предложений ещё раз, выставляются оценки)
-Что повторили сегодня?
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились?
-Какой этап урока показался самым интересным?
-Что было трудно?
Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру по одной из тем: «Лесные сокровища», «Зимний лес» с включением в него односоставных предложений
Оценка метапредметных и предметных результатов по теме «Односоставные предложения».
В результате изучения темы «Односоставные предложения» учащиеся
проявили в достаточной степени владение всеми видами речевой деятельности;
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
овладели приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
подтвердили способность определять цели предстоящей учебной деятельности, свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
показали способность применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Умеют коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения.
Предметные результаты:
имеют представление о русском языке как языке русского народа, о роли родного языка в жизни человека и общества,
адекватно понимают информацию устного и письменного сообщения (цели, тема, основная и дополнительная информация, владеют разными видами чтения текстов разных стилей и жанров, адекватно воспринимают на слух тексты разных стилей и жанров, умеют воспроизводить в устной и письменной форме прочитанный или прослушанный текст,
умеют правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме,
умеют создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей,
соблюдают в практике речевого общения основные орфоэпические , лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, соблюдают в практике письма основные правила орфографии и пунктуации,
способны участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, способны осуществлять речевой самоконтроль, оценивая свою речь с точки зрения ее содержания языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач.
Метапредметными результатами изучения темы являются:
учащиеся владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
определяют цели предстоящей учебной деятельности, свободно, правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме;
умеют коммуникативно целесообразно взаимодействовать с
окружающими людьми в процессе речевого общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.
Урок "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая цель - закрепление умения опознавать уточняющие члены предлож...
Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...
Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными"
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока с приложениями по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными», разработ...
Разработка урока русского языка в 5 классе "Сложное предложение"
Работа создана с целью формирования представления о сложном предложении, формировании способности определять сложное предложение....
Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс
Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...