Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

 Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственного образования стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5.03.2004 №1089).

 Рабочая программа составлена на основе программы М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского «Русский язык». Программы общеобразовательных учреждений. 5 – 9 классы. М., «Просвещение», 2009.

 Уровень изучения учебного материала (в соответствии с лицензией) - базовый

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственного образования стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5.03.2004 №1089).

 Рабочая программа составлена на основе программы М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского «Русский язык». Программы общеобразовательных учреждений. 5 – 9 классы. М., «Просвещение», 2009.

 Уровень изучения учебного материала (в соответствии с лицензией) - базовый

 

  Цели обучения.

 Изучение русского языка на ступени основного общего образования в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов ( 34 недели, 4 часа в неделю)

Развитие речи: 37

Контрольные работы: 8

 Формы контроля знаний, умений.

 Виды и формы контроля знаний, умений и навыков обучающихся в 8 классе следующие:

* тест;

*диктант с грамматическим заданием;

* проверочная работа с выборочным ответом;

* комплексный анализ текста;

* подробное и выборочное изложение;

* изложение с элементами сочинения-рассуждения;

* сочинение-описание памятника;

Сочинение на морально-этическую тему;

  • публичное выступление по общественно-важным проблемам;
  •  сочинение-рассказ на свободную тему;

Устное высказывание на лингвистическую тему. 

Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ: диктантов, словарных диктантов, тестов, изложений, сочинений. Итоговая аттестация согласно Уставу общеобразовательного учреждения. 

 

 Распределение учебной нагрузки по четвертям:

Учебных часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

Количество недель

8 недель

8 недель

10 недель

8 недель

34 недели

Количество

32 часа

32 часов

40 часов

32 часа

136

Раздел II. Календарно-тематическое планирование по русскому языку.

Название раздела, темы, урока

Кол.ч

Тип урока

Элементы

Содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО

Форма урока

Информационное сопровождение

Дата проведения

План

Факт

Примечание

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (1 час)

1.

Общие сведения о языке. Русский язык в современном мире.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

1

Урок усвоения новых знаний

Роль языка в жизни человека и общества. Понятие государственного языка. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Русский язык. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык- язык русской художественной литературы. Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Урок-лекция

Учебник, ТСО

1 не-деля

РАЗДЕЛ II.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 7 КЛАССАХ (10 +2)

2.

Пунктуация. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

1

Повторительно-обобщающий урок

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания

Беседа

Учебник

Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл.- М.: Дрофа, 2007.

1 не-деля

3.

Простое предложение

1

Повторительно-обобщающий урок

 Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-практикум

Учебник, З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

1 не-деля

4.

Знаки препинания в сложном предложении

1

Повторительно-обобщающий урок

Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-практикум

Учебник, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

1 не-деля

5-6

Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий

2

Повторительно-обобщающий урок

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Урок-практикум

Учебник

Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл.- М.: Дрофа, 2007.

2 не-деля

7.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

1

Повторительно-обобщающий урок

НЕ с глаголами и деепричастиями, именами существительными, прилагательными и наречиями на –О.

 Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Урок-практикум

Учебник

Русский язык (лексика, морфология и орфография, синтаксис и пунктуация, культура речи). Справочник школьника. ООО «Уральский электронный завод»

 2 не-деля

8.

Слитное и раздельное написание НЕ-НИ с местоимениями и наречиями

Повторительно-обобщающий урок

Слитное и раздельное написание НЕ-НИ с местоимениями и наречиями.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Урок-практикум

Учебник

Русский язык (лексика, морфология и орфография, синтаксис и пунктуация, культура речи). Справочник школьника. ООО «Уральский электронный завод»

 2 не-деля

9.

Правописание дефиса

Повторительно-обобщающий урок

Слитные, дефисные и раздельные написания. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания

Урок-практикум

Учебник, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

3 не-деля

10-11

Р.Р. Сжатое изложение

2

Урок развития речи

 Текст как продукт речевой деятельности. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

 Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Урок-практикум

Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 8 классе». Книга для учителя. Москва, «Просвещение»2000

3не-деля

 

 12-13

Контрольный диктант

Урок коррекции знаний

1

Урок контроля и коррекции знаний

Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Слитное и раздельное написание НЕ-НИ с местоимениями и наречиями.

Правописание дефиса. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

 Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм.

Урок-практикум

Г.А.Богданова Сборник диктантов по русскому языку». 5 – 9 классы. Книга для учителя. Москва, «Просвещение»2001

 3не-деля

4 не-деля

РАЗДЕЛ III.

Синтаксис и пунктуация(2 + 2)

14.

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии

1

Урок усвоения новых знаний

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса

Урок-беседа

Учебник, Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

4 не-деля

15.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи

1

Урок усвоения новых знаний

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса

Урок-практикум

Учебник

Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл.- М.: Дрофа, 2007.

 4 не-деля

16.

Р.Р. Текст как единица синтаксиса

1

Урок развития речи

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение, их признаки. Структура текста.

Беседа

Учебник,

З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

4 не-деля

17.

Предложение как единица синтаксиса.

1

Урок усвоения новых знаний

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка

 Беседа

З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва,

5  не-деля

РАЗДЕЛ IV.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (3+1)

18.

Словосочетание как основная единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова

1

Урок усвоения новых знаний

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Урок-беседа

Учебни, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

5  не-деля

19.

Виды словосочетаний по способу связи слов.

1

Урок усвоения новых знаний

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Типы связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетания, простого и сложного предложения

Урок-практикум

Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл.- М.: Дрофа,

5еделя

20

Синтаксический разбор словосочетаний.

1

Урок усвоения новых знаний

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Урок-практикум

2007.

5  не-деля

21

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи

1

Урок закрепления изученного

Нормы построения словосочетания, простого и сложного предложении, текста. Основные выразительные средства синтаксиса

Урок-практикум

Учебник, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

6  не-деля

РАЗДЕЛ V.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2+1)

22

Грамматическая (предикативная) основа предложения, предложения простые и сложные.

1

Урок усвоения новых знаний

Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, основные типы грамматических основ. Нормы построения словосочетания, простого и сложного предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Урок-беседа

Учебник, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

6еделя

23

Порядок слов в предложении. Интонация

1

Урок усвоения новых знаний

Средства оформления предложений: интонация, логическое ударение, порядок слов. Нормы построения словосочетания, простого и сложного предложения, текста.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения

Урок-практикум

Учебник, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

6  не-деля

24

Р.Р. Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности

1

Урок развития речи

 Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения. Отражение в языке культуры и истории народа.

 Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру

Урок-практикум

Репродукции картин А.Баулина, С.В.Герасимова

6  не-деля

РАЗДЕЛ VI.

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(9 +2)

25

Главные члены двусоставного предложения и способы их выражения

1

Урок усвоения новых знаний

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения.

Урок-беседа

Учебник

Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл.- М.: Дрофа, 2007.

7  не-деля

26

Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения

1

Урок усвоения и закрепления новых знаний

Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Урок-беседа

Учебник, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

7  не-деля

27-28.

Р.Р.Публицистическое сочинение о памятнике культуры

2

Урок развития речи

Текст. Тема, основная мысль, структура текста. Типы текста: описание, повествование, рассуждение. Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру

Беседа

Учебник, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

 7  не-деля

7 не-деля

29.

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения

1

Урок усвоения новых знаний

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Грамматическая (предикативная) основа предложения

Урок-практикум

Учебник, таблицы, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

8  не-деля

30-31.

Составное именное сказуемое, способы его выражения

2

Урок усвоения, закрепления знан.

Составное именное сказуемое, способы его выражения. Грамматическая (предикативная) основа предложения

Урок-практикум

Учебник, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

8  не-деля

8  не-деля

32

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания, их функции.

Практикум

Учебник

Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл.- М.: Дрофа, 2007.

8  не-деля

33

 Тире между подлежащим и сказуемым

1

Урок закреплен изученного

Виды сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым.

Основные выразительные средства синтаксиса

Урок-практикум

Учебник, таблицы, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

9  не-деля

34-35

Контрольный диктант.

Урок коррекции знаний

2

Урок контроля знаний

Простое глагольное сказуемое и способы его выражения/

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое, способы его выражения.

Тире между подлежащим и сказуемым Правописание дефиса. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

 Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм.

Урок-практикум

Г.А.Богданова Сборник диктантов по русскому языку». 5 – 9 классы. Книга для учителя. Москва, «Просвещение»2001

9  не-деля

9  не-деля

РАЗДЕЛ VII. 

(11+2) Второстепенные члены предложения и способы их выражения

36

Второстепенные члены предложения и способы их выражения Дополнение.

1

Урок усвоения новых знаний

Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения

Урок-беседа

Учебник, раздаточный материал, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

9 не-деля

37-38

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения

2

Урок усвоения и закрепления новых знаний

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения

Урок-беседа

Учебник, раздаточный материал, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

10  не-деля

10  не-деля

39

Приложение как разновидность определения.

1

Урок усвоения и закрепления новых знаний

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Урок-лекция

Учебник, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

10 не-деля

40

Знаки препинания при приложении

1

Урок усвоения и закрепления новых знаний

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания

Урок практикум

Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 20

10 не-деля

41-42

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельства

2

Урок усвоения и закрепления новых знаний

Обстоятельство. Способы его выражения. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения

Урок-беседа

Учебник, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

 11  не-деля

11  не-деля

43

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

Повторительно-обобщающий урок

Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения.

Урок-практикум

Учебник

Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл.- М.: Дрофа, 2007.

11  не-деля

44-45

Р.р.Характеристика человека как вид текста. Р.р.Строение характеристики, его языковые особенности

2

Урок развития речи

 Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Текст. Тема, основная мысль, структура текста. Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста

Беседа

«Развитие речи» Никитин 2007

11 не-деля

12  не-деля

46

Обобщение и повторение темы «Главные и второстепенные члены предложения»

1

Повторительно-обобщающий урок

Главные и второстепенные члены предложения., способы их выражения.

Практикум

Малюшкин А.Б. «Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку» М, 2004

12  не-деля

47-48

Контрольный диктант.

Урок коррекции знаний

2

Урок контроля

Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

 Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм.

Урок-практикум

Г.А.Богданова Сборник диктантов по русскому языку». 5 – 9 классы. Книга для учителя. Москва, «Просвещение»2001

12  не-деля

12 не-деля

РАЗДЕЛ VIII.(14+3)

Односоставные предложения

49

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставного предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые , полные и неполные предложения. Предложения двусоставные и односоставные.

Урок-лекция

Учебник З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

13  не-деля

50-51

Назывные предложения, их структурные и смысловые особенности

2

Урок усвоения, закрепления новых знаний

Двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые , полные и неполные предложения. Предложения двусоставные и односоставные.

Урок-беседа

Учебник

Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл.- М.: Дрофа, 2007

13  не-деля

13  не-деля

52

Определённо-личные предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые , полные и неполные предложения. Предложения двусоставные и односоставные.

Практикум

, З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

13 не-деля

53-54

Неопределённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности

2

Урок усвоения и закрепления новых знаний

Двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые , полные и неполные предложения. Предложения двусоставные и односоставные.

Практикум

Учебни, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

14  не-деля

14  не-деля

55

Вопрос об обобщённо-личных предложениях

1

Урок усвоения новых знаний

Двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые , полные и неполные предложения. Предложения двусоставные и односоставные.

Урок-беседа

Учебник, Малюшкин А.Б. «Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку» М, 2004

14  не-деля

56

Полугодовой контрольный диктант

1

Урок контроля

 Знаки препинания в простом и сложном предложении.

 Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм.

Практикум

14 не-деля

57

Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности

1

Урок усвоения и закрепления новых знаний

Двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. Предложения двусоставные и односоставные.

Практикум

Учебник, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа,

15  не-деля

58

Рассуждение.

1

Урок усвоения и закрепления новых знаний

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста

Практикум

Москва, 2007

15  не-деля

59-60.

Р.Р. Сочинение-рассуждение на свободную тему

2

Урок развития речи

 Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (публицистического) Тема, основная мысль, структура текста. Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения. Отражение в языке культуры и истории

Практикум

Учебник

15  не-деля

15еделя

61

Неполные предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые , полные и неполные предложения. Предложения двусоставные и односоставные

Беседа

Учебник

16  не-деля

62

Синтаксический разбор односоставного предложения

1

Повторительно-обобщающий урок

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения., способы их выражения. Предложения двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания

практикум

Схема, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

16  не-деля

63

Обобщение и систематизация материала по односоставному предложению

1

Повторительно-обобщающий урок

Двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые , полные и неполные предложения. Предложения двусоставные и односоставные.

Урок-практикум

, Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

16  не-деля

64

Контрольный диктант

2

Урок контроля знаний

Предложения двусоставные и односоставные. . Знаки препинания в простом и сложном предложении.

 Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм.

Урок-практикум

Г.А.Богданова Сборник диктантов по русскому языку». 5 – 9 классы. Книга для учителя. Москва, «Просвещение»2001

16  не-деля

65

Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Неполные предложения

1

Повторительно-обобщающий урок

Предложения двусоставные и односоставные, полные и неполные предложения

Урок-практикум

Учебник, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

17  не-деля

РАЗДЕЛ IХ. (1) 

Простое осложнённое предложение

66

Понятие об осложнённом предложении

1

Урок усвоения новых знаний

Однородные члены предложении. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-беседа

Учебник, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

17  не-деля

РАЗДЕЛ Х.(11+4)

Однородные члены предложения

67

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-беседа

Учебник, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

17  не-деля

 -68-69

Однородные и неоднородные определения

2

Урок изучения,закрепления новых знаний

Однородные члены предложения

Урок-беседа

Учебник, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

17 не-деля

 18  не-деля

70-71

Р.Р. Изложение (текст – сравнительная характеристика)

2

Урок развития речи

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

 Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Урок-практикум

Учебник, Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 6 классе». Книга для учителя.

Москва, «Просвещение», 2000

18  не-деля

18  не-деля

72-73

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

2

Урок усвоения и закрепления новых знаний

Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-беседа

Учебник, таблицы, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

18еделя

19  не-деля

74-75

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

2

Урок усвоения,закрепления новых знаний

Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-беседа

Учебник

Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл.- М.: Дрофа, 2007.

19  не-деля

19  не-деля

76

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами

1

Повторительно-обобщающий урок

Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-практикум

Учебник, Малюшкин А.Б. «Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку» М, 2004

19 не-деля

77

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены»

1

Повторительно-обобщающий урок

Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-практикум

Учебник

Страна Лингвиния. Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей. ООО «Уральский электронный завод»

20  не-деля

78- 79

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта

2

Урок контроля знаний

Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-практику м

Г.А.Богданова Сборник диктантов по русскому языку». 5 – 9 классы. Книга для учителя. Москва, «Просвещение»2001 г.

20  не-деля

20  не-деля

80-81

Р.Р. Сочинение - сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения текста

2

Урок развития речи

Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Текст. Тема, основная мысль, структура текста. Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Урок-практикум

Учебник, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

21  не-деля

21  не-деля

РАЗДЕЛ ХI.(19 +2)

Обособленные члены предложения

82

Обособленные члены предложения Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Обособленные члены предложения

Урок-беседа

Учебник, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

21  не-деля

83-84

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них

2

Урок усвоения и закрепления новых знаний

Обособленные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-беседа

Учебник, таблицы

21  не-деля

22  не-деля

85-86

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений

2

Урок закрепления изученного

Обособленные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-беседа

Учебник, раздаточный материал, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

22  не-деля

87-88.

Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему

2

Урок развития речи

Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности функциональных стилей ( публицистического). Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Урок-практикум

Учебник

22  не-деля

22  не-деля

89-90.

Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них

2

Урок изучения и закрепления новых знаний

 Обособленные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-беседа

Учебник, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

23  не-деля

23  не-деля

91-93.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

3

Урок изучения и закрепления новых знаний

 Обособленные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-беседа

Учебник

Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл.- М.: Дрофа, 2007.

23  не-деля

23  не-деля

24  не-деля

94-95.

Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот

2

Урок усвоения,закреплен изученног

Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм

Урок-беседа

Учебник

Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл.- М.: Дрофа, 2007.

24  не-деля

24  не-деля

96

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

1

Урок усвоения и закрепления изученного

Обособленные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-беседа

Учебни, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

24  не-деля

97-98

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

1

Урок изучения нового материала

Обособленные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-беседа

Учебник, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

25  не-деля

25  не-деля

99.

Синтаксический разбор предложений с обособленными членами предложения

1

Урок закрепления изученного

Обособленные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-беседа

Учебник, схем, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

25  не-деля

100.

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

Повторительно-обобщающий урок

Обособленные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-практикум

Малюшкин А.Б. «Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку» М, 2004

25  не-деля

101.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»

1

Повторительно-обобщающий урок

Предложения двусоставные и односоставные. . Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Урок-практикум

Учебник

Страна Лингвиния. Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей. ООО «Уральский электронный завод»

26  не-деля

102-103.

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта

2

Урок контроля знаний

 Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм.

Урок-практикум

Г.А.Богданова Сборник диктантов по русскому языку». 5 – 9 классы. Книга для учителя. Москва, «Просвещение»2001

 26  не-деля

26  не-деля

РАЗДЕЛ ХII.(10+2)

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

104.

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении

1

Урок усвоения новых знаний

Обращение. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Урок-беседа

Учебник, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

26  не-деля

105.

Знаки препинания при обращении. Употребление обращений

1

Урок закрепления знаний

Обращение. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Урок-практикум

Учебник, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

27  не-деля

106.

Р.Р. Составление делового письма

1

Урок развития речи

Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности функциональных стилей ( официально-делового). Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

. Овладение основными видами речевой деятельности: письмом.

Урок-практикум

Учебник, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

 27  не-деля

107.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения)

1

Урок усвоения новых знаний

Вводные, вставные слова и конструкции.

Урок-беседа

Учебник, таблицы, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

27  не-деля

108.

Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них

1

Урок закрепления изученного

Вводные, вставные слова и конструкции. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Урок-беседа

Учебник, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

27  не-деля

109.

Р.Р. Публичное выступление на общественно значимую тему

1

Урок развития речи

Смысловые части текста, средства связи между ними. Текст. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности функциональных стилей (публицистического). Тема, основная мысль, структура текста. Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Структура текста. Овладение основными видами речевой деятельности: говорением. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Урок-практикум

Учебник

28  не-деля

110-111.

Вводные предложения, знаки препинания при них

2

Урок изучения и закрепления материала

Вводные, вставные слова и конструкции. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Урок-беседа

Учебник

Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл.- М.: Дрофа, 2007.

28  не-деля

28  не-деля

112.

Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций

1

Урок усвоения новых знаний

Вводные, вставные слова и конструкции. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания

Урок-беседа

Учебник, Малюшкин А.Б. «Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку» М, 2004

28  не-деля

113.

Систематизация и обобщение изученного по теме. Предложения с вводными конструкциями, обращениями.

1

Повторительно-обобщающий урок

Вводные, вставные слова и конструкции. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания

Урок-практикум

Учебник

Лингвиния. Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей. ООО «Уральский электронный завод»

29  не-деля

114-115.

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта

2

Урок контроля знаний

Вводные, вставные слова и конструкции. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания

Урок-практикум

Г.А.Богданова Сборник диктантов по русскому языку». 5 – 9 классы. Книга для учителя. Москва, «Просвещение»2001

29  не-деля

29  не-деля

РАЗДЕЛ ХIII.(9+2)

Синтаксические конструкции с чужой речью

116-117.

Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Диалог как вид прямой речи. Знаки препинания

2

Урок усвоения и закрепления нового материала

Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания

Урок-беседа

Учебник Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл.- М.: Дрофа, 2007.

29  не-деля

30  не-деля

118-119.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

2

Урок усвоения и закрепления нового материала

Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания

Урок-беседа

Учебник, , З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

30  не-деля

30  не-деля

120-121.

Цитаты и знаки препинания при них

2

Урок усвоения и закрепления нового материала

Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге. Способы передачи чужой речи. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания

Урок-беседа

Учебник,З.Д.Гольдин, В.Н. Светлышева «Русский язык в таблицах» 5-11 классы (Справочное пособие), Дрофа, Москва, 2007

30  не-деля

31  не-деля

122.

Систематизация и обобщение по теме «Основные способы передачи чужой речи».

1

Повторительно-обобщающий урок

Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалог. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания

Урок-практикум

Учебник

Страна Лингвиния. Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей. ООО «Уральский электронный завод»

31  не-деля

123-124.

Р.Р. Рассказ

2

Урок развития речи

Смысловые части текста, средства связи между ними. Текст. Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности языка художественной литературы. Тема, основная мысль, структура текста. Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста. Понятие о русском литературном языке и его нормах

 Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру

Урок-практикум

Учебник

31  не-деля

31  не-деля

125-126.

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта

2

Урок контроля знаний

Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм.

Урок-практикум

Г.А.Богданова Сборник диктантов по русскому языку». 5 – 9 классы. Книга для учителя. Москва, «Просвещение»2001

32  не-деля 32  не-деля

РАЗДЕЛ ХIV.(8+2)

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

127-128.

Синтаксис и морфология

2

Повторительно-обобщающий урок

Основные морфологические нормы русского литературного языка

Урок-беседа

Учебник

Русский язык (лексика, морфология и орфография, синтаксис и пунктуация, культура речи). Справочник школьника. ООО «Уральский электронный завод»

32  не-деля

32  не-деля

129-130.

Р.Р.Контрольное изложение

2

Урок развития речи, контроля знаний

Текст. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, средства связи между ними

Урок-практикум

Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 6 классе». Книга для учителя.

Москва, «Просвещение», 2000

33  не-деля

33  не-деля

131-132.

Синтаксис и пунктуация

2

Повторительно-обобщающий урок

Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении

Урок-беседа

Учебник

Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл.- М.: Дрофа, 2007.

33  не-деля

33  не-деля

133-134

Синтаксис и культура речи

2

Повторительно-обобщающий урок

Нормы литературного русского языка в построении словосочетаний и предложений. Применение знаний по синтаксису в практике правописания

Урок-практикум

Учебник, , Г.Г.Граник, А.А. Концевая, Г.Н. Владимирская, С.М.Бондаренко «Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация, Москва, Астрель, 2009

34  не-деля

34  не-деля

135

Итоговый контрольный диктант.

1

Урок контроля знаний.

Применение знаний по синтаксису в практике правописания

Урок-практикум

34  не-деля

136

Коррекция знаний.

34  не-деля

Всего:136


Раздел III. Содержание образования и требования к уровню подготовки обучающихся по темам. 

                                                                              Учебно-тематический план.

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

1

2.

РАЗДЕЛ II.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 7 КЛАССАХ

12

2

1

3.

РАЗДЕЛ III.

Синтаксис и пунктуация

4

2

4.

РАЗДЕЛ IV.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

4

1

5.

РАЗДЕЛ V.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 5 часов

3

1

6.

РАЗДЕЛ VI.

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

11

2

1

7.

РАЗДЕЛ VII. 

Второстепенные члены предложения

13

2

1

8.

РАЗДЕЛ VIII.

Односоставные предложения

17

3

2

9.

РАЗДЕЛ IХ. 

Простое осложнённое предложение

1

10.

РАЗДЕЛ Х.

Однородные члены предложения

15

4

1

11.

РАЗДЕЛ ХI.

Обособленные члены предложения

21

2

1

12.

РАЗДЕЛ ХII.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

12

2

1

13.

РАЗДЕЛ ХIII.

Синтаксические конструкции с чужой речью

11

2

1

14.

РАЗДЕЛ ХIV.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

8

2

1

Содержание тем учебного курса.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ – 1 час

Русский язык в современном мире. Понятие государственного языка.

Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального

 общения народов России и стран СНГ.

РАЗДЕЛ II.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 7 КЛАССАХ – 9 +2 ч.

Пунктуация. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

Простое предложение

Знаки препинания в сложном предложении

Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Слитное и раздельное написание НЕ-НИ с местоимениями и наречиями

Правописание дефиса

Р.Р. Подробное изложение

Контрольный диктант

РАЗДЕЛ III.

Синтаксис и пунктуация – 2 +2 ч.

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы

 русской пунктуации. Знаки препинания, их функции

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства

синтаксической связи

Р.Р. Текст как единица синтаксиса

РАЗДЕЛ IV.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – 4 часа

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру

выражения главного слова

Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание

РАЗДЕЛ V.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 3 + 2 ч.

Синтаксическая структура простого предложения. Грамматическая (предикативная)

основа предложения

Порядок слов в предложении. Интонация

Р.Р. Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности

РАЗДЕЛ VI.

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 10 + 2 ч.

Главные члены двусоставного предложения

Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения

Р.Р.Публицистическое сочинение о памятнике культуры

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения

Составное именное сказуемое, способы его выражения

Тире между подлежащим и сказуемым

Виды сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта

РАЗДЕЛ VII. 

Второстепенные члены предложения – 10 + 2 ч.

Дополнение. Способы выражения дополнения

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

Обстоятельство. Способы его выражения

Главные и второстепенные члены предложения

Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его языковые особенности

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта

РАЗДЕЛ VIII.

Односоставные предложения – 15 +2 ч.

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставного предложения

Определённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности

Неопределённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности

Вопрос об обобщённо-личных предложениях

Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности

Р.Р. Сочинение-рассуждение на свободную тему

Назывные предложения, их структурные и смысловые особенности

Неполные предложения

Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи.

Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусостав-

ных предложений

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Контрольный диктант

РАЗДЕЛ IХ. 

Простое осложнённое предложение – 1 час

Понятие об осложнённом предложении

РАЗДЕЛ Х.

Однородные члены предложения – 11 +4 ч.

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения

Однородные и неоднородные определения

Р.Р. Изложение (текст – сравнительная характеристика)

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

Стилистические особенности предложений с однородными членами

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены»

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта

Р.Р. Сочинение – сравнительная характеристика двух знакомых лиц,

 особенности строения текста

РАЗДЕЛ ХI.

Обособленные члены предложения – 18 +2 ч.

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений.

Выделительные знаки препинания при них

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление

несогласованных определений

Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему

Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными

деепричастиями

Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания

 при уточняющих членах предложения

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и

 интонационная особенности

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта

РАЗДЕЛ ХII.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения – 10 + 2 ч.

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении

Знаки препинания при обращении. Употребление обращений

Р.Р. Составление делового письма

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения)

Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них

Р.Р. Публичное выступление на общественно значимую тему

Вводные предложения, знаки препинания при них

Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций

Систематизация и обобщение изученного по теме. Предложения с вводными конструкциями,

обращениями и междометиями

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта

РАЗДЕЛ ХIII.

Синтаксические конструкции с чужой речью – 9 + 2 ч.

Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.

Диалог как вид прямой речи. Знаки препинания

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

 Цитаты и знаки препинания при них

Систематизация и обобщение по теме «Основные способы передачи чужой речи».

Р.Р. Рассказ

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта

РАЗДЕЛ ХIV.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе – 8 + 2 ч. 

Синтаксис и морфология

Р.Р.Контрольное изложение

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис и культура речи

Контрольная работа

Всего – 136 часов

                               

           Раздел IV    Требования к уровню подготовки обучащихся 8 класса.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамкахинформационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.

Основные знания, умения,  навыки,

которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения конкретного раздела.

Раздел программы

Умения и навыки

Словосочетание. Простое предложение.

  • различать подчинительные и сочинительные словосочетания;
  • выделять словосочетания из предложения;
  • соблюдать нормы грамматической связи слов (особенно управления и — в трудных случаях — согласования);
  • обогащать свою речь разнообразными моделями словосочетаний;
  • выбирать из синонимического ряда словосочетаний наиболее подходящие (по значению, строению, стилистической окраске, выразительным возможностям) к данному типу и стилю высказывания;
  • выделять грамматическую основу предложения;
  • разбирать предложения по членам;
  • выбирать из синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;
  • целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;
  • соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение;
  • соблюдать нормы интонирования предложений разных видов и расстановки логического ударения в соответствии со смыслом высказывания.

Односоставные предложения.

  • различать односоставные и двусоставные предложения;
  • осмысливать обобщенное значение некоторых определенно-личных и неопределенно-личных предложений;
  • использовать различные виды двусоставных и односоставных предложений как синтаксические синонимы, выбирая наиболее подходящие к данной речевой ситуации, содержанию и типу текста;
  • употреблять назывные предложения как средство сжатого описания экспозиции рассказа.

Полные и неполные предложения.

  • различать полные и неполные предложения;
  • различать неполные и односоставные предложения;
  • осмысливать роль и сферу употребления неполных предложений в речи, уместно их использовать в речевой практике.

Предложения с однородными членами.

  • видеть в предложении однородные члены (в том числе распространенные однородные члены и разные ряды однородных членов);
  • распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами;
  • правильно строить предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи;
  • выбирать союз, по значению соответствующий смыслу высказывания;
  • уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.

Предложения с обособленными членами.

  • соблюдать правильную интонацию при обособлении;
  • заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями;
  • уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в тексте.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями.

  • соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями; вставными конструкциями;
  • использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учетом речевой ситуации, содержания, стиля высказывания.

Слова-предложения.

  • опознавать слова-предложения;
  • осмысливать нормы и сферу использования слов-предложений в речи.

Развитие связной речи

  • анализировать композиционные и языковые средства выражения идейного содержания, эмоционально-экспрессивной выразительности текста;
  • кратко излагать содержание статьи, художественного произведения, кинофильма, прослушанной беседы, лекции, радио- и телепередачи с использованием средств субъективной оценки;
  • собирать материал по двум и более источникам в соответствии с определенной темой и замыслом высказывания;
  • строить устное высказывание публицистического стиля в форме, специфичной для устной речи (сообщение, доклад, выступление — дискуссионное, агитационное, приветственное и др.);
  • писать сочинение на основе воображения, например «Будущее села (города)», на морально-этическую тему с использованием описания внешности человека, архитектурного памятника и т.п., на литературоведческую тему по изученному произведению.

В результате изучения русского языка ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой  культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Раздел V. Ресурсное обеспечение учебного курса

Литература для учителя

  • Л.А.. Тростецова, А.И. Запорожец «Русский язык» Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 3-е пособие. Москва, «Просвещение», 2011.
  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2000.
  • Воителева Т.М. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. 8-9 классы.- М.: Дрофа, 2007 (Дидактические материалы).
  • Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах. 5-11 кл.-М.: Дрофа, 2007.
  • Дидактические карточки-задания по русскому языку: Пунктуация: 5-9 классы: В 2 ч.: Ч. 1/ Г.Г.Граник, Л.А.Концевая, Г.Н.Владимирская, С.М.Бондаренко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  • Иссерс О.С. Тесты. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. 8-9 кл. – М.: Дрофа, 2007.
  • Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе.- М.: Дрофа, 2007.
  • Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл.- М.: Дрофа, 2007.
  • Петровская С.С. Диктанты по русскому языку. 8 класс.- М.: Дрофа, 2007.
  • Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе.- М.: Дрофа, 2007.
  • Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст. 8-9 кл./ В.И.Капинос и др.- М.: Дрофа, 2007.
  • Шатова Е.Г.Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика.- М.: Дрофа, 2007.
  • Шипицина Г.М. Русский язык: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. Культура речи. 8-11 класс.- М.: Дрофа, 2007 (Дидактические материалы).

Литература для обучающихся

  • Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. Материалы: Учебное пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1993.
  • Воителева Т.М. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. 8-9 классы.- М.: Дрофа, 2007 (Дидактические материалы).
  • Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах. 5-11 кл.-М.: Дрофа, 2007.
  • Львова С.И. Русский язык в кроссвордах.- М.: Дрофа, 2007.
  • Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл.- М.: Дрофа, 2007.
  • Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст. 8-9 кл./ В.И.Капинос и др.- М.: Дрофа, 2007.
  • Шипицина Г.М. Русский язык: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. Культура речи. 8-11 класс.- М.: Дрофа, 2007 (Дидактические материалы).

Мультимедийные издания

  • 1 С: Репетитор. Русский язык (фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)/ АОЗТ «1С», 1999-2001.
  • Русский язык (лексика, морфология и орфография, синтаксис и пунктуация, культура речи). Справочник школьника. ООО «Уральский электронный завод».
  • Страна Лингвиния. Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей. ООО «Уральский электронный завод».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....