Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку для VII класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта  общего образования (приказ МО РФ от 05.03 2004г. № 1089).

     Рабочая  программа  составлена  на  основе  Примерной  программы  основного  общего  образования  по  русскому  языку.  Сборник  нормативных  документов.  Русский  язык., М.,Дрофа, 2007;Федерального  базисного  учебного  плана  для  среднего  (полного)  общего  образования  (Приложение  к  приказу  Минобразования  России от  09.03.2004. №1312).

     Программа: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский  «Русский  язык». Программы  общеобразовательных  учреждений. 5 – 9 классы. М., «Просвещение», 2009.

   Уровень  изучения учебного  материала (в  соответствии с  лицензией) -   базовый

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_7_klass_2013-2014g.doc431 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для VII класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта  общего образования (приказ МО РФ от 05.03 2004г. № 1089).

     Рабочая  программа  составлена  на  основе  Примерной  программы  основного  общего  образования  по  русскому  языку.  Сборник  нормативных  документов.  Русский  язык., М.,Дрофа, 2007;Федерального  базисного  учебного  плана  для  среднего  (полного)  общего  образования  (Приложение  к  приказу  Минобразования  России от  09.03.2004. №1312).

     Программа: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский  «Русский  язык». Программы  общеобразовательных  учреждений. 5 – 9 классы. М., «Просвещение», 2009.

   Уровень  изучения учебного  материала (в  соответствии с  лицензией) -   базовый

Цели  обучения.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

136 часов (34 учебные недели, 4часа в неделю). Из них

Контрольных работ – 9  Сочинений – 10 Изложений – 4

Формы контроля знаний, умений.

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса: диктанты: с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный; сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта, описание внешности), изложение (выборочное, подробное), тест, комплексный анализ текста.

II Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Кол

Часов

Тип урока

Форма урока

Содержание изучаемого материала в соответствии с ФКГОСОО

Требования к уровню подготовки

Средства обучения. Информационное сопровождение

Дата

Примечание

План

Факт

Общие сведения о языке (1 час)

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Понимать, что язык - явление развивающееся, знать элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка, об этимологии как науке о происхождении исконно-русских и иноязычных слов, уметь работать с учебным этимологическим словарем

Учебник, ТСО

1н.

Повторение пройденного в 5 – 6 классах (11 ч. + 2 ч. на развитие речи)

2

Синтаксис. Синтаксический разбор

1

Повторительно-обобщающий

Практикум

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные.

Знать определение простых и сложных предложений. Уметь производить синтаксический разбор.

Учебник

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

1

Повторительно-обобщающий

Практикум

Однородные члены предложения. Обращения.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Способы передачи чужой речи.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.

 Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи. Уметь  применять правила, видеть структуру предложения, классифицировать предложения по наличию главных членов

Учебник

4

Лексика и фразеология

1

Повторительно-обобщающий

Практикум

Слово – основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Понятие об этимологии как науке о происхождении слов. Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Фразеологизмы; их значение и употребление.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Знать предмет изучения лексики и фразеологии, различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления), нормы употребления диалектной, профессиональной лексики

Эмоционально - окрашенные слова,

 о причинах устаревания и появления новых слов в русском языке, о заимствованных словах, их отличительных признаках о фразеологизмах, их роли в обогащении речи. Об этимологии как разделе языкознания, изучающем происхождение и историю слов. Расширять словарный запасзнать различные виды словарей, сведения об их авторах (В.И.Даль, С.И.Ожегов, Д.Н.Ушаков)

Уметь:различать слова русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления)

пользоваться различными видами словарей для определения значения и сферы употребления того или иного слова

определять уместность/неуместность использования слов в обиходной речи, в художественном произведении

составлять словарную статью

уметь подбирать синонимы к заимствованным словам, фразеологическим оборотам

употреблять в речи изученные группы слов, фразеологизмы с целью её обогащения.

Учебник

5

Фонетика и орфография. Орфоэпия. Фонетический разбор слова

1

Повторительно-обобщающий

Практикум

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Знать особенности образования гласных и согласных звуков, парность согласных по мягкости-твердости, звонкости-глухости, понимать позицию смягчения и оглушения - озвончения согласного. Уметь находить фонетические явления, делать фонетический разбор слова; соблюдать основные правила литературного произношения, различать буквенный и звуковой состав слова, объяснять причину количественного несоответствия букв и звуков, делить слова на слоги для переноса, осознавать смыслоразличительную роль ударения, определять ударение в слове, группировать слова с общностью фонетических признаков, обнаруживать ошибки в звучащей речи, уметь пользоваться орфоэпическим словарем

Учебник

6

Словообразование и орфография. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова

1

Повторительно-обобщающий

Практикум

Морфема - минимальная значимая часть слова. Морфемный разбор слова. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов. Основные выразительные средства словообразования.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.ё

Знать определения морфем, орфографические правила, изученные в этом разделе в 5, 6 классах; уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы для использования орфографических правил, определять значение морфем, группировать слова по видам орфограмм, пользоваться словарем морфемных моделей слов

Учебник

7,8

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова (глагол)

1

Повторительно-обобщающий

Практикум

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства морфологии. 

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать определения частей речи, изученных в 5-6 классе; уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать грамматическое и лексическое значения слова.

Знать орфографические правила, уметь применять их на практике. Уметь образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа. Уметь правильно ставить ударения в краткой форме прилагательных, в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки, уметь группировать слова по наличию некорневых морфем, по общности морфемных признаков

Учебник

9

Текст.

1

Урок развития речи

Практикум

Функционально-смысловые типы текста. Описание, повествование, рассуждение; их признаки. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка[1]1. Структура текста, создание текстов разных стилей и жанров: расписки, доверенности, заявления.

Знать признаки текста. Уметь доказывать, что представленный набор предложений – текст; уметь составлять собственный текст на заданную тему.

Знать способы связи предложений текста: цепная связь, параллельная.

Учебник

10

Стили литературного языка

1

Практикум, лекция

Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка. Структура

Знать особенности стилей речи, сферу употребления, типичную ситуацию речевого общения, задачу речи, умение использовать в речи существительные-синонимы, прилагательные-синонимы, глаголы-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Умение составлять тексты разных типов речи, опознавать стили речи, учитывать их особенности при создании текстов

Учебник

11

Публицистический стиль

1

Урок усвоения новых знаний

Урок развития речи

Лекция

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Знать: характерные признаки данного стиля речи, лексику данного стиля, сферу употребления.

Уметь: определять тексты данного стиля, аргументировать свой выбор; создавать тексты в данном стиле речи

Учебник

12

Практическое занятие. Стили речи

1

Развитие речи.

Практикум

 

Уметь: определять тексты разных стилей, аргументировать свой выбор; создавать тексты в заданном  стиле

Учебник

13,14

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах»

2

Урок контроля

Практикум

Соблюдение основных орфографических норм. Употребление пунктуационных знаков.

Уметь правильно воспринимать звучащий текст, правильно записать и оформить в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами

Учебник

Причастие  (29+5ч)

15,16

Причастие как часть речи

2

Урок усвоения новых знаний

Беседа, Практикум

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства морфологии. 

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать:

грамматические признаки причастия; синтаксическую роль полных причастий; Уметь:

 находить причастия в тексте; находить главные и зависимые слова в словосочетаниях с причастиями; определять синтаксическую роль причастия в предложении; определять признаки глагола и прилагательного в причастии

Учебник

17,18

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

2

Комбинированный урок

Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать:

грамматические признаки причастия;

условия выбора окончания причастия;

Уметь: согласовывать причастие с определяемым словом, применять правило правописания гласных в падежных окончаниях причастий

Учебник

19,20

Понятие о причастном обороте

2

Урок усвоения новых знаний

Беседа Практикум

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства морфологии. 

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, условия выделения его запятыми;

Уметь: находить причастный оборот в предложении, определять его границы и графически обозначать;

Учебник

21,22,23

Знаки препинания при причастном обороте

3

Комбинированный урок

Практикум

Знаки препинания, их функция. Одиночные и парные знаки препинания. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Уметь: находить причастный оборот в предложении, определять его границы и графически обозначать;

Учебник

4н,4н

24

Описание внешности

человека

1

Урок развития речи

Беседа Практикум

 Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

.

Знать: структуру текста, языковые особенности

Уметь: собирать материал, выбирать материал в соответствии с поставленной целью, темой; группировать его, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, писать тексты данного вида, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности,

Учебник

25

Действительные и страдательные причастия

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: семантику действительных и страдательных причастий,

Уметь: различать действительные и страдательные причастия;

Учебник

26

Краткие и полные страдательные причастия

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: способ образования, способы изменения кратких страдательных причастий, синтаксическую роль кратких причастий;

Уметь: образовывать, правильно произносить КСП, определять грамматические признаки и синтаксическую роль

Учебник

27

 Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: способы образования причастий, условия выбора гласной в суффиксах;

Уметь: образовывать действительные причастия настоящего и прошедшего времени;

Знать: способы образования причастий, условия выбора гласной в суффиксах;

способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

Учебник

28

Действительные причастия прошедшего времени

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

;Уметь: образовывать страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;

Учебник

29

Страдательные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Уметь: образовывать страдательные причастия настоящего  времени;

Учебник

30

Страдательные причастия прошедшего времени

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Уметь: образовывать страдательные причастия  прошедшего времени;

Учебник

31

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: условия выбора гласной перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

Уметь: применять правило в правописании

Учебник

32,33

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

2

Урок усвоения новых знаний.Урок закрепления изученного

Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: условия употребления н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных (в полных и кратких формах);

Уметь: применять правило в правописании

Учебник

6н,6н

34,35

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

2

Урок усвоения новых знаний.Урок закрепления изученного

практикум

Применение знаний и уме

ний по морфологии в практике правописания.

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Знать: условия употребления н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных (в полных и кратких формах);

Уметь: применять правило в правописании

Учебник

6н,7н

36

Морфологический разбор причастия

1

Урок повторения и закрепления изученного

Беседа Практикум

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: порядок морфологического разбора причастия;

Уметь: выполнять морфологический разбор по плану

Учебник

37,38

Выборочное изложение. Художественное описание портрета литературного героя.

2

Урок развития речи

Беседа Практикум

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. 

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Знать: особенности данного вида изложений

Уметь: воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, выбрать материал в соответствии с темой и идеей изложения, последовательно его изложить, разделить на абзацы

7н,7н

39

Анализ творческих работ

1

Беседа Практикум

Уметь видеть свои ошибки, исправлять их, объясняя верный выбор

40-41

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

2

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: условия слитного и раздельного написания не с причастиями.

Уметь: применять правило в правописании

Учебник

8н,8н

42

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: условия написания Е,Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь: применять правило в правописании

Учебник

43

Повторение темы «Причастие»

Контрольный словарный диктант

1

Повторительно-обобщающий

практикум

Знать: правила по орфографии и пунктуации, изученные в теме.

Уметь: применять изученные правила на практике

Учебник

8н,8н

44,45

Контрольная работа по теме «Причастие»

Коррекция знаний, умений.

2

Урок контроля

Практикум

Соблюдение основных орфографических норм.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи,

Знать: правила по орфографии и пунктуации, изученные в теме.

Уметь: применять изученные правила на практике

9н,9н

46

Сочинение-описание внешности человека «Мой знакомый»

1

Урок развития речи

практикум

Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Соблюдение основных орфографических норм.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи,

Знать: особенности данного вида сочинений

Уметь: собирать материал, выбирать материал в соответствии с поставленной целью, темой; группировать его, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, писать тексты данного вида, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности, последовательно его изложить, разделить на абзацы в соответствии с планом

Учебник

47

Анализ  сочинения

1

Урок коррекции

Практикум

Уметь видеть свои ошибки, исправлять их

Деепричастие (12ч)

48

Деепричастие как часть речи

1

Урок усвоения новых знаний

Беседа Практикум

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства морфологии. 

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать:

лексическое, грамматическое значение деепричастий;

что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное;

морфологические признаки деепричастия;

синтаксическую роль деепричастия в предложении.

уметь:

распознавать деепричастия;

разграничивать основное и добавочное действие;

образовывать деепричастия, сохраняя вид;

проводить морфологический разбор деепричастия;

правильно строить предложения с деепричастиями;

проводить синтаксический разбор словосочетаний и предложений изученных конструкций.

Учебник

49

Деепричастный оборот.

1

Урок усвоения новых знаний.

Беседа Практикум

Деепричастный оборот; синтаксическая роль в предложении.

Знать: определение деепричастного оборота;

условия выделения деепричастия и деепричастного оборота запятыми на письме;

уметь: находить деепричастие и деепричастный оборот, выделять их запятыми; конструировать предложения с ДО, зная, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное;

Учебник

10н,10н

50,51

Запятые при деепричастном обороте. Знаки препинания при одиночном деепричастии.

2

Урок усвоения новых знаний.

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми.

уметь: находить деепричастие и деепричастный оборот, выделять их запятыми; конструировать предложения с ДО, зная, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное;

Учебник

10н,

10н

52

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с деепричастиями;

Уметь: обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с глаголами и причастиями;

Учебник

10н,

11н

53

Деепричастия несовершенного вида

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Деепричастия несовершенного вида, их образование

Знать: способы образования деепричастий;

Уметь: образовывать деепричастия, сохраняя вид; проводить морфемный разбор деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий;

Учебник

12н

54

Деепричастия совершенного вида

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Деепричастия совершенного о вида, их образование

Знать: способы образования деепричастий;

Уметь: образовывать деепричастия, сохраняя вид; проводить морфемный разбор деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий;

Учебник

12н

55

Морфологический разбор деепричастий

Контрольный словарный диктант

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Деепричастии его морфологические и синтаксические признаки

Знать: морфологические признаки деепричастия; синтаксическую роль деепричастия в предложении.

уметь: проводить морфологический разбор согласно плану

Учебник

12н

56

Употребление деепричастий в речи.

1

Урок закрепление изученного

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Употребление деепричастий в речи.

Уметь использовать полученные знания в нестандартной ситуации; использовать свойства  деепричастий дорисовывать действия в текстах разных стилей и типов речи, высказывать собственные суждения, делать выводы, анализировать роль деепричастий в художественном тексте.

Учебник

12н

57

Повторение по теме «Деепричастие»

1

Комбинированный урок

Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте.

Знать: правила по орфографии и пунктуации, изученные в теме.

Уметь: применять изученные правила на практике

Учебник

12н,

13н,

13н

58

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»

1

Урок контроля

Практикум

Соблюдение основных орфографических норм.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи,

Уметь правильно воспринимать звучащий текст, правильно записать и оформить в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий;

определять особенности употребления деепричастий;

13н

59

Коррекция знаний, умений.

Практикум

13н

Наречие (21+2ч)

60

Наречие как часть речи

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Знать: признаки наречия как самостоятельной части речи;

Уметь: распозновать наречия на основе грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли; различать наречия и созвучные слова других частей речи.

Учебник

13н

61-62

Смысловые группы наречий

2

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Разряды наречий по значению. употребление наречий.

Знать: разряды наречий по значению

Уметь: определять разряды наречий по значениям, использовать в речи и на письме наречия различных смысловых групп

Учебник

14н,

14н

63

Степени сравнения наречий

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Образование степеней сравнения наречий.

Знать: способы образования простой и составной сравнительной степени наречий

Уметь: различать сравнительную и превосходную степени сравнения наречий и прилагательных

Учебник

14н,

14н

64

Морфологический разбор наречия

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: морфологические признаки наречий; синтаксическую роль наречий в предложении.

уметь: проводить морфологический разбор согласно плану

Учебник

14н

65-66

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – О, - Е

2

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: условия слитного и раздельного написания не с наречиями.

Уметь: применять правило в правописании

Учебник

15н,

15н

67-68

Сочинение в форме дневниковой записи по картине И. Попова « Первый снег»

2

Урок развития речи

практикум

Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Соблюдение основных орфографических норм.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи,

Знать: особенности данного вида сочинений

Уметь: собирать материал, выбирать материал в соответствии с поставленной целью, темой; группировать его, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, писать тексты данного вида, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности, последовательно его изложить, разделить на абзацы в соответствии с планом

Учебник, презентация

69

Буквы – Е и –И в приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: условия употребления Букв –Е и –И в приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий

Уметь: применять правило в правописании

Учебник

15н

70-71

Одна и две буквы Н в наречиях на – О, - Е.

2

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: условия употребления н и нн в наречиях на –о, -е Уметь: применять правило в правописании

Учебник

15н,15н

72

Описание действия

1

Урок развития речи

практикум

Создание текстов разных стилей и жанров. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Соблюдение основных орфографических норм.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи,

Знать: особенности данного вида сочинений

Уметь: собирать материал, выбирать материал в соответствии с поставленной целью, темой; группировать его, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, писать тексты данного вида, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности, последовательно его изложить, разделить на абзацы в соответствии с планом

Учебник, презентация

73

Буквы –О и –Е после шипящих на конце наречий

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: условия написания букв –О и –Е после шипящих на конце наречий.

Уметь: применять правило в правописании

Учебник

16н

74

Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-

Знать: правило написания букв О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С

Уметь: применять правило на практике

Учебник

16н

75-76

Дефис между частями слова в наречиях

2

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: правило слитного, раздельного и дефисного написания наречий

Уметь: применять правило на практике

Учебник

16н,

16н

77-78

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существ. и количественных числительных

2

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существ. и количественных числительных

Знать: правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существ. и количественных числительных

Уметь: применять правило на практике

Учебник

16н,

17н

79

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Уметь: применять правило на практике

Учебник

17н

80

Повторение темы «Наречие».

 Контрольный словарный диктант

1

Комбинированный урок

практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: орфоэпические, грамматические и лексические нормы употребления наречий, правила, изученные в теме.

Уметь: соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы употребления наречий,

использовать наречия в речи для ее точности и выразительности

распознавать наречия на основе грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли

Учебник

17н,

17н,17н

81

Контрольный тест по теме «Наречие»

1

Урок контроля

Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: правила, изученные в теме.

Уметь работать с инструкцией к тесту, правильно оформлять тест, производить замену ошибочно выбранных вариантов ответа

18н

82

Анализ контрольного тестирования

1

Урок коррекции

Практикум

Уметь видеть свои ошибки, исправлять их

18н

Категория состояния (7ч)

83

Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий и кратких прилагательных

1

Урок усвоения новых знаний

Беседа Практикум

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: признаки категории состояния как самостоятельной части речи;

Уметь: распознавать слова категории состояния на основе грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли; различать наречия и созвучные слова других частей речи.

Учебник

18н,н18н

84

Синтаксическая роль категории состояния

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: слова категории состояния как часть речи, их синтаксическую роль в предложении.

Уметь: определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении.

18н

85

Морфологический разбор слов категории состояния.

1

Комбинированный урок

Беседа Практикум

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: морфологические признаки слов категории состояния; их синтаксическую роль в предложении.

уметь: проводить морфологический разбор согласно плану

Учебник

19н

86

Проверочная работа по теме «Категория состояния»

1

Контроль

Беседа Практикум

Правописание категории состояния, виды разборов на основе аудированного текста.

Правописание категории состояния, виды разборов на основе аудированного текста.

19н

87

Сжатое изложение текста с описанием природы

1

Комбинированный урок

Практикум

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. 

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Знать: особенности данного вида изложений

Уметь: воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, выбрать материал в соответствии с темой и идеей изложения, последовательно его изложить, разделить на абзацы

19н,

19н

89

Анализ творческой работы

1

Практикум

19н

88

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

1

Практикум

Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Соблюдение основных орфографических норм.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи,

Знать: особенности данного вида сочинений

Уметь: собирать материал, выбирать материал в соответствии с поставленной целью, темой; группировать его, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, писать тексты данного вида, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности, последовательно его изложить, разделить на абзацы в соответствии с планом

20н

Предлог (9+2ч)

89

Предлог как часть речи

1

Урок усвоения новых знаний

Беседа Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: характеристику предлога как части речи, какие отношения они выражают

Уметь: определять предлоги, правильно устанавливать зависимость одного слова от другого при помощи предлога

Учебник

20н

90

Употребление предлогов

1

Комбинированный

Беседа Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: правильное употребление предлога с тем или иным падежом существительного

Уметь: применять знания на практике

Учебник

20н

91

Непроизводные и производные предлоги

1

Урок усвоения новых знаний

Беседа Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: из каких частей речи образуются производные предлоги, как отличить производный предлог от самостоятельной части речи, с каким падежом существительного употребляется тот или иной производный предлог

Уметь: отличить производный предлог от самостоятельной части речи, правильно ставить существительное с производным предлогом

Учебник

20н

92

Простые и составные предлоги

1

Урок усвоения новых знаний

Беседа Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: характеристику простых и составных предлогов

Уметь: определять в предложении простые и составные предлоги

Учебник

21н

93

Морфологический разбор предлога

1

Комбинированный

Беседа Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: морфологические признаки предлогов;

уметь: проводить морфологический разбор согласно плану

Учебник

21н

94-95

Сочинение-репортаж на основе увиденного на картине А. Сайкина « Детская спортивная школа»

Анализ творческой работы.

2

Урок развития речи

Беседа Практикум

Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Соблюдение основных орфографических норм.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи,

Знать: особенности данного вида сочинений

Уметь: собирать материал, выбирать материал в соответствии с поставленной целью, темой; группировать его, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, писать тексты данного вида, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности, последовательно его изложить, разделить на абзацы в соответствии с планом

Учебник

21н,

21н,

21н

96-97

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

Комбинированный

Беседа Практикум

Основные морфологические нормы русского литературного языка. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: как отличить производный предлог от самостоятельной части речи, случаи слитного и раздельного написания производных предлогов

Уметь: объяснить правильность выбора слитного, раздельного написания

Учебник

22н,

22н,22н

98

Повторение темы «Предлог»

1

Комбинированный

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: орфоэпические, грамматические нормы употребления предлогов, правила, изученные в теме.

Уметь: соблюдать орфоэпические, грамматические нормы употребления предлогов,

использовать предлоги в речи для ее точности и выразительности

распознавать производные предлоги от самостоятельных частей речи, правильно их писать

Учебник

22н

99

Контрольный диктант по теме «Предлог»

1

Урок контроля

практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Уметь правильно воспринимать звучащий текст, правильно записать и оформить в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов;

определять особенности их употребления

22н

100

Коррекция

знаний

Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

23н

Союз ( 13+2ч)

101

Союз как часть речи

1

Урок усвоения новых знаний

Беседа Практикум

Система частей речи в русском языке. Служебные части речи.

Знать: характеристику союза как части речи, какие отношения они выражают

Уметь: определять союзы, видеть для какой цели они служат в предложении, правильно расставлять знаки препинания

Учебник

23н

102

Простые и составные союзы

1

Комбинированный

Беседа Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Знать: характеристику простых и составных союзов

Уметь: определять в предложении простые и составные союзы

Учебник

23н

103

Союзы сочинительные и подчинительные

1

Комбинированный

Беседа Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: характеристику сочинительных и подчинительных союзов

Уметь: различать простые и сложные предложения, видеть однородные члены, соединённые союзами, различать сочинительные союзы, соединяющие простые предложения и однородные члены, правильно ставить знаки препинания

Учебник

23н

104

Запятая перед союзом в сложном предложении

1

Комбинированный

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: случаи постановки запятой перед сочинительными и подчинительными союзами

Уметь: различать сочинительные и подчинительные союзы, простые и сложные предложения, применять правило пунктуации

Учебник

23н,

24н

105

Сочинительные союзы

1

Комбинированный

Беседа Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: группы по значению, союзы, относящиеся к каждой из этих групп, правила постановки запятой при однородных членах предложения, между частями составных союзов, о «коварстве» союза И

Уметь: применять пунктуационные правила на практике

Учебник

24н

106

Подчинительные союзы

1

Комбинированный

Беседа Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: группы по значению, союзы, относящиеся к каждой из этих групп, правила постановки запятой

Уметь: применять пунктуационные правила на практике

Учебник

24н,

24н

107

Морфологический разбор союза

1

Комбинированный

Беседа Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: морфологические признаки союза;

уметь: проводить морфологический разбор согласно плану

Учебник

24н

108-109

Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик» Упр. 343

Анализ творческой работы.

2

Урок развития речи

Практикум

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Соблюдение основных орфографических норм.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи,

Знать: особенности данного вида сочинений

Уметь: собирать материал, выбирать материал в соответствии с поставленной целью, темой; группировать его, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, писать тексты данного вида, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности, последовательно его изложить, разделить на абзацы в соответствии с планом

Учебник

25н,

25н,

25н

110-11

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО,чтобы

2

Комбинированный

Беседа Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: правила отличия союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО от сочетаний самост.+служебн. часть речи, пишущиеся раздельно

Уметь: применять правило на практике

Учебник

25н,

25н,

26н

113

Повторение темы «Союз», словарный диктант

1

Комбинированный

Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: в чём сходство и отличие предлогов и союзов, группы союзов по значению, какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, какие только для связи предложений

Уметь: применять изученные правила на практике

Учебник

26н,

26н,

114

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Союз»

1

Урок контроля

Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Уметь правильно воспринимать звучащий текст, правильно записать и оформить в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов;

определять особенности их употребления

Учебник

26н

115

Анализ контрольных работ

1

Урок коррекции

Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать орфографические и пунктуационные правила, на которые допущены ошибки.

Уметь видеть свои ошибки, объяснять и исправлять их

Учебник

26н

Частица (14ч)

116

Частица как часть речи

1

Урок усвоения новых знаний

Беседа Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: характеристику частицы как части речи, какие значения они выражают

Уметь: определять частицы, видеть для какой цели они служат в предложении,

Учебник

27н

117

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

Урок усвоения новых знаний

Беседа Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: разряды частиц, для чего служат формообразующие частицы

Уметь: использовать формообразующие частицы в речи

Учебник

27н

118

Сочинение-рассказ. Упр. 364

1

практикум

Беседа Практикум

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Соблюдение основных орфографических норм.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи,

Знать: особенности данного вида сочинений

Уметь: собирать материал, выбирать материал в соответствии с поставленной целью, темой; группировать его, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, писать тексты данного вида, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности, последовательно его изложить, разделить на абзацы в соответствии с планом

Учебник

27н

119

Смысловые (модальные) частицы

1

Урок усвоения новых знаний

Беседа Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: разряды частиц, группы смысловых частиц, сферу их употребления

Уметь: использовать смысловые частицы в речи

Учебник

27н,

28н

120

Раздельное и дефисное написание частиц

1

Комбинированный

Беседа Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: правила раздельного и дефисного написания частиц

Уметь: применять на практике

Учебник

28н

121

Морфологический разбор частицы

1

Комбинированный

Беседа Практикум

Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Знать: морфологические признаки частицы;

уметь: проводить морфологический разбор согласно плану

Учебник

28н

122-123

Отрицательные частицы НЕ, НИ

2

Комбинированный

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: отрицательные частицы, для чего служат частицы НЕ и НИ

Уметь: правильно употребить частицы НЕ,НИ, не исказить смысла высказывания.

Учебник

28н,

28н

124

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ

1

Комбинированный

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: как различить на письме частицу НЕ и приставку НЕ

Уметь: применить правило на практике

Учебник

29н,

29н

125

Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ-

1

Комбинированный

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: как различить на письме частицу НИ, союз НИ-НИ, приставку – НИ

Уметь: применить правило на практике

Учебник

29н,

29н

126

Сочинение-рассказ по данному сюжету. Упр. 402.

1

Урок развития речи

Беседа Практикум

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Соблюдение основных орфографических норм.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи,

Знать: особенности данного вида сочинений

Уметь: собирать материал, выбирать материал в соответствии с поставленной целью, темой; группировать его, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, писать тексты данного вида, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности, последовательно его изложить, разделить на абзацы в соответствии с планом

Учебник

29н,

30н

127

Повторение темы «Частица».

1

Комбинированный

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: разряды частиц, правила правописания

Уметь: применять изученные правила на практике

Учебник

30н

128

Контрольная работа по теме «Частица»

анализ

1

Урок контроля

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: требования к разноуровневой контрольной работе

Уметь: верно оценивать свои возможности

Учебник

30н

Междометие ( 3ч)

129

Междометие как часть речи

1

Урок усвоения новых знаний

Беседа Практикум

Междометия и звукоподражательные слова.

Знать: характеристику междометий, их отличие от звукоподражательных слов

Уметь: находить междометия и звукоподражательные слова в предложениях, использовать их в речи

Учебник

31н

130

Дефис в междометиях.

Знаки препинания при междометиях

1

Урок усвоения новых знаний

Беседа Практикум

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Дефис в междометиях.

Учебник

31н

131

Производные междометия. Междометия и другие части речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Беседа

Уметь: находить междометия и звукоподражательные слова в предложениях, использовать их в речи

32н

132

Контрольная работа.

1

Контроля

Практикум

 Применение умений по морфологии в практике правописания.

Уметь: находить междометия и звукоподражательные слова в предложениях, использовать их в речи

Повторение ( 4 ч)

133

Фонетика. Графика

1

Повторительно-обобщающий

Беседа Практикум

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Знать особенности образования гласных и согласных звуков, парность согласных по мягкости-твердости, звонкости-глухости, понимать позицию смягчения и оглушения - озвончения согласного. Уметь находить фонетические явления, делать фонетический разбор слова; соблюдать основные правила литературного произношения, различать буквенный и звуковой состав слова, объяснять причину количественного несоответствия букв и звуков, делить слова на слоги для переноса, осознавать смыслоразличительную роль ударения, определять ударение в слове, группировать слова с общностью фонетических признаков, обнаруживать ошибки в звучащей речи, уметь пользоваться орфоэпическим словарем

Учебник

33н

134

Словообразование

1

Повторительно-обобщающий

Беседа Практикум

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов.

Основные выразительные средства словообразования.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Знать определения морфем, орфографические правила, изученные в этом разделе в 5, 6 классах; уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы для использования орфографических правил, определять значение морфем, группировать слова по видам орфограмм, пользоваться словарем морфемных моделей слов

Сборник текстов для изложений, текст № 24)

34н

135

Морфология

1

Повторительно-обобщающий

Беседа Практикум

МорфологияСистема частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства морфологии. 

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Знать: 3 группы, на которые делятся части речи, определения частей речи, изученных в 5-7 классе их морфологические признаки (постоянные, непостоянные); знать особенности неизменяемых частей речи, отличие самостоятельных от служебных, уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать грамматическое и лексическое значения слова.

Знать орфографические правила, уметь применять их на практике. Уметь правильно ставить ударения в краткой форме в прилагательных, в глаголах, причастиях при произношении которых допускаются ошибки, уметь группировать слова по наличию некорневых морфем, по общности морфемных признаков

Сборник текстов для изложений, текст № 24)

34н

136

Синтаксис. Пунктуация

1

Повторительно-обобщающий

Беседа Практикум

Синтаксис

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные.

Однородные члены предложения.

Обращения.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Пунктуация 

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.

.Знать определение простых и сложных предложений. Уметь производить синтаксический разбор.

Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи. Уметь применять правила, видеть структуру предложения, классифицировать предложения по наличию главных членов

Сборник текстов для изложений, текст № 24)

34н


Раздел 11I Содержание программы и требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 7 класса.

Русский язык как развивающееся явление

Повторение пройденного в 5-6 классах

Развитее речи. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Морфология. Орфография. Культура речи

Причастие

Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий прошедшего и настоящего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Развитие речи. 

Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Публицистический стиль. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура. Сочинение в публицистическом стиле «Люби и охраняй природу»

Знать:

  • грамматические признаки причастия;
  • понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, условия выделения его запятыми;
  • семантику действительных и страдательных причастий 
  • условия выбора окончания причастия;
  • способы образования причастий, условия выбора гласной в суффиксах;
  • синтаксическую роль полных причастий;
  • способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  • условия употребления н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных (в полных и кратких формах);
  • порядок морфологического разбора причастия;
  • условия слитного и раздельного написания не с причастиями.

Уметь:

  • находить причастия в тексте;
  • находить причастный оборот в предложении, определять его границы и графически обозначать;
  • различать действительные и страдательные причастия;
  • образовывать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;
  • находить главные и зависимые слова в словосочетаниях с причастиями;
  • определять синтаксическую роль причастия в предложении;
  • различать действительные и страдательные причастия;
  • различать причастия и отглагольные прилагательные;
  • выполнять морфологический разбор причастия;
  • правильно писать не с причастиями.
  • правильно употреблять н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных (в полных и кратких формах);

Применять:

  • изученные пунктограммы в практике правописания;
  • соблюдать синтаксические нормы построения предложения;
  • правильно и уместно употреблять в речи причастия;

Деепричастие

Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастий. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.

Развитие речи. 

Рассказ по картине.

 

Знать:

  • предмет изучения морфологии, классификацию частей речи;
  • лексическое, грамматическое значение деепричастий;
  • что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное;
  • морфологические признаки деепричастия;
  • способы образования деепричастий;
  • условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с деепричастиями;
  • определение деепричастного оборота;
  • условия выделения деепричастия и деепричастного оборота запятыми на письме;
  • синтаксическую роль деепричастия в словосочетании и предложении.

Уметь:

  • распознавать самостоятельные части речи, в том числе деепричастия;
  • разграничивать основное и добавочное действие;
  • образовывать деепричастия, сохраняя вид;
  • проводить морфемный разбор деепричастия;
  • проводить морфологический разбор деепричастия;
  • находить деепричастие и деепричастный оборот, выделять их запятыми;
  • правильно строить предложения с деепричастиями;
  • обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с глаголами и причастиями;
  • определять слова с орфоэпическими трудностями, проводить орфоэпический анализ таких слов с помощью орфоэпического словаря;

проводить синтаксический разбор словосочетаний и предложений изученных конструкций.

Применять:правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;

  • правильно образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида;
  • употреблять деепричастия в соответствии с орфоэпическими и грамматическими нормами;
  • употреблять предложения с деепричастиями для обозначения добавочного значения;
  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
  • находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий;

осуществлять частичный анализ художественного текста, определять особенности употебления деепричастий;

Наречие

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на –о, -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е. буквы о, е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о, –а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

Развитие речи. 

Описание действий как вид текста: структура текста, языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий. 

Знать:

  • признаки наречия как самостоятельной части речи;
  • способы образования наречий;
  • способы образования простой и составной сравнительной степени наречий;
  • разряды наречий по значению;
  • правило слитного, раздельного и дефисного написания наречий;
  • правило написания н-нн в суффиксах наречий;
  • правило правописания суффиксов -о- и -а- на конце наречий;
  • правило правописания о, е,(ё) после шипящих на конце наречий;
  • правило правописания ь после шипящих на конце наречий.
  • правило слитного и раздельного написания не с наречиями;
  • написание приставок не- и ни- в отрицательных наречиях. 

Уметь:

  • распознавать наречия на основе грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли;
  • определять разряды наречий по значениям;
  • образовывать степени сравнения наречий;
  • отличать сравнительную и превосходную степени сравнения наречий от прилагательных в степени сравнения.
  • выполнять морфемный и морфологический разбор наречия;
  • различать наречия и созвучные слова других частей речи;
  • определять синтаксическую роль наречия в предложении;
  • правильно писать не с наречиями на –о, -е;
  • правильно писать н-нн в суффиксах наречий;
  • правильно писать приставки не- и ни- в отрицательных наречиях;
  • правильно писать ь после шипящих на конце наречий.

Применять:

  • - правила написания наречий;
  • - соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы употребления наречий;
  • - использовать наречия в речи для ее точности и выразительности.

Категория состояния

Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

Развитие речи. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Служебные части речи

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания производных предлогов. Дефис в предлогах.

Развитие речи. 

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, также, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так и частицы же.

Развитие речи. 

Устное рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности.

Частица

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Развитие речи.

 Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова.

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

                                                             

                           


Раздел 111              Учебно-тематическое  планирование

7  класс

№  п/п

                          Тема

Количество  часов

Развитие речи

1

Введение

1

2

Повторение  изученного  в  5-6 классах

11

2

3

Причастие

29

5

4

Деепричастие

12

1

5

Наречие

21

2

6

Категория  состояния

7

3

7

Служебные  части  речи

0

8

Предлог

9

2

9

Союз

13

2

10

Частица

14

5

11

Междометие

        3

12

Повторение  и  систематизация  изученного  в  5-7  классах

4


Раздел IY Ресурсное обеспечение программы.

 Литература для учащихся

  1. Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 7 класс / М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2005.
  3. Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс / А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая. - М.: Сфера, 2006.
  4. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2005.
  5. Позднякова А. А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык»: 7 класс / А. А. Позднякова. - М.: Экзамен, 2006.
  6. Поникарова Л. А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях /Л. А. Поникарова. - М.: Просвещение,2004.
  7. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: Русский язык. 7 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
  8. Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2006.

Для учителя

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2001.
  2. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005.
  3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход / М. Бройде. -М.: Айрис-Пресс, 2001.
  4. Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс/А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Дрофа, 2001.
  5. Костяева Т. А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 7 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.
  6. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе / Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2005.
  7. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс/Л. Г. Ларионова. М.: Просвещение, 2006.
  8. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 7 класс/С. И. Львова.  М.: Просвещение, 2006.
  9. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс / С. Н. Пименова. - М.: Искатель, 1996
  10. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010.  
  11.  Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка / Н.Н. Соловьёва. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2009.
  12.  Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи / сост. О.А. Хорт, Г.С. Шамшина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  13.  Синицын В.А. Чтобы язык не заплетался. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008.
  14.  Агапова И. А. , Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008.
  15.  Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Пунктуация» / М.М. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  16. Нефедова И. Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы». М.: АСТ: Астрель, 2009.
  17. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Морфемика и словообразование» / М.М. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2009.
  18. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Лексика и фразеология» / М.М. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2009.
  19. Поурочное планирование по русскому языку: 7 класс: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык: 7 класс» / Н.Г. Горашова. – М.: «Экзамен», 2006.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....