Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Кочергина Людмила Викторовна

   Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tekhnologii_kriticheskogo_myshleniya.docx114.31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии критического мышления

на уроках русского языка и литературы

        Кочергина Людмила Викторовна,

 учитель русского языка и литературы

            Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню.

Жан Жак Руссо

Урок русского языка в  5 классе.

Тема: «Основные разделы науки о русском языке».

План урока.

1. Предварительное домашнее задание: составить понятийно-терминологическую карту:

Языкознание – наука о языке.
Фонетика – раздел языкознания, в котором изучаются звуки речи.
Морфемика – раздел языкознания, в котором изучается состав слова.
Лексика – раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка.
Морфология – раздел языкознания, в котором изучаются слова как части речи.
Синтаксис – раздел языкознания, в котором изучаются словосочетания и предложения.
Грамматика – раздел языкознания, в котором изучаются свойства слов, изменения слов, соединения слов в словосочетания и предложения.
Орфография – раздел языкознания, в котором изучаются правила написания слов.
Пунктуация – раздел языкознания, в котором изучаются правила использования знаков препинания.
Орфоэпия – раздел языкознания, в котором изучаются правила произношения слов.
Стилистика – наука о стилях речи и стилистических средствах языка.

2. Работа в группах по 5 – 6 человек.

  • Прочитать определения понятий.
  • Сопоставив их, выделить сходства и различия.
  • Зафиксировать полученный результат в виде опорного конспекта.

http://festival.1september.ru/articles/502219/img1.jpg

  • Сформулировать собственные определения понятий с опорой на конспект.

3. В парах опросить друг друга по определениям понятий.

4. Составить творческую работу в жанре лингвистической сказки, используя изученные понятия.

Урок русского языка в 5 классе

Тема: “Понятие о лексике”.

План урока:

Составление понятийно-терминологической карты

1. Разделиться на группы по 5–6 человек. В течение 10 минут работать с понятийно-терминологической картой (список из 10 понятий и их определений).

Лексика – словарный состав языка.
Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением.
Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений.
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.
Переносное значение слова – это его вторичное значение.
Омонимы – это слова одинаковые по значению, но совершенно различные по лексическому значению.
Синонимы – это слова различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.
Антонимы – это слова противоположные по лексическому значению.
Историзмы – собственно устаревшие слова.

2. В течение 10 минут усвоить эти понятия, выделив в них отличительные признаки. Сформулировать определения этих понятий своими словами, записать, что получилось.

3. Разбиться на «двойки». В парах опросить друг друга по определениям изученных понятий. Можно использовать при этом прием «Толстые и тонкие» вопросы. Фиксировать вопросы в таблице.

4. Теперь, когда понятия усвоены, составить, используя их, связный текст.

                          Чтение, анализирование, размышление

Цель: сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.

Пример использования.

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Страницы жизни А.Платонова».

План урока.

1. Познакомиться с материалами учебника, посвящёнными биографии писателя (выразительное чтение отрывка из воспоминаний А.Платонова о своей жизни).

2. Групповая работа: составление вопросов по прочитанному тексту.

а). Репродуктивные вопросы:

  • Где родился А.Платонов?
  • Где учился писатель?
  • Какова профессия отца писателя?

б). Расширяющие вопросы:

  • Почему Платонов с такой теплотой говорит о деревне?
  • Почему церковь в родной слободе писателя называлась «Чугунной»?
  • Какую специальность в городском училище получил писатель?

в). Развивающие вопросы:

  • Какой была русская деревня начала двадцатого века?
  • В чём своеобразие и особенности церковно-приходских школ?
  • Какие черты характера отличали А.Платонова?

3. Классифицировать вопросы, разбив их на «кучки». В данном случае были составлены вопросы двух видов: те, на которые можно ответ дать непосредственно на уроке, и те, для поиска ответов на которые нужна дополнительная информация.

4. Ученик, выполнявший индивидуальное задание к этому уроку, знакомит класс с источниками информации по данной теме. Библиография фиксируется в тетради.

5. Работая в парах, дети отвечают на составленные вопросы при помощи прочитанного текста.

6. В конце урока определяется тема домашней письменной работы по вопросу, который стал лучшим, по мнению ребят: «Какие черты характера отличали А.Платонова?»

Стратегия «Ключевые слова»

Цель: активизировать творческую активность учеников, научить читать текст, связывая его с личным опытом, повысить мотивацию к чтению.

Пример использования.

Урок литературы в  6 классе

Тема: «Что такое притча?»

План урока.

1. На доске фиксируются ключевые слова: князь, петух, нельзя выпускать, почти готов, убегают прочь.

2. Объединившись в группы, ученики должны придумать текст, включив в него предложенные слова и выражения.

3. Творческие группы представляют результаты своей работы.

4. Чтение учителем притчи «Учитель боевых петухов»

К одному князю пришёл человек и предложил потренировать боевого петуха князя. Князь согласился.
Прошло 10 дней.
– Ну, как?– спросил князь.– Мой петух готов к бою?
– Нет, нет! Он слишком самонадеян и рвётся в драку. Его нельзя выпускать!
Прошло ещё 10 дней.
– Ну, а теперь?
– Нет, ещё рано. Он очень нервный, на всё реагирует. Чуть где какой петух крикнет, он всё принимает на своё счёт. Его нельзя выпускать.
Прошло ещё 10 дней.
– А теперь?
– Рано ещё. Сила и ярость переполняют его, прорываются наружу, и это заметно.
Прошло ещё 10 дней.
– Ну, а теперь-то готов?
– Теперь почти готов. Он неподвижен и словно вырезан из дерева. На чужие крики не реагирует. Но другие петухи не хотят с ним драться и, едва завидев его, с криком убегают прочь.

5. Индивидуально работая с текстом притчи, ученики составляют в тетради двухчастный дневник.

Цитаты, эпизоды, герои, которые особенно взволновали

Ассоциации, комментарии к выписанному

«…самонадеян и рвётся в драку»
«…нервный, на всё реагирует»

Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Истинный победитель имеет олимпийское спокойствие

6. Обмен впечатлениями в процессе обсуждения содержания двухчастных дневников.

7. Работа с понятием «притча».

8. Учитель предлагает ученикам закончить притчу, предположив, что ответил князь учителю боевых петухов.

Письмо во время чтения

Цель: учиться фиксировать неоформленные мысли и образ, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания.

Стратегия работы с информационным текстом

Цель: научиться вдумчивому чтению, которое позволит сформировать свою точку зрения на информацию, содержащуюся в тексте, что сделает процесс чтения более эффективным.

Пример использования

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Понятие о существительном».

План урока.

1. Учитель сообщает учащимся тему урока.

2. Ученикам предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске).

3. Объединившись в группы, ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров, например, такого типа:

http://festival.1september.ru/articles/502219/img2.jpg

4. Презентация кластеров. Выбор наиболее интересного варианта.

5. Чтение п.70 (т) индивидуально каждым учеником. Фиксирование помет на полях во время чтения.

6. Заполнение таблицы ИНСЕРТ.

V

+

?

– обозначает предмет;
– падежные вопросы;
– морфологические признаки (род, число, падеж, склонение);
– род (м., ж., ср.);
– число (ед., мн.)
– падеж (6);
– склонение (1, 2, 3);
– в предложении – ____, _ _ _ _

– самостоятельная часть речи;
– классифицируются по значению на конкретные, отвлечённые, вещественные, собирательные;
– имеют род;
– изменяются по числам и падежам;
– н.ф. – им. п., ед. ч.;
– в предложении – любой член.

– самостоятельная часть речи.

– Что такое склонение?
– При каких условиях сущ. может быть определением в предложении?
– Почему одни сущ. отвечают на вопрос
кто?, а другие – что?
– Почему одни сущ. пишутся с большой буквы, другие – с маленькой, а третьи – в кавычках?

7. Обсуждение результатов работы в парах.

8. Коллективное редактирование кластеров.

9. Домашнее задание – составить устное сообщение о существительных с опорой на кластер, приводя собственные примеры.

10. Учитель обращает внимание учеников на графу «?» и говорит о том, что это темы будущих уроков, на которых и будут даны ответы на эти вопросы.

Стратегия работы с текстом

Цель: овладеть приёмом графической организации материала, научиться систематизировать, схематизировать материал, составляя таблицы

Пример использования.

Урок литературы в 6 классе.

Тема: «Большой человек» (страницы жизни М.Зощенко)».

План урока. 

1. Сообщение темы урока.

2. Учитель предлагает детям рассказать о том, что они знают о М.Зощенко. Результаты беседы фиксируются в таблице в графах «знаю», «источники информации».

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Источники информации

– писатель-юморист;
– автор рассказов «Галоша», «Монтёр», «Встреча»,
«Великие путешественники», «Золотые слова»;
– даты жизни (1895-1958);

 

 

учитель,
произведения писателя,
учебник литературы,
уроки литературы в 5 классе,
учебник

3. Учитель просит детей во второй графе таблицы зафиксировать вопросы о Зощенко, ответы на которые им хотелось бы узнать. Возможные варианты:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Источники информации

 

– Где родился писатель?
– Какой была его семья?
– Весёлым ли человеком он был?
– Кто были его друзьями?
– Как он создавал свои произведения?
– Что он больше всего ценил в людях? …

 

 

4. Выразительное чтение учителем материалов учебника о М.Зощенко.

5. Индивидуальная работа учеников с графами таблицы «узнал», «источники информации».

6. Обсуждение результатов работы.

7. Письменная творческая работа на тему «Что имел в виду Л.Утёсов, называя Зощенко «большим человеком»?»

8. Домашнее задание: попытаться найти ответы на вопросы, не отражённые в тексте о писателе. Для этого учитель предлагает воспользоваться книгами из библиографии, составленной учеником, выполнявшим индивидуальное задание к уроку.

Стратегия «Продвинутая лекция»

Урок литературы в 9 классе.

Тема: «Своеобразие древнерусской литературы».

План урока.

1. Знакомство с темой урока и формой его проведения.

2. Сообщение учителем плана лекции, который зафиксирован на доске.

План лекции. 

  1. Что такое древнерусская литература? История возникновения и развития древнерусской литературы.
  2. Основные особенности произведений Древней Руси.
  3. Тематика произведений древнерусской литературы.
  4. Ведущие жанры.
  5. Древнерусские произведения и их авторы.

3. Учитель сообщает, что первая часть лекции будет посвящена рассмотрению первого и второго вопросов и спрашивает ребят, что им известно по этому поводу. Результаты фронтальной беседы фиксируются на доске и в тетрадях подобным образом:

Литература Древней Руси
Х век
Связь с религией
Для церковных нужд
Церковно-славянский язык
В монастырях
Рукописные книги
Авторы – монахи

http://festival.1september.ru/articles/502219/img3.jpg

3. Чтение первой части лекции учителем.

4. Анализируя услышанное в парах, ученики отмечают + ту информацию в записях, подтверждение которой они услышали в лекции, – то, что не подтвердилось или было опровергнуто (это делает один из членов пары). Второй ученик в паре фиксирует то, что было новым. Записи в их тетрадях должны выглядеть примерно так:

Литература Древней Руси +
X век –
Связь с религией +
Для церковных нужд –
Церковно-славянский язык +
В монастырях +
Рукописные книги +
Авторы – монахи +

X – XVII века
анонимность
торжественность
патриотичность
связь с принятием христианства
из Болгарии (Кирилл и Мефодий)

5. Обсуждение результатов работы в классе.

6. Составление краткого письменного рассуждения по первой части лекции.

7. Работа над второй частью лекции проводится по тому же плану, но функции учеников при работе в парах меняются.

8. Домашнее задание: составить устное монологическое высказывание на тему «Своеобразие древнерусской литературы» или написать вступительную статью для учебника по истории русской литературы к разделу «Литература Древней Руси».

Письмо после чтения

Цель: учиться организовывать собственные мысли после чтения, развивать творческие способности.

Пример использования

Урок развития речи в  6 классе

Тема: «Подробно изложение повествовательного текста».

План урока. 

1. Чтение текста учителем.

Некоему шаху приснился ужасный сон, будто у него разом выпали все зубы и волосы. Проснувшись в холодном поту, он тот час велел позвать придворного толкователя сновидений.
Мудрец внимательно выслушал шаха и промолвил: «Твой сон, о великий повелитель, означает, что очень скоро ты потеряешь всех своих родных и близких!»
Ответ не понравился правителю, и он приказал казнить мудреца и позвать другого. Но поскольку во всех учёных книгах сон трактовался одинаково, следующего толкователя постигла та же участь.
Тогда шах разослал по стране глашатаев с указом: «Тому, кто правильно истолкует его сон, достанется мешок золота. Неверный же ответ сулит смерть».
В это время в городские ворота вошёл Ходжа Насреддин. Услышав глашатаев, он тут же попросил провести его к шаху.
Те честно поведали Насреддину о судьбе его предшественников. Но Ходжа был уверен в том, что мешок с золотом достанется именно ему.
Некоторое время спустя герой в прекрасном расположении духа вышел из дворца, сгибаясь под тяжестью мешка. Когда его окружили горожане, вопрошая, что же он сказал шаху, Насреддин ответил: «Признаться, я небольшой знаток сновидений, поэтому я и сказал шаху, что он надолго переживёт всех своих родных и близких». 

2. Создание письменного пересказа услышанного текста.

3. Вторичное чтение текста.

4. Обсуждение текста:

– тематика (о чём?)
– основная мысль (для чего рассказана эта история?)
ответы на вопросы тестового характера:

  1. Сон приснился царю, шаху, императору?
  2. Шах позвал учителя, доктора, толкователя сновидений?
  3. Шах разослал по земле глашатаев, слуг, скороходов?
  4. В качестве награды были обещаны мешок золота, пуд серебра, мешок талантов?
  5. В городские ворота вошёл мулла, Омар Хайям, Ходжа Насреддин?
  6. Хожда Насреддин был уверен, что обманет шаха, что мешок золота достанется ему, что он разгадает сон?
  7. Ходжа растолковал сон так: у шаха умрут все родные, шах скоро умрёт сам, шах переживёт всех своих родных?
  8. Содержание сна: у шаха выпали все волосы и зубы, он ослеп, он оглох?

– ответы на вопросы, начинающиеся так: было ли такое предложение в тексте? 

  1. Некоему шаху приснился кошмарный сон.
  2. Страшно закричав во сне, он тут же проснулся.
  3. Он тот час велел позвать придворного толкователя сновидений.
  4. Мудрец сосредоточенно выслушал шаха и сказал…
  5. Ответ вывел шаха из себя.
  6. Он приказал убить мудреца.
  7. Но поскольку во всех учёных книгах этот сон объяснялся одинаково…
  8. … тому, кто правильно истолкует его сон, достанется мешок золота.
  9. Неверный ответ станет причиной смерти.
  10. Услышав глашатаев, он тут же попросил провести его к шаху.
  11. Чуть позже герой, счастливый и улыбающийся, вышел из дворца, неся в руках мешок.

– ответы на вопросы, начинающиеся так: говорилось ли об этом в тексте? 

  1. Как звали, и во что был одет толкователь сновидений?
  2. На основании чего был растолкован сон придворным мудрецом?
  3. Почему шаху не понравились толкования сна придворными мудрецами?
  4. Почему были казнены придворные мудрецы?
  5. Почему по стране были разосланы глашатаи?
  6. Какая участь постигнет тех, кто попытается растолковать сон?
  7. Знал ли Ходжа, что его ждёт?
  8. Умел ли Ходжа разгадывать сны?
  9. Почему Ходжа был уверен в своей победе?
  10. Почему он именно так объяснил сон?

5. Работа с опорными и ключевыми словами.

Опорные слова

Ключевые слова

Шах
Сон
Толкователь сновидений
Объяснение
Глашатай
Смерть
Мешок золота
Ходжа Насреддин
В прекрасном расположении духа

Повелитель, господин, правитель
Сновидение
Мудрец
Толкование, истолкование
Вестники, слуги
Гибель, казнь
Награда
Он, странник, путешественник
Счастливый, довольный, радостный

6. Редактирование первого варианта написанного текста.

7. Написание чистовика изложения.

                                             Использование приёмов технологии

развития критического мышления

на уроках русского языка и литературы

Кочергина Людмила Викторовна,

учитель русского языка и литературы

 

Актуальность и перспективность педагогического опыта

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

        Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

 Концептуальность педагогического опыта

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

¬ актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

¬ вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

¬ сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

¬ побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

¬ получить новую информацию;

¬ осмыслить ее;

¬ соотнести с уже имеющимися знаниями;

¬ искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

¬ целостное осмысление, обобщение полученной информации;

¬ присвоение нового знания, новой информации учеником;

¬ формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли.

Основные задачи дискуссии:

¬ обмен первичной информацией;

¬ выявление противоречий;

¬ переосмысления полученных сведений;

¬ сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

¬ уважение к различным точкам зрения ее участников;

¬ совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.

 Наличие теоретической базы педагогического опыта

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.

Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации профессионального образования

(Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);

 Ведущая педагогическая идея

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Как же можно определить критическое мышление? Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в некоем сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.

Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.

Можно выделить следующие цели и задачи технологии «Развития критического мышления».

Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Развитие аналитического, критического мышления.

Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

По мнению исследователей, основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:

Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую».

Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и метапредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

 

Оптимальность и эффективность средств

Приемы технологии

Инсерт

В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V «галочка» (то, что уже известно)

знак «минус» (то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

...

...

...

...

...

...

...

...

IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Мозговая атака

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Кластеры

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии.

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

"Двухчастный дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

Цитата

Комментарии

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

"Трехчастные дневники" имеют третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Вопросы к учителю

Результативность опыта

О результатах говорит уровень успеваемости и уровень качества знаний учащихся  по литературе и русскому зыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства об...

Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическон мышление - умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить...

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...


 

Комментарии

Воронина Нина Николаевна

Людмила Викторовна, большое спасибо! Все ясно и понятно! Вы умница!

Кочергина Людмила Викторовна

Спасибо, Нина Николаевна!