Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (5 класс) на тему
Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы и других, остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Поэтому перед школой стоит задача сформировать метаумения:
· Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
· Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
· Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
· Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)
· Качества мышления (гибкость, антиконфоризм ( неприятие общепринятого порядка, норм, ценностей, традиций или законов), диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)
Стержнем развития интеллектуальных умений является критическое мышление.
Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде основана на современных педагогических технологиях, и учитель свободен в их выборе. В этой связи становятся наиболее актуальными следующие педагогические технологии:
- технология проектного обучения,
- технология развития критического мышления,
- мыследеятельностная педагогика,
- проблемное обучение,
- проектное обучение,
- технологии логико-смыслового моделирования и другие.
Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.
Признаки образовательной технологии:
-технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
-технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
-функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;
-поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;
- органической частью технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Остановлюсь подробнее на технологии развития критического мышления, как успешно применяемой мной на практике.
Использование методов критического мышления на уроках русского языка позволяет формировать у учеников такую междисиплинарную компетентность, как коммуникативная, благодаря которой будущий выпускник будет социально мобилен, адаптирован к требованиям современного общества.
Формирование коммуникативной компетентности должно осуществляться в деятельностной форме, при которой усиливается практическая направленность обучения. Поэтому необходимо предусмотреть такую организацию учебного материала и учебного процесса, которая позволяет гибко вводить новые элементы содержания образования в учебный процесс и интегрировать элементы содержания образования и учебные курсы. Отсюда налицо необходимость использования инновационных технологий в преподавании.
Немаловажно, что уроки русского языка и литературы должны проходить в коммуникативно – деятельностной форме с использованием активных методов обучения, причем весь процесс отработки необходимо осуществлять на базе конкретного, жизненного, практического материала. Осуществить это поможет в первую очередь технология критического мышления.
Разработчики программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо» учат вовсе не чтению и письму как таковому. То есть, конечно, утилитарная цель программы - научить умению работать с текстом научным и художественным, а также создавать собственные творческие письменные работы. Но главное - не работе с текстом, даже не умению самостоятельно добывать знания учат американские (а теперь и наши) педагоги - они учат общению и сотрудничеству со всеми людьми, то есть готовят граждан открытого общества.
Таким образом, технология развития критического мышления способствует развитию: коммуникативности; критического мышления; рефлексивности (осмысление собственных действий и поступков); креативности; мобильности; толерантности; ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.
У учителей есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.
Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.
В чём же инновационность методов критического мышления?
Эта технология представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов.
Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.
В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:
1.Стадия вызова; 2.Осмысление; 3.Рефлексия. (Слайд 2)
1.Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности. (Слайд 3)
Вызов Цели: а) вызов активного интереса к теме; б) активизация каждого ученика; в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы.
Значение стадии вызова. Происходит осуществление нескольких познавательных видов деятельности: 1) Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным. 2) Активизация обучаемого. Учение становится активной деятельностью. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. 3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.
2.Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. (Слайд 3)
Чтение и осмысление текста
Цели: а) организация активного восприятия текста; б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста; в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте.
Значение смысловой стадии. 1) Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова; 2) Поддерживаются усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания (пример с хорошим и плохим читателем). В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным; 3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализы.
3.Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.(Слайд 3)
Рефлексия
Цели: а) обеспечить закрепление полученных знаний; б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения; в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания; е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации.
Значение стадии размышления (рефлексии): 1) Выведение знания на уровень понимания и применения. 2) Рефлексия своего процесса учения. 3) Живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия - «рефлексия» - есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.
Что принципиально новое несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
На каждой стадии урока используются свои методические приемы.
Стадия вызова
Функции: (Слайд 4)
-Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе);
-Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний);
-Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Приём №1 «Что я знаю» (Слайд 5)
1)Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:
Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;
3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения
Приём №2 «Свободное письмо» (Слайд 6)
1) Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки);
3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Приём №3 «Ассоциация» (Слайд 7)
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
- О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «---»?;
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
Ассоциация — в психологии связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.); основное понятие ассоциативной психологии. Термин введен Дж. Локком (1698) .
На уроках русского языка ассоциации применяются чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Учитель просит объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или нарисовав рисунок.
Несомненно, что визуальная ассоциация имеет место быть. Например, при запоминании правописания корня в слове Флакон можно попросить учащихся схематично изобразить предмет и отметить его форму в виде буквы А.
Тема «Гласные после шипящих» предполагает запоминание исключений, которые после шипящих имеют гласную Ю: жюри, брошюра, парашют.
Некоторые учащиеся легко запоминают эти слова, так как объединяют их общим признаком - иноязычные французские заимствования. Но у некоторых может возникнуть затруднение. Можно предложить школьникам связать эти слова в предложения, или лучше чтобы это был сюжет, который легко можно представить в воображении. Примеры текстов: «Прыгая с парашютом, жюри читало брошюру о соревнованиях», «В брошюре говорилось о составе жюри в соревнованиях на парашютах», «Жюри во время конкурса сделало из брошюры парашют»
Приём №4 «Ключевые слова» (Слайд 8)
1) Озвучивание темы;
2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;
3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.
Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ. Вначале каждый ученик выполняет работу самостоятельно, затем свой вариант обнародует. Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадет ли их мнение с авторским.
Фрагмент урока:
Я хочу вам предложить составить текст, который имеет заголовок «Предновогодняя встреча».
- Какие вопросы вызывает заголовок? Что непонятно?
- Подберите определения к заголовку.
- Каковы функции такого заголовка? (привлекает внимание, заинтриговывает).
- Можно ли по заголовку определить стиль данного текста?
- Спрогнозируйте сюжетную канву текста.
- Спрогнозируйте сюжет на основе ключевых слов 1-й части текста.
Предновогодний вечер - суета - оживленные лица - девочка - мальчик - мужчина - женщина - спешат - мандарины-яблоки - свертки - недоступно - желанно - запахи - головокружительный - вкусным - забытым.
Рекомендации по работе с приемом «Рассказ – предположение на основе ключевых слов».
1. Перед тем как предлагать ребенку прием, оцените текст: интересно ли будет ребятам делать предположения, насколько предсказуемо содержание.
2. Важно дать возможность высказаться каждому желающему, тем самым повышая его интерес к выполнению задания.
3. Следить за использованием каждого ключевого слова.
Приём №5 «Верно – не верно» (Слайд 9)
1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению, оно не верно.
Тема «Местоимение»
q Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
q В предложении местоимения бывают только подлежащим.
q В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.
q Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
q Местоимения изменяются по падежам и числам.
q В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.
Приём №6 «Перепутанные логические цепочки» (слайд 10)
1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;
2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
По теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка
Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.
Приём №7 «Кластер» (Слайд 11-13)
Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её.
(целесообразно использовать перед стадией осмысления)
Цель:
- установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.
Кластер (Слайд 15-16)
-(пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков.
Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям.
Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.
Фрагмент урока:
- Прослушайте текст. Какие особенности данного текста вы можете отметить?
(Задание дается по группам.)
1.Разговорный стиль.
Задача – поделиться впечатлениями. Сфера употребления – беседа или бытовой диалог. Стилевые черты: субъективность, эмоциональность, конкретность.
Языковые средства:
Лексические: слова, имеющие разговорную окраску (собачища, животина); слова с экспрессивной окраской (невиданной, неслыханной).
Словообразовательные: слова с суффиксами субъективной оценки (собачища).
Морфологические: прилагательные в превосходной степени (огромнейший); прилагательные оценочного значения (глазастая); междометие (ой)
Синтаксические: неполные предложения (Ой, а зубы – то, как у крокодила!); односоставные предложения (Не захочешь мимо пройти.)
2.Научный стиль.
Задача – сообщить сведения, имеющие теоретическое значение. Сфера употребления – справочник, статья учебника. Стилевые черты: объективность, бесстрастность, абстрактность, точность, логичность.
Языковые средства:
Лексические: употребление слов в прямом значении (порода, Англия); стилистически нейтральные слова (пропорционально, дрессировка); отсутствие образных средств.
Морфологические: преобладание существительных.
Синтаксические:
-прямой порядок слов (Рост этой животины выше среднего, высота в холке – от 61 до 70 сантиметров.)
3.Официально – деловой стиль.
Задача – сообщить точные сведения, имеющие практическое значение.
Сфера употребления – деловая бумага – протокол.
Стилевые черты: официальность, конкретность, бесстрастность.
Языковые средства:
Лексические: официальные слова и выражения (воздействовать на ученика, прошу принять меры); словосочетания неэмоционального характера (обратилась к совету с просьбой, убедить в неправомерности поведения).
Морфологические: использование глаголов в неопределенной форме (оказать помощь, принять меры, вызвать на педсовет).
Синтаксические: осложненные предложения (Обладает огромными, выдающимися способностями к дрессировке, чуткостью, внимательностью, неслыханной преданностью человеку, невиданной выносливостью); почти полное отсутствие повествования и описания.
Приём №8 «Корзина идей, понятий, имен » (Слайд 14)
используется на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3минуты), а дальше “все знания по порядку складываются в “корзину”, причем, действительно все: и правильные, и неправильные.
Стадия осмысления (Слайд 15)
Функции:
-Информационная (получение новой информации);
-Систематизационная (классификация, ранжирование информации).
Приём №1 «Пометки на полях» (Инсерт). (слайд 16)
Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:
«+» - если считают, что это им известно;
«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Приём №3 «Взаимоопрос» (Слайд 17)
Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала
Приём №4 «Взаимообучение» (слайд 18)
В группах из 3-4 человек по очереди ученики играют роль учителя:
-Суммируют содержание абзаца;
-Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;
-Разъясняют, что непонятно;
-Дают задания для чтения следующего абзаца.
(Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников)
Стадия рефлексии (Слайд 19)
Функции:
-Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
-Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
-Информационная (приобретение новых знаний);
-Оценочная (выработка собственной позиции).
Приём №1 «Синквейн» (Слайд 20)
Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейнов
-В первой строчке тема называется одним словом.
-Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
-Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
-Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.
-Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
При повторении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн
-Фразеологизм
-Емкое, меткое
-Уточняет, обогащает, развивает
-Это перлы, самородки и самоцветы языка
-Фраза.
При повторении темы «Морфология» на стадии рефлексии составляем синквейн
-Морфология
-Многословная, велика
-Изучать, понимать, разбирать части речи
-Как велик и разнообразен русский язык
-Мощь и сила
Приём №2 «Диаграммы сравнения» (Слайд 21)
Цель:
-развитие умения сравнивать и обобщать
Учитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.
Пример.
Правописание слов с разделительными Ъ и Ь
Сравнить написание разделительных мягкого и твердого знаков.
Приём №3 «Самоанализ» (Слайд 22)
Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.
Приём №4 «Эссе» (слайд 23)
Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.
Предлагается ответить на вопросы:
- Что узнал и чему научился на уроке?
- Что хотел бы узнать?
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.
Будет ли востребована критическая теория в современных реформах, как она будет реализована в отечественной системе образования, зависит от всех нас, а от этого зависит, как мы и наши дети будем думать и жить, учиться и учить в новом мире. Учащихся надо учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, критически развивать и совершенствовать себя.
Цели развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Работа по изучению и внедрению технологии развития критического мышления помогает учителю пересмотреть свое собственное отношение к образованию, позволяет воспринимать новые идеи открытого образования. В результате стратегии и приемы, лежащие в основе новых подходов к обучению, становятся не только частью их педагогического опыта, но и двойственным средством для достижения этих задач.
После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что технология развития критического мышления не только педагогическая технология с установленными правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход к обучению. Смысл образовательного процесса состоит не в строгом следовании алгоритму, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологии. Применение технологии «Критическое мышление» на уроках способствует активизации мышления, повышает мотивацию; способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности; (Слайд 24) учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение; способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки; заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации творческой личности учащихся
В своей работе я представила теоретический материал по технологии развития критического мышления, отметила преимущество данной технологии в образовательном процессе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. Изд-во «ИОО», М., 2000.
2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Изд-во «Мирос», М., 2002.
3. Великанова А.В., Мокраусов И.В., Севостьянова О.В., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 2. – Изд-во «Профи», Самара, 2002.
- Калмыкова И. Р. Об интеграции американской технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” с отечественной и зарубежной лингвистикой по вопросу продуцирования текстов. Статья напечатана в журнале "Образование в современной школе", 2002. Материалы курсов ИРО под руководством Калмыковой И.Р.
- Основы критического мышления: междисциплинарная программа сост. Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темпл и С.Уолтер.. М., 1997-1999.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. Академия., 2000 г.
- Халперн Дайана Психология критического мышления, «Питер», СПб, 2000
- Материалы из интернета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_16_dekabrya.pptx | 287.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важными целями в преподавании русского языка и литературы должно стать развитие: - у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; - умения отстаивать свои права; - высокого уровня культуры; - готовности к сотрудничеству, способностей к созидательной деятельности; - толерантности, терпимости к чужому мнению; - умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности. Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Функции стадии вызова Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе) Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Приём №1 «Что я знаю» 1 ) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?; 3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана; 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения
Приём №2 «Свободное письмо» 1 ) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки); 3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана; 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Приём №3 «Ассоциация» 1 ) Озвучивание темы 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»? 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
Приём №4 «Ключевые слова» 1 ) Озвучивание темы; 2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения; 3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты
Приём №5 «Верно – не верно» 1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме; 2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где, по их мнению, оно не верно.
Приём №6 «Перепутанные логические цепочки» 1 ) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками; 2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
Приём №7 «Кластер» Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её.
Правила простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Нулевое окончание
Нулевое окончание сущ. м.р. ед.ч сущ. м.р. и ж.р., Р.п.,мн.ч гл. 2л. повел. накл глаг.м.р., прош.вр
Приём №8 «Корзина идей, понятий, имен » используется на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3 минуты), а дальше все знания по порядку складываются в «корзину», причем, действительно все: и правильные, и неправильные.
Функции стадии осмысления Информационная (получение новой информации) Систематизационная (классификация, ранжирование информации)
Приём №1 «Пометки на полях» ( Инсерт ). Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях: «+» - если считают, что это им известно; « - » - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть; « v » - если то, что прочитали, является новым; «?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Приём №3 « Взаимоопрос » Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала
Приём №4 « Взаимообучение » В группах из 3-4 человек по очереди ученики играют роль учителя: Суммируют содержание абзаца; Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него; Разъясняют, что непонятно; Дают задания для чтения следующего абзаца. (Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников)
Функции стадии рефлексии Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (выработка собственной позиции) Информационная (приобретение новых знаний) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Приём №1 « Синквейн » Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн – стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях, состоящее из 5 строк.
Приём №2 « Диаграммы сравнения » По опорной схеме сравниваются два понятия и отражаются в диаграммах . Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения . Пример . Правописание слов с разделительными Ъ и Ь Сравнить написание разделительных мягкого и твердого знаков.
Приём №3 «Самоанализ» Содержание урока Знаю уверенно Надо повторить 1. 2. 3. 4. Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи
Приём №4 «Эссе» Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. Предлагается ответить на вопросы: - Что узнал и чему научился на уроке? - Что хотел бы узнать?
Технология КМ учит : Осуществлять рефлексию своей деятельности Выслушивать чужое мнение Работать самостоятельно Задавать вопросы Анализировать и классифицировать Иметь своё мнение и защищать его Критически относится к мнению оппонентов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, у...
Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Критическон мышление - умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить...
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Технология критического мышления....