Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.
статья по литературе (5 класс)
Технология критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Словосочетание «критическое мышление в русском языке подразумевает некую сосредоточенность на недостатках. В английском языке понятие «критическое мышление» означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Ученики задаются вопросами: «Как это соотносится с тем, что я уже знаю?», «Подтверждаются ли эти знаниями другими фактами?», «Как я могу использовать эту информацию?», «На что это похоже?» Обучая школьников подобным образом, учителя тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимых сведений.
В педагогике мышления есть три основных подхода. Сторонники первого считают, что мышление ребенка развивается само по себе в то время, когда он овладевает знаниями в школе. Он прорывается «через тернии к звездам» познания, и учитель ведет его по этому пути. Решая задачи и размышляя над сочинениями, ученик развивает свои мыслительные навыки.
Последователи второго подхода считают, что мышление нужно развивать специально. Для этого необходимо ввести отдельный предмет «Развитие мышления», на котором дети, играя и разгадывая головоломки, будут совершенствовать свой ум.
Приверженцы третьего подхода полагают, что необходимо развивать мышление «без отрыва от производства», то есть непосредственно в среде ученика: дома и в школе. Согласно теории развития мышления, созданной нашим соотечественником, психологом Л.С.Выготским, умственные способности развиваются лишь в культурном контексте. Поэтому если мы сможем приспособить методы развития мышления к конкретному учебному плану (учебникам, упражнениям и т.д.), мы будем развивать и мышление, и необходимые знания передавать нашим детям.
Но этого недостаточно. Надо сделать так, чтобы учащимся было интересно учиться, чтобы их творческий потенциал был реализован максимально полно. Для эффективности обучения учитель совместно (именно СОВМЕСТНО) с учениками должен пройти через три стадии: стадию вызова (побуждения интереса к предмету), стадию реализации смысла (осмысления материала во время работы над ним) и стадию рефлексии (обобщения материала, подведения итогов).
Задачи фазы вызова
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
- Помочь учащимся определить направление в изучении темы.
Задачи фазы реализации смысла:
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал;
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
Задачи фазы рефлексии:
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;
- Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Важно отметить, что технология критического мышления помогает самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы, то есть мыслить по-настоящему.
На уроках русского языка и литературы можно использовать следующие приемы технологии критического мышления.
- Вопросы (простые, уточняющие, вопросы-интерпретации, оценивающие вопросы, творческие вопросы, практические вопросы)
Например, на уроке изучения сказок в 5 классе можно использовать не только простые вопросы, но и творческие. При чтении сказки можно спросить у ребят: «Как вы думаете, что произойдет дальше?». Творческие вопросы можно использовать при изучении «Дубровского» А.С.Пушкина: «Как вы думаете, кто это (Дефорж)?»
Практические вопросы будут уместны на уроках русского языка: «Как мы можем определить правописание приставок?»
- Кластеры.
Изображать кластеры уместно на уроках изучения новой темы. Особенно при изучении частей речи.
- ИНСЕРТ.
Если ученик более старшего возраста, то для дополнительной работы с текстом можно использовать следующую таблицу:
+++ | + | - | ? |
Я это знал | Это для меня новое | Это противоречит тому, что я знал | Я хочу узнать об этом побольше |
Заполнив такую таблицу, дети будут иметь мини-конспект текста. Условные значки помогут ученикам читать более внимательно, превратят чтение в увлекательное путешествие, помогут запомнить большой объем материала. Можно использовать при изучении тем по жизни и творчеству писателей и поэтов, обзорных тем по литературе.
- «Дерево предсказаний».
«Деревья предсказаний» лучше всего «выращивать» при работе с текстом, имеющим сюжетную линию. Тема, которая записана в «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?»
- Упражнение «Синквейн»
Создание синквейна уместно на стадии рефлексии. Выразить свои эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Письменная речь у многих далеко не столь богата, как устная.
В передаче внутренних переживаний человеку всегда помогали стихи. Но далеко не каждый способен писать стихи, но можно предложить воспользоваться стихотворными формами, которые требуют соблюдения достаточно строгого алгоритма, но, вместе стем, не вызывают значительных затруднений у подавляющего большинства.
Учитель
Добрый, знающий.
Учит, воспитывает, помогает.
Старый друг лучше новых двух.
Мастер.
Также на стадии рефлексии уместно написание эссе. Эссе – письменное размышление на заданную тему. Этот вид работы особенно эффективен, если школьники пишут «по горячим следам», не продумывая тщательно план или структуру. Эссе можно писать не только на уроках литературы, но и практически на всех уроках, на которых ученики работают с текстами.
На мой взгляд, что использование разнообразных приемов, методов технологии критического мышления позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, у...
Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства об...
Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Критическон мышление - умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить...
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...