РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку в 5 классе
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку в 5 классе составлена в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) – М.: Просвещение, 2009г. Планирование составлено из расчета 6 часов в неделю (5 класс – 204 часа в год) и предназначено для работы по учебнику Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_5_rus_pechat.docx | 60.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Крупецкая средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МО Корпусева В.А. Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ Крупецкая сош Ковалёва М.А. «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Крупецкая СОШ Лобанова М.А. Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку в 5 классе
Составитель:
Учитель русского языка и литературы
Корпусева Вера Алексеевна
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Предмет – Русский язык
Класс – 5
Количество часов - 204 (6 часов в неделю)
Учебник - Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012.
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку (5 класс) составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) – М.: Просвещение, 2009г. Планирование составлено из расчета 6 часов в неделю (5 класс – 204 часа в год) и предназначено для работы по учебнику Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012.
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Структура документа
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование и учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и виды контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5-ого класса.
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5-ом классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
Речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
письмо:
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объёму тексты;
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
Синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово в словосочетании;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть приёмами применения изученных правил орфографии;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы транскрипции для обозначения, анализируемого звука;
- работать с орфоэпическим словарём.
Лексикология:
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
Морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарём морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом в работе со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т. п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, комплексного анализа текста, сочинений по началу, заданному плану, иллюстрации.
Учебно-тематический план по русскому языку в 5 классе
Содержание | Кол-во часов | Количество контрольных работ | Развитие речи |
Язык и общение | 5 | 1 | |
Вспоминаем, повторяем,изучаем | 30 | 2 | 7 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 35 | 1 | 6 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 18 | 1 | 5 |
Лексика. Культура речи. | 11 | 3 | |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 27 | 1 | 6 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 66 | 3 | 17 |
Повторение и систематизация пройденного. | 12 | 1 | 2 |
ИТОГО | 204 | 9 | 47 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
№ | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата факт | Примечание |
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ | (4 +1) | ||||
1. | Язык и человек. | 1 | 03.09 | ||
2. | Общение устное и письменное | 1 | 04.09 | ||
3. | Читаем учебник. | 1 | 06.09. | ||
4. | Слушаем на уроке | 1 | 06.09. | ||
5 | Р. Р.Стили речи. | 1 | 07.09. | ||
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ | (23 + 7) | ||||
6. | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | 09.09. | ||
7. | Орфограмма. | 1 | 10.09. | ||
8. | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | 1 | 11.09 | ||
9 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | 1 | 13.09 | ||
10. | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | 13.09. | ||
11 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | 14.09 | ||
12. | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 | 16.09 | ||
13. | Разделительные ъ и ь. | 1 | 17.09 | ||
14. | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | 18.09. | ||
15. | Входной контроль (диктант) | 1 | 20.09 | ||
16 | Анализ диктанта, работа над ошибками | 1 | 20.09 | ||
17 | Р. Р.Что мы знаем о тексте. | 1 | 21.09 | ||
18 | Р.р. Подготовка к изложению с изменением лица (упр.70) | 1 | 23.09. | ||
19 | Р.р. Обучающее изложение с изменением лица (По Г. А. Скребицкому) «Хитрый заяц» | 1 | 24.09. | ||
20 | Части речи. | 1 | 25.09 | ||
21 | Глагол. | 1 | 27.09 | ||
22 | -Тся и –ться в глаголах | 1 | 27.09. | ||
23 | Р. Р.Тема текста. | 1 | 28.09. | ||
24. | Личные окончания глаголов. | 1 | 30.09. | ||
25 | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | 1 | 01.10. | ||
26 | Имя существительное. | 1 | 02.10. | ||
27 | Имя существительное. | 1 | 04.10. | ||
28. | Имя прилагательное. | 1 | 04.10. | ||
29 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине А.Пластова «Летом» | 1 | 05.10. | ||
30 | Р.р. Сочинение по картине А.Пластова «Летом» | 1 | 07.10 | ||
31. | Местоимение. | 1 | 08.10. | ||
32 | Р. Р. Основная мысль текста. | 1 | 09.10. | ||
33 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальной школе» | 1 | 11.10. | ||
34 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | 1 | 11.10. | ||
35 | Анализ творческих работ | 1 | 12.10 | ||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | (29+ 6) | ||||
36 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | 14.10. | ||
37 | Пунктуация | 1 | 15.10. | ||
38 | Словосочетание. | 1 | 16.10. | ||
39 | Разбор словосочетаний. | 1 | 18.10. | ||
40. | Предложение. | 1 | 18.10. | ||
41 | Р.р. Подготовка с сжатому изложению по рассказу В.П.Катаева | 1 | 19.10. | ||
42 | Р. Р. Сжатое изложение (упр.144)по рассказу В. П. Катаева «Старый пень» | 1 | 21.10. | ||
43 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 22.10. | ||
44 | Восклицательные предложения. | 1 | 23.10. | ||
45 | Р. Р. Сочинение на свободную тему. | 1 | 25.10. | ||
46 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | 25.10. | ||
47 | Сказуемое. | 1 | 26.10 | ||
48 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 28.10. | ||
49 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 | 29.10. | ||
50 | Второстепенные члены предложения. | 1 | 30.10. | ||
51 | Дополнение. | 1 | 01.11. | ||
52 | Определение. | 1 | 01.11. | ||
53 | Обстоятельство. | 1 | 02.11. | ||
54 | Предложения с однородными членами | 1 | 11.11. | 2 чет | |
55 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | 12.11. | ||
56 | Обобщающие слова при однородных членах. | 1 | 13.11. | ||
57 | Предложения с обращениями | 1 | 15.11. | ||
58 | Р.Р. Письмо. | 1 | 15.11. | ||
59 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | 16.11. | ||
60 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки» | 1 | 18.11. | ||
61 | Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». | 1 | 19.11. | ||
62 | Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | 20.11. | ||
63 | Простые и сложные предложения. | 1 | 22.11. | ||
64 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | 22.11. | ||
65 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | 23.11. | ||
66 | Предложения с прямой речью. | 1 | 25.11. | ||
67 | Диалог. | 1 | 26.11. | ||
68 | Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | 27.11. | ||
69 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | 29.11. | ||
70 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | 29.11. | ||
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | (13 + 5) | ||||
71 | Фонетика. | 1 | 30.11. | ||
72 | Согласные звуки. | 1 | 02.12. | ||
73 | Изменение звуков в потоке речи. | 1 | 03.12. | ||
74 | Согласные твердые и мягкие. | 1 | 04.12. | ||
75 | Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). | 1 | 06.12. | ||
76 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | 06.12. | ||
77 | Графика. | 1 | 07.12. | ||
78 | Алфавит. | 1 | 09.12. | ||
79 | Р. Р. Описание предмета в художественном стиле | 1 | 10.12. | ||
80 | Р.р. Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка» | 1 | 11.12. | ||
81 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | 13.12. | ||
82 | Двойная роль букве, ё, ю, я. | 1 | 13.12. | ||
83 | Орфоэпия. | 1 | 14.12. | ||
84 | Фонетический разбор слова. | 1 | 16.12. | ||
85 | Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». | 1 | 17.12. | ||
86 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | 18.12. | ||
87 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птицы» | 1 | 20.12. | ||
88 | Р. Р. Написание сочинения по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птицы». | 1 | 20.12. | ||
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | (8 + 3) | ||||
89 | Слово и его лексическое значение. | 21.12. | |||
90 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | 23.12. | ||
91 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | 24.12. | ||
92 | Омонимы. | 1 | 25.12. | ||
93 | Синонимы. | 1 | 27.12. | ||
94 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»). | 1 | 27.12. | ||
95 | Р. Р. Сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»). | 1 | 28.12. | ||
96 | Антонимы. | 1 | 13.01. | 3 четв | |
97 | Повторение изученного в разделе «Лексика». | 1 | 14.01. | ||
98 | Повторение изученного в разделе «Лексика». | 1 | 15.01 | ||
99 | Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»). | 1 | 17.01 | ||
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | (21+6) | ||||
100 | Морфема — наименьшая значимая часть слова. | 1 | 17.01. | ||
101 | Изменение и образование слов. | 1 | 18.01. | ||
102 | Окончание. | 1 | 20.01. | ||
103 | Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям. | 1 | 21.01. | ||
104 | Основа слова. | 1 | 22.01. | ||
105 | Корень слова. | 1 | 24.01. | ||
106 | Р.Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение | 1 | 24.01. | ||
107 | Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение по упр. 402 или 397 «Дни недели» | 1 | 25.01. | ||
108 | Суффикс. | 1 | 27.01. | ||
109 | Приставка. | 1 | 28.01 | ||
110 | Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица. | 1 | 29.01. | ||
111 | Чередование звуков. Беглые гласные. | 1 | 31.01 | ||
112 | Варианты морфем. | 1 | 31.01. | ||
113 | Морфемный разбор. | 1 | 01.02 | ||
114, | Правописание гласных и согласных в приставках. | 2 | 03.02. 04.02. | ||
116 | Буквы З и С на конце приставок. | 1 | 05.02. | ||
117 | Буквы а – о в корнях –лаг- — -лож-. | 1 | 07.02. | ||
118 | Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ- | 1 | 07.02 | ||
119 | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | 1 | 08.02. | ||
120 | Буквы И – Ы после Ц. | 1 | 10.02. | ||
121, 122 | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи». | 2 | 11.02. 12.02. | ||
123 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика» | 1 | 14.02. | ||
124 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | 14.02. | ||
125 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | 15.02. | ||
126 | Р. Р. Сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | 17.02. | ||
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. | 66 (49+17) | ||||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | (18+ 6) | ||||
127 | Имя существительное как часть речи. | 1 | 18.02. | ||
128 | Р. Р. Доказательства в рассуждении. | 1 | 19.02. | ||
129 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | 21.02. | ||
130 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | 21.02. | ||
131 | Род имен существительных. | 1 | 22.02. | ||
132 | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | 1 | 24.02. | ||
133 | Р.Р. Подготовка с сжатому изложению (упр.513) | 1 | 25.02. | ||
134 | Р. Р. Написание сжатого изложени (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»). | 1 | 26.02. | ||
135 | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | 1 | 28.02. | ||
136 | Три склонения имен существительных. | 1 | 28.02 | ||
137, 138 | Падежи имен существительных. | 2 | 01.02.03.03. | ||
139, 140 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 2 | 04.03. 05.03 | ||
141 | Р.Р. Подготовка к подробному изложению с изменением лица | 1 | 07.03. | ||
142 | Р.Р. Написание подробного изложения с изменением лица. | 1 | 07.03. | ||
143 | Множественное число имен существительных. | 1 | 10.03. | ||
144 | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 1 | 11.03. | ||
145 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | 12.03. | ||
146, 147 | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 2 | 14.03.14.03. | ||
148 | Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | 1 | 15.03. | ||
149 | Диктант с грамматическим заданием. | 1 | 17.03. | ||
150 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | 18.03. | ||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | (8 +4) | ||||
151 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | 19.03. | ||
152 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | 1 | 21.03. | ||
153 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | 1 | 21.03. | ||
154 | Р.Р. Описание животного. | 1 | 22.03. | ||
155 | Прилагательные полные и краткие. | 1 | 01.04. | 4 чет | |
156 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине А.Н.Комарова «Наводнение» | 1 | 02.04. | ||
157 | Р. Р. Написание сочинения по картине А. Н. Комарова «Наводнение». | 1 | 04.04. | ||
158 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 04.04. | ||
159 | Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению (упр.600) «Как я испугался» | 1 | 05.04. | ||
160 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | 1 | 07.04. | ||
161 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | 08.04. | ||
162 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | 09.04 | ||
ГЛАГОЛ | (23 +7) | ||||
163 | Глагол как часть речи. | 1 | 11.04. | ||
164 | Не с глаголами. | 1 | 11.04. | ||
165 | Р.Р. Рассказ. | 1 | 12.04. | ||
166 | Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант. | 1 | 14.04. | ||
167 | Правописание -ться и –тся в глаголах. | 1 | 15.04. | ||
168 | Виды глагола. | 1 | 16.04. | ||
169 | Виды глагола. | 1 | 18.04. | ||
170 | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | 1 | 18.04. | ||
171 | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | 1 | 19.04 | ||
172 | Р.Р. Невыдуманный рассказ (о себе). | 1 | 21.04. | ||
173 | Время глагола. | 1 | 22.04. | ||
174 | Прошедшее время глагола. | 1 | 23.04. | ||
175 | Настоящее время глагола. | 1 | 25.04. | ||
176 | Будущее время глаголов. | 1 | 25.04. | ||
177 | Спряжение глаголов. | 1 | 26.04. | ||
178 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | 28.04. | ||
179 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | 29.04. | ||
180 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | 30.04. | ||
181 | Морфологический разбор глагола. | 1 | 02.05 | ||
182 | Р.Р. Подготовка к сжатому изложению с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»). | 1 | 02.05. | ||
183 | Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»). | 1 | 03.05. | ||
184 | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | 1 | 05.05. | ||
185 | Употребление времен. | 1 | 06.05. | ||
186 | Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. | 1 | 07.05. | ||
187-188 | Повторение изученного по теме «Глагол». | 2 | 10.05. 12.05 | ||
189 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | 13.05. | ||
190 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | 14.05. | ||
191 | Р.Р.Подготовка к сочинению по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»). | 1 | 16.05. | ||
192 | Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»). | 1 | 16.05. | ||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО | (10 + 2) | ||||
193 | Разделы науки о языке. | 1 | 17.05. | ||
194, 195 | Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору. | 2 | 19.05.20.05. | ||
196, 197 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | 2 | 21.05. 23.05. | ||
198 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | 23.05. | ||
199 | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | 1 | 24.05 | ||
200,201 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 2 | 26.05.27.05. | ||
202 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | 28.05. | ||
203 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | 1 | 30.05 | ||
204 | Итоговый урок | 1 | 30.05 |
Содержание программы учебного курса
Язык и общение (4ч+1ч)
I.Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.
Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания.
II. Функциональные разновидности языка.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (23 ч+7 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч +6ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (13 ч + 5 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (8 ч + 3 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (21 ч + 6 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (66ч +17 ч)
Имя существительное (18 ч + 6 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (8 ч + 4 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (23 ч +7 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (10+2 ч).
Формы и средства контроля
№ п.п. | Тема | Кодификатор | Форма контроля |
Контрольная работа по теме « Повторение изученного в начальной школе». | Правила выделения орфограмм и пунктограмм в тексте. Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях. | Входной контроль (диктант) | |
Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах». | Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи. | Диктант | |
Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения. | Диктант | |
Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» | Особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Алгоритм выполнения фонетического разбора. | Диктант | |
Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности. Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах. | Диктант | |
Контрольная работа по теме «Имя существительное» | Общее значение, морфологические признаки существительного, правописание существительных. Морфологический разбор существительных. Пользоваться изученными правилами на практике | Диктант | |
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте. Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи. | Диктант | |
Контрольная работа по теме «Глагол». | Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Пользоваться изученными правилами на практике | Диктант. | |
Контрольный диктант по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе». | Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. | Диктант |
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
- Богданова Г.А Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2009
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2009.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
- Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов: «Лицей», 2000.
- Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2009 .
- Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Брянской области.
- Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.- М.: Айрис пресс, 2000.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.
- Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2009.
Дополнительная учебная литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
- Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
- Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.
- Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000.
- Иоффе И.В. Тесты по русскому языку для 5 класса. – М.: Свет, 2009.
- И.В.Текучева. Тесты по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык» 5 класс. – Экзамен. Москва. 2009.
- Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.: « Сфера», 2006.
- Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
- Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.: Просвещение, 1986.
- Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.
- Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 2001.
- Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 2001.
- Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 2001.
- Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 5 класс. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002.
- Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006.
- Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.
- Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
- Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
Справочные пособия
- Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 1994.
- Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006.
- Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996.
- Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
Ресурсы ИКТ
- Диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс.
- Диск «Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы».
- Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения и изложения. 5 класс».
- Диск «Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий».
- Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
- Диск « Репетитор «Русский язык.» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов». Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»
- Диск «Русский язык. Средняя школа. 5 класс. Обучающая программа (1С)».
- Диск «Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка»
- Диск «Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 1. Гласные и безгласные».
- Диск «Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 3. Части и запчасти».
- Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий».
- Диск « Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
- Диск « Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
- Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс».
- Диск «Учим правило по алгоритму 5 класс».
Литература
- Беляева О. В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 5-ый класс. – М.: ВАКО, 2007
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. – СПб., 2004
- Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
- Введенская Л. А. От собственных имён к нарицательным / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников, - М., 1989.
- Виноградова Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л. А. Виноградова. – М., 1985.
- Гдалевич Л. А. Уроки русского языка в 5 классе / Л. А. Гдалевич, Э. Д. Фудим. – М., 1991.
- Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М., 1991.
- Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. – М., 1994.
- Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2005.
- Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.
- Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка / Л. К. Скороход. – М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа русский язык 6 класс
Планирование составлено учителем русского языка и литературы МОУ ООШ № 12 Вакулиной Ириной Юрьевной, на основе рабочей программы 2 вида по русскому языку, утвержденной 30...
Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс
Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....
Рабочая программа. Русский язык, 6 класс
Рабочая программа. Русский язык, 6 класс...
Рабочая программа. Русский язык, 5 класс
Рабочая программа. Русский язык, 5 класс...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...