РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку в 5 классе
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему

Корпусева Вера Алексеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку в 5 классе составлена   в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) – М.: Просвещение, 2009г. Планирование составлено из расчета 6 часов в неделю (5 класс – 204 часа в год) и предназначено для работы по учебнику Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_5_rus_pechat.docx60.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Крупецкая средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Руководитель МО

Корпусева В.А.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ Крупецкая сош

Ковалёва М.А.

 «__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Крупецкая СОШ Лобанова М.А.

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку в 5 классе

Составитель:

Учитель русского языка и литературы

Корпусева Вера Алексеевна

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка.

Предмет – Русский язык

Класс – 5

Количество часов  - 204 (6 часов в неделю)

Учебник - Русский язык. 5 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012. 

Статус документа      

Рабочая программа по русскому языку (5 класс) составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) – М.: Просвещение, 2009г. Планирование составлено из расчета 6 часов в неделю (5 класс – 204 часа в год) и предназначено для работы по учебнику Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012. 
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики фразеологии русского языка;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Структура документа

           Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование и учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и виды контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

        Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5-ого класса.

   Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5-ом классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

Речевая деятельность:

аудирование:

- понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

чтение:

- владеть техникой чтения;

- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- правильно расставлять логические ударения, паузы;

говорение:

- доказательно отвечать на вопросы учителя;

- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

письмо:

- создавать письменное высказывание разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

- делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объёму тексты;

- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.

Синтаксис и пунктуация:

- выделять словосочетания в предложении;

- определять главное и зависимое слово в словосочетании;

- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

- выделять основы предложений;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

- составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;

- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях;

- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Орфография:

- находить орфограммы в морфемах;

- группировать слова по видам орфограмм;

- владеть приёмами применения изученных правил орфографии;

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Фонетика и орфоэпия:

- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

- использовать элементы транскрипции для обозначения, анализируемого звука;

- работать с орфоэпическим словарём.

Лексикология:

- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

- отличать омонимы от многозначных слов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.

Морфемика:

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;

- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

- пользоваться словарём морфемного строения слов;

- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Графика:

- правильно произносить названия букв русского алфавита;

- свободно пользоваться алфавитом в работе со словарями;

- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Морфология:

- различать части речи;

- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;

- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т. п.;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

 

    Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, комплексного анализа текста, сочинений по началу, заданному плану, иллюстрации.

Учебно-тематический план по русскому языку в 5 классе

Содержание

Кол-во часов

Количество контрольных

работ

Развитие речи

Язык  и общение

5

1

Вспоминаем, повторяем,изучаем

30

2

7

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

35

1

6

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

18

1

5

Лексика. Культура речи.

11

3

Морфемика. Орфография. Культура речи.

27

1

6

Морфология. Орфография. Культура речи.

66

3

17

Повторение и систематизация пройденного.

      12

1

2

ИТОГО

204

9

47

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе

Тема урока

Количество часов

Дата

по плану

Дата факт

Примечание

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ

(4 +1)

1.

Язык и человек.

1

03.09

2.

 Общение устное и письменное

1

04.09

3.

 Читаем учебник.

1

06.09.

4.

Слушаем на уроке

1

06.09.

5

Р. Р.Стили речи.

1

07.09.

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

(23 + 7)

6.

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

09.09.

7.

Орфограмма.

1

10.09.

8.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

1

11.09

9

Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

1

 13.09

10.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

13.09.

11

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

 14.09

12.

Буквы и, у, а после шипящих.

1

16.09

13.

Разделительные ъ и ь.

1

17.09

14.

Раздельное написание предлогов с другими словами.
Словарный диктант.

1

18.09.

15.

Входной контроль (диктант)

1

20.09

16

Анализ диктанта, работа над ошибками

1

20.09

17

Р. Р.Что мы знаем о тексте.

1

21.09

18

Р.р. Подготовка к изложению с изменением лица (упр.70)

1

23.09.

19

Р.р. Обучающее изложение с изменением лица (По Г. А. Скребицкому) «Хитрый заяц»

1

24.09.

20

Части речи.

1

25.09

21

Глагол. 

1

27.09

22

-Тся и –ться в глаголах

1

27.09.

23

Р. Р.Тема текста.

1

28.09.

24.

Личные окончания глаголов.

1

30.09.

25

Личные окончания глаголов. Не с глаголами.

1

01.10.

26

Имя существительное. 

1

02.10.

27

Имя существительное. 

1

04.10.

28.

Имя прилагательное.

1

04.10.

29

Р.р. Подготовка к сочинению по картине А.Пластова «Летом»

1

05.10.

30

Р.р. Сочинение по картине А.Пластова «Летом»

1

07.10

31.

Местоимение.

1

08.10.

32

Р. Р. Основная мысль текста. 

1

09.10.

33

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Повторение изученного в начальной школе»

1

11.10.

34

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

1

11.10.

35

Анализ творческих работ

1

12.10

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(29+ 6) 

36

Синтаксис и пунктуация. 

1

14.10.

37

Пунктуация

1

15.10.

38

Словосочетание.

1

16.10.

39

Разбор словосочетаний. 

1

18.10.

40.

Предложение. 

1

18.10.

41

Р.р. Подготовка с сжатому изложению по рассказу В.П.Катаева

1

19.10.

42

Р. Р. Сжатое изложение (упр.144)по рассказу В. П. Катаева «Старый пень»

1

21.10.

43

Виды предложений по цели высказывания. 

1

22.10.

44

Восклицательные предложения.

1

23.10.

45

Р. Р. Сочинение на свободную тему.
(упр.157)

1

25.10.

46

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

25.10.

47

Сказуемое.

1

26.10

48

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

28.10.

49

Нераспространенные и распространенные предложения. 

1

29.10.

50

Второстепенные члены предложения.

1

30.10.

51

Дополнение. 

1

01.11.

52

Определение.

1

01.11.

53

Обстоятельство.

1

02.11.

54

Предложения с однородными членами

1

11.11.

2 чет

55

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

12.11.

56

Обобщающие слова при однородных членах.

1

13.11.

57

Предложения с обращениями

1

15.11.

58

Р.Р. Письмо.  

1

15.11.

59

Синтаксический разбор простого предложения.

1

16.11.

60

Р.р. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»

1

18.11.

 61

Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки».

1

19.11.

62

Пунктуационный разбор простого предложения. 

1

20.11.

63

Простые и сложные предложения. 

1

22.11.

 64

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

22.11.

65

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

23.11.

66

Предложения с прямой речью.

1

25.11.

67

Диалог.

1

26.11.

 68

Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

27.11.

69

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

29.11.

70

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

29.11.

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(13 + 5)

71

Фонетика. 
Гласные звуки.

1

30.11.

72

Согласные звуки.

1

02.12.

 73

Изменение звуков в потоке речи.

1

03.12.

74

Согласные твердые и мягкие.

1

04.12.

75

Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»).

1

06.12.

76

Согласные звонкие и глухие.

1

06.12.

77

Графика. 

1

07.12.

78

Алфавит.

1

09.12.

 79

Р. Р. Описание предмета в художественном стиле

1

10.12.

80

Р.р.  Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка»

1

11.12.

81

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

13.12.

82

Двойная роль букве, ё, ю, я.

1

13.12.

83

Орфоэпия.

1

14.12.

84

Фонетический разбор слова.

1

16.12.

85

Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика».

1

17.12.

86

Контрольный диктант с грамматическим заданием. 

1

18.12.

87

Р.Р. Подготовка  к сочинению по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птицы»

1

20.12.

 88

Р. Р. Написание сочинения  по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птицы».

1

20.12.

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(8 + 3)

89

Слово и его лексическое значение.

21.12.

90

Однозначные и многозначные слова.

1

23.12.

 91

Прямое и переносное значение слов.

1

24.12.

92

Омонимы.

1

25.12.

93

Синонимы.

1

27.12.

94

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине  (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»).

1

27.12.

  95

Р. Р. Сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»).

1

28.12.

96

Антонимы.

1

13.01.

3 четв

 97

Повторение изученного в разделе «Лексика».

1

14.01.

98

Повторение изученного в разделе «Лексика».

1

15.01

99

Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»).

1

17.01

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(21+6)

100

Морфема — наименьшая значимая часть слова.

1

17.01.

101

Изменение и образование слов.

1

18.01.

102

Окончание. 

1

20.01.

103

Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям.

1

21.01.

104

Основа слова.

1

22.01.

105

Корень слова.

1

24.01.

106

Р.Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение

1

24.01.

107

Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение по упр. 402 или 397 «Дни недели»

1

25.01.

108

Суффикс.

1

27.01.

109

Приставка.

1

28.01

110

Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица.

1

29.01.

111

Чередование звуков. Беглые гласные.

1

31.01

112

Варианты морфем.

1

31.01.

113

Морфемный разбор.

1

01.02

114,
115

Правописание гласных и согласных в приставках.

2

03.02. 04.02.

116

Буквы З и С на конце приставок.

1

05.02.

117

Буквы а – о в корнях –лаг- — -лож-. 

1

07.02.

118

Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ-

1

07.02

119

Буквы О – Ё после шипящих в корне.

1

08.02.

120

Буквы И – Ы после Ц.

1

10.02.

121, 122

Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи».

2

11.02. 12.02.

123

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика» 

1

14.02.

124

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

14.02.

125

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

1

15.02.

126

Р. Р. Сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

1

17.02.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

66 (49+17)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

(18+ 6)

127

Имя существительное как часть речи.

1

18.02.

128

Р. Р. Доказательства в рассуждении.

1

19.02.

129

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

21.02.

130

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

21.02.

131

Род имен существительных.

1

22.02.

132

Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.

1

24.02.

133

Р.Р. Подготовка с сжатому изложению (упр.513)

1

25.02.

134

Р. Р. Написание сжатого   изложени (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»). 

1

26.02.

135

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

1

28.02.

136

Три  склонения имен существительных. 

1

28.02

137,

138

Падежи имен существительных.

2

01.02.03.03.

139, 140

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

2

04.03.

05.03

141

Р.Р. Подготовка к подробному изложению с изменением лица

1

07.03.

142

Р.Р. Написание подробного изложения с изменением лица.

1

07.03.

143

Множественное число имен существительных. 

1

10.03.

144

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1

11.03.

145

Морфологический разбор имени существительного. 

1

12.03.

146, 147

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

2

14.03.14.03.

148

Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»).

1

15.03.

149

Диктант с грамматическим заданием.  

1

17.03.

150

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

18.03.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

(8 +4)

151

Имя прилагательное как часть речи.

1

19.03.

152

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

1

21.03.

153

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

1

21.03.

154

Р.Р. Описание животного.
Изложение по упр.585

1

22.03.

155

Прилагательные полные и краткие. 

1

01.04.

4 чет

156

Р.р. Подготовка к сочинению по картине А.Н.Комарова «Наводнение»

1

02.04.

157

Р. Р. Написание сочинения по картине А. Н. Комарова «Наводнение».

1

04.04.

158

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

04.04.

159

Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению (упр.600) «Как я испугался»

1

05.04.

160

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

1

07.04.

161

Контрольный диктант с грамматическим заданием. 

1

08.04.

162

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

09.04

ГЛАГОЛ

(23 +7)

163

Глагол как часть речи.

1

11.04.

164

Не с глаголами.

1

11.04.

165

Р.Р. Рассказ.

1

12.04.

166

Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант.

1

14.04.

167

Правописание -ться и –тся в глаголах.

1

15.04.

168

Виды глагола. 

1

16.04.

169

Виды глагола. 

1

18.04.

170

Правописание букв е – и в корнях с чередованием.

1

18.04.

171

Правописание букв е – и в корнях с чередованием.

1

19.04

172

Р.Р. Невыдуманный рассказ (о себе).

1

21.04.

173

Время глагола.

1

22.04.

174

Прошедшее время глагола.

1

23.04.

175

Настоящее время глагола.

1

25.04.

176

Будущее время глаголов.

1

25.04.

177

Спряжение глаголов.

1

26.04.

178

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

28.04.

179

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

29.04.

180

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

30.04.

181

Морфологический разбор глагола.

1

02.05

182

Р.Р. Подготовка к сжатому изложению с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»).

1

02.05.

183

Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»).

1

03.05.

184

Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.

1

05.05.

185

Употребление времен.

1

06.05.

186

Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании.

1

07.05.

187-188

Повторение изученного по теме «Глагол».

2

10.05.

12.05

189

Контрольный диктант с грамматическим заданием. 

1

13.05.

190

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

14.05.

191

Р.Р.Подготовка к сочинению по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»).

1

16.05.

192

Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»).

1

16.05.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

(10 + 2)

193

Разделы науки о языке.

1

17.05.

194,

195

Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору.

2

19.05.20.05.

196,

197

Орфограммы в приставках и корнях слов.

2

21.05. 23.05.

198

Орфограммы в окончаниях слов.

1

23.05.

199

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.

1

24.05

200,201

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

2

26.05.27.05.

202

Контрольный диктант с грамматическим заданием. 

1

28.05.

203

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

30.05

204

Итоговый урок

1

30.05

Содержание программы учебного курса

Язык  и  общение (4ч+1ч)

I.Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания.

II. Функциональные разновидности языка. 

Вспоминаем, повторяем, изучаем (23 ч+7 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч +6ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (13 ч + 5 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (8 ч + 3 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (21 ч + 6 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (66ч +17 ч)

Имя существительное (18 ч + 6 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (8 ч + 4 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (23 ч +7 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (10+2 ч).

Формы и средства контроля

№ п.п.

Тема

Кодификатор

Форма контроля

Контрольная работа по теме « Повторение изученного в начальной школе».

Правила выделения орфограмм и пунктограмм в тексте. Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях.

Входной контроль (диктант)

Контрольная работа  по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».

Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи.

Диктант

Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения.

Диктант

Контрольная работа  по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»

Особенности образования гласных и согласных  звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми  и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Алгоритм выполнения фонетического разбора.

Диктант

Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности. Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах.

Диктант

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

Общее значение, морфологические признаки существительного, правописание существительных. Морфологический разбор существительных. Пользоваться изученными правилами на практике

Диктант

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте. Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи.

Диктант

Контрольная работа  по теме «Глагол».

Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Пользоваться изученными правилами на практике

Диктант.

Контрольный диктант по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе».

Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского  языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Диктант

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Богданова Г.А Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2009
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений.  Русский язык  5-9  классы. – М., 2009.
  3. Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А..   Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
  4. Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов:  «Лицей», 2000.
  5. Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2009 .
  6. Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году    в общеобразовательных учреждениях Брянской области.
  7. Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.- М.:  Айрис пресс, 2000.
  8. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.
  9. Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2009.

Дополнительная учебная  литература

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:  Просвещение, 2001.
  2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
  3. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.
  4. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.
  5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.:  Айрис пресс, 2000.
  6. Иоффе И.В. Тесты  по русскому языку для 5 класса. – М.: Свет, 2009.
  7. И.В.Текучева. Тесты по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык» 5 класс. –  Экзамен. Москва. 2009.
  8.  Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.:  « Сфера», 2006.
  9.  Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
  10. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.:  Просвещение, 1986.
  11. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.
  12. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 2001.
  13. Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 2001.
  14. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!  – М.: Самовар, 2001.
  15. Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 5 класс. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002.
  16. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.:  Просвещение. 2006.
  17. Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.
  18. Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
  19. Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.

Справочные пособия

  1. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
  3. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.
  4. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.
  5. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  6.  Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.– М.:  Международные отношения, 1994.
  7. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006.
  8. Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учебное  пособие  для общеобразовательных  учебных  заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996.  
  9.  Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.:  Аванта+, 1998.
  10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

Ресурсы ИКТ

  1. Диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс.
  2. Диск «Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы».
  3. Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения и изложения. 5 класс».
  4. Диск «Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий».
  5. Диск « Русские словари: Толковый,  Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы.  240 000 терминов».
  6. Диск « Репетитор «Русский язык.» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов». Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»
  7. Диск «Русский язык. Средняя школа. 5 класс. Обучающая программа (1С)».
  8. Диск «Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка»
  9. Диск «Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 1. Гласные и безгласные».
  10. Диск «Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 3. Части и запчасти».
  11. Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий».
  12. Диск « Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
  13. Диск « Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
  14. Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс».  
  15. Диск «Учим правило по алгоритму 5 класс».

Литература

  1. Беляева О. В.,  Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 5-ый класс. – М.: ВАКО, 2007
  2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. /  Г. А. Богданова. – СПб., 2004
  3. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Введенская Л. А. От собственных имён к нарицательным / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников, - М., 1989.
  5. Виноградова Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л. А. Виноградова. – М., 1985.
  6. Гдалевич Л. А. Уроки русского языка в 5 классе / Л. А. Гдалевич, Э. Д. Фудим. – М., 1991.
  7. Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М., 1991.
  8. Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. – М., 1994.
  9. Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2005.
  10. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.
  11. Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка / Л. К. Скороход. – М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа русский язык 6 класс

Планирование составлено учителем русского языка и литературы  МОУ ООШ № 12 Вакулиной Ириной Юрьевной,   на основе рабочей программы  2 вида по русскому языку, утвержденной 30...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Рабочая программа. Русский язык, 6 класс

Рабочая программа. Русский язык, 6 класс...

Рабочая программа. Русский язык, 5 класс

Рабочая программа. Русский язык, 5 класс...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...