Технологическая карта урока по теме "Обращение" 5 кл.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока по теме "Обращение" 5 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russ.yaz_.docx | 23.52 КБ |
k_uroku_russ.yaz_5kl.pptx | 286.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока, проведённого 10.11.2014 в 5 классе
Тема: Предложения с обращениями.
Цели: Познакомить учащихся с обращением;
сформировать следующие навыки: находить обращение в предложении,
отличать его от подлежащего,
ставить знаки препинания при обращении.
Планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ: -формировать интеллектуальные умения ( доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, группировать, формулировать выводы) ;
-формировать положительную мотивацию к учению
-формировать культуру общения;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: -структуировать материал, работать с различными источниками информации;
-извлекать необходимую информацию из словарей;
-выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;
-владеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определения понятиям;
ПРЕДМЕТНЫЕ:-знать что такое обращение, уметь находить обращения в тексте и речи, ставить знаки препинания при обращении
Оборудование: карточки –схемы для опорного конспекта, карточки с заданиями, компьютер, экран, проектор.
Межпредметные связи: литература
Этапы урока | Действия и вопросы учителя | Действия и ответы учеников |
Оргмомент, целеполагание Мотивация к деятельности | Прочитайте стихотворение и постарайтесь догадаться , о чем пойдет речь на уроке. (слайд№1) Если надо обратиться, Я могу вам пригодиться, Без сомнения, друзья, Помогу вам только я. Могу быть выражено словом— И не одним – двумя, тремя. И в предложении готово Занять любое место я. Как вы думаете, какое языковое явление рассказало нам о себе? Взгляните ещё раз на это стихотворение и подумайте ,с какой целью мы используем обращение. | Учащиеся читают стихотворение сначала про себя, потом один читает вслух выразительно. Это обращение. Чтобы обратиться к кому-либо. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности | Как вы думаете, что вам поможет дать точное определение обращения? Прочитайте . | Мы можем найти правило в учебнике и прочитать. Дети читают. |
Построение проекта | Вы сегодня составите опорный конспект по теме « Обращение». Карточка № 1. Слайды с предложениями: Цветик, научи меня сочинять стихи. Послушайте, дорогие братцы, мои стихи. Вспомните, откуда эти строки. К кому обращаются герои сказки? Цветик и братцы – обращение. Итак, какова функция обращения? Заполните соответствующий блок нашей схемы. Обращение схематично обозначим так О. Попробуйте эти предложения прочитать выразительно в порах друг другу. .Понаблюдайте за интонацией. Что вы заметили? Такая интонация называется звательной. Заполните соответствующий блок схемы Какой частью речи выражены обращения в предложениях? В каком падеже стоят обращения? Запишите в блок схемы « Способ выражения». Какой член предложения также выражается существительным в им. падеже? Обращение и подлежащее как два близнеца-брата: выглядят одинаково. Но это разные явления языка. Их нельзя смешивать. Сейчас я расскажу сказку, но не простую, а лингвистическую. Послушайте и скажите, чем отличаются обращение и подлежащее. « Жили- были в стране Грамматика два брата- близнеца Подлежащее и Обращение, как две капли воды похожие друг на друга. Поэтому их часто путали. Но по характеру братья были абсолютно разными. Первый брат был ответственным и исполнительным. Он работал в учреждении под названием « Подлежащее» и занимил там вместе со своим другом Сказуемым важный пост. Вместе они составляли грамматическую основу предложения. Второй брат – Обращение – был менее ответственным , а потому не получил никакого поста в грамматической основе. Он лишь изредка появлялся в предложении и всё осложнял.» Что же вы узнали об отличии обращения от подлежащего? Перед вами два предложения . Подумайте, в каком есть подлежащее , а в каком – обращение. Докажите. (Слайд) Знайка сделай воздушный шар! Знайка сделал воздушный шар. Ребята, на ваших столах лежат карточки № 2.Поработайте в парах и обсудите, где нужно поставит знаки препинания и почему. Объясните. Шпунтик давай работать вместе. Давай Шпунтик работать вместе. Давай работать вместе Шпунтик. Заполните блок «Пунктуация». | Носов « Приключение Незнайки» К цветику и братцам. Называет того, к кому обращаются с речью. Дети пишут. Дети читают друг другу. На обращение голос повышается, после него надо сделать паузу. Дети пишут. Дети пишут. Именем существительным. В им. падеже. Дети записывают. Подлежащее. Обращение не является членом предложения. Дети записывают « Роль в предложении». В первом предложении есть обращение, надо поставить запятую. Во втором предложении нет обращения, т.к. слово Знайка является подлежащим. Слово Шпунтик является обращением и поэтому выделяется запятыми. Дети заполняют блок «Пунктуация»и «Место в предложении». |
Реализация построенного проекта. | Посмотрите на свой конспект, сколько вы теперь знаете об обращении! | Дети читают конспект. . |
Первичное закрепление во внешней речи | Теперь примените эти знания на практике. Прочитайте выразительно предложения и объясните знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор 1-ого предложения. (Слайд №)
И куда теперь плывёте?
Всех румяней и белее.
Говорит Дадон зевая…
| Дети читают, объясняют знаки препинания и делают синтаксический разбор предложения. |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой. | Слайд №4 Не трещите морозы в заповедном бору. К утру мороз крепчал Вылезайте муравьи после зимней стужи. Муравьи санитары леса. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и сделайте взаимопроверку. | Дети читают предложения. Списывают, ставят знаки препинания и проверяют друг у друга. |
Включение в систему знаний | Прослушайте стихотворение Б.Заходера « Очень вежливый индюк»и выпишите обращения. Объявился в доме вдруг Очень вежливый Индюк. Раз по тридцать в день, не реже, Он кричал: --Эй вы, невежи! Заходите, что ли в гости – Научиться вежливости. Не стесняйся ты, Осёл! Заходи, садись за стол! Что же ты молчишь как рыба? Говори: « Приду, спасибо!»-- Как ни бился он, Однако К индюку никто не шёл – Ни Корова, Ни собака, Ни Хавронья, Ни Осёл. Почему же никто не пришёл к индюку? Известный испанский писатель Сервантес, автор романа « Дон Кихот» отмечал « Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». А знаете ли вы слова вежливости? Не забывайте включать эти слова в свою речь. | Дети выпи- сывают обращения. Потому что индюк обзывался и был грубым. Здравствуйте, спасибо, пожалуйста, будьте добры. |
Рефлексия деятельности на уроке | Взгляните на свой опорный конспект, представленный в виде схемы, и скажите, что вы теперь знаете об обращении. | Дети по схеме рассказывают об обращении. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Место в предложе - нии Функция Способ Выраже – ния ОБРАЩЕНИЕ Пунктуа – ция Интонация Роль в предложе - нии
Цветик, научи меня сочинять стихи . Послушайте, дорогие братцы мои стихи .
Знайка сделай воздушный шар! Знайка сделал воздушный шар.
Шпунтик , давай работать вместе. Шпунтик ! Давай работать вместе. Давай , Шпунтик , работать вместе. Давай работать вместе , Шпунтик .
1.Чем вы гости торг ведёте И куда теперь плывёте? 2.Ты царица всех милее, Всех румяней и белее. 3.Что такое господа?- Говорит Дадон , зевая. 4.Здравствуй князь ты мой прекрасный!
Не трещите морозы в заповедном бору. К утру мороз крепчал. Вылезайте муравьи после зимней стужи. Муравьи санитары леса.
Домашнее задание: выпишите из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина как можно больше предложений с обращениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урокапо русскому языку "Диалог" 5 класс
Разработка урока по русскому языку "Диалог" в 5 классе по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.и др. по ФГОС....