Конспект открытого урока по литературе "Творчество М.Ю.Лермонтова"
план-конспект урока (9 класс) на тему
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся
Тема: «Творчество М.Ю.Лермонтова»
Цель: обобщить представление учащихся о поэтическом мире М.Лермонтова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Красномолотовская средняя общеобразовательная школа
Школьный этап конкурса «Учитель года»
9 класс
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Романенко Ирина Владимировна
2014 -2015 учебный год
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся
Тема: «Творчество М.Ю.Лермонтова»
Цель: обобщить представление учащихся о поэтическом мире М.Лермонтова.
Задачи: 1) совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений М.Лермонтова, продолжить отработку навыков художественного чтения поэтического произведения;
2) корректировать и развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
- логическое мышление на основе упражнений на анализ и синтез, сравнение;
- установление причинно-следственных связей;
- вербальную память на основе упражнений на запоминание и воспроизводство;
3) воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова.
Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые
Форма: классная, индивидуальная
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, выставка произведений М.Лермонтова, карточки со словом «Родина», тесты, записи на доске, презентация «Баллады М.Ю.Лермонтова».
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
- Здравствуйте!
- Сегодня на уроке мы станем участниками литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Лермонтова.
- Мы будем говорить о жизни Михаила Лермонтова, его творчестве.
- Мы вам покажем, как мы умеем работать на уроках, читать, думать, размышлять.
- Мы постараемся выявить главную мысль: о чем хотел сказать автор в своих стихотворениях.
- Итак, мы начинаем урок чтения.
2. На уроке мы будем говорить о поэзии. Давайте вспомним, с творчеством каких известных поэтов мы познакомились на уроках.
- Проведем такую работу. Слева записаны фамилии известных поэтов, справа годы их жизни. Назовите годы жизни каждого.( слайд 1)
А.С. Пушкин 1769 – 1844
И.А.Крылов 1799 - 1837
М.Ю.Лермонтов 1814 -1841
II. Сообщение темы и цели урока.
- Итак, годы жизни М. Лермонтова определили. (слайд 2)
- Сколько лет поэт прожил? Как посчитали? Какую дату будем отмечать в 2014году? (200 лет со дня рождения)
- Сегодня у нас обобщающий урок, посвященный творчеству Михаила Лермонтова, на котором мы будем читать его стихотворения, попытаемся проникнуться настроениями, размышлениями поэта.
- Наша цель: выделить этапы творческого пути поэта, получить представление о поэтическом мире Лермонтова с помощью анализа его стихотворений
На доске слова: Проблема:
«Люблю Отчизну я, но странною любовью…» .(слайд 3)
(странною, непонятною,) синонимы
- Кто из поэтов так писал о любви к Родине? (слайд 2)
а) Какие темы звучат в стихотворениях М.Лермонтова?
- Давайте вначале вспомним, на что мы должны обращать внимание при выразительном чтении стихотворения:
- логическое ударение;
- паузы;
- темп; - интонация.
- Какой план работы вы можете предложить?
План:
- Биография М.Лермонтова.
- Творческое наследие.
III. Биография М.Лермонтова.
(на слайдах наиболее значимые даты из жизни М.Лермонтова.)
1814 (слайд 4)
1) М.Лермонтов родился в 1814 году. Кто занимался воспитанием Лермонтова?
1837 (слайд 5)
2) Когда на дуэли погиб А.С.Пушкин по Петербургу стало расходиться стихотворение «Смерть Поэта». Под ним стояло мало кому известное имя _ Лермонтов. Кто-то из недоброжелателей Лермонтова с надписью «Воззвание к революции» отослал это стихотворение в Зимний дворец, самому царю.
Так началась всенародная слава Лермонтова.
3) Лермонтов отправляется в ссылку на Кавказ. (слайд 6).
- В каком из стихотворений прослеживается настроение поэта перед отправлением на Кавказ?
- С кем поэт сравнивает тучи?
- Что заставляет человека покидать родные места?
- Объясните смысл последней строчки стихотворения:
Нет у вас родины, нет вам изгнания. (слайд 7)
- А как вы думаете, завидует поэт тучам? Докажите.
4) В каких стихотворениях Лермонтова звучит тема грусти и одиночества?
Чтение стихотворений «Сосна», «Парус». ( слайды 8,9)
1841 (слайд 10)
IV. Творческое наследие.
2012 год – год истории. 200 - летие какого исторического события отметили в сентябре этого года? Какое стихотворение М. Лермонтова посвящено этому событию?
Чтение отрывков из стихотворения «Бородино». (слайды 11, 12)
- О чем это стихотворение? Чем поэт гордится? Что он воспевает?
« Родина» (слайд 13, 14)
1Давайте прочитаем стихотворение «Родина
2. .Работа с тестом. (слайд 15)
| «Морская царевна» |
1.Царевич вытащил Морскую царевну для того, чтобы… | |
Дымок жнивы | 1. жениться на ней… |
Белеющие березы | 2. убить её… |
Ночующий обоз | 3. похвалиться перед друзьями… |
Изба | 4. посмеяться над ней |
Резные ставни | 2.Какое чувство испытывал царевич после происшедшего: |
Пляска мужичков | 1. сожалел… |
2. был рад… | |
3. остался равнодушным… | |
4. испытал разочарование... |
- Прочитайте, ребята, слова и словосочетания в левом столбике теста.
- Из какого стихотворения они взяты?
-Что вызывает у поэта любовь к Родине? Какую Родину он любит?
(чувство гордости за свою родину, восхищение родной природой,
чувство спокойствия радости за простой народ, грусти, торжества))
3. Индивидуальная работа. Что такое «Родина»?
- Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло их детство, то есть свою малую родину как часть большого Отечества.
- У Лермонтова Родина – это? (Москва, чета берез, дымок на поле, степь, ночующий обоз, деревенская изба, резное окно)
- Ребята давайте напишем ассоциативную цепочку к слову «Родина».
(учащиеся работают на карточках)
- Проверка.
- Родина: семья, детство, школа, друзья, мать, Отечество, Россия, Ериловка.
- Вывод. Как много хороших слов входит в понятие слова «Родина». Все слова указывают на что-то близкое, родное, дорогое сердцу.
- На стихи М.Лермонтова написанo много песен. «Выхожу один я на дорогу», «Парус» и др.
V. Физкультминутка.
VI.Продолжение работы по творчеству М.Лермонтова.
«Баллады» (слайд 16)
Тема ответственности человека за свои поступки. В каких произведениях Лермонтова она звучит?
- Что такое баллада? (с. 58)
Работа над балладой:
Чтение по цепочке.
2. Чтение по ролям баллад.
а) Работа с тестом.
- Прочитайте, те выражения и слова, которые подтверждают, что парень устал:
(но мрачен, как был; печальный взор; влажные кудри бегут по плечам)
б) вопросы:
- Какое настроение было у юноши, когда он нырял за подарками для девушки?
- Как вы думаете, почему не было радости в его взоре и счастья в его глазах?
в) черты характера героев:
Черты характера героев:
девушка юноша
капризность мужественность
неискренность печаль
равнодушие к судьбе парня смелость
3.Работа над «Морской царевной» (слайд 17)
а) чтение по цепочке, по ролям.
б) работа над содержанием:
- Кого увидел царевич в море? Почему вы так думаете? Докажите свой ответ словами из текста.
- Как вы думаете, для чего царевич вытащил Морскую царевну на берег?
(Тест) (слайды 18, 19)
Начните так:
Царевич вытащил Морскую царевну на берег для того, чтобы…
а) жениться на ней;
б) убить её;
в) похвалиться перед друзьями;
г) посмеяться над ней.
Какое чувство испытывал царевич после происшедшего:
а) сожалел;
б) был рад;
в) остался равнодушным;
г) испытал разочарование.
VII. Кроссворд. (слайд 20)
а) кто занимался воспитанием Лермонтова?
б) с чьим именем связано событие, произодшее в 1837году, и потрясшее поэта?
в) в каком своем стихотворении Лермонтов говорит: «Нет у вас родины, нет вам изгнания»?
г) какое дерево, по словам поэта, «одиноко растет на севере»?
д) в каком стихотворении звучит тема грусти, одиночества?
е) «Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз…;
ж)к каком из произведений поэта говорится о подвиге, мужестве русского солдата?
1 б | а | 7 б | у | ш | к | а | |||||
о | |||||||||||
р | 5 п | 3 т | |||||||||
4 с | о | с | н | а | у | ||||||
д | р | ч | |||||||||
и | 2 п | у | ш | к | и | н | |||||
6 р | о | д | и | н | а | с | |||||
о |
VIII. Итог урока.
1.Решение проблемы: (слайд № 21)
Темы творчества М.Лермонтова:
а) Любовь к Родине, народу;
б) Подвиг русского солдата в Отечественной войне 1812 года
в) Грусть, одиночество, тоска.
г) Ответственность человека за свои поступки
- В каком из стихотворений звучат данные темы творчества М.Лермонтова?
Обозначьте цифрами.
- «Бородино»
- «Родина»
- «Тучи»
- «Сосна»
- «Парус»
- «Смерть поэта»
- «Баллада»
- «Морская баллада»
- Решим второй вопрос проблемы:
- Почему в эпиграфе любовь «странная»? Подберите синонимы к слову «странная». (непонятная)
IX. Домашнее задание. (дифференцированно)
Сочинение - миниатюра: (устно) (слайд 21) - 1 гр. 2 гр. читать
- Закончите любое из предложений:
Когда я читаю стихи Лермонтова меня охватывает чувство …
Баллады Лермонтова заставили меня задуматься о…
X. Оценки . (комментировано)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по "Герою нашего времени" Лермонтова
Открытый урок "Максим Максимыч - маленький человек?" Театрализованная дискуссия и другие интерактивные формы работы...
Конспект открытого урока по литературе "Творчество М.Ю.Лермонтова"
Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова....
Презентация к открытому уроку по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
Данная презентация поможет в проведении урока по поэме Лермонтова...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Цель: определение темы и идеи поэмы;углубление представления учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявление структурных особенностей произведени...
Конспект открытого урока СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА ТРИ ПАЛЬМЫ
СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю. ...