Разработки к урокам и внеклассным мероприятиям по русскому языку и литературе, воспитательной работе
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Жеребцова Марина Александровна

1.Факультативное занятие по  русскому языку "Подготовка к сочинению по исходному тексту в 11 классе (Часть С).

Занятие по подготовке к сочинению разработано в соответствии с ФГОС, по технологии "Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы".

2. КВН по русскому языку для 5-7классов.

КВН разработан для внеклассного  мероприятия, проводимого на " Неделе руского языка"

3. Викторина по литературе для старшеклассников, посвящённое А.С.Пушкину

4 Статья "Методы и приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы. Опыт использования технологии критического мышления."

5. Кл. час. для учащихся 10-х классов социально-экономического профиля "Экономика и бизнес"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факультативное занятие по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (С1 ЕГЭ) с использованием  элементов технологии развития критического мышления

  1. класс

ЦЕЛЬ (как результат учебной деятельности): Планируемые результаты:

Предметные: формирование навыка работы с исходным текстом: умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, смыслового анализа текста: формулировки проблемы, поставленной автором прочитанного текста;  определение позиции автора по отношению к данной проблеме; умения соотносить аргументы из жизненного и читательского опыта с проблемой и темой текста; собрать материал к сочинению.

Метапредметные: адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий  для решения различных коммуникативных и познавательных задач; уметь искать и выделять необходимую информацию из источника, определять понятия, создавать обобщения. уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.

Личностные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества. Формировать навыки самоанализа и самоконтроля, готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.  Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя

Методическое и техническое обеспечение урока: исходные тексты  С.Львова «О сострадании», речевые клише, банк аргументов, маркеры для работы с текстом, икт, высказывания выдающихся людей о сострадании

Технологии урока: элементы технологии развития критического мышления, технология сотрудничества (работа в группах)

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Формируемые УУД

  1. Орг.момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Пожелание хорошей работы в группах

  1. Стадия «Вызов»

Формулировка цели и задач занятия

   Задачи:

1. Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме).

 2. Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме. Составление кластера по  в группах)

 3. Информационная (бесконфликтный обмен мнениями).  

Вопросы:

  -Как вы поняли притчу?

- О каких человеческих качествах идёт речь в притче?(о жестокости и равнодушии и о милосердии)

-Приходилось ли вам сталкиваться в жизни с милосердием или равнодушием?

Являются ли слова милосердие, сочувствие, сострадание родственными, синонимами?

Составление кластера(Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

Составить кластер по понятиям: милосердие, сочувствие, сострадание. Каждая группа составляет свой кластер, используя цветные маркеры на листочках

Представление своей работы группами, комментарий

Тема нашего занятия «Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту»

Предположите, о чём будет текст, какие задачи ставите пред собой?

(Вдумчиво прочитать текст, определить проблему, прокомментировать её, подобрать аргументы к будущему сочинению

Учитель раздаёт тексты группам (текст один и тот же)

(1) Сострадание – активный помощник.

(2) Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

(5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

(7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделёнными или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее , чем бесчувственным.  (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

(14) … кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!

(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со  старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никому никогда не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой оказывается неготовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.

(28) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к увиденному

   

Познавательные:

1. Осуществлять анализ и синтез того, что уже известно

2. Устанавливать причинно-следственные связи.

3. Строить рассуждения на основе составленной схемы

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока ,его цель и задачи

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4. Самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления

         

  1. Стадия осмысления. Работа с текстом. Собирание материала к сочинению

Задачи: осуществить контакт с новой информацией, попытаться

сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом ,акцентировать свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения, ,  анализировать и обсудить   прочитанное

Чтение текста в группе. Работа с текстом при помощи карандаша. Инсерт (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил,) Маркировка текста

1 задание (одинаковое для всех групп)

Сделать пометки в тексте, используя маркеры

! – согласен с автором, меня это впечатлило)

+- новая иформация для меня

- - думал иначе

? – вопрос автору,

2 задание- выдвинуть проблемы текста, подумать через какие аспекты он эти проблемы раскрывает, какие средства выразительности использует? (по группам задание)

    -Ваше впечатление о тексте?

Поделитесь, что удалось  отыскать в тексте?  Какие знаки поставили? Объясните

Собираем материал к сочинению

 Формулируют проблемы текста,  выделяют главную, выясняют и формулируют позицию автора к сочинению, используя алгоритм написания

  Каким образом можно сформулировать заявленную автором проблему? Какие речевые обороты нам могут помочь в формулировке проблемы?

Проблему можно сформулировать двумя способами:

1) автор поднимает проблему … чего?...сочувствия, сострадания, необходимости воспитания в себе этих душевных качеств.

2) второй путь формулировки проблемы – это постановка проблемных вопросов.

 

Сформулируйте главную проблему

1) проблема воспитания сострадания (можно ли воспитать чувство сострадания?);

2) наличие или отсутствие у человека способности к сочувствию (как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности?);

3) проблема активного сострадания: сочувствовать – значит помогать реально

Позиция автора: сочувствие должно быть действенным. Нужно приходить на помощь нуждающимся, не ожидая зова.

Речевые обороты-помощники:

Автор может …

  • Коснуться какой-либо проблемы.
  • Уделить внимание какой-либо проблеме.
  • Над какой-либо проблемой думать, работать.
  • Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
  • Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему. 

   - Молодцы! Теперь следующий, не менее важный этап – это комментарий к проблеме и подбор аргументов

Задания группам

1 группа комментируют проблему по трем аспектам (разные стороны проблемы) в тексте.

  • указать на выделенные автором разные аспекты проблемы;
  • обратить внимание на композицию текста, способствующую прояснению авторской позиции;
  • отметить изобразительные средства и синтаксические фигуры, помогающие автору выразить свою мысль ярко и эмоционально

2 группа подбирают аргументы из жизненного  опыта по  заявленной проблеме, формулируют предложения по алгоритму (группы работают одновременно 5-6 мин)

Опираясь на свой   жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?

ТЕЗИС - Сострадание – вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности великое множество:

- сострадание мотивировало русских женщин в военное время выхаживать не только русских солдат, но и врагов;

- сострадание мотивировало людей бросаться на помощь чужим людям во время стихийных бедствий;

- сострадание, восприимчивость к чужой боли подвигало людей в августе 2008 года, во время агрессии Грузии против Южной Осетии, помогать беженцам с осетинской стороны;

3 ГРУППА подбирают аргументы из читательского опыта

Опираясь на свой   читательский  опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?

ТЕЗИС -Сострадание – это великая сила, которая помогает человеку в трудной ситуации и душевно обогащает тех, кто сострадает

- императрица Екатерина II милует Гринева из-за сострадания к чистой любви Маши  Мироновой; из-за сострадания Гринев дарит заячий тулупчик замерзающему в буран незнакомцу-проводнику

- именно сострадание сподвигло Соню Мармеладову отправиться вслед за Родионом Раскольниковым на каторгу; не зря фраза Достоевского о том, что сострадание есть высочайшая форма человеческого существования, стала ключевой в творчестве Достоевского. Все творчество Ф.М. Достоевского пропитано состраданием, СОСТРАДАНИЕМ с большой буквы.

                                                       

- Способность к состраданию, восприимчивость к чужой боли, душевная чуткость сделали Наташу Ростову любимой героиней Л.Н. Толстого. Вспомним хотя бы некоторые моменты романа-эпопеи:

1) Наташа, ни секунды не колеблясь, скидывает все вещи, собранные семьей, чтобы бежать из Москвы, которую  скоро займут французские войска, с подвод и отдает подводы раненым солдатам;

2) именно сострадание к князю Андрею,  подвигает Наташу ухаживать за ним, несмотря на  то что отношения между ними переживают стадию расставания;

3)за душевную чуткость, за способность сочувствовать, сопереживать, испытывать действительно страдание, по словам Л.Н. Толстого, поставив себя на место страдающего, и полюбил Пьер Безухов Наташу.

Результаты работы озвучить

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах(тексты разных стилей)

4. Пользоваться ознакомительным и изучающим чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа

Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием

Регулятивные: применять метод информационного  поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием

Регулятивные: применять метод информационного  поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения

  1. Рефлексия

Цель: синтезировать материал, который собрали, сделать выводы, подвести итог, проанализировать работу в группе

 

5.Домашнее задание

1.Синквейн (способ синтеза материала): милосердие, сострадание, сочувствие – составление синквейна по группам

2. Самооценка групп по вопросам:

  - Удалось ли достичь цели?

 - Легко ли работалось в группе?

 - Как оцениваете свою работу?

3.Просмотр видеоролика о милосердии, сострадании

-Подведём итоги

-Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

-Есть ли у милосердия категория времени, может это понятие прошлого времени?

Написать сочинение-рассуждение по исходному тексту  

Личностные: самоопределение, мотивация учения, смыслообразования.

Коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.

Регулятивные:  оценка результатов своей работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению -рассуждению по исходному тексту

Слайд 2

Стадия «Вызов» Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Слайд 3

Стадия «Осмысление» Инсерт - это интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Маркировка текста. ! согласен с автором, меня это впечатлило + новая информация для меня - думал иначе ? вопрос автору

Слайд 4

- определяем проблему текста; - комментируем её; - формулируем позицию автора; - подбираем аргументы. Работа с текстом

Слайд 5

Рефлексия Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма, способ синтеза материала. ПОНЯТИЕ 2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 3. ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ 4. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 5. СИНОНИМ

Слайд 6

Самооценка Удалось ли достичь цели? Легко ли работалось в группе? Как оцениваете свою работу?



Предварительный просмотр:

Притча

Вырос в поле цветок и радовался солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.

Рос он, рос…

 Шел мимо человек  и сорвал его.

Просто так, не зная даже зачем.

Скомкал и выбросил на дорогу.

Больно стало цветку, горько.

 Больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

А цветок, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…



Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Жеребцова М.А.

КВН по русскому языку (для 5-7 классов)

(Внеклассное мероприятие к неделе русского языка и литературы)

Цели и задачи:

- обобщить и систематизировать знания детей по пройденному материалу;

- развивать грамотность учащихся, речь, мышление, смекалку;

- воспитывать любовь к родному языку, развивать творческие способности.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя или ведущего
  2.  Представление жюри
  3. Конкурсы

1 конкурс

Приветствие команд( название, девиз, обращение к жюри, приветствие соперников)

           2 конкурс «Разминка»

а)  Заменить словосочетание одним словом, оканчивающимся на «-ец»

  -венчает дело (конец), хвалебное слово (молодец),  умный человек (мудрец), торговал на Руси (купец), делает подковы (кузнец), остался без жены (вдовец), не самка, а …(самец), школьная сумка (ранец), горькая приправа (перец), скрывается от милиции (беглец)

б)  Перевёртыши

Задание: К каждому слову фразы подобрать антоним и расшифровать.

Ты ненавидишь мою коровку (Я люблю свою лошадку).  Ваша Маша тихо смеётся (наша Таня громко плачет). Ты забыла ужасную вечность( Я помню чудное мгновение). Ты ушёл от меня не попрощавшись (Я пришел к тебе с приветом). Дылда –дочь от мамы смылась (Крошка-сын к отцу пришел).Вылетел комар из плова(Села муха на варенье).

Пословицы и поговорки:

Счастье перемещается кучами( беда одна не ходит). От смелости затылок мал (У страха глаза велики). На милиционере валенки мокнут (На воре шапка горит). Ложь уши ласкает(Правда глаза колет)

Жюри подводит итоги 1 конкурса «Разминка) по 1 баллу за правильный ответ

2 конкурс Фонетический

1 задание: в слове мороз 5 звуков. Сколько раз встречается каждый из этих звуков в пословице : семь раз отмерь, один раз отрежь.( м-0, а-3, р-1, о-0, с-1)

2 задание: Послушайте, из каких звуков состоит слово. Какое слово получится, если поставить звуки в обратном порядке Марш(шрам), рай(яр), ток(кот), лей(ель), ожог(кожа, лоб(пол), крот(торг) парк(краб), ложь(шёл), юг(куй), куль (люк)

Итоги  2 конкурса подводит жюри

3 конкурс Лексический

1 задание: записать без ошибок и объяснить значение слов.

1-я команда: аннотация, бюллетень, ландшафт

2-я команда: полемика, бестселлер, пессимист (слова могут быть заменены на другие)

(За правильное  написание -1 балл и за объяснение - 1 балл)

2 задание: найти антонимичные пары в стихотворениях:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.  (М.Ю.Лермонтов)

В толпе друг друга мы узнали,

Сошлись и разойдёмся вновь,

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали. (М.Ю.Лермонтов)

3 задание: « Почему мы так говорим?» Объяснить историю возникновения фразеологизмов

Каждая команда выбирает себе по три выражения вслепую

-  Ахиллесова пята

-  Авгиевы конюшни

-  Играть на нервах

-  Зарубить на носу

-  Чучело гороховое

-  Козёл отпущения ( фразеологизмы могут быть заменены)

Жюри подводит итоги 3 конкурса

4 конкурс «Грамотеи»

Задание: Записать без ошибок предложение. (Записывает каждый из команды или кто-то один, кому доверяет команда, или один записывает, а все советуются)

На террасе сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Аполлоновича.

Жюри подводит итоги конкурса

5 конкурс Творческий

Домашнее задание: сочинить частушки о русском языке

Пример частушек, которые сочинили мои дети:

Я люблю писать диктанты,

В общем русский нравится,

Почему четвёрка за год

В журнале появляется.

Орфограммы, ударенья

Изучать готовы мы,

И читать стихотворенья

Развивать свои умы.

Я по русскому хочу

Получать пятёрки,

Но словарный мой запас

Тянет лишь на двойку.

Чтобы русский знать на «пять»

Надо школу посещать,

А ещё вдобавок надо

Орфограммы изучать.

Жюри подводит итоги всех конкурсов. Награждение команд.

 Творческих успехов Вам, коллеги!



Предварительный просмотр:

Литературная викторина

«Я знаю произведения А.С.Пушкина и люблю их»

Цель проведения викторины:

  1. воспитывать любовь и уважение к произведениям классической литературы
  2. повышать интерес к произведениям А.С .Пушкина,
  3. мотивировать учащихся к прочтению произведений Пушкина

Оформление:  портрет А.С.Пушкина, выставка произведений Пушкина, презентация о жизни и творчестве Пушкина с фотографиями.

И неподкупный голос мой

                                                                                                            Был эхо русского народа

                                                                                                                                 А.С.Пушкин

                                                                                                    Мой жребий пал –

                                                                                                Я лиру избираю.

                                                                                       А.С.Пушкин.

Ход викторины

  1. Вст. слово учителя

Викторину хотелось бы начать словами поэта, которые, наверное, актуальны очень и сейчас. «Дай Бог, чтоб милостию неба рассудок на Руси воскрес, он что-то, кажется исчез.». Хотелось бы выразить свою надежду на то, что, читая и изучая произведения Пушкина, вы научились у его героев различать честь и бесчестие, добро и зло, любовь и равнодушие, зависть и доброжелание. Наверное, если вы предпочтёте роман Пушкина какому-нибудь однодневному детективу, вы выиграете в сто раз. А если ваше поколение начнёт читать Пушкина и других классико, рассудок на Руси, может быть и воскреснет.

Итак, начинаем.

1 тур (отбор сильнейших для дальнейшей викторины)

  1. Вспомнить и назвать сказки Пушкина
  2. Назовите годы жизни А.С.Пушкина (1799-1837)
  3. О какой «мамушке» пишет поэт: «Ах, умолчу ль о мамушке моей,

                                                           О прелести таинственных ночей,

                                                           Она духов молитвой уклоня,

                                                           С усердием перекрестит меня…(о няне)

  1. Назовите имя, отчество, фамилию няни поэта (Яковлева Арина Родионовна)
  2. Как называется город, где Пушкин учился в Лицее? (Пушкин)
  3. Какой великий русский поэт слушал стих Пушкинга на лицейском экзамене? (Г.Р.Державин)
  4. Портрет Жуковского. Когда и в связи с чем человек, изображённый на портрете, подарил его (портрет) Пушкину и с какой надписью?

( в 1820 г после опубликования «Руслана и Людмилы» с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя»)

  1. Назовите полное имя жены Пушкина (Наталья Николаевна Гончарова)
  2. Какое время года любил Пушкин и почему?(Осень. Это время года особенно вдохновляло поэта на создание лучших произведений)
  3. Назовите годы обучения Пушкина в Лицее? В каком чине был выпущен из Лицея?(1811-1817, коллежский секретарь, направлен на службу в коллегию иностранных дел)

Дальше участие продолжают те, кто дал большее количество ответов(3 человека)

                                               2 тур

  1.  Как вы думаете, какое  женское имя любил Пушкин и почему?(Мария, старшую дочь Пушкина звали Мария)
  2. Назовите произведения Пушкина, где главную героиню зовут Мария.(Их 6. «Бахчисарайский фонтан», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Полтава», «Метель», «Выстрел»)
  3. Узнай героя, назови произведение

Зачитать описание героя из произведений:

а) Пётр1 «Полтава»

б) Пётр1 «Медный всадник»

в) Пётр Гринёв «Капитанская дочка»

г) Владимир Дубровский «Дубровский

д) Татьяна Ларина «Евгений Онегин»

е) Маша Троекурова «Дубровский»

ж) Маша Миронова «Капитанская дочка»

                    4 . В повести «Капитанская дочка» Иван Кузьмич, прощаясь с женой и дочкой, говорит: «Ну, довольно,! Ступайте, ступайте домой, да коли успеешь, надень на Машу сарафан»

- Почему такую заботу о наряде дочери проявляет в предсмертный час отец?

(речь идёт о спасении жизни. Пугачёв казнит дворян, Маша же будет переодета крестьянкой, и это спасёт её жизнь)

  1. К каким произведениям Пушкин взял эпиграф «Во всех ты, душечка, нарядах хороша» и «Береги честь смолоду»

Подведение итогов викторины, награждение победителей.

Творческих успехов!



Предварительный просмотр:

         М.А.Жеребцова  (учитель русского языка и литературы, МБОУ Яснинская школа№1)

                  Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы

                      Опыт использования приемов технологии развития критического мышления

                                                         Актуальность технологии
       Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.                                                  
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников. 


                        Критическое мышление как образовательная технология


               Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. 
Дайана Халперн в своей работе «Психология критического мышления» определяет критическое мышление следующим образом: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью.» В своей статье «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма» И.О.Загашев пишет: « Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей». 

                                       Какие цели и задачи ставит данная технология?

1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

3) Развитие аналитического, критического мышления.

Задача научить школьников: 
- выделять причинно-следственные связи; 
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; 
- отвергать ненужную или неверную информацию; 
- понимать, как различные части информации связаны между собой; 
- выделять ошибки в рассуждениях; 
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; 
- избегать категоричности в утверждениях; 
- быть честным в своих рассуждениях; 
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; 
- выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение; 
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; 
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; 
- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Каким же образом происходит организация учебного процесса? Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. 
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. 
Роль учителя – в основном координирующая. 
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз.

Рассмотрим фазы технологии критического мышления

Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа: 

Первый этап работы называется стадия вызова

– пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. 

Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации).

Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Задачи стадии реализации смысла: 
- помочь активно воспринимать изучаемый материал, 
- помочь соотнести старые знания с новыми. 

Третья стадия - стадия рефлексии

-необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Задачи стадии рефлексии: 
- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал, 
- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Методы и приёмы технологии критического мышления


- Кластер (от англ. – cluster – гроздь) –: это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1.      Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2.      Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3.      По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым  понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила:

1)     Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2)     Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3)    Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

- Инсерт - звуковой аналог условного английского сокращения  (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

bullet

«галочкой» помечается то, что им уже известно;

bullet

знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

bullet

знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

bullet

«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом педагог может давать свои комментарии по ходу чтения.

3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 - Групповая дискуссия

Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

1) уважение к различным точкам зрения ее участников;

2) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

    -Синквейн - происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразителности.


Правила написания синквейна: 

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

                        В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на предметах гуманитарного характера, таких, как литература и русский язык, где приходится часто работать с  текстами, очень актуальна технология критического мышления. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками

              Список используемой литературы:

  1. С.И.Заир –Бек, И.В Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. –М.:Просвещение, 2004
  2. Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования :Учебное пособие. М.:Академия, 2003г
  3. Дайана Халперн «Психология критического мышления» -СПб.: Питер, 2000г
  4. И.О. Загашев «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке..», М.: Просвещение, 2009г


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка, классный руководитель

Жеребцова М.А.

Сценарий тематического классного часа в 10-11м классе(социально-экономический профиль)

Викторина «Экономка и бизнес»

Цель: стимулировать интерес учащихся к экономическим проблемам и вопросам бизнеса; развивать коммуникативные умения учащихся, ответственность за работу в команде, профессиональные интересы и предпочтения.

Предварительная подготовка:

  1. Составление и изучение бизнес-словаря. Учащимся предлагается найти толкование слов: фирма, символ фирмы, товарный знак, фирмы, товар, реклама, менеджер, бартер, финансы, ссуда, банкрот, аренда, договор, бизнес, аукцион.
  2. Распределение учащихся по командам для участия в викторине.
  3. Команды становятся фирмами. Каждая фирма имеет свой экономический профиль, своё название, товарный знак, гимн служащих фирмы.
  4.  Подготовка команд болельщиков (плакаты, музыкальные паузы)

Ход викторины:

  1. Презентация фирмы

Представление названия, символов фирмы, творческого кредо сотрудников фирмы, гимн фирмы, их роли)

  1. Блиц-викторина

Участники фирмы соревнуются, кто даст самый быстрый ответ

- самая известная книга К.Маркса («Капитал»)

-Что означает слово «бухгалтер» в переводе на русский язык?(немецкое слово «держатель книг»)

- Значение слова «ноу-хау» и его перевод на русский язык (англ. «знаю как, -новая идея»

-Самый богатый руководитель фирмы в мире? (Билл Гейтс. Компания «Майкрософт»)

- Создатель экономической теории (Адам Смит)

-  Кто обосновал значение государства в экономике и способствовал усилению его роли?(Джон Мейнард Кейс)

3 Каждая фирма получает по 4 воздушных шарика. В каждом шарике есть один вопрос. Фирма открывает сейф в виде шарика, в обмен на правильный ответ получает деньги – кредитки, выпущенные болельщиками команд:

  1. Средство, с помощью которого можно оценить стоимость чего-либо.(деньги)
  2. Одна из форм торговли особо ценными товарами (аукцион)
  3. Дача денег в долг на определённый срок.(ссуда, кредит)
  4. Неплатёжеспособность из-за отсутствия денег.( банкротство)
  5. Договор, по которому одна сторона предоставляет другой стороне что-либо во временное пользование за определённую плату. (Аренда)
  6. Учреждение, являющееся посредником между теми, кто хочет их взять на условиях возвратности, платности и срочности.(банк)
  7. Оператор на бирже (Брокер)
  8. Место, где заключают сделки по продаже акций и облигаций (Биржа)
  9. Эксклюзивный продавец какого-нибудь товара. (Дилер, дистрибьютер)
  10. Название денег в международном обращении (Валюта)
  11. Разница между ценой реализации и себестоимостью продукции, ради которой ведётся бизнес (Прибыль)
  12.  Опреация, с помощью которой предприниматель может оградить себя от риска случайной гибели продукции (Страхование)

4  конкурс  «Ты мне, я тебе»

Фирмы участвуют в аукционе и продают слова-термины своей деятельности, которые условно являются товаром:

- Экспорт –это….

- Импорт –это…

- Менеджмент –это….

- Рентабельность –это….

                   5 конкурс директоров фирм

Участникам предлагается составить деловое письмо, используя следующие слова в том порядке, в котором они записаны: дом, собака, колбаса, вагон, время, терпение.(шуточный)

                  6 конкурс Заключение договоров

Некоторые страны хотят сотрудничать с фирмами. Нужно определить названия денежной единицы каждой страны:

Латвия(лат), Болгария(лев), Украина(гривна), Франция(евро), Китай(юань), Польша(злотый), Индия(рупий), США(доллар), Япония(йена), Великобритания(фунт)

                     7 конкурс Реклама

Каждая фирма имеет менеджера по рекламе. Задача6 подготовить рекламу товаров, которые не пользуются спросом. Реклама должна быть такой, чтобы каждому захотелось приобрести этот товар. Нр: резиновые сапоги, алюминиевая кружка и т.д.

 Подведение итогов. Награждение фирмы –победительницы. Рефлексия.

 Используемая литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Конкурс знатоков пословиц и поговорок».

Цель. 1.     Работать над обогащением знаний учащихся русских пословиц.2.     Развитие творческих способностей и интереса к предмету.3.     ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе (КВН) «Великое русское слово».

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе может проходить в форме КВНа в рамках предметной недели.Применяемые игровые технологии являются действенным методом для развити...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе по ФГОС (открытый урок): Игра -путешествие "День открытий"

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе по ФГОСИгра -путешествие  "День открытий"Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе   было проведено на  Метапред...

Публикация "Методическая разработка "Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Что? Где? Когда? для 8 класса"

Публикация "Методическая разработка "Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Что? Где? Когда? для 8 класса" 21.12.2021 на https://videouroki.net/razrabotki/mie...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Путешествие в страну Русского языка»

Внеклассное мероприятие  по русскому языку и литературе «Путешествие в страну  Русского языка»...