Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе (КВН) «Великое русское слово».
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

 Маслакова Елена Вениаминовна

  Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе может проходить в форме КВНа в рамках предметной недели.Применяемые игровые технологии являются действенным методом для развития и совершенствования познавательных,умственных и творческих способностей  ребят. Конкурсные задания составлены с учетом полученных знаний по русскому языку и литературе;способствуют развитию  логического  и абстрактного мышления шестиклассников.Зрители также вовлекаются в процесс игры,имея возможность помочь любимой команде, проверить и проявить свои знания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku_i_literature.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе.

«Великое русское слово».

КВН в 6-м

Цели игры:

  Обучающие:формировать лингвистические ,культуроведческие компетенции,пробудить интерес к русскому языку,заинтересовать учащихся в его изучении.

Развивающие:формировать коммуникативные ,исследовательские компетенции; дать возможность проявить творческие способности;продолжить работу по развитию речи учащихся,проводящуюся  на уроках русского языка и литературы.

Воспитывающие:формировать социальную компетенцию,воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к родному языку.

 Учащиеся заранее разучивают стихи, готовят приветствие,девиз,эмблемы команды,соответствующим образом оформляется зал (плакаты, таблицы, рисунки и т.д.) К игре готовятся слайды с заданиями для команд,которые в дальнейшем выводятся на экран

 

Конкурсные задания составлены с учетом полученных знаний по русскому языку и литературе;способствуют развитию  логического  и абстрактного мышления шестиклассников.Зрители также вовлекаются в процесс игры,имея возможность помочь любимой команде, проверить и проявить свои знания.

                                                             

                                                      Описание  игры

Учащиеся заранее разучивают стихи, готовят приветствие,девиз,эмблемы команды,соответствующим образом оформляется зал (плакаты, таблицы, рисунки и т.д.) К игре готовятся слайды с заданиями для команд,которые в дальнейшем выводятся на экран

1.Конкурс приветствий.Оценивается оригинальность приветствия и подготовленность каждой команды.

 

2.Конкурс капитанов.Капитаны состязаются в умении абстрактно мыслить,отвечая поочередно на блиц-вопросы.(Напр.

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)
  2. В названии какого города 1 мужское имя и 100 женских (Севастополь)

3.Конкурс знатоков ударений. Команды друг для друга  заранее готовят плакаты с написанными в столбик  словами . В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов. (напр.

гусеница (личинка бабочки)

торты (кондитерское изделие)

4.Конкурс знатоков пословиц и поговорок. “ Пословица не на ветер молвится”, “Пословица ведется,как изба веником метется”.Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.Через проектор для каждой команды выносится на экран задание,в котором по содержанию ребята должны сформулировать известную пословицу или поговорку.(Напр.

  1. В какой поговорке утверждается, что коты продаются мешками? (Покупать кота в мешке.). 
  2. Согласно какой пословице маленькое лучше большого?(Маленькое дело лучше большого безделья.). 

5.Шуточный конкурс "телефонистов",в результате которого не может быть проигравших.Проверяется умение ребят слушать внимательно друг друга.Ведущий сообщает скороговорку на ухо ученику, который стоит первым. По сигналу он передает скороговорку на ухо своему соседу. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им “по телефону” скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст. (Напр.. Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.)

*Дополнительно можно получить баллы.назвав художественное средство,которое используется в этой скороговорке(Аллитерация)

6.Конкурс на проверку знаний учащихся по лексике,умение различать разнообразные лексические средства русского языка(синонимы,омонимы,многозначные слова,слова в переносном значении).Задание для команд выводится на экран через проектор.(Напр.

Шьет иглой портниха в строчку.
Взял коньки точильщик в точку.
Я, заканчивая строчку,
Ставлю маленькую точку)

 7.По заранее подготовленным командами друг для друга плакатам с буквами ребята составляют фразы-призывы о русском языке.(«Повторенье-мать ученья», «Друзья познаются в беде»)

 8.Шуточный  командный конкурс ,в результате которого не может быть проигравших.Загадки-складки “Доскажи словечко” (Напр.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
 Водой……….. (не разольешь).

 

9.Творческое задание на время. Каждой команде предлагается фразеологизм,используя который нужно показать небольшую сценку.(Напр.:Работать спустя рукава.)

 

10.Конкурс  для зрителей,который  проводится во время подготовки командами задания №9.Среди зрителей ученики 5-х  классов и шестиклассники,не вошедшие в состав команд. Задание:"Продолжи фразеологизм".(Напр.

  1. Водить….(за нос)
  2. Курам…..(на смех)

11.Конкурс на знание фразеологизмов,аналогичный конкурсу №4 на знание пословиц и поговорок(Напр.

Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать. (Как рыба в воде.)

Об очень большой тесноте в помещении. (Яблоку негде упасть.)

12.Работа со зрителями.Загадки-шутки.(Напр.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, когда хвастают; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)

13.Конкурс по литературе на сообразительность и умение быстро реагировать на поставленную задачу.(Напр.

1.       Сколько богатырей у Черномора?

2.       Сколько   подвигов совершил Геракл? )

14. Назвать литературные произведения,состоящие из 2-х слов,по первому слову.Задание для обеих команд выводится на экран(Напр. 

 Васюткино(озеро)

Алые(паруса)      

15.На экран выводятся пары слов,по которым командам нужно назвать известную пословицу.(Напр.

1. Синица - журавль.

2. Аукнется - откликнется)

 Подведение итогов.Жюри подсчитывает баллы,полученные командами в ходе игры,учитывая также творческую подготовленность команд,сплоченность в группе,организованность во время проведения игры,знания ,находчивость и чувство юмора игроков.

 

Награждение команды-победительницы и благодарность участникам,среди которых нет проигравших,т.к. главной наградой является знание родного языка.

 

                                                              

                                                  Ход игры

Ведущий. Все,кто с книгой дружен,к нам скорей!Сюда!

                    В зале начинается веселая игра!

В нашем зале собрались любители русской словесности. В игре встречаются 2 сильнейшие команды 6 -х классов.

Девиз нашей игры-слова великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык,наш прекрасный русский язык!»

Представление команд

Капитан 1 команды

Вас приветствует команда “Бобрята”

Наш девиз:

«Нам сегодня не до скуки-

Мы грызем гранит науки!»

Капитан 2 команды

Вас приветствует команда “Знайки”

Наш девиз:

«Смекалки и находчивости нам не занимать!

Все.чему учились,мы будем вспоминать!»

Ведущий. Жюри оценивает приветствие. Максимальная оценка-5 баллов.

Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!

1 конкурс: Конкурс капитанов.Ответить на вопросы – шутки.(Вопросы чередовать!) Оценка-1 балл за правильный ответ

Капитану 1 команды

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)
  2. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (стонет)
  4. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
  5. В названии какого города 1 мужское имя и 100 женских (Севастополь)

Капитану 2 команды

  1. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
  2. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
  3. Что находится между горой и оврагом? (буква “И”)
  4. Какое государство можно носить на голове? (Панама)
  5. Летит птиц стая,совсем небольшая.Какие это птицы и сколько их?(семь сов)

2 конкурс: Конкурс знатоков ударений. К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов. Оценка-1 балл за правильный ответ

гусеница (личинка бабочки)

торты (кондитерское изделие)

баловаться (шалить, забавляться)

цепочка (скрепленные между собой звенья цепи)

тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)

мельком (в самое короткое время, бегло)

украинский(относящийся к Украине,-напр.,язык)

щавель (растение)

звонит(подает сигнал с помощью звука-напр.,телефон)

квартал (часть города)

Ведущий : Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. “Пословица не на ветер молвится”, “Пословица ведется,как изба веником метется”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки. Оценка-1 балл за правильный ответ

3 конкурс: Конкурс знатоков поговорок.(Проектор1) Оценка-1 балл за правильный ответ

1 команде

  1. В какой поговорке утверждается, что коты продаются мешками? (Покупать кота в мешке.). 
  2. Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.). 
  3. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.). 

2 команде

  1. Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.). 
  2. Согласно какой пословице маленькое лучше большого?(Маленькое дело лучше большого безделья.). 
  3. Когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.). 

4 конкурс: Конкурс телефонистов.

Ведущий Ребята, во время игры вы учились писать, разгадывать, придумывать. А научились ли вы слушать внимательно друг друга?

Я сообщу скороговорку на уху ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им “по телефону” скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст. Оценка-1 балл за правильный ответ

1 команде: Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры-для бобрят добры.

2 команде: Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.

5 конкурс: Задание: Узнать о каких словах идет речь в стихах.(Проектор2) Оценка-1 балл за правильный ответ

1 команде

Скажи “родник” -
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом

(Ключ от дверей тут ни при чем).

(А.Л.Барто)

2 команде

Шьет иглой портниха в строчку.
Взял коньки точильщик в точку.
Я, заканчивая строчку,
Ставлю маленькую точку.

(Я.А.Козловский)

6 конкурс: Ведущий Прочитайте высказывание. Оценка-1 балл за правильный ответ

Задание: прочитайте, что написано на плакатах. (Слова нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам).

Плакат 1 команде

Плакат 2 команде

Е

Т

Ь

О

Т  

Б

Т

З

Ь

З

Н

Ь

Е

Р

В 

Е

С

Н

Я

У

Ь

У

М

Е

О

Д

Я

А

П

Р

Я

Ч

А

Н

П

Е

В

Ю

О

Д

(Повторенье-мать ученья)

(Друзья познаются в беде)

7конкурс задание. Загадки-складки “Доскажи словечко” Оценка-1 балл за правильный ответ

1-й команде:

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой………..
 (не разольешь).

2-й команде:

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь………..
(медвежью услугу).

1-й команде:

Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек,
И так устали мы в дороге,
Что еле …….
(волочили ноги).

2-й команде:

Фальшивят, путают слова.
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут.
От этой песни уши……
(вянут).

Ведущий: Задание для зрителей “Продолжи фразеологизм”.

  1. Водить….(за нос)
  2. Курам…..(на смех)
  3. Мокрая……(курица).
  4. Вешать…(лапшу на уши)).
  5. Морочить …….(голову).
  6. Шиворот-……(навыворот).
  7. Перемывать….(косточки).
  8. Бить…. (баклуши).
  9. Дрожит….(как осиновый лист).
  10. Разинув…..(рот).

8 задание.Ведущий:  “Угадай” Оценка-1 балл за правильный ответ.Вспомните, какие фразеологизм мы употребляем, когда говорим, например, об удачливом и счастливом человеке. Мы говорим : он родился в рубашке. А какие фразеологизмы мы можем употреблять, когда хотим сказать:

1-й команде: хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать. (Как рыба в воде.)

2-й команде: об очень большой тесноте в помещении. (Яблоку негде упасть.)

1-й команде: чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать. (Сидеть как на иголках.)

2-й команде: проливной дождь, ливень. (Льет как из ведра.)

1-й команде: о полной тишине. (Слышно, как муха пролетит.)

2-й команде: все видно очень ясно, отчетливо. (Видно, как на ладони.)

9 задание Ведущий “Творческое(на время).

Каждой команде предлагается фразеологизм. Покажите небольшую сценку, используя предложенный фразеологизм. Оценка-максимально 5 баллов.

1-й команде: Гореть на работе.

2-й команде: Работать спустя рукава.

Пока наши команды готовятся, мы со зрителями отгадаем загадки-шутки.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, когда зевают; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые (уши).

Он в голове у легкомысленного и несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не ценит. (Ветер.)

  10 задание. СКОЛЬКО? (Вопросы чередовать) Оценка-1 балл за правильный ответ

  1. Сколько   было бременских музыкантов?
  2. Сколько бабушек у Красной Шапочки?
  3. Сколько богатырей у Черномора?
  4. Сколько   подвигов совершил Геракл?
  5. Сколько   золотых закопал Буратино на поле Дураков?
  6. Сколько   раз старик ходил с просьбами к золотой рыбке?

11 задание Ведущий.Назовите литературные произведения, состоящие из двух слов по первому слову. (Проектор3) Оценка-1 балл за правильный ответ

Васюткино :

Серая :

Таинственный :

Заколдованное :.

Гадкий :

Алые :

Малахитовая :

Военная :

12. заданиеВедущий.Назовите пять литературных произведений,в названии которых есть числительные.(ИЛИ «Кто больше») Оценка-1 балл за правильный ответ

13 задание. Ведущий.Вспомните и запишите пословицы по двум словам..(Проектор4) Оценка-1 балл за правильный ответ

1команде

1. Счастье-несчастье

2. Аукнется - откликнется.

3. Мать-мачеха

2 команде

1 Серебро - золото.

2. Перо - топор.

3. Синица - журавль

Ведущий. Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались, работали увлеченно. Молодцы! До новых встреч.

Подведение итогов игры. Слово предоставляется жюри. Награждение победителей.

Приложение

 Ответы

 10 СКОЛЬКО?

Сколько   было бременских музыкантов?

Сколько бабушек у Красной Шапочки?

Сколько богатырей у Черномора?

Сколько   подвигов совершил Геракл?

Сколько   золотых закопал Буратино на поле Дураков?

Сколько   раз старик ходил с просьбами к золотой рыбке?

Сколько   писателей в русской литературе носили фамилию "Толстой"?

5

1

33

12

5

5

3

11 Назовите литературные произведения,состоящие из двух слов по первому слову.

Васюткино : озеро

Серая : шейка

Таинственный : остров

Заколдованное:место

Гадкий : утёнок

Алые : паруса

Малахитовая : шкатулка

Военная : тайна

12. Назовите пять литературных произведений,в названии которых есть числительные (варианты произведений):

"Белоснежка и 7 гномов",

"12 месяцев",

"Машенька и 3 медведя",

" Пятнадцатилетний капитан",

" Три мушкетёра",

"Три толстяка".

13 Вспомните и запишите пословицы по двум словам

1. Не было бы счастья.да несчастье помогло..

2. Как аукнется, так и откликнется.

3. Родимая сторона-мать,а чужая-мачеха.

4. Слово - серебро, а молчанье - золото.

5. Что написано пером, того не вырубишь топором.

6. Лучше синица в руках,чем журавль в небе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...


 

Комментарии

Отличное мероприятие,шикарно изложен материал,Вы большая молодец,Вы очень талантливый человек.