Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе
материал по литературе на тему
внеклассное мероприетие для командной игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku_i_literature.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
Тема:
«Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!»
Цель:
- воспитание интереса к изучению русского языка и литературы
Задачи:
- 1.Формирование интереса к изучению русского языка и литературы;
- 2. Развитие навыков работы в группе;
- 3. Воспитание любви к художественному слову.
Формы работы:
- работа в группах.
Оборудование:
- , компьютер, игровые столы.
Ход мероприятия
- Организационный момент.
- Вступительное слово.
- 1 тур. «Занимательная лингвистика»
- «Мудрая лексика»
100 - В какой сказке А. С. Пушкина употребляется фразеологизм «Белены объелся»?
Ответ: В «Сказке о рыбаке и рыбке»
300 - В былине «Вольга и Микула» есть такие строки:
Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая,
Как орет в поле оратай посвистывает…
Кто такой оратай и что он делает в чистом поле?
Ответ: Пахарь пашет поле
500 - В первой четверти XIX века в Москве практиковал немецкий врач Лоддер. Он рекомендовал для укрепления здоровья бег трусцой. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением. Отсюда появилось собственно русское слово, которым называют бездельников, тунеядцев. Что это за слово?
Ответ: лодырь
- «Хитрая морфемика»
100 -Даны названия языков с пропущенными буквами: неме…ий; туре…ий; шве…ий; калмы…ий; слова…ий. В каком из них пропущены не те буквы, что во всех остальных?
Ответ: немецкий; турецкий; шведский; калмыцкий; словацкий
300-В некоторых русских словах, начинающихся на «об + гласная», после об- раньше был звук в, впоследствии исчезнувший: обвернуть → обернуть (ср. повернуть), обволочка → оболочка (ср. обволакивать) и т. д. В каком из этих слов звука в после об- никогда не было: обет; обед; обонять; обоз; обычай?
Ответ: обед
500- У какого из этих существительных есть однокоренное слово, в котором выделяется редкая приставка ко-: лодка; пытка; ров; рытвина; улица.
Ответ: Улица → закоулок
- «Умная орфография»
100- Как правильно назвать того, кто плетёт интриги: интригист; интригант; интригун; интриган; интрижист?
Ответ: интриган
300- В каком слове на месте многоточия пишется -уу-: опосс..м, индивид..м, уник..м, постскрипт..м?
Ответ: Индивидуум
500- Если при написании русских слов руководствоваться тем, как пишутся похожие на них английские слова с тем же значением, то это иногда приводит к ошибкам.
Какое из следующих английских существительных не «позволит» вам совершить подобную ошибку? (Знание английского языка для решения задачи не требуется.): opponent; arrest; dessert; metal.
Ответ: Opponent - оппонент
- «Удивительный синтаксис»
100 – В каком предложении представлено составное глагольное сказуемое:
1) Сестра вышла купить хлеба.
2) Я не могу сейчас ничего вам нового сказать.
3) Он обвёл нас вокруг пальца.
4) Мы будем заниматься до обеда.
Ответ: Я не могу сейчас ничего вам нового сказать.
300- Катя и Карина по памяти записали одно четверостишие из стихотворения А. Усачёва. Когда они сравнили то, что у них получилось, выяснилось, что их варианты различаются пунктуацией в третьей строке. Катя написала:
— Эх, — вздыхали червяки, —
Раньше врали рыбаки!..
Мы послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!
Карина написала:
— Эх, — вздыхали червяки, —
Раньше врали рыбаки!..
Мы, послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!
Какое из следующих утверждений верно?
Ответ: Карина права:
— Эх, — вздыхали червяки, —
Раньше врали рыбаки!..
Мы, послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!
500- В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?
1) Как только прекращался дождь и выглядывало солнце, он выбегал во двор.
2) Загадочным и таинственным казался этот лес и жившие в нём сильные и смелые люди.
3) А в обычные дни этот пышный подъезд осаждают убогие лица: прожектёры, искатели мест, и преклонный старик, и вдовица.
4) Однако она уехала и не сказала куда.
5) Я только боюсь, что если закричу, земной шар с оси сорвётся.
Ответ: Я только боюсь, что, если закричу, земной шар с оси сорвётся.
- «Всё наоборот»
100- В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название.
«Пёс босиком»
Ответ: «Кот в сапогах»
300- В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название.
«Железный замочек»
Ответ: «Золотой ключик»
500- В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название.
«Быль о железной курочке»
Ответ: «Сказка о золотом петушке»
- 2 тур. «Мудрая словесность»
- «Маска, я тебя знаю…»
100 – А.С. Пушкин посвятил ей эти пронзительные строки, а позже М.И. Глинка написал романс и посвятил его дочери этой женщины. Назовите Музу поэта.
Ответ: Анна Керн.
300 – В начале своего творческого пути он подписывался псевдонимами Арзамасец, Феофилакт Косичкин. Но вы скорее узнаете его по псевдонимом Александр Нкшп.
Ответ: Пушкин
500- Кипренский написал портрет этого поэта.
Портрет настолько понравился поэту, что он написал следующие строки:
Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
--------------------------------
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
«Кипренскому». 1827.
Ответ: Пушкин
- «Литература и другие виды искусства»
100- Кавказ занимал особое место в творчестве этого поэта. Ему он посвятил не только несколько страниц романа «Герой нашего времени», но и свои картины.
Ответ: М.Ю.Лермонтов
300- Этот композитор написал несколько вальсов к повести А.С.Пушкина «Метель».
Ответ: Георгий Свиридов
500- Какому персонажу М. Булгакова поставили памятник в Москве?
Ответ: Коту Бегемоту . Булгаков «Мастер и Маргарита»
- «Фольклор и литература»
100 – К какому художественному произведению Н.В. Гоголь в качестве эпиграфа взял русскую народную пословицу : «Неча на зеркало пенять, коль рожа крива»?
Ответ: «Ревизор»
300- Назовите былинных героев, изображенных на картине Васнецова «Богатыри»
Ответ: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович
500 – Какую русскую народную песенку поёт Белочка в экранизации «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина?
Ответ: «Во саду ли, в огороде…»
- «Автора, автора!!!»
100 - У какого автора герой имел 3 имени: Порфирий, Иудушка, Откровенный мальчик?
Ответ : У Салтыкова – Щедрина в романе
«Господа Головлёвы».
300 –Ему принадлежит не только бессмертная комедия, которая прославила его на весь мир, но и два великолепных вальса.
Ответ: Грибоедов
500- Это стихотворение исполняет сама поэтесса, взявшая в качестве псевдонима фамилию бабушки-татарки. Назовите ее настоящую фамилию.
Ответ: Ахматова – Горенко
- «Герои реальные и вымышленные»
100 - Имя у него такое же, как у героя русской народной сказки «По щучьему велению», фамилия – как у примадонны российской эстрады, а в произведении Пушкина ему подарили заячий тулуп, который на нем «разошелся по швам».
Ответ: Емельян Пугачёв
300 – Им пришлось встретиться не только на Бородинском поле, но и в романе Л. Толстого «Война и мир».
Ответ: Наполеон и Кутузов
500- Этот герой считал себя бессмертным, поэтому он безнаказанно творил зло. Однако герою с простым русским именем всегда удавалось его убить, да еще и на дочери «бессмертного» жениться.
Ответ: Кощей Бессмертный
- 3 тур . Конкурс капитанов.
Вопросы для капитана первой команды:
1. Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложении (синтаксис)
2. Антоним к слову временный (постоянный)
3. Как погиб Колобок? (съела Лиса)
4. Откуда Айболиту пришла телеграмма? (Из Африки)
5. Слово с двумя приставками.(перезагрузить, недоумевать…)
6. Где происходит действие «Медного всадника»? (Петербург)
7 . Подруга дней моих суровых. О ком это? (няне Пушкина)
8 . Слово с удвоенной т? (аттракцион, аттестат…)
9. Фразеологический оборот со словом глаза. (выколи глаз, вырви глаз, глазам не верить, плюнуть в глаза)
10. Объясните значение: Хоть кровь из носу. (обязательно)
11. Словарь, в котором можно узнать о произношении слов. (орфоэпический)
12. Кто автор оды «Властителям и судиям»?(Державин)
13. Великий русский баснописец. (Крылов)
14. Квартал или квартал? квартАл
15. Откуда родом «французик», возмутивший Чацкого на балу у Фамусова? (из Бордо)
16. Сколько частей речи в русском языке? 10
17. Автор «Мертвых душ»? Н.Гоголь
18. Подлежащее и сказуемое являются… грамматической основой
19. Как называются слова, которые употребляются только жителями определенной местности?
диалектные
20. Есть ли непроизносимый согласный в слове участвовать? нет
22 . Сколько звуков в слове яд? 3
23. Автор современного толкового словаря. (С.Ожегов)
Вопросы для капитана второй команды:
1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика
2. Синоним к слову антитеза. Противопоставление
3. Автор поэмы «12» Блок
4. Кто спас муху-цокотуху? комар
5. Каталог или каталог? каталОг
6. Мой первый друг, мой друг бесценный… О ком это? О Пущине
7. Слово с удвоенной р. Терраса, территория
8. Фразеологический оборот со словом голова.(ломать голову, сломя голову, оторвать лову…
9. Объясните значение: подложить свинью. напакостить
10. Автор 4-томного Словаря живого великорусского языка. В.Даль
11. Какой корень в слове обуть? Нулевой
12. Словарь, из которого можно узнать о происхождении слов. этимологический
13. Жалюзи или жалюзИ?
14. Кто называл себя «князем тьмы»? Воланд
15. Сколько раз надо отмерить, чтобы верно отрезать? 7
16. Сколько самостоятельных частей речи в русском языке? 6
17Автор «Героя нашего времени». М.Лермонтов
18. Из главного и зависимого слова состоит… Словосочетание
19. Что такое аббревиатура? Сложносокращенное слово
20. Есть ли удвоенные согласные в слове искусный? Нет
21. Автор ст. «Лиличка!» Маяковский
22. Есть ли непроизносимый согласный в слове окрестность? Т
Вопросы для болельщиков:
- Раздел науки о языке, изучающий части речи их формы. Морфология
- Пароним к слову эффективный. Эффектный
- Слово с двумя суффиксами. Сыночек, Писательница
- Почему «Таня громко плачет»? уронила в речку мячик
- Объясните значение: Кот наплакал. Мало
- Словарь, из которого можно узнать о правописании слов. Орфографический
- Где в слове искусство удвоенные согласные? Во втором случае
- Как зовут героя, сказавшего «Не хочу учиться, хочу жениться»? Митрофанушка Простаков
- Сколько служебных частей речи в русском языке? 3
- Автор романа «Отцы и дети» Тургенев
- Назовите слово с удвоенной л. Коллектив, аллея
- Со школы или из школы? Из школы
- Симметрия или симметрИя?
- В каком городе родился Пушкин? В Москве
- Продолжите: Онегин- Татьяна, Базаров- Одинцова, Болконский - … / Наташа
- Фразеологический оборот со словом нос. Водить за нос, повесить нос, Задирать нос
- Любимое дерево Сергея Есенина Береза
- Кто писал под псевдонимом Человек без селезенки? А.Чехов
- Часть слова, стоящая перед корнем. Приставка
- Кто убил Пушкина? Дантес
- Основа в слове «рыбачий». Рыбачий
- Разносклоняемое существительное м.р.? Путь
- Есть ли непроизносимый согласный в слове чувствовать? Есть В
- Сколько звуков в слове юла? 4
- Подведение итогов . Слово жюри.
- Награждение победителей.
- Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки для учителей русского языка и литературы вечерних школ
Рабочие программы адаптированы для учителей вечерних школ....
Методическая разработка для урока русского языка и литературы
Вв данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Стилистичиские функции причастий”. Урок разработан с использованием технологии системно – деятельностного подхода. Урок постро...
Разработка интегрированного урока, русский язык и литература.
Повторить и обобщить теоретический материал об односоставных предложениях, закрепить умение различать виды односоставных предложений; использовать односоставные предложения в речи; определять роль одн...
Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...
Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...
Разработка интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе
Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения по тексту В.П. Астафьева....
Разработка интегрированного урока русского языка и литературы по теме «Словотворчество поэтов-футуристов»
Интегрированный урок-исследование русского языка и литературы в 11 классе «Словотворчество поэтов-футуристов» призван стать уроком повторения и обобщения материала по теме «Сер...