Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе
материал по литературе на тему

Никитина Валентина Игоревна

внеклассное мероприетие для командной игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе

Тема: 

«Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!»

Цель:  

  • воспитание интереса к изучению русского языка и литературы

Задачи:

  • 1.Формирование  интереса к изучению русского языка и литературы;
  • 2. Развитие  навыков работы в группе;
  • 3. Воспитание любви к художественному слову.

Формы работы:

  • работа в группах.

Оборудование:

  • , компьютер,  игровые столы.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово.

  1. 1 тур.  «Занимательная лингвистика»
  • «Мудрая лексика»

100  -   В какой сказке А. С. Пушкина употребляется фразеологизм «Белены объелся»?

Ответ: В  «Сказке о рыбаке и рыбке»

300 - В былине «Вольга и Микула» есть такие строки:

Повыехали в раздольице чисто поле,

Услыхали во чистом поле оратая,

Как орет в поле оратай  посвистывает…

Кто такой оратай и     что он делает в чистом поле?

Ответ: Пахарь пашет поле

500 - В первой четверти  XIX века в Москве практиковал немецкий врач Лоддер. Он рекомендовал для укрепления здоровья бег трусцой. В глазах простого народа это  выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением. Отсюда появилось собственно русское слово,  которым называют бездельников, тунеядцев. Что это за слово?

Ответ: лодырь

  • «Хитрая морфемика»

100 -Даны названия языков с пропущенными буквами:  неме…ий; туре…ий; шве…ий;  калмы…ий; слова…ий. В каком из них пропущены не те буквы, что во всех остальных?
Ответ:
 немецкий; турецкий; шведский;  калмыцкий; словацкий

300-В некоторых русских словах, начинающихся на «об + гласная», после об- раньше был звук в, впоследствии исчезнувший: обвернуть  обернуть (ср. повернуть), обволочка  оболочка (ср. обволакивать) и т. д. В каком из этих слов звука  в  после об- никогда не было:   обет; обед; обонять; обоз; обычай?

Ответ: обед

500- У какого из этих существительных есть однокоренное слово, в котором выделяется редкая приставка ко-: лодка; пытка; ров; рытвина; улица.

Ответ: Улица → закоулок

  • «Умная орфография»

100- Как правильно назвать того, кто плетёт интриги: интригист; интригант;   интригун;  интриган;   интрижист?

Ответ: интриган

300- В каком слове на месте многоточия пишется -уу-: опосс..м, индивид..м, уник..м,  постскрипт..м? 

Ответ: Индивидуум

500- Если при написании русских слов руководствоваться тем, как пишутся похожие на них английские слова с тем же значением, то это иногда приводит к ошибкам.

            Какое из следующих английских существительных не «позволит» вам совершить подобную ошибку? (Знание английского языка для решения задачи не требуется.): opponent;  arrest;  dessert;  metal.

Ответ: Opponent  - оппонент

  • «Удивительный синтаксис»

100 – В каком предложении представлено составное глагольное сказуемое:
1)
Сестра вышла купить хлеба.
2) Я не могу сейчас ничего вам нового сказать.
3)
Он обвёл нас вокруг пальца.
4)
Мы будем заниматься до обеда.

Ответ: Я не могу сейчас ничего вам нового сказать.

300- Катя и Карина по памяти записали одно четверостишие из стихотворения А. Усачёва. Когда они сравнили то, что у них получилось, выяснилось, что их варианты различаются пунктуацией в третьей строке. Катя написала:

— Эх, — вздыхали червяки, — 

Раньше врали рыбаки!.. 

Мы послушать их, бывало, 

Сами лезли на крючки! 

Карина написала:

— Эх, — вздыхали червяки, — 

Раньше врали рыбаки!.. 

Мы, послушать их, бывало, 

Сами лезли на крючки! 

Какое из следующих утверждений верно?

Ответ: Карина права:

— Эх, — вздыхали червяки, — 

Раньше врали рыбаки!.. 

Мы, послушать их, бывало, 

Сами лезли на крючки! 

500- В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?
1) Как только прекращался дождь и выглядывало солнце, он выбегал во двор.
2) Загадочным и таинственным казался этот лес и жившие в нём сильные и смелые люди.
3) А в обычные дни этот пышный подъезд осаждают убогие лица: прожектёры, искатели мест, и преклонный старик, и вдовица.
4) Однако она уехала и не сказала куда.
5) Я только боюсь, что если закричу, земной шар с оси сорвётся.

Ответ: Я только боюсь, что, если закричу, земной шар с оси сорвётся.

  • «Всё наоборот»

100- В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название.
«Пёс босиком»

Ответ: «Кот в сапогах»

300- В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название.
«Железный замочек»

Ответ: «Золотой ключик»

500- В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название.
«Быль о железной курочке»

Ответ: «Сказка о золотом петушке»

  1. 2 тур.  «Мудрая словесность»
  • «Маска, я тебя знаю…»

100 – А.С. Пушкин посвятил ей эти пронзительные строки, а позже М.И. Глинка написал романс и посвятил его дочери этой женщины. Назовите Музу поэта.

Ответ: Анна Керн.

300 – В начале своего творческого пути он подписывался псевдонимами Арзамасец, Феофилакт Косичкин. Но вы скорее узнаете его по псевдонимом Александр Нкшп.

Ответ: Пушкин

500- Кипренский написал портрет этого поэта.

 Портрет настолько понравился поэту, что он написал следующие строки:

Себя, как в зеркале, я  вижу,                                  

Но это зеркало мне льстит.

--------------------------------

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой  будет вид.

             «Кипренскому». 1827.

Ответ: Пушкин

  • «Литература и другие виды искусства»

100- Кавказ занимал особое место в творчестве этого поэта. Ему он посвятил не только несколько страниц романа «Герой нашего времени», но и свои картины.

Ответ: М.Ю.Лермонтов

300- Этот композитор написал несколько вальсов к повести А.С.Пушкина «Метель».

Ответ: Георгий Свиридов

500- Какому персонажу М. Булгакова поставили памятник в Москве?

Ответ: Коту Бегемоту . Булгаков «Мастер и Маргарита»

  • «Фольклор и литература»

100 – К какому художественному произведению      Н.В. Гоголь в качестве эпиграфа взял  русскую народную пословицу : «Неча на зеркало пенять, коль рожа крива»?

Ответ: «Ревизор»

300- Назовите былинных героев, изображенных на картине Васнецова «Богатыри»

Ответ: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович

500 – Какую русскую народную песенку поёт Белочка в экранизации «Сказки о царе Салтане»  А.С. Пушкина?

Ответ: «Во саду ли, в огороде…»

  • «Автора, автора!!!»

100 - У какого автора герой имел 3 имени: Порфирий, Иудушка, Откровенный мальчик?

Ответ : У Салтыкова – Щедрина в романе

«Господа Головлёвы».

300 –Ему принадлежит не только бессмертная комедия, которая прославила его на весь мир, но и два великолепных вальса.

Ответ: Грибоедов

500- Это стихотворение исполняет сама поэтесса, взявшая в качестве псевдонима фамилию бабушки-татарки. Назовите ее настоящую фамилию.

Ответ: Ахматова – Горенко

  • «Герои реальные и вымышленные»

100 - Имя у него такое же, как у героя русской народной сказки «По щучьему велению», фамилия – как у примадонны российской эстрады, а в произведении Пушкина ему подарили заячий тулуп, который на нем «разошелся по швам».

Ответ: Емельян Пугачёв

300 – Им пришлось встретиться не только на Бородинском поле, но и в романе   Л. Толстого «Война и мир».

Ответ: Наполеон и Кутузов

500- Этот герой считал себя бессмертным, поэтому он безнаказанно творил зло. Однако герою с простым русским именем всегда удавалось его убить, да еще и на дочери «бессмертного» жениться.

Ответ: Кощей Бессмертный

  1. 3 тур .  Конкурс капитанов.

Вопросы для капитана первой команды:

 1. Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложении (синтаксис)

 2. Антоним к слову временный (постоянный)
 3. Как погиб Колобок? (съела Лиса)

 4. Откуда Айболиту пришла телеграмма? (Из Африки)
 5. Слово с двумя приставками.(перезагрузить, недоумевать…)
6.  Где происходит действие «Медного всадника»? (Петербург)
7 . Подруга дней моих суровых. О ком это? (няне Пушкина)
8 . Слово с удвоенной т? (аттракцион, аттестат…)
9. Фразеологический оборот со словом глаза. (выколи глаз, вырви глаз, глазам не верить, плюнуть в глаза)
10. Объясните значение: Хоть кровь из носу. (обязательно)
11. Словарь, в котором можно узнать о произношении слов. (орфоэпический)
12. Кто автор оды «Властителям и судиям»?(Державин)
13. Великий русский баснописец. (Крылов)

14. Квартал или квартал? квартАл
15. Откуда родом «французик», возмутивший Чацкого на балу у Фамусова?   (из Бордо)
16. Сколько частей речи в русском языке? 10
17. Автор «Мертвых душ»? Н.Гоголь
18. Подлежащее и сказуемое являются… грамматической основой

 19. Как называются слова, которые употребляются только жителями определенной местности?  

        диалектные
20. Есть ли непроизносимый согласный в слове участвовать? нет

            22 . Сколько звуков в слове яд? 3
            
23. Автор современного толкового словаря. (С.Ожегов)
             Вопросы для капитана второй команды:
1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика
2. Синоним к слову антитеза. Противопоставление

3. Автор поэмы «12» Блок
4. Кто спас муху-цокотуху? комар

5. Каталог или каталог? каталОг
6. Мой первый друг, мой друг бесценный… О ком это? О Пущине
7. Слово с удвоенной р. Терраса, территория
8. Фразеологический оборот со словом голова.(ломать голову, сломя голову, оторвать лову…
9. Объясните значение: подложить свинью. напакостить
10. Автор 4-томного Словаря живого великорусского языка. В.Даль

11. Какой корень  в слове обуть? Нулевой
 12. Словарь, из которого можно узнать о происхождении слов. этимологический
13. Жалюзи  или жалюзИ?
14. Кто называл себя «князем тьмы»? Воланд
 15. Сколько раз надо отмерить, чтобы верно отрезать? 7
16. Сколько самостоятельных частей речи в русском языке? 6

 17Автор «Героя нашего времени». М.Лермонтов
18. Из главного и зависимого слова состоит… Словосочетание
19. Что такое аббревиатура? Сложносокращенное слово
20. Есть ли удвоенные согласные в слове искусный? Нет

21. Автор ст. «Лиличка!» Маяковский

22. Есть ли непроизносимый согласный в слове окрестность? Т

             Вопросы для болельщиков:

  1. Раздел науки о языке, изучающий части речи их формы. Морфология
  2. Пароним к слову эффективный. Эффектный
  3. Слово с двумя суффиксами. Сыночек, Писательница
  4. Почему «Таня громко плачет»? уронила в речку мячик
  5. Объясните значение: Кот наплакал. Мало
  6. Словарь, из которого можно узнать о правописании слов. Орфографический
  7. Где  в слове искусство удвоенные согласные? Во втором случае
  8. Как зовут героя, сказавшего «Не хочу учиться, хочу жениться»? Митрофанушка Простаков
  9. Сколько служебных  частей речи в русском языке? 3
  10. Автор романа «Отцы и дети»  Тургенев
  11. Назовите слово с удвоенной л. Коллектив, аллея
  12. Со школы или из школы? Из школы
  13. Симметрия или симметрИя?
  14. В каком городе родился Пушкин? В Москве
  15.  Продолжите: Онегин- Татьяна,  Базаров- Одинцова, Болконский - …     / Наташа
  16.  Фразеологический оборот со словом нос. Водить за нос, повесить нос, Задирать нос
  17. Любимое дерево Сергея Есенина  Береза
  18. Кто писал под псевдонимом Человек без селезенки? А.Чехов
  19. Часть слова, стоящая перед  корнем. Приставка
  20. Кто убил Пушкина? Дантес
  21. Основа в слове «рыбачий». Рыбачий
  22. Разносклоняемое существительное м.р.?  Путь
  23. Есть ли непроизносимый согласный в слове чувствовать?  Есть В
  24. Сколько звуков в слове юла? 4

  1. Подведение итогов .  Слово жюри.
  2. Награждение победителей.
  3. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки для учителей русского языка и литературы вечерних школ

Рабочие программы адаптированы для учителей вечерних школ....

Методическая разработка для урока русского языка и литературы

Вв данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Стилистичиские функции причастий”. Урок разработан с использованием технологии системно – деятельностного подхода. Урок постро...

Разработка интегрированного урока, русский язык и литература.

Повторить и обобщить теоретический материал об односоставных предложениях, закрепить умение различать виды односоставных предложений; использовать односоставные предложения в речи; определять роль одн...

Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"

Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...

Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"

Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...

Разработка интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения по тексту В.П. Астафьева....

Разработка интегрированного урока русского языка и литературы по теме «Словотворчество поэтов-футуристов»

Интегрированный урок-исследование  русского языка и литературы в 11 классе «Словотворчество поэтов-футуристов» призван стать уроком повторения и обобщения материала по теме «Сер...