Внеурочное мероприятие по теме "Письмо"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) по теме

Жильцова Оксана Сергеевна

Разработка технологической карты по ФГОС по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_po_fgos.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

             План-конспект внеурочного мероприятия

                                Жильцовой Оксаны Сергеевны

                         Учителя русского языка и литературы

                   МБОУ СОШ №3 г. Льгова Курской области

Класс: 5

Предмет: Русский язык

Название темы: «Письмо»

Цель: Знакомство с разными видами писем, с правилами написания письма, создание условий для формирования умений строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, развитие речевой деятельности и образного мышления обучающихся, воспитание бережного отношения к слову.

Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, работа по алгоритму при решении проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Литература

Ладыженская Т.А. Учебник русского языка для 5 класса. Москва. Просвещение, 2010г.

Правила по заполнению конверта  «Почта России» Москва. 2008г.

Ладыженская Т.А. «Школьная риторика» 5класс. Москва. Просвещение, 2009г

                                           Ход мероприятия

На доске записан эпиграф к уроку: Прошу тебя, пиши мне письма!

                                                             В наш громкий век им нет цены.

                                                                                     Н. Кузовлева.

1.Оргмомент. Мотивация деятельности в игровой форме.

Стук в дверь. Входит почтальон.

- Ребята! К нам на почту пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать: адрес не указан, фамилия человека, которому оно адресовано, тоже. Вот что написано на конверте: «На деревню дедушке Константину Макарычу».

Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста.

- Мы с ребятами постараемся вам помочь. Скажите, ребята, что нужно знать, чтобы правильно написать письмо и заполнить конверт? Всё ли знаете о письме? (Запись темы урока). Сегодня вы познакомитесь с разными видами писем, научитесь заполнять конверт, узнаете о правилах написания письма. А почтальон будет у нас в гостях и поможет отправить ваши письма по адресу.

«Экскурсия» в прошлое.

- К нам на урок приехали гости из прошлого. Встречайте экскурсовода музея почтовой связи. Он расскажет нам о появлении почтового ящика. (Сообщение ученика).

Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала четко в течение нескольких столетий.

В настоящее время этот камень, служивший первым почтовым ящиком, хранится в одном из музеев Кейптауна.

Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в 17 веке и весел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В других столицах Европы почтовые ящики стали использовать еще позднее.

В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А.С.Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит с наружи листовым железом. Дата его рождения считают 1 декабря 1848 года. Конструкция его оказалась неудобной: без труда ящик можно было открыть. Злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. На смену пришел ящик из чугуна весом более 40 кг. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П.Н.Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

- Госпожа Бревер – жена владельца бумажного магазина в городе Брайтоне – расскажет нам о том, как был придуман почтовый конверт. (Сообщение ученицы).

В 1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров. Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной – листок бумаги величиной с визитную карточку. Бумажная пирамида в витрине привлекала внимание всего города. Днем и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки.

Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте требовалось написать адрес получателя, а так как о конвертах никто не имел представления, то адрес писался на том же листе бумаги, что и письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчетом, чтобы оставалось свободное место для адреса. На маленьком листке этого свободного места не оставалось.

Владелец магазина стал получать от своих покупателей жалобы по этому поводу, которые навели его на мысль изготовить нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем. Бревер, придумав форму и размеры, изготовил небольшую партию таких мешочков и стал их вручать своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название «конверт». Успех конвертов был велик, и Бревер вынужден был поручить их изготовление 12 специальным предприятиям.

Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти 200 лет. За это время менялись формат, оформление, качество бумаги, но суть остается прежней – нести по почте вести людям.

Раздается звук почтового рожка. Появляется ученик, переодетый в ямщика. Он рассказывает историю о символе российской почты.

В 16-17 веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к селению, громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу.

Петр 1 решил сломать эту традицию и сделать все как в Европе. При нем для подачи сигналов стал вводиться почтовый рожок. Сначала он использовался на линии Петербург-Нарва. Но среди ямщиков это новшество не находило поддержки.

В 19 веке рожок все же стал символом российской почты, его изображения появились на почтовом флаге, вывесках, печатях.

Почтовый рожок и лихая почтовая тройка на бескрайних российских просторах так и не смогли соединиться. Но выход был найден. С 70-х годов 18 века для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.

С развитием железных дорог стали постепенно исчезать почтовые дилижансы в Европе и почтовые тройки в России. Рожок остался как почтовый символ, колокольчику с этим не повезло.

- Спасибо нашим гостям. Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже все чаще и чаще по электронной почте.

2.Объяснение нового материала.

- Ребята, а зачем пишут письма? Почему в наш век письмам нет цены? Какие виды писем вам известны? Уточните свой ответ, пользуясь схемой.

             ПИСЬМО

             ↓                         ↓

    Деловое                   Личное

             ↓                  ↓              ↓

письмо-поздравление       письмо-рассказ  

письмо-просьба

благодарственное

3.Словарный диктант «Подскажи слово».

- А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма. Отгаданные слова записываем в тетради.

1) Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние.

2) Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

3) Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

4) Цифровое условное обозначение населенного пункта.

5) Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

Ученики записывают слова и подчеркивают орфограммы.

- Мы совсем забыли еще два главных слова, без которых не обойдется ни одно письмо. Назовите их.

Молодцы, конечно, это слова здравствуйте и до свидания. (Запись слов на доске и в тетради)

4. Работа в группах.

- Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня мы будем учиться писать письма личного характера и правильно заполнять конверт. Для этой работы вы разделитесь на группы. Каждая группа получит задание, алгоритм написания письма, слова-подсказки, правила заполнения конверта.

       Задания для групп

1.Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.

Слова-подсказки

У меня к Вам (к тебе) большая просьба…

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен…

2. Напишите учительнице письмо-поздравление.

Слова-подсказки

Поздравляю…                                  От всей души…

Разрешите поздравить…              От всего сердца…

Позвольте пожелать…                 Сердечно…

Дорогая…

Уважаемая…

3. Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе.

Слова-подсказки

Дорогой…

Хочу рассказать тебе о…

Мы очень скучаем без тебя…

Напиши нам о…

С нетерпением ждем ответа…

Алгоритм написания письма

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

Здравствуйте…

  1. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  2. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  3. Заключение – выражение уважения, любви, формулы прощания.

Подпись. Дата.

Правила заполнения конверта

От кого Иванова И.И.

Откуда  ул. Кирова д. 34, кв. 5, город Льгов, Курская область.

Индекс  307750

                                 Кому  Сидорову А.П.

                                 Куда   ул. Радищева, д. 148, г. Курск.

                                 Индекс   612205

  1. Отчет групп. Чтение лучших работ

А сейчас передайте свои письма почтальону.

  1. Заключительная часть урока (рефлексия)

- Что нового вы узнали на уроке?

С каким настроением вы сегодня работали? Довольны ли вы собой?

Комфортно ли работалось в группе? Какие затруднения были в общении?

На ваших столах лежат лепестки-листочки. Если вам все понятно по теме «Письмо»и понравился урок, то выберите лепестки с восклицательным знаком. А если остались вопросы, то выберете листок с вопросительным знаком.

Наконец пришло время открыть вам секрет: письмо, которое пришло к нам по ошибке, написал герой рассказа А.П.Чехова – Ванька Жуков. И пока вы учились писать письма, мои помощники его разыскали. Вот он встречайте. Расскажите Ване, что ему нужно знать, чтобы его письмо дошло до дедушки.

К сожалению, Ване пора возвращаться на страницы рассказа. Конечно, вам интересно будет узнать, о чем написал Ваня дедушке.

Прочитайте дома рассказ Чехова «Ванька Жуков» и определите вид письма. А Ване напишите письмо-рассказ о нашем уроке. Не забудьте правильно заполнить конверт.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное мероприятие по предмету МХК "Знатоки"

Конкурс "Знатоки" рассчитано на учащихся среднего школьного возраста изучающих предмет "Мировая художественная культура" не менее двух лет.Цель: Определение развития интереса к изучаемому предмету и к...

Внеурочное мероприятие "Классика бардовской песни".

Внеурочное мероприятие  "Классика бардовской песни"....

Внеурочное мероприятие "Добру откроются сердца"

Данный материал служит приложением к игре-путешествию "Добру откроются сердца". Содержит высказывания знаменитых людей о добре и зле, картинки по станциям путешествия, задания для учащихся....

внеурочное мероприятие"Рождественские символы"

Старшеклассники рассказывают учащимся младших классов о рождественских символах на английском языке. Младшие школьники заранее разучивают рождественские песенки и стихи.Они также принимают участие в к...

Разработка внеурочного мероприятия: математической игры "Что? Где? Когда?" для учащихся 7 - 8 классов.

Игра, предложенная Вашему вниманию, проводилась в рамках недели математики для учащихся 7 и 8 классов. Формат игры взят по образу телевизионной игры «Что? Где? Когда?», только заданиями становятся воп...

Открытое внеурочное мероприятие по СБО по теме «Питание» Сценарий мероприятия «Кулинарный поединок».

Цели:Дидактические: знать - ТБ при кулинарных работах;- санитарные требования при приготовлении пищи;- способы нарезки различных продуктов;- сервировку стола.Уметь – применять правила ТБ при выполнени...