Рабочая программа по элективному курсу Русское правописание: орфография и пунктуация среднего общего образования (10, 11 классы) базовый уровень
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Клименковская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области
имени Таволжанского П.В.»
«Согласовано» Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы _________/Клименко Т.П./ Протокол №_____ от «____»________2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Клименковская СОШ» _________Чумак Н.Б../ «_______»__________2014г. | «Утверждено» Директор МОУ «Клименковская СОШ» _________/Резниченко П.С./ Приказ №________ от «_______»______________2014г. |
Рабочая программа
по элективному курсу
Русское правописание: орфография и пунктуация
среднего общего образования
(10, 11 классы)
базовый уровень
программу составили учителя русского языка
Чумак Н.О., Нарижняя И.А.
2014 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса для 10-11 классов (авт.- сост. С.И. Львова), -3-е изд.-М.: Мнемозина, 2009, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего ( полного) общего образования по русскому языку.
Количество часов для изучения учебного материала приведено в соответствии с продолжительностью учебного года и программным материалом для учащихся 10 класса- 35 часов, для учащихся 11 классов – 34 часа.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом и особенностям письменного общения, в частности.
К задачам курса относятся:
- систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;
- обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков правописания;
- систематизация и обобщение знаний в области правописания, повышение функциональной грамотности учащихся;
- углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 9 классах;
- формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов.
Основными направлениями в работе над программой являются:
- систематизация и обобщение знаний в области правописания по орфографии и пунктуации;
- изучение семантики анализируемого явления (слова, предложения);
- этимологический анализ слова.
Курс рассчитан на свободное овладение орфографией и пунктуацией русского языка, формирует умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Центральными направлениями в работе становятся усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления и опора на этимологический анализ при обучении орфографии. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания.
Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим).
Содержание рабочей программы реализуется через следующие формы организации учебного процесса: уроки- лекции, уроки- практикумы, уроки обобщения.
Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе С.И. Львова.
Общая характеристика элективного курса
В программе курса предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10 класс, пунктуация — 11 класс, вместе с тем, повторение орфографии и пунктуации осуществляется комплексно: попутное повторение пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал ориентирован на подготовку к экзамену в форме ЕГЭ, соотносится с темами, которые изучаются в программе по русскому языку для 10-11классов (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова).
III. Место элективного курса в учебном плане
По учебному плану МОУ «Клименковская СОШ» на 2014-2015 учебный год на изучение предмета «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание элективного курса
10 класс
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Речевая ситуация. Формы речевого общения. Формы письменных высказываний. Орфография
Орфография как система правил правописания
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Некоторые сведения из истории русской орфографии. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации.
Правописание морфемПравописание корней Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ь в корне после приставок). Группы корней с чередованием гласных. Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.
Правописание иноязычных словообразовательных элементов. Правописание приставок
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. Приставки на з/с- фонетический принцип написания.
Все остальные приставки ( русские и иноязычные по происхождению)- морфологический принцип написания. Правописание суффиксов
Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание
Типичные суффиксы глагола и их написание
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов Образование причастий с помощью специальных суффиксов.
Правописание окончаний
Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи..
Различение окончаний –еи –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов
Орфографические правила, требующие различения морфем, в состав которых входят орфограммы.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи. Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов. Образование и написание сложных слов ( имена сущ., прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний. Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи Работа со словарем «Слитно или раздельно?» Написание строчных и прописных букв
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы Работа со словарем «Строчная или прописная ?»
Речевой этикет в письменном общении (2 ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.)-
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Пунктуация (32 ч)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации:
1) знаки препинания в конце предложения
2) знаки препинания внутри простого предложения
3) знаки препинания между частями сложного предложения
4) знаки препинания при передаче чужой речи
5) знаки препинания в связном тексте
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания между частями сложного предложения
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.
Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Таблица тематического распределения количества часов:
10 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Программа С.И.Львовой | Рабочая программа | ||
1 | Особенности письменного общения | 2 | 2 |
2 | Орфография | 32 | 33 |
2.1 | Орфография как система правил правописания | 2 | 2 |
2.2 | Правописание морфем | 18 | 18 |
2.2.1 | Правописание корней | 6 | 6 |
2.2.2 | Правописание приставок | 3 | 3 |
2.2.3 | Правописание суффиксов | 6 | 6 |
2.2.4 | Правописание окончаний | 3 | 3 |
2.3 | Слитные, дефисные и раздельные написания | 10 | 10 |
2.4 | Написание строчных и прописных букв | 2 | 2 |
ИТОГО | 34ч | 35 ч |
Таблица тематического распределения количества часов в 11 классе
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Программа С.И.Львовой | Рабочая программа | ||
1 | РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ПИСЬМЕННОМ ОБЩЕНИИ. (2 ЧАСА) | 2 | 2 |
2 | ПУНКТУАЦИЯ - 32 часа | 32 | 32 |
2.1 | ПУНКТУАЦИЯ КАК СИСТЕМА ПРАВИЛ РАССТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ. | 3 | 3 |
2.2 | ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. | 1 | 1 |
2.2.1 | ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ВНУТРИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. | 13 | 13 |
2.2.2 | ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. | 8 | 8 |
2.2.3 | ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ЧУЖОЙ РЕЧИ.
| 3 | 3 |
2.2.4 | ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ. | 4 | 4 |
ИТОГО | 34ч | 34 ч |
Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение элективного курса
- Учебник: «Русский язык. 10-11 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2012
- Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Задачник. Сборник заданий и методические рекомендации. -М.: «Экзамен», 2011
- И.В.Золотарёва, Л.П. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. -М.: ВАКО, 2008.
- Т.А. Долинина. Русский язык. КИМы для подготовки к ЕГЭ.-М.: 2012
- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
Мультимедийные пособия.
- БЭКМ –СD -2006 г
- Словарь афоризмов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона
- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
- Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Перечень технических средств, имеющихся в кабинете
1.Компьютер
2.Мультимедиапроектор
3.Принтер лазерный
4.Сканер
5.Экран
Планируемые результаты изучения элективного курса
Учащиеся должны уметь:
- раскрывать роль русского языка в межкультурном общении;
- по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям;
обнаруживать в тексте образные средства языка; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы;
-производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы в слове; подбирать однокоренные слова; находить производящую основу; определять способы словообразования;
- по морфологии: различать части речи по совокупности признаков;
– по синтаксису: уметь определять синтаксические связи и отношения; разграничивать сочинительные и подчинительные связи в словосочетании, предложении и тексте; различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;
– по связной речи: указывать признаки текста; определять тему, основную мысль, озаглавливать текст; выделять микротемы, составлять план; определять тип речи, стиль, жанр; выявлять стилевые признаки текста; разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац; заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами.
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
говорение и письмо
- создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
VIII. Формы и средства контроля
Тематические тесты в рамках урока продолжительностью 10-15 мин, устные ответы учащихся, сообщения, доклады, рефераты.
Учащиеся 10-11 классов должны иметь чёткое представление о том, какие формы контроля им будут предложены, задания какого содержания им придётся выполнять по итогам изучения темы. Это активизирует ребят в процессе работы и психологически подготавливает к выполнению самостоятельных и контрольных работ.
Успешность выполнения самостоятельных и контрольных работ обуславливается следующими факторами:
эффективная подготовка учащихся к выполнению заданий самостоятельной или контрольной работы по определённой теме на уроках;
• внимательное отношение учителя к возникающим в ходе изучения темы у отдельных учащихся трудностям в осмыслении и применении теоретического материала;
• неоднократное выполнение на предыдущих уроках заданий, аналогичных заданиям самостоятельной и контрольной работы;
• отработка умения выбирать правильное написание в словах с теми орфограммами, которые включаются в текст контрольных диктантов, на предыдущих уроках;
правильное организованное повторение и обобщение изученного по теме материала:
• отбор для урока-обобщения заданий, которые вызвали в ходе изучения темы наибольшие затруднения, а также орфографического материала, позволяющего отработать те написания, в которых допускалось наибольшее количество ошибок в домашних и классных работах;
• включение повторения разъяснений, важность которых была определена на основе проверки работ учащихся на уроке и дома, а также в ходе анализа текущих самостоятельных работ; целесообразность и посильность для учащихся, предлагаемых для работы дома заданий;
систематический анализ на уроках наиболее типичных ошибок, допускаемых учащимися в письменных классных, домашних и текущих самостоятельных работах и выработка у них навыка самостоятельного анализа допущенных ошибок.
В соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями в рабочей программе предусмотрены следующие виды занятий и формы контроля: лекции, практические занятия, семинар, деловая игра, урок-исследование, аналитическая беседа, тестирование, эссе, сочинение, анализ текста, зачёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа основного общего образования по обществознанию (базовый уровень) 6 А класс
Рабочая программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по обществознанию для основной школы, разработанного Министерством образования ...
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» основного общего образования 7 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» на уровень среднего общего образования 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» на уровень среднего общего образования 10 класс по УМК ''City stars". Планируемые результаты освоения учебного предмета ...
Рабочая программа среднего общего образования по химии (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования и программы среднего (полного) общего образования по химии. 10 – 11 классы. Автор ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по физике (базовый уровень) 8 класс
Рабочая программа по физике разработана в соответствии со следующими документами.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Мин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)
Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...
Программа учебного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации» Основное общее образование 8 класс 35 часов
Программа построена на системно-деятельностном подходе с использованием регулятивных действий, направленных на самостоятельное обучение и мотивацию ученика. За основу взята методология Гальперина П.Я....