Интегрированный урок по русскому языку в 5 классе на тему "Весна"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

интегрированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

                                                                                                                      Автор: учитель русского языка и литературы  Ломакина Л.С. МБОУ «Мамолаевская СОШ» Ковылкинского муниципального района РМ

Тема урока. Весна (интегрированный урок)

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Структура урока: интегрированный урок.

Урок предназначен для учащихся 5 класса.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

  • обобщить знания учащихся о словарях русского языка (этимологическом, толковом, словообразовательном);
  • сформировывать навыки  правописания и самоконтроля;

2. Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
  • учить вырабатывать активную жизненную позицию.

3. Развивающие:

  • учить учащихся распознавать изменения в природе с приходом весны;
  • развивать внимательность, наблюдательность и интерес к познанию нового;
  • пополнить словарный запас учащихся, используя однокоренные слова, пословицы, поговорки, загадки;
  • учить подбирать примеры о весне из произведений устного народного творчества;

Оборудование: грамзаписи Э. Грига «Ручеёк» и П.Чайковского «Времена года»,  презентация.

Эпиграф урока: Весна – это победа солнца, света.

                              Весна – это победа воды, это весенний разлив.

                              Весна – это победа зелени.

                                       Народные приметы.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение цели урока.

Учитель. Ребята, прочитайте эпиграф нашего урока и скажите, о чём мы сегодня на уроке будем говорить? (Слайд 1-2.)

Ученик. Эпиграфом нашего урока являются слова из народных примет, в которых говорится о весне.

Учитель. Да, действительно, мы будем говорить о начале весны. Послушаем музыкальное произведение Э. Грига «Ручеёк», П. П. Чайковского «Времена года. Март», рассмотрим картину И.И.Левитана «Март», прочитаем стихотворение А.С. Пушкина «Гонимы вешними лучами..» отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» и скажем, как изображали раннюю весну в своих произведениях композиторы, художники и поэты.

- Какой месяц весны изображён на слайде? Как вы догадались? (Слайд 3)

Ученик. Март. На деревьях нет ещё листьев. Начинает таять лёд на реке. Солнце начинает обогревать землю.

Учитель. Весна заключает в себе три месяца: март, апрель, май, а мы будем говорить о первом месяце весны – марте.

  1. Работа над темой урока.
  1. Лексико-орфографическая работа. 

Учитель. Давайте вместе отчётливо произнесём слово «весна». Что слышите в этом слове?

Ученик. Слышится что-то обновляющее, очищающее, пробуждающееся.

Учитель.  Давайте обратимся к истокам этого слова. (Слайд 4).Этимологический словарь, который указывает на происхождение слов, гласит, что слово «весна»  -  общеслав. суф. производное от той же основы (вес-), что и веселый, др.-инд. vasantás «весна», латышск. vasara «лето» и т. д. Буквально — «время, когда живется хорошо».  образована от той же основы, что и слово «весёлый».

2.        Работа с однокоренными словами. (Слайд 5) 

Учитель. Подберите и запишите однокоренные слова к слову «весна». Какой словарь нам в этом поможет?

Ученик. Нужно обратиться к словообразовательному словарю. Однокоренные слова: весна-весной, веснушка, веснушчатый, веснянка, весенний, предвесенний, по – весеннему. (Слайд 6)

3.Словарная работа. Лексическое значение слова.(Слайд 6)

Учитель. Посмотрите внимательно и скажите, значение всех ли слов вам понятно?

Веснянка - старинная обрядовая восточнославянская песня, воспевающая приход весны.

Учитель. Выделите корень этих слов.  Обратите внимание, что слово «весна»  хоть и образовано от  той же основы, что и весёлый, но имеет свою группу родственных слов. Устно придумайте с однокоренными словами  предложения.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель. А теперь  проверим домашнее задание. Вспомним, что называется пословицами и поговорками? К какой литературе они относятся?  Нужно было как можно больше подобрать и записать пословиц и поговорок  о марте месяце.

Ученик.— Пословица - это меткое, точное выражение, созданное народом. Как правило, она состоит из целого предложения, состоит из двух частей. В первой части сообщается какая-то мысль, во второй части делается вывод, в  поговорке  нет законченного суждения: она лишь его часть. В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Поговорки, пословицы относятся к малым жанрам устного народного творчества.

( Каждый ученик читает свои пословицы и объясняет их значение).

(Слайд 7)

В марте курица из лужицы напьется.

Увидел грача - весну встречай. Весна красна, да холодна.

Как мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.

И март морозом на нос садится.

Март свои шутки строит.

 В марте день с ночью меряется, равняется.

 Иногда и март морозом хвалится.

Март зиму-зимскую на нет сводит.

Март — наследник февраля.

    Учитель. Запишем одну пословицу на доске,  сделаем синтаксический разбор предложения и определим падеж имён существительных с предлогами. Записываем предложение под диктовку. Март - с водой (тв.п.), апрель- с травой(тв.п.), а май- с цветами(тв.п.). (Самостоятельная работа)

Учитель. Сколько грамматических основ в этом предложении? Какое это предложение по наличию грамматических основ?

Ученик. В предложении  три грамматические  основы, с главными членами подлежащими. Предложение сложное, распространённое дополнениями.

Учитель. А теперь отгадайте загадки.

1.Тает снежок,

Ожил лужок,

 День прибывает,

Когда это бывает? (Март)

2.Только снег в лесу сошёл, Я голубеньким расцвёл.(Подснежник)

3.Этот домик - из фанерки,

У него насест и дверки.

Птичек ждет удобный дом,

Им уютно будет в нем. (Скворечник)

 4.В голубенькой рубашке
Бе
жит по дну овражка.(Ручеёк)

Учитель. Проверим, правильно ли вы отгадали загадки. (Слайд 8)

 4.Работа над стихотворением «Гонимы вешними лучами..» А.С.Пушкина.

Учитель. Ребята, о ранней весне сложено много не только песен, загадок,  пословиц, поговорок, но и много стихов. Вспомним А.С. Пушкина. Хоть его любимым временем года была осень, однако немало строк он посвятил и этому чудному времени года. Послушайте стихотворение А.С. Пушкина «Гонимы вешними лучами» отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин».

Ученик. (Заранее подготовленный ученик читает отрывок из 7-ой  главы романа в стихах «Евгений Онегин»). (Слайд 9)

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Учитель. Какая интонация этого стихотворения?

Ученик. Весна радостная, весёлая.

Учитель. Как иначе поэт называет весну?

Ученик. Утро года.

Учитель. Как вы понимаете понятие «утро года»?

Ученик. С приходом утра всё живое оживает, пробуждается. С приходом весны в природе происходит то же самое.

5.Словарная работа.

Учитель. Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении? (Слайд 10)

Вешние  лучи – весенние.

Окрестные горы – горы, которые находятся недалеко вокруг (близко).

Дань полевая – в старину отдавали дань, налог, который отдавали побеждённые.

Келья восковая – маленькая комната монаха; здесь - жилище пчелы (показать открытку).

 Безмолвие - полная тишина.

Учитель. Какой вы представили весну Пушкинскую?
Ученик. У А.С. Пушкина в стихотворении весна солнечная, дружная, пестрая, звонкая и др.

Учитель. А ещё она какой может быть?

Ученик. Она может быть поздней, ранней, холодной и т.д.

Учитель. Определите склонение имён существительных из стихотворения.

Ученик. Лучами-2скл., горы –1скл., снега-2скл.,  ручьями-2скл.,  луга-2скл.,  улыбкой-1скл.,  природа-1скл.,  сон- 2скл., утро-2скл.,  года-2скл., небеса- 2скл., лес- 2скл., пухом-2скл.,  пчела- 1скл., данью-3скл.,  кельи- 1скл., долины-1скл.,  стада-2скл.,  соловей-2скл.,  в безмолвии- 2скл., ночей-3скл.,  

Учитель. А какие ещё стихи вы знаете о ранней весне?

Ученик. Жуковский В. «Приход весны»

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

Ученик. Е. Баратынский "Весна"

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде под моей ногой

И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне.

Что с нею? Что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка!

С ним журчит,

Летает в небе с ней!

Ученик. Майков А. «Весна»

Уходи, зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,

С ней - царицею цветов,

С целой армией воздушной

Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,

Теплых ливней и лучей,

И чиликанья, и пенья!..

Уходи себе скорей!

У нее не лук, не стрелы,

Улыбнулась лишь - и ты,

Подобрав свой саван белый,

Поползла в овраг, в кусты!..

Да найдут и по оврагам!

Вон - уж пчел рои шумят,

И летит победным флагом

Пестрых бабочек отряд!

Учитель. Итак, поэты в своих стихах с восхищением описывают это время года. А теперь посмотрим, как художники в живописи изображают раннюю весну.

6. Работа над картиной И.И. Левитана «Март». (Слайд 11)

Учитель. И.И. Левитан - замечательный русский живописец, художник – пейзажист.  Его картины жизнерадостны и праздничны. Его многие работы написаны о весне.(Слайд 12)

      В картине «Март» художник с большим мастерством передаёт радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.

Что изобразил художник на картине?

Ученик. Большой дом, запряженную лошадь, деревья, снег, небо.

Учитель. Пейзаж тесно связан с жизнью человека, его трудом. В центре картины стоят стройные белоствольные берёзы. От деревьев падают длинные синеватые тени. Крыши домов покрыты снегом, но он должен вот-вот сойти, соскользнуть вниз. Небо на картине большое-большое, без конца и без края. На картине нет солнца, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Тёплым светом мартовского солнца пронизано всё вокруг.

Учитель. Каким настроением пронизана картина?

Ученик. Светлым, радостным настроением.

Учитель. Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое, радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот мартовский день?

Ученик. Сочетание розовато-голубого, сиреневого, золотистого, жёлто-голубого, бело-розового. Такой колорит- сочетание различных цветов- помог художнику передать настроение весеннего дня.

Учитель. Ваши впечатления от картины?

Ученик. Картина нам очень понравилась. Она поднимает настроение. На неё хочется долго смотреть  и не надоедает.

Учитель. Казалось бы, ничего красивого нет. А между тем, как всё прекрасно и даже празднично, когда светит мартовское солнце. Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день.

Учитель. Сейчас мы послушаем музыкальные композиции Э. Грига «Ручеёк» и П. Чайковского «Времена года»  и обязательно услышим голос весны, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на поляну, речку.

Учитель.  Ребята, какие у весны звуки?

Ученик. Журчание воды, звон капели, пение птиц, треск ломающегося льда.

 (Слайд 13)

V.Подведение итогов.

Учитель. Итак, каждый поэт, художник, композитор  по-своему пишет о весне, но все они отмечают живительную, обновляющую силу весны.

Учитель.  Ребята, совпадает ли весна в нашем крае с весной, которую воспевают поэты, художники, композиторы?

Ученик. Да.

Учитель. Вот и кончился наш «весенний» урок.

VI. Домашнее задание. (Слайд 14)

Учитель. Написать сочинение - миниатюру  на тему «Весна в моём крае» или сделать  рисунки в альбомах о ранней весне. (Слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и МХК "СП с разными видами связи" в 9 классе

Урок позволяет обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме "Группы предложений с разными видами связи, правила постановки знаков препинания в сложных предложениях" и связать с темой «История и...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Интегрированный урок по русскому языку 6 класс

Итоговый урок по теме "Имя числительное" и "Сложение и вычитание отрицательных чисел"....

Интегрированный урок по русскому языку: Причастие в русском и английском языках

интегрированный урок в 8 классе по теме "Причастие в русском и английском языках". Целью урока явилось сопоставление общности и различичий в парадигме двух языков. Задачи: повторить образова...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...