Интегрированный урок по русскому языку и МХК "СП с разными видами связи" в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок позволяет обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме "Группы предложений с разными видами связи, правила постановки знаков препинания в сложных предложениях" и связать с темой «История и стили архитектуры». Урок направлен на развитие умений и навыков самостоятельной и коллективной работы, развивать воображения, творческого потенциала учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_sp_s_raznymi_vidami_svyazi.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я люблю большие дома и узкие улицы города…» (В. Брюсов)
Интегрированный урок русского языка и МХК по теме «Обобщающее повторение. Сложные предложения с разными видами связи».
Цели урока.
Образовательные: обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с темой «История и стили архитектуры». Повторение групп предложений с разными видами связи, правил постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Развивающие: развитие умений и навыков самостоятельной и коллективной работы, развивать воображение, творческий потенциал учащихся.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к художественному слову, к культурным художественным ценностям человечества.
Этап урока | Деятельность учащихся | Оборудование урока |
1. Вводная часть. Актуализация знаний. |
|
|
2. Лексико-орфографическая работа. |
|
|
3. Работа с иллюстрацией |
|
|
4. Работа с текстами Е.Осетрова и Н.Коржавина. |
|
|
5. Работа с текстами В.Гюго и О.Мандельштама. |
|
|
6. Стихотворение П.Вяземского |
|
|
7. Подведение итогов. Домашнее задание. |
|
Ход урока.
Вступительное слово учителя. Ребята, на уроках мировой художественной культуры мы с вами знакомились с архитектурными памятниками, с творчеством великих архитекторов. Сегодня мы совершим путешествие во времени. Снова встретимся с прекрасными творениями архитектуры.
Актуализация знаний. Архитектура. Что вы представляете, когда произносите это слово? (Учащиеся записывают свои слова и словосочетания в тетрадь и читают их).
Прочитайте высказывание Н.В.Гоголя, нашедшего свое определение этому слову.
Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за ее существование.
- Почему Н.В.Гоголь называет архитектуру «летописью мира»? Как вы понимаете высказывание Н.В.Гоголя?
- Посмотрите на первое предложение. Что это за предложение по типу связи между предикативными частями? (СП с разными видами связи). Наш урок будет посвящен этому типу сложных предложений, а помогут нам в этом прекрасные архитектурные памятники.
Теория.
- На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?(1.Соч. + подч., 2.соч. + бессоюз., 3. подч. + бесоюз., 4. соч. + подч. + бессоюз.)
- Вернитесь к тексту Н.В.Гоголя, к какой группе относится первое предложение? Докажите это, начертив схему. ( [ ]: [ ], (когда ) и(когда ). )Объясните постановку двоеточия. (Бессоюзная связь со значением пояснения). Почему Гоголю необходимо было так построить это предложение.(Нужна пауза и объяснение своего определения «летопись мира»)
Работа с этимологией слова. Ребята, а вы знаете, откуда пришло к нам слово «архитектура» и что оно обозначало?
Оно пришло к нам из Древней Греции. Archi – «старший», tekt – «строитель». Так архитектура стало означать искусство строить, архитектор - главный строитель. Сейчас это слово означает, область материальной и духовной культуры, основной задачей которой стало создание искусственной среды для жизни и труда людей.
- А какие слова, связанные с архитектурой, пришли из Древней Греции? Перед вами объяснения этих слов, найдите сами термины. Запишите их в своем опорном конспекте.
……………….. – верхняя выступающая часть крыши, предохраняющая стены от стекающей воды. (Карниз)
………………- элемент несущей конструкции здания. (Колонна)
………………… - архитектурно оформленный вход в здание. (Портал)
………………… - верхняя часть колонны, на которую опирается перекрытие. (Капитель)
Мы до сих пор пользуемся этими терминами, как до сих пор поражаемся величественными архитектурными сооружениями. Известно, что некоторые из них еще в древности были причислены к чудесам света. Восхищались ими и древние римляне. К сожалению, время не сохранила многое из сооружений Древней Греции и Рима.
Пришельца потрясает запустенье;
Те арки, что страшили небеса,
И дерзкий мост, и мрамора леса –
Пожарище, камней нагроможденье, - писал французский поэт Дю Белле.
- Попробуем подчеркнуть главные члены и объяснить все знаки препинания. Какие типы связи здесь встречаются? (Бессоюз. и подч)
А сейчас мы перенесемся в Древнюю Русь. Как в Древней Руси называли архитектора? (Зодчий) В древнерусском языке оно означало гончар, строитель, каменщик, от зод – каменная стена. Какие слова являются ему родственными? (Зодчество, здание)
Работа с иллюстрацией. Храмы Древней Руси, чаще всего неизвестные, до сих пор поражают нас мастерством и художественным вкусом. Посмотрите фотографию древнерусского храма Покрова на Нерли. (Демонстрируется фотография собора). Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на него? (Учащиеся подбирают эпитеты и сравнения). Запишите их. (Белокаменный, светлый, чудесный и т.д.)
Давайте выразительно прочитаем, как описывает храм писатель Е.И.Осетров в своей книге «Живая Древняя Русь».
Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания… Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь, текут речные потоки, дни и ночи, месяцы и годы , столетия уносит река жизни, а храм-лебедь плывет и плывет среди неоглядных просторов.
- Какие эпитеты и сравнения вы увидели в тексте? Совпало ли это с вашими впечатлениями? (парусом, уносящимся вдаль, лучистой безмолвной звезде, белоснежный лебедь)
- Найдите и выпишите из текста предложение с разными видами связи. Составьте схему. ( [ ], [ ], [ ],a [ ]. Бессоюз. и соч.))
Храму Покрова на Нерли посвящали свои стихи поэты, перед вами отрывок из стихотворения Наума Коржавина:
По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит вдали?
Чем светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая,
Так подобрана складно ты,
Что во всех зароняешь
Ощущение высоты –
Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
- Найдите слова и словосочетания, объединяющие эти два текста. (Уносящимся вдаль – манит вдали, лучистой звезде – светишься вечно, храм возвышается – ощущение высоты.) Вы видите, как произведение искусства может вызвать одинаковые чувства и эмоции.
- Найдите в стихотворении предложение с разными видами связи, к какой группе мы их отнесем? (Последнее пр-е. Подч. + соч.)
А мы продолжим наш урок и заглянем в Средневековую Европу. (Демонстрируется фотография Собора Парижской Богоматери). Перед нами шедевр ранней французской готики. Вот как описан собор в одноименном романе Виктора Гюго:
Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той какою является …… этого собора где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых ….. за ними – стрельчатый …… словно расшитый двадцатью восемью королевскими …….. громадное центральное окно-……. с двумя другими окнами расположенными по бокам. Это как бы огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека, и народа.
- Попробуйте вставить пропущенные слова. Поможет вам словарик архитектурных терминов. (Розетка – витражное окно в виде многолистника, ниша – углубление в стене, с которое ставилась скульптура или ваза , карниз - – верхняя выступающая часть крыши, предохраняющая стены от стекающей воды, портал - архитектурно оформленный вход в здание)
- Расставьте в нем знаки препинания. У вас получилось сложное предложение, сколько в нем предикативных частей? Составьте схему. Какие виды связи в нем встречаются? (Подч., бессоюзн.)
- Зачем писателю нужна такая большая синтаксическая конструкция, в которой он перечисляет несколько архитектурных терминов? (Предложение отражает мощь огромного собора).
Поэт О.Мандельштам тоже отразил личные впечатления от собора Парижской Богоматери:
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…
- Как вы понимаете последние строки? ( Поэт надеется создать что-то прекрасное, вопреки всему недоброму и тяжелому в жизни)
- Объясните знаки препинания в последнем четверостишии. (СП с подч. И бессоюз. связью)
- Какие поэтические метафоры передают нам причудливость готической архитектуры? (Стихийный лабиринт, непостижимый лес, египетская мощь и христианства робость, чудовищные ребра)
- Какая метафора из текста В.Гюго может стоять в этом же ряду? (Каменная симфония).
Из таинственной готики отправляемся в эпоху Возрождения, в ее колыбель, во Флоренцию. Друг Пушкина, П.Вяземский так выразил свои чувства от посещения этого города:
….Край чудный! Он цветет и блещет
Красой природы и искусств,
Там мрамор мыслит и трепещет,
В картине дышит пламень чувств…
- Какие выразительные средства помогают понять необычность города? (Олицетворение мрамор мыслит и трепещет)
- Найдите границы предикативных частей, какая связь между ними? Что нужно включить, чтобы типы связи были разные? (Сочинительные и подчинительные союзы)
….Край чудный! Он цветет и блещет
Красой природы и искусств,
Где мрамор мыслит и трепещет,
И в картине дышит пламень чувств…
Наш небольшой экскурс в историю зодчества закончился.
Каменной симфонией, мыслящим камнем или музыкой в камне называют архитектуру. Ею восхищаются, ее изучают, о ней пишут стихи. Мощь, стройность, красоту архитектурных шедевров помогают отобразить гибкие синтаксические конструкции русского языка, в том числе и СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ с разными видами связи.. Чтобы правильно выполнить домашнее задание, нужно внимательно посмотреть на наши схемы и предложения. Какую группу мы не встречали на уроке? (СП с бессоюз., подч и соч. связью). Такое предложение вы должны будете составить сами. А закончить я хочу словами, которые вынесла в название урока:
Я люблю большие дома
И узкие улицы города,-
В дни, когда настала зима,
А осень повеяла холодом.
Пространство люблю площадей,
Стенами кругом огражденные,-
В час, когда еще нет фонарей,
А затеплились звезды смущенные.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи"
Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР (9 класс)...
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"
В данном конспекте представлены несколько видов заданий. Конспект тесно связан с произведением Н.В.Гоголя "Мертвые души". 1) Словарно-орфографическая работа со словом рессора; 2) синтаксический разбор...
Конспект урока по русскому языку "Деепричастия совершенного и несовершенного вида". 6 класс.
Тема: «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».Цель: • суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида;• нахождение исходной формы, от которой образовано деепри...
Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с разными видами связи" в 11 классе
Урок для 11 класса...
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи", 9 класс
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи", 9 класс...
Урок русского языка "Сложное предложение с разными видами связи"
Урок выполнен для работы во время ДО и не только. Работа на платформе coreapp.ai...
Анализ урока по русскому языку по теме "Такое разное рассуждение", 7 класс
Образец анализа открытого урока Бобылевой В. С. по русскому языку в 7 классе. Указаны виды деятельности учителя и обучающихся по ФГОС на каждом этапе урока....
- Мне нравится (1)