Организация начала занятия
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)
Физкультминутка
Первичное закрепление
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия деятельности
Задание на дом
| - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!
- Предлагаю вам сегодня отправиться в морскую экспедицию, совершить которую помогут картины известного художника Левитана. - А зачем люди отправляются в экспедиции? Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»
- Предлагаю в дневниках, которые мы будем сегодня вести сделать первые записи. Запишите,пожалуйста, «число» и «классная работа». - Посмотрите на его картины и ответьте на вопросы: «Что вы на них видите? Каким изображает море художник?» (Индивидуальная работа) - У вас на столе лежат карточки, разделённые на 3 столбика. - Запишите слова, характеризующие море, соотнося их с вопросом. В третий столбик вы можете записать те слова, которые у вас вызовут затруднение в определении грамматического значения.
- Давайте посмотрим, какие слова вы записали в первый столбик? ( 2-3 слова учитель записывает на доску : темное, спокойное, синее, золотое) - На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают? Какой частью речи они являются? - Прочитайте слова 2 столбика (ревёт, светится, клокочет) На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают? Какой частью речи они являются? Были ли непонятные для вас слова, которые вы записали в 3 столбик? Что это за слова? (Взволнованное, бушующее, играющее, бурлящее) Почему эти слова вызвали у вас сомнение? - Оцените свою работу.
- Ребята, ваша интуиция вас не подвела. Действительно эти слова нельзя отнести ни к прилагательным, ни к глаголам, хотя они на них очень похожи. - Прочитайте, что говорил об этой части речи Владимир Иванович Даль: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Как вы понимаете смысл слова «причастная»? Обратите внимание на выделенное слово и догадайтесь, о какой же части речи говорил Даль? (Причастие) Какими могут быть цели нашей экспедиции? Попробуем сформулировать вместе. - Узнать, что такое причастие. - Научиться находить причастие среди других частей речи. - Уметь пользоваться причастием в речи. Откройте учебники и прочитайте правило на стр. 49. - Что же такое причастие? - Что общего у прилагательного с причастием? (Вопросы) - А какой морфологический признак глагола «наследует» причастие?? - С помощью каких суффиксов образуются причастия н6астоящего времени? А прошедшего? - К какой части слова добавляются суффиксы?
- Достичь поставленных целей вам помогут разнообразные задания, которые мы будем выполнять сегодня на уроке.
- Найдите причастия в предложениях, которые запишем на доске и в тетрадях. - Темное размахнувшееся море светлеет, и местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны.
- Море так внушительно спокойно, что в его свежем дыхании чувствуется много сдержанной силы.
- Как найти причастие? (Ищу существительное и от него задаю вопрос “какие”, «какое», «какой»). - Как узнать, какое из них причастие? (Заменить глаголом, посмотреть на суффиксы). - Какое слово можно заменить глаголом? Укажите суффиксы. - На что указывают суффиксы в этих причастиях? Укажите время. - Итак, как отличить причастие от прилагательного?
- Объясните постановку знаков препинания в предложениях и составьте их схемы.
- Итак, теперь мы знаем, по каким признакам можно узнать причастия, поэтому выполним следующее задание. - Найдите устно среди данных однокоренных слов только причастия. 1) Синий, синеет, синеющий, синева. 2) Позолота, позолоченный, позолортить. 3)Свет, светлый, освещать, освещенный. 4) Белый, белить, белизна, побелевший.
- А теперь немного поиграем. Игра называется «Кто быстрее» (работа в парах) Я дам каждому ряду по одной карточке, на которой написала 5 глаголов. Ваша задача, передавая карточку по ряду (с первого к последнему столу), образовать причастия от глагола, выделяя суффиксы, при помощи которых они образовались. Кто быстрее и правильнее выполнит задание, тот победит. Итак, при помощи карточки ответьте на вопрос: «Каким бывает море?» Задание: Карточка. - Покрыть –
- Взбаламутить –
- Размахнуться –
- Блестеть –
- Сверкает –
_ А теперь давайте проверим, какие причастия вы составили. - Оцените свою работу.
Итак, вспомните цели нашей экспедиции. - Что мы уже узнали и что научились делать? (Узнали, что такое причастие. научились распознавать причастие среди других частей речи.) - А зачем нужны причастия в речи? - Сравните два предложения. Море, которое лениво вздыхало у берега, отражало облака, которые подгонял ветер. Море, которое лениво вздыхало у берега, отражало облака, подгоняемые ветром. Вывод: причастия позволяют избегать повтора слов, делают речь более яркой и выразительной. - В своих произведениях к образу моря обращались не только художники, но и писатели. Давайте прочитаем, как описывает море Максим Горький. «Перед нами необозримо расстилалось море, залитое лучами утреннего солнца. Волны, маленькие игривые барашки, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. Далеко в море виднелась коса, напоминавшая шрам. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много». М. Горький “Мальва” - С какой картиной Левитана вы бы соотнесли этот отрывок?
Выписать из текста : 1 вариант – прилагательные, 2 вариант – причастия. - Оцените работу соседа по парте.
- Наша экспедиция, к сожалению, подошла к концу. Предлагаю выполнить последнее задание. - Опишите картину известного мастера, используя причастия.
Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока? (Узнать, что такое причастие. Научиться находить причастие среди других частей речи. Уметь пользоваться причастием в речи.) - Выполнили ли мы эти задачи? - Назовите ключевые слова урока. - Сейчас мы суммируем заработанные баллы и увидим, насколько ваши знания помогли получить хорошую оценку. Критерии оценки Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | 10-9 баллов | 8-7 баллов | 6-5 баллов |
На этом наш урок заканчивается, надеюсь, вам понравилась наша экспедиция, которая помогла вам приобрести новые знания, а значит, принесла вам удачу. Ну, а мне ваши ответы доставляли радость.
Написать мини-сочинение, используя причастия: « Чудеса за моим окном». Выписать из художественных произведений 5 предложений с причастиями, выделить суффикс.
| Включение в работу, самоопределение
.
Делают записи в тетради
Рассматривают репродукции картин мастера и отвечают на вопросы учителя
Индивидуальная работа в тетрадях
Обучающиеся работают коллективно, сверяют свои записи с эталоном на доске.
Рассуждения учащихся
Оценивают свою работу
Один ученик читает высказывание
Толкование слова «причастная».
Поиск цели урока, формулирование темы и задач
Работают с учебником, читают правило Отвечают на вопросы учителя
Записывают в тетрадь предложения.
Графическая работа со словами Находят причастия, выделяют суффиксы, указывают время причастий
Отвечают на вопрос и делают вывод
Анализируют, делают выводы, составляют схемы предложений
Самостоятельная работа обучающихся в парах, самоконтроль
Оценивают свою работу
Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.
Сравнивают предложения, анализируют, делают вывод
Высказывают своё мнение
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Составляют текст, слушают товарищей, оценивают результаты творческой работы
Восстановление учебной мотивации. | личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция
коммуникативные: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом, проявлять интерес к изучению темы. регулятивные: целеполагание
познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний
постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; познавательные: применение методов информационного поиска коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)
познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические: анализ объектов с целью выделения признаков, регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном)
регулятивные: составление плана действий, саморегуляция; оценка результатов работы. познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи коммуникативные:управление поведением партнера
познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов, логические: выведение следствий, коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли,
о
личностные: самоопределение, регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.
коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации; логические: анализ истинности утверждений, регулятивные: оценка результатов работы
|