Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И. Носова "Живое пламя"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Крюкова Ольга Михайловна

Прошло 69лет, как закончилась Великая Отечественная война, но еѐ эхо до сих пор не затихает в

человеческих душах. Мы должны помнить об ужасах войны, чтобы они не повторились вновь. Мы

не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы

обязаны помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы

обязаны помнить, чтобы жить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Анализ рассказа Е.И. Носова «Живое пламя» с применением технологии

критического мышления: «чтение с остановками».

Программа под редакцией В.Я. Коровиной

Учебник Коровина В.Я., Литература: 7 класс. Учебник в 2 частях. – М .: Просвещение, 2007.

Методические пособия:

Коровина В.Я. Литература: 7 кл. Метод. советы. – М .:Просвещение, 2003.

Тип урока: урок анализа художественного произведения.

Цели урока:

Познавательные

1) познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя».

2) Обучать навыкам анализа рассказа.

Развивающие

1) Развивать критическое мышление, речь учащихся, интуицию; развивать умение давать

оценки поступкам героев.

2)Развивать речемыслительную деятельность учащегося.

Воспитательные

1) Воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к

погибшим в годы Великой Отечественной войны.

2) Формировать творческую личность, способную к эмоционально- эстетическому и

нравственному осмыслению жизни.

Оборудование. 1)Компьютер, мультимедийный проектор (для показа портрета Е.Носова),

СD с записью песни Ю.Антонова «Маки». 2) С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый

словарь русского языка. 3) Толковый словарь живого великорусского языка Владимира

Даля.

Методы деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

На уроке использовался приѐм технологии критического мышления – чтение с остановками

На уроке сочетались репродуктивные и продуктивные формы учебной деятельности,

уделено должное внимание самостоятельной творческой работе учащихся.

Формы и виды текущего контроля

а) текущий контроль: написание творческих самостоятельных работ учащимися.

б) устные высказывания учащихся, чтение наизусть.Ход урока

На доске эпиграф:

Маки, маки, красные маки,

Горькая память земли,

Неужели вам снятся атаки,

Неужели вам снятся атаки,

Тех, кто с этих холмов не пришли.

Г. Поженян

1) Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.

2) Словарная работа: Короб – лубяное или берестяное изделие для укладки, носки

чего-либо.

Куртинка (здесь) цветочная грядка.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.

I. Учитель. Стадия вызова. Обращение к личному опыту:

- Ребята! Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше

запоминается? Были ли у вас в жизни случаи, о которых вам не хочется вспоминать,

и, наоборот, к которым вы постоянно возвращаетесь в своей памяти?

Напишите о случае, к которому вы постоянно возвращаетесь в своей памяти?

Прослушивание работ учащихся.

II. Прогнозирование по названию.

- Рассказ, который мы будем читать, называется «Живое пламя». Как вы думаете, о

чѐм это произведение?

III. А сейчас послушаем сообщение о жизни и творчестве Носова Е. И.

На экране его портрет.

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в

семье потомственного мастерового, кузнеца.

Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушѐл на фронт, поступил в артиллерийские

войска, стал наводчиком орудия. Воевал в Польше. В боях под Кѐнигсбергом 8 февраля 1945 был

тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чѐм позже написал рассказ

«Красное вино победы».

После войны Носов продолжил учѐбу, закончил среднюю школу. Учится на Высших

литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения

«Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».

Е. И. Носов был награждѐн Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975

году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной

премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.

Рассказ «Живое пламя» написан в 1957 году.IV. Чтение I части рассказа . «Ну, какой из мака цвет!»

1) Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тѐте Оле?

2) Как жила Ольга Петровна? Какой у неѐ был домик?

3) Какие ещѐ детали свидетельствуют об одиночестве женщины, о затаѐнной печали,

переполнявшей еѐ сердце?

4) Как вы считаете, почему тѐтя Оля занимается разведением цветов?

5) Почему тѐтя Оля не любила маки?

6) Почему рассказчик посеял маки?

7) Почему тѐтя Оля оставила несколько маков?

8) Какие отношения были у рассказчика с тѐтей Олей?

9) Чей портрет висел над письменным столом в комнате рассказчика?

10) Как вы думаете, чей это портрет?

Чтение II части рассказа. «Клумба стояла неузнаваемой».

1. Как изменилась клумба?

2. Какие цветы росли на ней?

3. Что напоминали цветы?

4. Каким цветам автор уделяет особое внимание?

5. Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце

героя, как и маки?

Чтение III части рассказа. «Два дня буйно пламенели маки».

1.Что напоминали издали цветущие маки?

2. Почему казалось страшным их прикосновение?

3. Какая яркость была у маков?

4. Как выглядела рядом с маками «парижская цветочная аристократия»?

5. Сколько дней пламенели маки?

6. Что случилось на исходе вторых суток?

7. Как выглядела пышная клумба без маков?

IV. Прогнозирование. Как будут развиваться события дальше? ( Прогнозирование)

Почему так? (Аргументы)

Чтение IV части рассказа «И у людей так бывает…»

1. С каким чувством герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак?

2. Что каждый из них сказал о жизни мака?

3. Как характеризует героев отношение к макам? Меняется ли оно? О чѐм это нам говорит?

4. Почему она вздохнула, словно по живому существу?

5. Что имела в виду тѐтя Оля, когда сказала: « Да, сгорел… Короткая у него жизнь. Зато без

оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…»?

6. Как изменилась сразу тѐтя Оля?

7. Отчего вдруг она «как-то сгорбилась и заторопилась в дом »?

8. Что мы узнали о сыне тѐти Оли? Как погиб Алексей? Какой человек способен на такой

поступок? Каким вы себе представляете Алексея?

V. Прогнозирование. Что будет дальше, как вы думаете ? (ответы учащихся)

Чтение V части рассказа «... не дать погаснуть живому огню» 1. Где теперь живѐт рассказчик?

2. Навещает ли он тѐтю Олю?

3. Что изменилось у неѐ на клумбе?

4. С каким расчѐтом были ею посеяны маки?

5. Почему тѐтя Оля отдала предпочтение макам?

VI. Беседа по идейному содержанию.

Вопросы:

1.Почему рассказ так озаглавлен?

2. Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа?

3. Правомерно ли говорить о символическом смысле этого образа? Понятен ли вам смысл образа

«буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнѐм», то наливающегося

«густым багрянцем»?

Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова. Не случайно автор

сравнивает маки с «зажжѐнными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками

пламени», а осыпающиеся лепестки их – с «искрами». Рассматривая «ещѐ совсем свежий, в

капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого

духа и сгоревшего «без оглядки».

4. Как вы понимаете конец рассказа?

Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной

жизненных сил земли, подымались всѐ новые и новые туго свѐрнутые бутоны, чтобы не дать

погаснуть живому огню».

Ответы учеников: Память о героях продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память

питает корни «нравственного духа народа», его подвигов. Память. Она всегда с нами.

Красный мак – символ Памяти.

Обратиться к эпиграфу, записанному на доске

Звучит песня Ю. Антонова на слова Г. Поженяна «Маки»

Чтение наизусть учеником отрывка из стихотворения Е. Акимовой «Маки»:

Алеют маки искрой на земле,

И пламень тот горит, не угасая,

Он обжигает сердце всей стране,

О горьких годах ей напоминая.

И сердце наше память ту хранит,

И слѐзы скорби на глазах усталых,

И память прошлого в душе земли горит,

Как тот пожар в траве из маков алых.

Алеют маки искрой на земле,

Как капли крови, да горячей крови.

И обжигают сердце всей стране,

Своим огнѐм до страшной нашей боли.

4. В чѐм видите сходство между рассказом Е.Носова и прозвучавшим стихотворением и песней?

5. Как Е. Носов на страницах небольшого рассказа показывает жестокость войны?6. Какую иллюстрацию вы бы придумали к этому рассказу?

7. В чем, по-вашему, основная идея рассказа?

VII. Рефлексия. Написать эссе или ответить на вопросы:

1. Слушая рассказ Е. Носова.

2. О чем заставляет задуматься этот рассказ?

3. Почему тѐтя Оля изменила своѐ мнение о маках?

VIII. Прослушивание детских работ.

IX. Заключительное слово учителя:

Прошло 68лет, как закончилась Великая Отечественная война, но еѐ эхо до сих пор не затихает в

человеческих душах. Мы должны помнить об ужасах войны, чтобы они не повторились вновь. Мы

не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы

обязаны помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы

обязаны помнить, чтобы жить.

X. Итог урока.

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

-Каковы твои главные результаты сегодня? Благодаря чему удалось их достичь?

-Какие трудности встретились во время выполнения задания, как ты их преодолевал

(пытался преодолевать)?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

XI. Домашнее задание: подготовить рассказ о своих родственниках, участниках

Великой Отечественной войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...