Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9  классов общеобразовательной школы авторов Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klassa_po_russkomu_yazyku.docx87.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Урусовская  средняя общеобразовательная школа

Ртищевского района Саратовской области"

«Рассмотрено »

Руководитель МГ

/__________  / Липатова Н.Г. /

   подпись                ФИО

Протокол  № __1___

от «10_  » сентября_2014 г            

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

/__________   /Самсонова Е.В./

        подпись            ФИО

«_12    » сентября_2014 г                        

«Утверждено»

Руководитель

 

/   __________   /______________/

ФИО

 Приказ № _          от

« ___     »   __                  200  _   г.

 /____________/Шуршина Н.И._/       

подпись                ФИО

 Приказ № _303-О____  

 от«    »сентября ___2014__     г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА   ПЕДАГОГА

Родькиной Надежды Николаевны

учителя русского языка и литературы,

I квалификационная категория

по_русскому языку, 5 класс , 2 ступень обучения___

предмет, класс, ступень обучения  и т.п.

     Принято на заседании

педагогического совета,

протокол №  _2___  от

«15 »  сентября        2014   г.

                                                           

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9  классов общеобразовательной школы авторов Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Изменения, внесённые в Примерную программу основного общего образования по русскому языку и Рабочую программу по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9  классов общеобразовательной школы авторов Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014), обусловлены сложностью обучения и усвоения отдельных тем и выражены в распределении часов по темам, в выборе образовательных технологий, формах и видах деятельности обучающихся.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции обучающихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Учебно – тематический план по предмету

русский язык

Класс  5

Учитель: Родькина Н.Н.

Всего часов – 175, в неделю – 5

контрольных диктантов - 7

контрольных сочинений - 2

контрольных изложений - 2

контрольных тестов - 2

итоговых контрольных работ -1

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9  классов общеобразовательной школы авторов Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).

Учебник Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –  М.: Просвещение, 2014.


№ п/п

Наименование раздела и тема урока

Количество часов

УУД

Применение ИКТ

Календарные сроки

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

план

факт

Язык – важнейшее средство общения 3 часа

1

Язык и человек. Общение устное и письменное

1

Формирование  «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

объяснять языковые явления,

 процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

 исследования структуры слова.

слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

презентация

1.09

2

Чтение и его виды. Слушание и его приёмы.

1

3.09

3

Р/р.

Стили речи (научный, художественный, разговорный)

1

презентация

4.09

Вспоминаем, повторяем, изучаем25 часов

4

  1. Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

Формирование  познавательного

интереса к предмету исследования.  

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

объяснять языковые явления,

 процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. 

Владеть монологической

 и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами

родного языка.

презентация

5.09

5

  1. Орфограмма. Место орфограмм в словах.

1

презентация

5.09

6.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

презентация

8.09

7

Правописание проверяемых

безударных гласных в корне слова (продолжение).

1

презентация

10.09

8

Правописание непроверяемых  безударных

гласных в корне слова.

1

презентация

11.09

9

Правописание

проверяемых   согласных в корне слова.

1

презентация

12.09

10

Правописание непроверяемых и

непроизносимых

согласных в корне слова.

1

видеоурок

12.09

11

Правописание букв И, У, А  после шипящих

1

видеоурок

15.09

12

Входная контрольная работа

1

17.09

13

Разделительные Ъ и Ь.

1

видеоурок

18.09

14

Раздельное написание предлогов с другими  словами.

1

презентация

19.09

15

Р/р. Текст.  

1

19.09

16

Р/р.Обучающее изложение

(подробное, по плану) (По Г.А. Скребицкому)

1

22.09

17

Части речи. Глагол: время, лицо, число, род. Буква Ь во 2 лице единственного числа

1

презентация

24.09

18

Раздельное написание НЕ с глаголами.

1

презентация

25.09

19

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

1

26.09

20

Р/р.Тема текста.

1

26.09

21

Правописание гласных

в личных окончаниях глаголов.

1

29.09

22

Имя существительное:

склонение, род, число,

падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях

Буква Ь на конце существительных после шипящих.

1

1.10

23

Имя прилагательное:

род, падеж, число.

Правописание

гласных в падежных

окончаниях прилагательных

1

2.10

24

Р/р.Обучающее сочинение по впечатлениям

(по картине А.А.Пластова «Летом»). Правка текста.

1

презентация

3.10

25

Местоимения 1,2,3 лица.

Наречие (ознакомление).

1

презентация

3.10

26

Р/р.Основная мысль текста.

1

6.10

27

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием

по теме  «Повторение изученного в начальных классах».

1

Формирование  навыков самоанализа

и самоконтроля.

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками.

формировать речевые

 действия: использовать адекватные языковые

средства для отображения  в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и

самооценки.

8.10

28

Анализ  контрольной работы

1

9.10

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 32 часа

29.

Пунктуация как раздел науки о языке, основные синтаксические понятия: словосочетание предложение, текст.

1

Формирование  устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений со знаками препинания.

устанавливать рабочие

отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

презентация

10.10

30.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

1

10.10

31.

 Разбор словосочетания.

1

13.10

32.

 Предложение.

Простое предложение.

1

презентация

15.10

33.

  1.  Р/р.
    Устное и письменное сжатое изложение.

1

16.10

34.

Виды простых предложений

по цели высказывания: повествовательные,

побудительные, вопросительные.

1

презентация

17.10

35.

 Виды предложений по интонации. Восклицательные предложения.

1

17.10

36.

  1. Р/р.Обучающее сочинение-повествование.Устный отзыв о сочинении товарища

1

20.10

37.

Члены предложения.

Главные члены предложения.  

Подлежащее.

1

презентация

22.10

38.

 Главные члены предложения.

Сказуемое.

1

презентация

23.10

39.

 Тире между подлежащим и сказуемым.

1

24.10

40.

Нераспространённые и

распространённые предложения.

1

виделфрагмент

24.10

41

Административный контрольный диктант

1

27.10

42.

Второстепенные члены предложения

(с двумя главными членами).

Дополнение.

1

презентация

29.10

43.

Определение. Контрольный словарный диктант

1

презентация

30.10

44.

Обстоятельство.

1

31.10

45.

 Предложения с однородными членами, связанными союзами.

1

презентация

31.10

46.

Знаки препинания в

предложениях с однородными членами.

Запятая между однородными членами без союзов и с союзами А, НО, И.

1

презентация

10.11

47.

 Обобщающие слова

при однородных членах предложения.

1

презентация

12.11

48.

Обращение.

Знаки препинания при обращении.

1

видеофрагмент

13.11

49.

Р/р.Письмо как одна из

разновидностей текста.

1

14.11

50.

Синтаксический и

пунктуационный разбор

простого предложения.

1

14.11

51.

 Простые и сложные предложения.

Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении) (продолжение).

1

презентация

17.11

52.

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

19.11

53.

Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис простого предложения».

1

20.11

54.

Анализ  контрольной работы.

1

21.11

55-56.

 Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания при прямой речи.

2

презентация

21.11

24.11

57.

Р/р.Диалог. Этикетные диалоги.

Тире в начале реплик диалога.

1

26.11

58.

 Р/р.Контрольное изложение № 1.

Подготовка к написанию и написание

сжатого изложения (по Е. Мурашовой)

1

Формирование  познавательного

интереса.

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к

преодолению препятствий и самокоррекции.

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования компрессии текста.

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования,

контроля и самооценки.

27.11

59.

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием

по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

Формирование  навыков самоанализа

и самоконтроля.

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками.

формировать речевые

действия: использовать адекватные языковые

средства для отображения  в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и

самооценки.

28.11

60.

Анализ контрольной работы

1

28.11

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.Культура речи 15 часов

61.

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Гласные звуки.

1

Формирование  устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования согласных и гласных звуков.

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

видеофрагмент

1.12

62.

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.

1

3.12

63.

Согласные твёрдые и мягкие. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.

1

4.12

64.

 Р/р.Подготовка к подробному обучающееизложение повествовательного текста (К. Паустовский «Шкатулка»).

1

5.12

65.

Р/р.Написание подробного обучающегоизложения повествовательного текста (К. Паустовский «Шкатулка»).

1

5.12

66.

 Согласные звонкие и глухие. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков.

1

видеофрагмент

8.12

67.

 Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Печатные и рукописные; прописные и строчные. Алфавит.

1

10.12

68.

 Р/р.Описание предмета. Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи, адресата высказывания.

Сочинение-описание.

1

11.12

69.

 Обозначение мягкости согласных с помощьюмягкого знака.

1

презентация

12.12

70.

Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я.

1

12.12

71.

 Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

1

15.12

72.

 Фонетический разбор слова.

1

17.12

73.

 Р/р.Повторение. Описание

предметов, изображённых на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица»).

1

18.12

74.

Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

1

19.12

75.

15. Анализ контрольной работы

1

19.12

Лексика. Культура речи 10 часов

76.

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

1

Формирование  навыков анализа.

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в

ходе исследования слова как лексической единицы.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

презентация

22.12

77.

Однозначные и многозначные слова. Контрольный словарный диктант

1

24.12

78.

Прямое и переносное значение слов.

1

25.12

79.

 Омонимы.

1

видеофрагмент

26.12

80.

Синонимы.

1

видеофрагмент

26.12

81.

 Р/р.Контрольное сочинение № 1. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».Описание изображённого

на картине.

1

29.12

82.

 Р/р.Контрольное сочинение №1.

Написание сочинения-описания по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».Сочинение-описание изображённого на картине.

1

12.01

83.

 Антонимы. Толковые словари.

1

презентация

14.01

84.

Р/р.Подготовка к подробному изложению и написание подробного изложения от 3 лица. (К. Паустовский «Первый снег»).

1

15.01

85.

 Контрольный тест №2 по теме «Лексика. Культура речи».

1

презентация

16.01

Морфемика. Орфография. Культура речи 23 часа

86.

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема.Изменение и образование слов.

1

Формирование  навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования форм слова и однокоренных слов.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

16.01

87.

Основа и окончание в самостоятельных словах.

Нулевое окончание. Роль окончаний в словах.

1

19.01

88.

Р/р.Обучающее сочинение по личным

впечатлениям в форме письма-повествования.

1

21.01

89.

 Корень слова, его назначение в слове.

1

22.01

90.

 Р/р.Рассуждение, его структура

и разновидности.

Рассуждение в повествовании.    

1

23.01

91.

Суффикс, его назначение в слове.

1

23.01

92.

 Приставка, её назначение в слове.

1

26.01

93.

 Р/р.Обучающее выборочное изложение с изменением лица.

1

28.01

94.

Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные.

1

презентация

29.01

95.

Варианты морфем.

1

30.01

96.

 Морфемный разбор слова.

1

30.01

97.

 Правописание гласных и согласных в приставках.

1

презентация

2.02

98.

Буквы З и С на конце приставок.

1

презентация

4.02

99.

Буквы З и С на конце приставок (продолжение).

1

5.02

100.

Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-.

1

презентация

6.02

101

 Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/-РАСТ-.

1

6.02

102

 Буквы Е-Опосле шипящих в корне.

1

презентация

9.02

103

 Буквы И-Ы после Ц.

1

презентация

11.02

104

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография».

1

12.02

105

 Р/р. Обучающее описание картины с элементами рассуждения  (П. Кончаловский «Сирень в корзине»).

1

13.02

106

Контрольный диктант № 4 по теме «Морфемика. Орфография».

1

13.02

107

Анализ контрольной работы.

1

16.02

Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное 58 часов

108

Имя существительное как часть речи.

1

Формирование  навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки.

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования существительных на постоянные и непостоянные признаки.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

презентация

18.02

109

 Р/р.Доказательство и объяснения в рассуждении.

Обучающее сочинение-рассуждение.

1

19.02

110

 Имена существительные

одушевлённые и неодушевлённые (повторение).

1

видеофрагмент

20.02

111

Имена существительные

собственные и нарицательные. Большая буква в именах

собственных.

1

видеофрагмент

20.02

112

Род имён существительных.

1

видеофрагмент

23.02

113

 Имена существительные,

которые имеют форму

только множественного

числа.

1

25.02

114

Р/р.Обучающее сжатое изложение-

повествование

(Е. Пермяк «Перо и чернильница»).

1

26.02

115

 Имена существительные,

которые имеют форму только единственного числа.

1

видеофрагмент

27.02

116

Три склонения имён существительных

1

27.02

117

Падеж имён существительных

1

видеофрагмент

2.03

118

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в

 единственном числе.

1

презентация

4.03

119

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в

 единственном числе (продолжение).

1

5.03

120

 Р/р.Обучающее подробное изложение с изменением лица рассказчика.

1

видеофрагмент

6.03

121

Множественное число имён существительных

1

6.03

122

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1

презентация

9.03

123

Морфологический разбор имени существительного.

Контрольный словарный диктант

1

11.03

124

 Р/р.Обучающее сочинение по картине

(Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»).

1

12.03

125

Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное».

1

презентация

13.03

Имя прилагательное

126

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

1

Формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму.

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прилагательных.

определять цели и функции участников, способы взаимодействия.

13.03

127

Анализ контрольного диктанта

1

16.03

128

Правописание гласных

в падежных окончаниях

прилагательных с основой

на шипящую.

1

презентация

18.03

129

Правописание гласных

в падежных окончаниях

прилагательных с основой

на шипящую (продолжение).

1

19.03

130

 Р/р.Контрольное сочинение № 2.

Подготовка к написанию сочинения-описания животного.

Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану).

 (А. Куприн «Ю-ю»)

1

20.03

131

 Р/р.Контрольное сочинение № 2.

Написание сочинения-описания животного. Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану).

 (А. Куприн «Ю-ю»)

1

20.03

132

Прилагательные полные и краткие.

1

презентация

1.04

133

Прилагательные полные и краткие (продолжение).

1

видеофрагмент

2.04

134

 Р/р. Описание животного на основе изображённого.

Обучающее сочинение по картине (А. Комаров «Наводнение»).

1

3.04

135

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

3.04

136

 Р/р.Обучающее сочинение «Как я испугался».

1

6.04

137

Контрольный

диктант № 6 по теме «Имя прилагательное».

1

8.04

138

Анализ контрольного диктанта

1

9.04

Глагол

139

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола.

1

Формирование  познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к обучению,   навыков анализа и конструирования, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки.

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые

в ходе исследования глаголов на постоянные и непостоянные признаки.

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.

презентация

10.04

140

Анализ контрольного диктанта

1

10.04

141

НЕ с глаголами.

1

презентация

13.04

142

 Р/р.Понятие о рассказе, его

особенностях, структуре, стиле. Рассказ на тему пословицы.

1

15.04

143

Неопределённая форма глагола. Инфинитив на ТЬ(ТЬСЯ) – ТИ(ТИСЬ), -ЧЬ(ЧЬСЯ).

1

презентация

16.04

144

Неопределённая форма глагола. Инфинитив на ТЬ(ТЬСЯ) – ТИ(ТИСЬ), -ЧЬ(ЧЬСЯ) (продолжение).

1

17.04

145

Р/р.Обучающее устное изложение.

1

17.04

146

ПравописаниеТСЯ и ТЬСЯ в неопределённой форме глагола (повторение).

1

презентация

20.04

147

Виды глагола. Совершенный и

несовершенный вид глагола.

1

презентация

22.04

148

 Виды глагола. Совершенный и

несовершенный вид глагола (продолжение).

1

23.04

149

Буквы Е-И в корняхс чередованием (бер-бир, мер-мир, дер-дир, пер-пир, тер-тир, стел-стил)

1

презентация

24.04

150

 Р/р.Невыдуманный рассказ о себе.

1

24.04

151

Время глагола.Прошедшее время глагола.

1

презентация

27.04

152

 Настоящее время глагола.

1

видеофрагмент

29.04

153

Будущее время  глагола.

1

видеофрагмент

30.05

154

 Спряжение глаголов.

1

1.05

155

 Как определить спряжение глагола с

безударным личным окончанием.

1

презентация

1.05

156

 Правописание безударных личных

окончаний глаголов.

1

презентация

4.05

157

 Правописание  безударных личных

окончаний глаголов (продолжение).

1

6.05

158

Р/р.Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени.

1

7.05

159

Морфологический

 разбор глагола.

1

8.05

160

 Р/р.Контрольное изложение № 2. 

Подготовка к написанию и написание сжатого изложения с изменением формы лица (А. Савчук «Шоколадный торт»).

1

8.05

161

 Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

1

презентация

11.05

162

Употребление времён.

Контрольный словарный диктант

1

13.05

163

Р/р.Употребление

«живописного  настоящего»

 в повествовании..

1

14.05

164

 Р/р.Обучающее сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку»).

1

15.05

165

Контрольный диктант №7 по теме «Глагол».

1

15.05

166

Анализ контрольного диктанта

1

18.05

Повторение и систематизация изученного в 5 классе 9 часов

167

Разделы науки о языке.

1

Формирование  навыков анализа.

осознавать самого себя как

движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в

ходе комплексного исследования текста с орфограммами.

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

20.05

168

 Орфограммы в приставках, в корнях и окончаниях

1

презентация

21.05

169

Р/р.Обучающее сочинение на одну из тем по выбору.

1

22.05

170

 Употребление букв Ь и Ъ.

1

презентация

22.05

171

Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью.

1

презентация

25.05

172

Знаки препинания

в предложениях с прямой речью.

1

презентация

27.05

173

Итоговая контрольная работа.

Комплексный анализ текста.

1

презентация

28.05

174-175

Резервные уроки

2

29.05


Содержание  курса

Раздел

Кол-во часов

1

Язык – важнейшее средство общения

Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.

3

2

Вспоминаем, повторяем, изучаем

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Развитие речи (далее P.P.) Текст. Тема текста. Стили.

Контрольная работа (далее К.Р.) Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».

25

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

К.Р. Контрольное изложение №1. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения». Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».

32

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

К.Р. Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

15

5

Лексика. Культура речи

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

К.Р. Контрольное сочинение №1. Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи».

10

6

Морфемика. Орфография. Культура речи

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография».

23

7

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.

Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.

К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.

P.P. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

К.Р. Контрольное сочинение № 2. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

Глагол

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е – и  в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.

Правописание не с глаголами.

P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

К.Р. Контрольное изложение №2. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол».

58

8

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

9

 

Итого

175

Требования к уровню подготовки обучающихся

обучающиеся должны знать:

  • основные сведения о языке, изученные в 5 классе;
  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

обучающиеся должны уметь:

аудирование

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

фонетика и графика

  • выделять в слове звуки речи;
  • давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • разбирать слова фонетически;

орфоэпия

  • правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
  • опознавать звукопись как поэтическое средство;
  • использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
  • разбирать слова орфоэпически;
  • работать с орфоэпическим словарем;

лексика

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
  • опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;
  • пользоваться толковым словарем;

словообразование

  • выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
  • по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
  • разбирать слова по составу;
  • пользоваться словарем морфемного строения слов;

морфология

  • квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
  • правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
  • образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
  • разбирать слово морфологически;

синтаксис

  • выделять словосочетания в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;
  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • разбирать простое предложение синтаксически;

орфография

  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе;
  • пользоваться орфографическим словарем;

пунктуация

  • находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
  • обосновывать выбор знаков препинания;
  • расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;

связная речь

  • определять тему и основную мысль текста, его стиль;
  • составлять простой план текста;
  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
  • писать сочинения повествовательного характера;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).

Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
  • получения знаний по другим учебным предметам.

УУД, сформированные в процессе усвоения программы

знать:   

  • роль русского языка  как национального языка  русского народа, государственного языка  Российской  Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
  • основные признаки стилей языка;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения;
  • нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь и другие стили;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать    информацию    из    различных    источников,    включая    средства    массовой    информации;    свободно    пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
  • владеть различными видами монолога  (повествование, описание,  рассуждение) и диалога  (побуждение  к действию, обмен мнениями);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса;
  • расширения круга используемых грамматических средств;
  • развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. – М: Просвещение, 2014.

2. Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2014.

3. Бройде, М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

4.  Граник, Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М., 1991.

Медиаресурсы

1. Русский язык 5 класс. Электронное учебное пособие. 1СД "Просвещение МЕДИА"/"НОВЫЙ ДИСК"

 2. Семейный наставник.5 класс. Электронный программно-методический комплекс. ИНИС-СОФТ" \ "Хронобус"

3. Фраза 1-9 класс. Интерактивная программа-тренажѐр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...