Разработка урока по теме "Диалектные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Идиатуллова Ирина Борисовна

Урок русского языка по теме "Диалектные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_dialektnym_slovam.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ № 153 с углубленным изучением иностранного языка»

г. Перми

Урок русского языка в 5  классе

Тема урока «Диалектные слова»

Подготовила и провела Идиатуллова И.Б. учитель русского языка и литературы

Тема урока «Диалектные слова»

Цель:

  • Расширить словарный запас учащихся на основе диалектной лексики Пермского края;
  • Привить интерес к живой народной речи
  • Воспитывать любовь к родному краю.
  • Воспитывать умение слушать, быть терпимее друг к  другу

Оборудование:

- презентация;

- аудиозапись;

- словари.

Задачи:

  • Познакомить с диалектной лексикой как особым пластом русского языка
  • Формировать умение находить диалектные слова
  • .Познакомить с местными говорами
  • Продолжить обучение работе со словарём

Ход урока.

  1. Презентация и аудиозапись песни «Снится мне деревня»
  2. Сегодня на уроке мы из города перенесемся в деревню, из настоящего попадем в прошлое. Представьте, что вы приехали в гости к бабушке и дедушке, которые живут в деревне.
  3. Прослушивание текста (аудиозапись) Задание послушайте текст и запишите непонятные слова (распечатка текста на парте)

Баба:

  • Внученька, бери рогач. Доставай махотку из пригубка. А ты помой поташки. Вот и дед пришел. Ну, как рыбалка?

Дед:

  • На усынках был. Чекамаса поймал да серушек.

Бабушка:

  • Ах ты, мой могутной! Вот и наварим щарбы, внучек побалуем. Чирики снимай, надевай парцменки. Руки мойте, да берите не утиральник, а рушник.

Беседа с классом.

  • Все ли вы поняли из разговора бабы и деда? (не все)
  • А они понимали друг друга?(да, наверное)
  • Как вы думаете, почему?(они живут вместе, в одном доме, в одной деревне)

Наши дед и баба живут в Пермском крае. Естественно, что они понимают друг друга.

Дед и баба употребляли диалектные слова.

И тема нашего урока «Диалектные слова»

Записать в тетрадь число и тему урока

Цель нашего урока – познакомиться с диалектными словами, используемыми жителями Пермского края

  1. Слайды с теоретическим материалом

Диалектные слова – слова, которые употребляют жители определенной местности.

Диалектология – раздел языкознания, который изучает диалекты (говоры)

Говоры объединяются в наречия. В русском языке 2 наречия  - северное и южное.

 Теперь давайте и мы поймем, о чем они говорили.

Какие слова показались непонятны?

Как можете объяснить?

На листках есть объяснения диалектных слов.

огач – ухват

Махотка – горшок

Прирубок – печка

Поташки – помидоры

Усынка – узкое место в реке

Серушка – плотва

Могутной – непоседливый

Щарба – уха

Чирики – любая обувь

Парцменки – комнатные тапочки

Рукотерник  – полотенце для рук

Рушник – полотенце для гостей

  1. Рассказ учителя:

Народные говоры свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда. Собиранием и толкованием слов занимаются ученые. Созданы словари В.И.Даль «Словарь живого великорусского языка»; «Словарь пермских говоров».

6.  Давайте и мы попробуем создать маленькие словарь диалектных слов на основе текста. Прочтите текст, найдите диалектные слова, попробуйте дать объяснение.

Беседа хозяина с хозяйкой:

  • Хозяин, не затопить ли нам печь?
  • Отчего же не затопить? Только сначала со стола прибери.
  • Да стол-от у нас чистой. А вот куда утирка девалась?
  • Посмотри в горнушке, хозяюшка.
  • Ви… откуда там она?
  • Я поду катанки надену, а ты крынку с молоком доставай.
  • Крынку? Да что и доставать? Во де стоит.
  • Ишь.. как окна отпышнели. На мосту бадья пустая совсем. Пойду-ка до колодца, а ты в лавку сбегай.
  • Сбегаю. Токо заслонку прикрою. Загнета-то жаркая.

  1. Самостоятельная работа

Цель: проверка толкования слов.

8. Предъявление результатов

Утирка – полотенце

Крынка – глиняная посуда для молока (по форме напоминает литровую банку)

Заслонка – черная железная дверца с железной ручкой посередине. Она закрывает вход (дыру) в печь.

Загнёта – место в печи, куда сгребают прогорающие угли (жаркая загнета)

Горнушка – отверстие (небольшое) в печи для сушки варежек, носков

Катанки – валенки (и [н ,])

Отпышнели – запотели

Мост – большой коридор до входа в дом. Неотапливаемый. Здесь ставили ведра с водой, могла стоять ненужная мебель. С моста был вход на террасу (чуланку).

Бадья – ведро

Лавка – магазин

9. Чтение учителем стихотворения А.Яшина «Родные слова»

О чем грустит поэт?

Зачем надо сохранять эти слова?

Давайте поможем не растерять эти слова и мы

10. Домашнее задание на выбор

- Спросить у родных, записать диалектные слова

- Провести опрос среди учителей

- Данные слова дают качественную характеристику человеку. О каких людях так говорят: (карточки со словами)

востряга – это человек…

нетчик - …

бойкуха - …

треплушка - …

забытоха - …

выпытчица –

P.S. Трепетное отношение русского человека к хлебу, его огромная значимость в жизнедеятельности людей отражены в народных пословицах и поговорках: рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова; горькая работа, зато сладок хлеб; без соли, без хлеба – половина обеда и многие другие. Диалектная лексика подтверждает значение этих высказываний: в ней сохраняется бережное отношение к хлебу, подчеркивается нужность этого продукта для приобретения сил и здоровья. Средствами, помогающими почувствовать отношение говорящего, нередко являются суффиксы, причем в них отражается и положительная оценка, и негативная. Например: диалектоносители противопоставляют хлеб, изготовленный из ржаной муки, хлебу, в основе которого пшеничная мука: ржаной хлеб – повседневная еда, пшеничный – праздничная. Это проявляется не только в словообразовании (ср.: аржанина, ржанушка и пшеничник, пшеничничек), но и в том, какими комментариями сопровождают говорящие эти слова: Аржанину одну и ели раньше; не было этого, чтобы белы булочки; На праздник пшеничники пекли. Пшеница-то белая, а белый хлеб только ко празднику пекли. Вместе с тем говорящие понимают ценность ржаного хлеба: В тряпочку начавкают хлеба ржаного с сахаром и дадут ребенку, мозгочит (сосет) ребенок. Со ржанушки-то как осколки растут (как осколок – плотный, упитанный человек).

      Отрицательную оценку в слове мы чувствуем, когда хозяйка сама ругает себя за неудавшуюся выпечку: Испечешь пирог, плохой получится – вот и скажешь: кулебеня; Кулебака – которой не удастся хлеб-от. Пирог-от седни у меня кулебака вышел, стыдно показать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по поэме "Слово о полку Игореве" (Урок1)

Методическая разработка представляет собой первый урок по поэме "Слово о полку Игореве". Урок с применением ИКТ: содержит ссылки на интернет-ресурсы иллюстративного и контролирующего характера....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.     На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...

Методическая разработка урока мужества "Живое слово о войне"

Методическая разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия, посвященного встречи старшеклассников с ветеранами - членами Самарского областного комитета ветеранов войны и военной служ...

Разработка урока "Типы связи слов в словосочетании" (8 класс)

В разработке представлен опыт изучения  согласования, управления и примыкания...

Разработка урока "Фонетическай разбор слова"

Урок для 5 класса по требовапниям ФГОС...

Методическая разработка урока Тема: « Обобщающие слова в предложениях с однородными членами» 5класс

Предмет, класс: урок русского языка в 5 классеТип урока: урок изучения новых знанийЦель:А) (образовательная ) сформировать знания об обобщающих словах, выработать умение правильно писать предложения с...

Разработка урока по теме "Звукобуквенный анализ слов. Гласные и согласные звуки. Слоговой анализ слов типа СУП, СОВА.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25342430","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]           [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...