"Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы "Буквы ё-о после шипящих в корне"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данная работа содержит технологическую карту урока русского языка по теме "Буквы ё-о после шипящих в корне" и средства формирования универсальных учебных действий школьников на каждом этапе урока, построенного на основе технологии критического мышления через чтение и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya1.odt | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование системы деятельности педагога
по обеспечению достижения новых образовательных результатов
при изучении темы
«Буквы ё-о после шипящих в корне»
Содержание
- Пояснительная записка.
- Технологическая карта урока русского языка: «Буквы ё-о после шипящих в корне»
- Список литературы.
Пояснительная записка
Стратегическая задача развития российского образования заключается в обновлении содержания и повышении качества образования, точнее – в достижении его нового качества.
Поэтому главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для достижения нового качества общего образования, новых образовательных результатов. Для обеспечения качественного обновления образования необходимо четко определить существо и основные составляющие современных результатов образования. Это станет методологической основой, смысловым ориентиром его обновления и совершенствования.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция содержания различных образовательных областей», «проектирование рабочих программ, уроков и воспитательных мероприятий», «универсальные учебные действия», «целеполагание», «авторская технология урока», «мониторинг предметных результатов» и многие другие. Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевского подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению».
Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. [Фундаментальное Ядро, с. 67]
В рамках ФГОС основа преподавания русского языка - создание, поддержание и развитие мотивации обучения, в основе которой лежит познавательный интерес, формирующийся последовательно и градационно.
Традиционный урок построен по принципу: “Делай как я – и все будет правильно”. Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.
Предлагаю проследить, как все сказанное выше реализуется в практической деятельности на примере урока по теме «Буквы ё-о после шипящих в корне». Данный урок-зто один из зтапов работы в рамках изучения темы «Морфемика.Орфография. Культура речи».
Цель моей работы - разработать технологическую карту урока русского языка по теме «Буквы ё-о после шипящих в корне» и определить средства формирования универсальных учебных действий школьников на каждом этапе урока, построенного на основе технологии критического мышления через чтение и письмо.
Актуальность выбранной темы я вижу в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Лично для себя привлекательность данной технологии при изучении раздела«Морфемика.Орфография. Культура речи» я вижу в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников.Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поику пути к цели в поле информации и коммуникации.
Тема урока: «Буквы ё-о после шипящих в корне»
Учебник Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2-х кн.Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2012.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели:
1 Предметные
- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ё-о после шипящих в корне»
- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы
- развивать орфографическую зоркость
2. Метапредметные
- формировать умение находить информацию в тексте
- учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов
- учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде
3. Личностные
- строить отношения с людьми
- воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма, национальной гордости за свой язык.
Деятельностная цель: организация работы в группах и парах для открытия и закрепления нового материала.
Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами ё-о после шипящих в корне
смогут на практике применять теоретические знания;
- личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Познавательные УУД:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
Извлекать нужную информацию.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, ИД, ватманы, маркеры.
Технологическая карта урока русского языка
«Буквы ё-о после шипящих в корне».
(УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.)
Этап урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | УУД метапредметные | УУД предметные |
1.Организационный момент. | Организивоть направленное внимание на начало урока | Проверяет готовность рабочих мест. Создает положительный настрой учащихся на урок. | Готовятся к уроку. | Положительное отношение к уроку,Понимание необходимости учения. Следование в проведении моральным и этическим требованиям. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
2.Этап актуализации индивидуального затруднения в пробном действии. | Создать условия для совершенствования своего лексического запаса языка через устное повторение по теме <Чередование глассных О-А в корне>через словарный диктант. | Создает ситуацию,при которой возникает необходимость повторения полученных знаний. Предлагаем детям: -вспомнить материал по теме <Чередование глассных О-А в корне>; -сообщает следуюющее задание,связанное с определением понятий,формулировкой темы урока. Лист ИД | Вспоминают материалы по темам <Чередование глассных О-А в корне>,объясняют написание слов.По созданной проблеме с написанием слов с новой орфограммой формулируют тему урока. | Проявление познавательной активности. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие умения анализировать,сравнивать и сопоставлять. | Повторение пройденного материала По теме <Чередование глассных О-А в корне> |
3.Этап к мотевации учебной деятельности. | Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | Создает проблемную ситуацию на уроке. Перед вами слова: челка,шов,шелк. -Что вы можете сказать про данные слова? Как вы думаете,чему бедет посвящен наш урок? Сообщяет о том,что в конце урока дети должны будут сформировать представление о том,как пишутся слова с буквой Ё-О после шипящих в корне. -Ребята,а каким путем мы сегодня с вами пойдем,чтобы достичь данной цели? | Выясняют с помощью дисскусии, что им необходимо для достижения поставленной в начале урока цели (выясняют,в чем схожесть и различие данных слов,высказывают свою точку зрения). Выбирают тот маршрут,по которому смогут вывести правило написания букв Ё-О после шипящих в корне(это может быть интернет,учебник,справочнаая литература,работа в группах и т.д.)
| Развитие умения постановки познавательной цели. | ||
4.Этап риализации построения проекта. Самомтоятельная работа с самопроверкой и оцениванием. | Сформировать у детей представление о том,как пишутся слова с буквой Ё-О после шипящих в корне. | Демонстрирует слова (карточка №1),предлагает сравнить данные слова и сформулировать правило. Предлагает продемонстрировать свои наработки в виде кластеров,таблиц. Организует самопроверку с помощью учебника. Предлагает проговорить правило в парах. | Высказывают свою точку зрения,работают в группах,обединяя слова по схожим признакам.В каждой группе лежат ватманны и маркеры,где они фиксируют свои результаты и наблюдения.Демонстрируют свои <продукты> классу. Задают выступающим вопросы. Выполняют самопроверку,находят и исправляют ошибки в своих работах.Проговоривают правило в парах. | Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности,умение работать в группах. Проявляют познавательную самостоятельность и активность. Осознание ответственности за общее дело. Умение выступать перед классом. | Аргументация своего мнения. Высказывание своего мнения. Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в полученной информации. По ходу выполнение задания. | Грамотное построение устного высказывания. Работа со справочной литературой. |
5.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. | Создать у детей представление о том,как используется данная орфограмма и закрепить ее на практике. | Организует работу с ИД,в группах. Предлагает ответить 6на вопросы. | Работают по карточкам,кластерам,таблицам,объясняя свои действия. Отвечают на вопросы. | Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. | Работа по алгоритму,по предложенному правилу. | Закрепление значений по данной орфограмме. |
7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 8.домашнее задание. | Сформулировать личную ответственность за результаты деятельности. Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала. | Подводить итоги совмесной и индивидуальной деятельности учеников. Предлагает совместно (на шкале) выявить недостатки знаний и умений по данной теме. Проводить инструктаж по выполнению домашнего задания. | Фиксируют материал,изученный на уроке,выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем,оценивают личный вклад в резулитаты коллективной деятельности через разработанную шкалу. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятелльности. Понимать личную ответственность за резыльтаты деятельности. Самооценка на основе критерия успешности. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятелльности. Понимать личную ответственность за полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать свое мнение,учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. | |
Карточка 1
Шёлк,чёлн,щёки,капюшон,чёрточка,шов,крыжовник,шёл.
Карточка 2
Комментированное письмо. Вставьте буквы,объясните написание слов.
Ш..пот , пч..лы,ж..рдочка,же..луди,ш..мпол,в капюш..не.
Карточка 3
Первая группа: упр.457 (самостоятельно)
Вторая группа: запишите слова в два столбика ше..рстка,ч..лка,ш..рох,расч..ска,ш..колад.
Третья группа: найдите лишнее слово
отч..т,ж..ккей,ч..рствый;
ш..колад,ж..лтый,ш..рох.
Список литературы
1 Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2 Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
3 Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
4 Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
5 Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. Письмо от 21 мая 2004 г. № 14-51-140/13. Министерство образования Российской Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2013.
7. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /
Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. –
М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование системы деятельности педагога, по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Цель: Научить различать понятия: добро и зло, формировать положительные, моральные качества и этические представления у детей старшего дошкольного возраста....
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция ...
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция ...
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России (первые и вторые классы) перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Чт...
Проектирование систем деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных ресурсов при формировании коммуникативных универсальных действий на уроках развития речи в 8 классе
Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. ...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы «Местоимение» в 6 классе
Реализация системно-деятельностного подхода на современном уроке русского языка...