Рабочая программа по русскому языку в 8 классе
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Муравьева Марина Валериевна

Рабочая программа по русскому языку в  8 классе 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Волченковская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                                                                   Утверждаю

                                                                          Директор МБОУ Волченковской СОШ

                                                                  ________________А.И. Устинова

                                                                «____»________________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку  для 8 класса

 (базовый уровень)

Составитель   Муравьева М.В.  – учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

2014 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку  составлена и разработана  на основании  «Закона об образовании РФ», примерной Программы основного общего образования по русскому языку   для общеобразовательных школ  2008 года,  и программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов: Баранова М.Т., Ладыженской  Т.А., Шанского Н.М., Москва: Просвещение, 2008., Базисного учебного плана школы на  2013/2014 учебный  год, Федерального перечня учебников на 2013/2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 г., № 1067), Федерального образовательного стандарта 2004 года. Используется  учебно-методический комплект Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина., «Просвещение», 2014 год.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы:

- пояснительную записку

- общую характеристику учебного предмета

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане

- описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

- предметные результаты освоения учебного предмета

- содержание учебного предмета

- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

- календарно-тематическое планирование

- описания материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Цели обучения преподавания русского языка:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 года в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

 Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ Волченковской СОШ и   миссией школы: 

создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического и творческого развития личности обучающегося.

Важнейшими актуальными  условиями реализации разработанной программы и целесообразности использования авторской программы  М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской,  Н.М. Шанского являются цели и задачи, указанные в основной образовательной программе МБОУ Волченковской СОШ:

Цели:

- обеспечение условий  для становления и развития отношений ученика и учителя, развития личности школьника, удовлетворения его творческих способностей;

-обеспечение доступности получения качественного образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего  образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

 Задачи:

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- повышение качества обучения и воспитания, развитие индивидуального подхода к обучащимся, внедрение системы учета их индивидуальных достижений

-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

     Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); для хранения и передачи информации; для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.  В 8  классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 7 классе в разделе "Повторение пройденного в 5-6 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника "Русский язык. 8 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

Межпредметные связи

Русский язык  тесно связан с другими учебными предметами и, в первую очередь, с литературой. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Русский язык  взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках русского языка формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием русский язык  обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Описание места  учебного предмета  «Русский язык» в учебном плане

Программа рассчитана на 102  часа (3  часа в неделю), по учебному плану школы на изучение русского языка в 8  классе отводится 102 часа в год  (3 часа в неделю).

Описание  ценностных  ориентиров  содержания учебного предмета «Русский язык»

     Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения русскому языку:

1)      формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2)      понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3)      сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4)      овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5)      овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Планируемые предметные результаты  освоения учебного предмета «Русский язык»

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

- учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 8  классе.

По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и систематическом отношении использовать языковые средства в тексте разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Основными формами и методами контроля за знаниями, умениями и навыками являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, ОК, ПК, контрольных и словарных диктантов, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов: итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

 Критерии оценки знаний учащихся.

При проверке знаний, умений и навыков школьников большое значение имеет их объективная оценка, при этом во всех школах должен быть единый подход к определению качества успеваемости. Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний выступает в качестве тонкого и весьма острого инструмента воздействия на учащихся. Высокая оценка знаний может и воодушевлять школьника к учению, но может и расхолаживать его. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать школьника к усилению своей учебной работы, и отбивать охоту к учению. Вот почему время от времени возникают дискуссии, которые то облекаются в форму борьбы с так называемой процентоманией, т.е. с намеренным завышением оценок знаний учащихся, то принимает форму предложений о переводе учащихся из класса в класс независимо от качества их знаний, как это делается в некоторых зарубежных странах.
Было время, когда вообще отрицалась необходимость оценки знаний учащихся, потом были введены две оценки – удовлетворительно и неудовлетворительно. С 1935 г. в школе начала использоваться пятиступенчатая система словесных оценок (отлично, хорошо, посредственно, плохо и очень плохо), которая в 1944 г. была заменена пятибалльными цифровыми оценками: 5, 4, 3, 2, 1.
Исторический опыт, однако, показывает, что борьба с субъективизмом и процентоманией при оценке знаний учащихся должна идти не в направлении игнорирования успеваемости при переводе их в следующие классы и выпуска из школы, а только путем повышения качества обучения и совершенствования методики проверки и оценки знаний. В этом смысле важно, чтобы учителя придерживались тех общих критериев, которые должны лежать в основе оценки знаний учащихся. В чем же суть этих критериев?
Балл «5» выставляется за такие знания, когда: а) ученик обнаруживает усвоение всего объема программного материала, б) выделяет в нем главные положения, в) осмысленно применяет полученные знания на практике, г) не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также в письменных работах и выполняет последние уверенно и аккуратно, д) легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.
Балл «4» выставляется тогда, когда: а) ученик выявляет знание материала, б) отвечает без особых затруднений на вопросы учителя, в) умеет применять полученные знания на практике, г) в устных ответах не допускает серьезных ошибок и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, д) в письменных работах делает незначительные ошибки.
Знания, оцениваемые баллами «5» и «4», как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.
Балл «3» выставляется за знания, когда: а) ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя, б) предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы, в) допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.
Балл «2» выставляется тогда, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть
его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки

 

    Содержание изучаемого предмета «Русский язык»

Вводный урок.

Понятие языка. Понятие «государственный язык». Понимать статус русского языка как государственного.                

Повторение изученного в 5-7 классах.

Буквы Н и НН в суффиксах  различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание дефиса.

Синтаксис и пунктуация.

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса. Пунктуация как система правил в предложениях. Словосочетание и предложение как единица синтаксиса.   Виды и средства синтаксической связи.  Текст как единица синтаксиса.

Словосочетание.

Словосочетание как единица синтаксиса. Основные виды словосочетаний по морфологическим признакам. Виды связи словосочетаний. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Простое предложение.

Предложение как основная единица синтаксиса.  Структура простого предложения. Основные типы грамматических основ. Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.

Двусоставное предложение.

Главные члены двусоставного предложения. Виды сказуемого. Простое и составное сказуемое.  Составное глагольное сказуемое.  Составное именное сказуемое.  Способы его выражения.  Тире между подлежащим и сказуемым. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения.

Определение дополнения. Способы выражения дополнения.  Согласованное и несогласованное определения. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. Обстоятельство. Способы его выражения.  Главные и второстепенные члены предложения.

Односоставные предложения.

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений. Определенно-личные предложения, их структурные особенности.  Неопределенно-личные предложения, их структурные особенности. Обобщенно-личные предложения.  Безличные предложения.  Назывные предложения. Их структура. Неполные предложения.  Осложненные неполные предложения.

Однородные члены предложения.

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи  однородных членов  предложения. Однородные и неоднородные определения.  Однородные  члены, связанные  сочинительными союзами и пунктуация  в них.  Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них.  Синтаксический и пунктуационный разбор  предложений с однородными членами.

Обособленные члены предложения.

Понятие об обособленных членах предложения.  Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Обособление определений с обстоятельственным оттенком  значения. Обособление согласованных приложений. Знаки препинания при них. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.  Отсутствие или наличие запятой перед союзом –КАК. Обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом.  Обособленные уточняющие члены предложения.  Уточняющие поясняющие присоединительные  члены предложения, их  смысловая и интонационная особенность.  

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

Обращение, его функции и способы выражения.  Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений. Вводные конструкции и знаки препинания при них. Вводные предложения, знаки препинания при них. Вставные конструкции.

Синтаксические конструкции с чужой речью.

Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания. Понятие «косвенная речь». Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них. Правила оформления цитат.

Повторение и систематизации изученного в 8 классе.

Морфология и синтаксис как  разделы грамматики. Разнообразие синтаксических конструкций.  Пунктуация как система правил, роль знаков препинания. Классификация речевых и грамматических ошибок. Нормы русского литературного языка в построении словосочетаний и предложений.  Комплексный анализ текста.

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки  учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

фактически

1-2.

 Понятие языка

Урок усвоения новых знаний.

Понятие «государственный язык»

Понимать статус русского зыка  как государственного

Ответы на вопросы.

Составить устное высказывание о русском языке

Повторение изученного в 5 – 7-х классах.

3-4.

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастиях и наречиях.

Повторительно-обобщающий урок.

Правописание Н и НН в частях речи.

Уметь опознавать слова с изучаемой орфограммой.

Объяснительный диктант, анализ текста.

§ 4, упр. 24. По опорным словам  составить предложения. Определить синтаксическую роль слов с Н и НН.

5-8.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Повторительно-обобщающий урок.

НЕ с глаголами и деепричастиями, существительными, прилагательными, наречиями на О, местоимениями.

Уметь безошибочно писать части речи с НЕ.

Диктант «Проверь себя»

§ 5 , упр. 36. Из художественного текста выписать предложения с НЕ.

9

Р.р. Подробное изложение с грамматическим заданием. Упр. 54.

Сочинение «Золотая осень в Карелии»

Урок развития речи.

Стили и типы речи, анализ содержания. Языковые средства.

Уметь пересказать текст, определить проблему и позицию автора.

Изложение

Сочинение.

Определить части речи.

10-11

Правописание дефиса.

Повторительно-обобщающий урок

Дефис в разных частях речи.

Уметь употреблять дефис в разных частях речи.

Творч. комментир. письмо

Составить сложный план устного ответа «Правописание дефиса в разных частях речи».

12-13.

Контрольная работа «Ночное путешествие» По Ю. Казакову

Урок контроля

Правописание НЕ, НИ, НН, дефиса с различными частями речи.

Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные правила

Диктант с грамматическим заданием.

Синтаксис и пунктуация

14

Синтаксис как раздел грамматики.

Урок усвоения знаний.

Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса.

Уметь определять границы словосочетаний.

Синтаксический разбор предложений

§ 6, упр. 39

15

Пунктуация как система правил  в предложениях.

Урок усвоения знаний.

Пунктуация как раздел лингвистики.

Понимать роль знаков препинания .

Практический разбор

Анализ эпизода из «Капитанская дочка» А.С, Пушкина

16

Словосочетание и предложение как единица синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Урок усвоения знаний.

Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение.

Знать интонационные средства синтаксиса.

Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.

§ 6, упр. 39 – 40

17.

Р.р. Текст как единица синтаксиса.

Урок развития речи.

Композиция текста.

Из слов составить предложения. Включить эти предложения в текст.

§ 7, упр. 47, 48. проанализировать свое сочинение.

Словосочетание

18

Словосочетание как единица синтаксиса.

Урок усвоения знаний.

Основные виды словосочетаний по морфологическим признакам.

Знать основные виды словосочетаний

Составление словосочетаний по схемам.

§ 9, упр. 58

19

Виды словосочетаний по способу связи слов.

Урок усвоения новых знаний.

Виды связи словосочетаний

Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Распределить словосочетания. Согласовать  зависимое слово с главным.

§ 11, 12, , составить словосочетания с данными словами, схемы.

20

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Урок закрепления изученного

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Уметь использовать в речи словосочетания без нарушения их нормы.

Редактирование текста.

Составить задание  к тексту.

21

Предложение как основная единица синтаксиса.

Урок усвоения новых знаний

Предложение как основная единица языка

Знать основные признаки предложения.

Выразительное чтение. Определение границ предложения.

§ 8, упр. 51 (письменно), упр. 52 (устно). Устное сообщение  «Что я знаю о предложении».

Простое предложение

21

Синтаксическая структура простого предложения.

Урок усвоения новых знаний

Структура простого предложения, Основные типы грамматических основ.

Уметь производить разбор простого предложения.

Комментируемое письмо. Разбор предложения по членам, составление схем.

§ 13, упр. 75

22.

Порядок слов в предложении. Интонация.

Урок закрепления изученного.

Прямой и обратный порядок слов.

Уметь интонационно правильно произносить предложения.

Выразительное чтение текстов.

§ 14, 15, , упр. 87

23

Р.р. Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности.

Урок развития речи.

Сопоставительный

анализ репродукции А. Баулина и С.В, Герасимова с изображением одного и того же  памятника русской архитектуры. План сочинения. Жанровое разнообразие (рассказ, письмо, дневниковая запись).

Знать структуру  текста – описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ.

Сочинение – описание памятника.

Двусоставные предложения

24

Главные члены двусоставного предложения.

Урок усвоения новых знаний.

Главные члены двусоставного предложения.

Уметь находить подлежащее и сказуемое в тексте.

Предупредительный диктант.

§ 17, упр. 93

25-26.

Виды сказуемых. Простое и составное сказуемое.

Урок усвоения новых знаний.

Виды сказуемого.

Знать виды сказуемого.

Составить предложения  с фразеологизмами в роли сказуемого.

§ 618, 19,  упр. 97

27

Р.р. Публицистическое сочинение  о памятнике архитектуры.

Урок развития речи.

Сочинение на основе упр. 101-102.

Уметь создать текст публицистического характера.

Подготовить рабочие материалы.

Сочинение.

28-29

Составное глагольное сказуемое

Урок усвоения новых знаний.

Составное глагольное сказуемое, способы его усвоения.

Знать структуру составного глагольного сказуемого.

Замен. Составн. глаг. сказуемого. План § 20.

§ 21,  упр. 108

30-31

Составное именное сказуемое. Способы его выражения.

Урок усвоения новых знаний.

Составное именное сказуемое . Способы его выражения.

Знать структуру составного именного сказуемого.

Комментируемое письмо.

32

Тире между подлежащим и сказуемым.

Урок усвоения новых знаний.

Особенности связи  подлежащих и сказуемых.

Определять способы выражения подлежащих и сказуемых.

Объяснительный диктант

§ 22,  упр. 108

33

Виды сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым.

Закрепление изученного.

Виды сказуемых.

Уметь определять морфологические способы выражения сказуемых.

Конструирование предложений по определенной модели.

Составление устного высказывания «Тире между подлежащим и сказуемым».

Второстепенные члены предложения.

34

Дополнение Способы выражения дополнения.

Урок усвоения новых знаний

Дополнение прямое и косвенное

Знать определение дополнения, различать прямые и косвенные дополнения.

Разбор предложения по членам. Осложненное списывание.

§ 24,  упр. 130

35-36

Согласованное и несогласованное определение. Способы выражения  определений

Урок усвоения и закрепления.

Согласованное и несогласованное определение. Способы выражения  определений

Уметь различать согласованные и несогласованные определения, определять способы их выражения.

Творческое списывание.

§ 25,  упр. 135

37

Приложение как  разновидность определения.

Урок усвоения новых знаний.

Приложение как  разновидность определения.

Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов.

Составить план к теоретическому материалу параграфа.

§ 26,  упр. 141

38-39

Обстоятельство. Способы его выражения.

Урок усвоения новых знаний

Виды обстоятельств по значению

Уметь различать виды обстоятельств.

Конструирование предложений.

§ 27,  упр. 159

40-41

Главные и второстепенные члены предложения.

Повторительно-обобщающий урок

Главные и второстепенные члены предложения.

Уметь определять грамматические основы.

Предупредительный диктант.  Графический диктант.

§ 28,  упр. 160

43

Контрольная работа «Языки» (по «Детской энциклопедии»)

Урок контроля

Главные и второстепенные члены предложения.

Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения.

Текст.

44

Анализ контрольной работы

Односоставные предложения

45

Главный член односоставного предложения

Урок усвоения новых знаний

Односоставные предложения. Их основные группы.

Знать структурные особенности  односоставных предложений

Составить диалоги с употреблением 1 и 2 лица глаголов.

§ 30,  упр. 172

46

Определенно-личные предложения, их структурные особенности

Урок усвоения новых знаний

Определенно-личные  предложения

Уметь различать односоставные и двусоставные предложения.

Составить диалоги с употреблением 1 и 2 лица глаголов.

§ 32,  упр. 185

47

Неопределенно-личные предложения, их структурные особенности

Урок усвоения новых знаний

Неопределенно-личные  предложения, их структура

Знать особенности неопределенно-личных предложений

Сопоставительный анализ определенно-личных и неопределенно-личных предложений

§ 33,  упр. 191

48

Обобщенно-личные предложения.

Урок усвоения новых знаний

Обобщенно-личные предложения.

Знать функцию определенно-личных предложений, обобщенных предложений

Продолжить известные пословицы

Написать сочинение по пословице.

49

Безличнее предложения.

Урок усвоения новых знаний

Безличнее предложения, их структурные  и смысловые особенности

Знать структурные особенности безличных предложений

Составить предложения по схемам.

 § 35,  упр. 205

50

Назывные предложения. Их структура

Урок усвоения новых знаний

Назывные предложения. Их структура и смысловые особенности.

Знать структурные особенности назывных предложений.

Анализ фрагмента стихотворений Ф.Ф. Фета и А. Т. Твардовского.

§ 31,  упр. 180

51

Неполные предложения

Урок усвоения новых знаний.

Неполные предложения.

Знать неполные предложения.

Преобразование полных предложений в неполные.

§ 37,  упр. 215

52

Контрольная работа «Колокольный звон над Москвой» (по А. Цветаевой)

Урок контроля

Виды односоставных предложений.

Уметь различать односоставные предложения.

Зачет.

53.

Анализ контрольной работы

54

Понятие об осложненном предложении.

Урок усвоения новых знаний.

Осложненные и неполные предложения.

Уметь находить осложненные предложения.

Конструирование предложения.

§ 39,  упр. 222

Однородные члены  предложения

55

Понятие об однородных  членах предложения. Средства связи  однородных членов предложения.

Урок усвоения новых знаний.

Предложения с однородными членами.   Средства связи  однородных членов предложения.

Уметь опознавать однородные (распространенные)  члены предложения, выраженные  различными частями речи – ряды однородных членов предложения.

Сопоставительные  конструкции с распространенными и нераспространенными членами предложения.

§ 40,  упр. 226

56-57

Однородные и неоднородные определения.

Урок усвоения новых знаний.

Однородные и неоднородные определения

Уметь различать однородные и неоднородные члены предложения.

Составить конспект текста, правила.

§ 41,  42, упр. 239, 244 (I, II).

58-59

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.

Урок усвоения новых знаний.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах.

Комментированное письмо. Составление схемы предложений.

§ 43,  упр. 252

60

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Урок усвоения новых знаний

Обобщающие слова при однородных членах предложения  и знаки препинания при них.

Уметь находить обобщающие слова при однородных членах предложения.

Составить схемы.

§ 44,  упр. 272

61-62

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Урок закрепления знаний

Обобщающие слова при однородных членах предложения  и знаки препинания при них.

Уметь находить обобщающие слова при однородных членах предложения.

Творческий диктант.

Задания по карточкам.

63

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений однородными членами.

Повторительно-обобщающий урок.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений однородными членами.

Уметь производить разбор

Написать сочинение – миниатюру в разных стилях (по выбору).

§ 45, 46,  упр.277, 280.

64

Систематизация и обобщение по теме «Однородные члены предложения»

Повторительно-обобщающий урок

Средства связи однородных членов предложения

Уметь распознавать и строить, читать предложения  с однородными челнами предложения.

Объяснительный диктант.

§ 40-46,  подготовить сообщение об однородных членах.

65-66

Контрольная работа «Как состроена изба» (по Э. Шиму)

Урок контроля

Однородные члены предложения

Уметь анализировать текст с однородными членами предложения

Комплексный анализ текста.

Обособленные члены предложения

67-68

Понятие об обособленных членах предложения.

Урок усвоения новых знаний

Понятие об обособленных второстепенных членах предложения.

Иметь представление  об обособленных второстепенных членах предложения.

Комментированное письмо.

§ 47,  упр. 289

69-70

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.

Урок усвоения новых знаний

Обособленное определение.

Уметь распознавать и обособлять в тексте согласованное распространенное и нераспространенное определение.

Нахождение обособленных определений в тексте, их выделение.

§ 48,  упр. 300

71-72

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения.

Урок закрепления изученного.

Обособление определений с обстоятельственным  значением.

Уметь выделять определения с обстоятельственным значением.

Составить план «Обособление несогласованных определений»

Из художественной литературы  выписать отрывок с обособленными определениями.

73-74

Обособление согласованных приложений. Знаки препинания при них.

Уроки усвоения и закрепления знаний.

Обособление приложений.

Уметь обособлять приложения.

Составить схемы предложений

§ 51,  упр. 320

75-76

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.

Уроки закрепления изученного.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

Уметь в тексте выделять одиночные деепричастия и деепричастный оборот.

Придумать и записать предложения, используя в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты.

§ 51,  упр. 322

77

Отсутствие или наличие запятой  перед союзом –КАК-.

Повторительно-обобщающий урок.

Отсутствие или наличие запятой  перед союзом –КАК-.

Знать правила постановки запятой перед союзом – КАК -

Синтаксический разбор предложения.

Из текстов художественных произведений  выписать предложения с союзом  -КАК -

78

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Урок усвоения новых знаний

Обособление обстоятельств, выраженных  существительными с предлогами.

Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Диктант «Проверь себя».

Упр. 323

79

Обособленные уточняющие члены предложения

Урок усвоения новых знаний.

Обособленные уточняющие члены предложения

Иметь представление об уточняющих членах предложения, выделять из запятыми.

Синтаксический разбор предложений.

§ 52,  упр. 326, 327.

80-81

Уточняющие поясняющие присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность

Урок закрепления изученного

Уточняющие поясняющие присоединительные члены предложения.

Умение производить смысловой анализ  произведений,  их особенности.

Составить рассказ из 5-6 предложений: «Вид из окна», «На реке»,  используя уточняющие члены предложения.

§ 53, 54,  упр. 330, 333.

82

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения».

Повторительно-обобщающий урок

Обособление второстепенных членов предложения.

Уметь определять и выделять обособленные члены предложения.

Предупредительный диктант.

§47-54, сообщение на тему: «Отличие в обособлении согласованных определений и приложений.

83

Контрольная работа «Василий Поленов» (по Э. Патсон)

Урок контроля

Выделять на письме обособленные члены предложения.

Диктант.

84

Анализ контрольного диктанта

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

85

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении.

Урок усвоения новых знаний.

Обращение, его функции и способы выражения.

Иметь представление об обращениях.

Составить таблицу «Запятая при обращении».

§ 55, 56 ,  упр. 346, составить диалог о простом предложении.

86

Знаки препинания при обращении. Употребление обращений.

Урок закрепления изученного.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Уметь правильно произносить предложения, употребляя формы обращений в различных речевых ситуациях.

Чтение стихотворения А.С, Пушкина «Няня». Объяснить знаки препинания при обращении.

§ 57, 58,  упр. 355.

87

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) и знаки препинания при них.

 Уроки усвоения и закрепления знаний.

Вводные конструкции и знаки препинания при них.

Уметь употреблять в речи  вводные слова с учетом речевой  ситуации.

Конструирование предложений. Взаимодиктант.

§ 59-62,  упр. 369

88

Вводные предложения, знаки препинания при них.

Урок усвоения новых знаний.

Вводные предложения, знаки препинания при них.

Уметь употреблять в речи вводные предложения.

Составить связные тексты на заданную тему.

Написать письмо в редакцию журнала или газеты, с использованием обращений, вводных слов в предложениях.

89

Вставные конструкции

Урок усвоения новых знаний.

Иметь представление  о вставных конструкциях.

Диктант «Проверь себя»

Составить ответ – рассуждение «Что общего между обращениями и вводными словами и чем они отличаются?»

90

Систематизация и обобщение изученного по теме.

Повторительно-обобщающий урок.

Вводные  конструкции  как средство выражения  оценки высказывания.

Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями.

Анализ 3-го явления 10го действия комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Исправить предложения со словами – сорняками.

91

Контрольная работа. По произведению Л. Андреева «Петька на даче»

Урок контроля.

Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на на собеседника.

Уметь производить синтаксический  разбор предложений с вводными конструкциями, правильной расстановки знаков препинания.

Зачет.

92

Анализ контрольного диктанта

Синтаксические конструкции с чужой речью

93

Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью, знаки препинания.

Урок усвоения новых знаний.

Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.

Знать основные способы передачи прямой речи

Составление схем, конструирование предложений с прямой речью по схемам.

§ 65,  упр. 405

94.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Урок усвоения новых знаний.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Знать понятие «косвенная речь», уметь различать речь прямую и косвенную.

Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи.

§ 66-68,  из художественных произведений выписать предложения с прямой  речью.

95

Цитаты и знаки препинания при них.

Урок усвоения новых знаний.

Цитаты и знаки препинания при них.

Знать правила оформления цитат.

Записать под диктовку текст.

Подобрать 2-3 цитаты о русском языке, его богатстве.

96

Систематизация и обобщение изученного по теме.

Повторительно-обобщающий урок.

Способы передачи  чужой речи, прямая и косвенная речь.

Уметь производить синтаксический разбор.

Объяснительный диктант.

Упр. 410, задание по карточкам.

Повторение и систематизация изученного  в VIII  классе

97

Морфология и орфография

Повторительно-обобщающий урок.

Морфология и синтаксис как разделы  грамматики. Разнообразие синтаксических конструкций.

Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам.

Анализ текста.

§ 75,  упр. 436

98

Синтаксис и пунктуация.

Повторительно-обобщающий урок.

 Пунктуация как система правил правописания предложений.

Понимать смыслоразличную роль знаков препинания

Взаимодиктантю

§ 74,  составить инструкцию о выборе знаков препинания в синтаксических конструкциях.

99

Синтаксис и пунктуация.

Урок контроля.

Классификация речевых и грамматических ошибок.

Уметь  оценивать текст  товарища.

100

Контрольная работа. «Незнакомая усадьба» (По А. Чехову»

Уроки контроля.

Синтаксис и пунктуация простого предложения.

Уметь анализировать текст.

Комплексный анализ текста.

101

Анализ контрольного диктанта

102

Итоговый урок

Итого: 102  часа

Материально-техническое  и учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Оборудование: плакаты, таблицы, портреты писателей,  поэтов, мультимедийная установка и ПК, магнитофон, экран на штативе, телевизор, видеомагнитофон, комплекты методической и дидактической литературы, карточки  с заданиями, индивидуальные разрезные карточки.

На уроках предполагается использовать компьютерные презентации при изучении биографий известных лингвистов, при анализе текстов, выполнении тестов, написании сочинений. Также предлагается просмотр видеосюжетов из экранизаций произведений.

Словари: О.С.Ахманова        Словарь омонимов русского языка.      С.И.Ожегов        Словарь русского языка. З.Е.Александрова        Словарь синонимов русского языка.     М.Р.Львов        Школьный словарь антонимов русского языка.   В.В.Иванов        Школьный словарь иностранных слов.  М.Т.Барано Школьный словарь образования слов русского языка.       В.П.Жуков, А.В.Жуков        Школьный фразеологический словарь русского языка.          В.И.Даль        Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах).     А.Н.Тихонов        Словарь русских личных имен.    А.Н.Тихонов        Школьный словообразовательный словарь русского языка.    В.В.Лопатин        Орфографический словарь русского языка: Прописная или строчная?       М.С.Лапатухин и др.        Школьный толковый словарь русского языка.   Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков        Орфографический словарь.     Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.В.Шанская        Краткий этимологический словарь русского языка.   П.А.Лекант, В.В.Леденева        Школьный орфоэпический словарь русского языка. Культура речи   учителя        

Методические пособия: А.А.Мурашов  Филологический анализ художественного текста        Н.М.Шанский,  Ш.А.Махмудов  Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий.        Е.А.Владавская  Русский язык в таблицах:  5-9 класс  С.Е.Крючков. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы        С.С.Петровская. Упражнения по стилистике русского языка И.Б.Голуб.  Виды разборов на уроке русского языка        Е.А.Еремина. Русский язык и культура речи. Учебное пособие        О.Я.Гойхман. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся        . Дифференцированное обучение на уроках русского яз. Занимательно о русском языке.        В.А.Иванова и др. Опрос на уроках русского языка.        Г.А.Богданова. Сборник текстов для проведения устного  экзамена по русскому языку за курс основной школы. Т.М.Пахнова. Методика развития речи на уроках русского языка Н.Е.Богуславская

Дидактический материал: Разрезные карточки с заданиями для индивидуальной работы         Н.О. Крамаренко.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор “Русский язык” (система обучающих тестов);

– репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);

– репетитор “Русский язык” (весь школьный курс);

– обучающая программа “Фраза”;

– программа “Домашний репетитор”;

– орфотренажер “Грамотей

Используемая литература

Литература для учителя

1 . Тростенцова Л.А. , Ладыженская Т,А. Русский язык. Учебник для 8  класса общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2014.

2 Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. - М., «Просвещение»,2010.

3 Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 8-9 класс- Саратов, издательство « Лицей», 2008.

4 Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М. « Айрис пресс» 2010

5 Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка-М., « Просвещение», 2011.

6. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 8 класса –журнал «Русский язык в школе», №3, 2003.

7. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 8 класса –журнал «Русский язык в школе», №4, 2003.

8. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 8 класса –журнал «Русский язык в школе», №5, 2003.

9. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 8 класса –журнал «Русский язык в школе», №6, 2003.

10. Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 8 класса –журнал «Русский язык в школе», №1, 2004

11.  Костяева Т.А. Ориентировачное планирование по русскому языку для 8 класса –журнал «Русский язык в школе», №\2, 2004.

12. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 2011.

Литература для учащихся

13. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.,  «Просвещение», 2011.

14. Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии-М., «Просвещение», 2011.

15. Иванова В.А. Потиха З.А. Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке.- Л., «Просвещение», 2008

16. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 2012.

17. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных  слов. – М.,  2012

18. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М., «Просвещение», 2000.

19. Тихонов А. Н.Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., «Просвещение», 2008.

20. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М.,2010.

21. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 2011.

 Согласовано

Заместитель директора по УВР

______________В.Н. Ососкова

«___» __________2014  г.

Согласовано   на заседании Т/О

«Освоение новыми педагогическими технологиями»

Протокол №     от «___» ____________ 2014  г.

Руководитель Т/О   __________ Т.П. Анохина

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

№ п/п

Наименование урока

Дата проведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...