Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению о маме по теме: «Мама, милая мама».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цели урока:
1. Актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).
2. Формирование навыков в составлении текста-рассуждения.
3. Развитие устной и письменной речи.
4. Привитие любви к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_o_mame.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению о маме по теме: «Мама, милая мама».
Цели урока:
1. Актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).
2. Формирование навыков в составлении текста-рассуждения.
3. Развитие устной и письменной речи.
4. Привитие любви к русскому языку.
Оборудование урока: схема, тексты, раздаточный материал, опорные карточки
Опережающее обучение: типы речи (описание, повествование, рассуждение)
Схема.
1. ТЕЗИС – то, что надо доказать.
2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – аргументы.
3. ВЫВОД - итог рассуждения.
Пословицы о маме.
- Птица рада весне, а дитя - матери.
2. Сердце матери лучше солнца греет
2. Ближе матери друга нет.
3. Материнская молитва со дна моря достаёт.
4. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
Раздаточный материал:
Текст №1
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)
Текст 2:
Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!” (А. Толстой)
Текст 3:
Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод
Ход урока
I. Повторение пройденного о типах речи.
Учитель. Какие вы знаете типы речи?
Ученик. Я знаю три типа речи: описание, повествование, рассуждение.
Учитель. Что такое описание?
Ученик. Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?
Учитель. Что такое повествование?
Ученик. Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос что произошло?
Учитель. Что такое рассуждение?
Ученик. Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?
Работа в группах.
Учитель. Прочитайте тексты.
1 группа.
Текст 1:
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)
2 группа.
Текст 2:
Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!” (А. Толстой)
3 группа.
Текст 3:
Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод
К какому типу речи относится каждый из этих текстов?
Ученик. Первый текст относится к описанию.
Учитель. Почему относится к описанию?
Ученик. Потому что здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой?
Учитель. К какому типу речи относится второй текст?
Ученик. Второй текст относится к повествованию.
Учитель. Почему к повествованию?
Ученик. Потому что здесь рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку и к этим словом можно задать вопрос что делал?.
Учитель. К какому типу речи относится третий текст?
Ученик. Этот текст относится к рассуждению, в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.
II. Объяснение нового материала.
Учитель. Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение о маме. Из скольких частей состоит сочинение-рассуждение?
Ученик. Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезиса, доказательства и вывода.
Учитель. Что такое тезис?
Ученик. Тезис – это основная мысль текста, которую нужно доказать.
Учитель. Что такое доказательство?
Ученик. Доказательство – это примеры, доказывающие основную мысль текста.
Учитель. Что такое вывод?
Ученик. Вывод – это заключение рассуждения.
Учитель. Любите вы свою маму и за что вы её любите?
Ученик. Мама - самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь.
Ученик. В трудную минуту мы всегда зовем на помощь маму.
Ученик. Она раньше всех встает, позже всех ложится.
Ученик. Мама заботится о нас, радуется и горюет вместе с нами.
Учитель. Какие пословицы сложили народы мира, говоря о маме, о материнской любви?
Ученик. Материнская ласка конца не имеет.
Ученик. Всякой матери свое дитё мило.
Ученик. Птица рада весне, а дитя - матери.
Ученик. Ближе матери друга нет.
Ученик. Сердце матери лучше солнца греет.
Ученик. Материнская молитва со дна моря достаёт.
Ученик. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
Учитель. У текста рассуждения есть особенные слова, которые помогают связать части рассуждения.
При составлении тезиса можно применить эти слова:
- Докажем это…
- Это можно доказать так…
- Почему и вот почему…
- Это объясняется следующим образом
При доказательстве:
- Во-первых,…
- Во-вторых,…
- В-третьих,…
- Допустим…
При выводе:
- Итак,…
- Обобщим сказанное,,…
- Таким образом,…
- Следовательно,...
Отработка структуры текста - рассуждения.
Текст
Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.
Учитель. Прочитайте текст, выделите три основные части и вставьте специальные слова.
Работа по опорным карточкам
Части рассуждения Примеры
1. Тезис. Мама - самое священное слово на земле. Это можно доказать так.
2.Доказательства.
1.Во-первых, человек рождается и умирает со словом мама.
2.Во-вторых, хлебороб благодарит землю матушку. Называет её кормилицей.
3.В-третьих, раненый солдат, умирая, шепчет: «За Родину-мать»
3. Выводы. Таким образом, все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.
Учитель. Применять в тексте специальные слова вы научились. Попробуйте, применяя слова и языковые обороты, написать сочинение- рассуждение о маме. В своём сочинении вы можете использовать пословицы о маме
Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по теме «При солнышке тепло, а при матери добро».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.
Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся. При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...
Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....
Урок развития речи 7 класс Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна».
Изложение по тексту Куприна "Тапер"...
Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)
Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....
Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся...
Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе
Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч...