Конспект урока русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению 9.3
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок развития речи, обучение сочинению-рассуждению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obuchenie_sochineniyu-rassuzhdeniyu9.3.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 9 классе
Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению 9.3
Тип урока: урок развития речи, обучение сочинению-рассуждению
Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения; развивать навыки написания текста данного типа; выстроить алгоритм работы над сочинением
Оборудование урока: рабочие тетради, доска, памятки, словарь Ожегова, компьютер, экран, компьютерные презентации.
Ход урока
- Организационный. Этап постановки целей урока и мотивации.
- Здравствуйте, садитесь
- Исходя из высказывания известного лингвиста, определите тему нашего урока:
«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» В. Литвинов (сочинение-рассуждение) Слайд 2
Запишем тему урока в тетрадях:
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на философскую тему 9.3
- Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы написать сочинение – рассуждение?
- Как вы считаете, пригодится ли этот урок вам в дальнейшем?
Что можно считать одним из условий успешного выполнения этого задания? Начитанность.
И второе важное условие – умение проникать в смысл читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приемами анализа текста, уметь подбирать необходимые аргументы.
Именно этим мы и займемся сегодня на уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение-рассуждение в формате задания 9.3 ОГЭ по русскому языку.
Запишите тему урока: Подготовка к сочинению – рассуждению на философскую тему.
II. Актуализация имеющихся знаний.
- Сочинение – рассуждение – самый сложный вид творческой работы.
Вспомним композицию данного типа сочинения. Предлагаю одному из вас составить ее план на доске из готовых понятий (учащийся работает у доски)
В это время вопрос всем ( фронтально) :
Какова особенность такого сочинения?
(Необходимо дать определение понятия, которое и является тезисом, т.е сформулировать тезис самим)
Проверка композиции работающего у доски
1. Тезис. (Определение понятия + пояснение)
2. Аргументация:
а) аргумент №1(из текста)
б) аргумент №2(из жизненного опыта)
3. Вывод (определение понятия в общем виде с указанием его значения не только для вас , но и для людей вообще)
Работа по вопросам (фронтально):
Что представляет собой аргумент? (пример предложения(ий) из текста + его пояснение своими словами)
Что такое пример из жизненного опыта?(ответы детей)
Является ли пример из литературы примером из жизненного опыта? Да.
III. Знакомство с текстом, анализ композиции, смысловой структуры, средств выразительности.
- Начнём работу с чтения текста, на основе которого напишем сочинение-рассуждение. Он находится у вас на столах. Прочитаем текст Георгий Иванович Андреева (род.в 1971г.)-современного писателя-публициста выразительно. (читаем текст по ролям, подготовившись 1 минуту- элемент Итогового устного собеседования)
Текст
(1)Я не успел дочитать книгу, потому что раздался стук в дверь моей комнаты и на пороге появился отец. (2)Выглядел он задумчивым и даже встревоженным.
(3) – Сын, нам нужно поговорить. (4) Ты ведь мужчина, а мужчина должен зарабатывать деньги, обеспечивать семью.(5) Ты хоть знаешь, сколько получают учителя? (6)Хочешь всю жизнь считать каждую копейку , не вылезать из долгов, мучиться из-за того что твои дети выглядят хуже других?..
(7)Он еще долго говорил, приводя примеры престижных профессий : юрист, экономист, программист… стоматолог, наконец!
(8 )- И вообще , где ты видел в школе нормальных мужиков? (9)Так, одни неудачники. Не способные больше ни на что!
(10 ) - Пап, ну что ты говоришь. А как же ты сам?! (11 )- Да что я… - отец как-то безнадежно махнул рукой и вышел из комнаты.
(12) - Вечером за дверью послышались легкие шаги мамы. (13)Она ,как водится, начала издалека. (14)- Андрей, ты конечно, уже взрослый , можешь самостоятельно принимать решения, но…(15)-Послушай…(16) Посмотри хотя бы на меня. (17) Это ведь не жизнь, а мука: бесконечные тетрадки, изматывающая подготовка к урокам. (18) А ученики?! (19) Ты сам знаешь, какие сейчас школьники – дерзят, учителя ни в грош не ставят.(20) Если раньше педагогов уважали, то сегодня школа- это рабский и адский труд, женский коллектив, интриги…(21)Зачем тебе все это?!
(22)- Хорошо, мама, я подумаю.
(23)- Я очень тебя прошу.
(24)Конечно, я хитрю: обещаю подумать, хотя все давно решил и даже уже подал документы в педагогический институт.(25)Хочу , как мои родители, быть учителем. (26) Они уже много лет работают в одной школе. (27)И нужно видеть, как горят их глаза, когда они обсуждают очередной урок или пишут сценарий для школьного вечера. (28) В такие минуты я понимаю: несмотря ни на что, мои родители по-настоящему счастливы, потому что они влюблены в свою профессию.(29)Глядя на них, я понимаю древний девиз «Светя другим , сгораю сам», ведь так говорят о людях, самоотверженно преданных благородной профессии.(30) Я тоже слышу в себе настойчивый зов большой и загадочной страны, где побывали мы все и где у каждого были свои находки и потери, взлеты и падения, радости и печали.(31)Мне так хочется, чтобы путешествие в эту страну оставляло только самые добрые и яркие воспоминания. (32) Именно поэтому я и хочу стать учителем – проводником , который ведет все новых и новых путешественников по тернистому пути к новым знаниям , к новой, взрослой жизни!
* Георгий Иванович Андреев (род. в 1971 г.) — современный писатель-публицист
9.3 Как Вы понимаете значение слова ПРИЗВАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение . Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое призвание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера – аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения : один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов
IV. Аналитическая работа с текстом.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Слайд 3
- Отец приводил сыну примеры престижных профессий :юрист, экономист, программист, стоматолог.
Б) Родители убеждали Андрея, что педагог- уважаемая в обществе профессия
В) Родители Андрея влюблены в свою профессию
Г) Андрей еще не решил для себя, кем он станет
Д) Родители Андрея работают в разных школах
О чем этот текст? Как бы вы определили его тему? Слайд4
- о выборе профессии
- о желании для сына лучшей доли
- о профессии учителя
- о призвании
- о взаимопонимании в семье
Какова, по –вашему, главная мысль текста?
Выбор профессии –это осознанный выбор своей судьбы. Любимая профессия- это счастье и для человека, и для общества. Герои нашли свое призвание в учительском труде
Какие предложения текста это подтверждают? 26-29
О каких качествах героев говорят слова «Светя другим, сгораю сам»?
Бескорыстное служение людям, самоотверженность, любовь к профессии и людям
Выполняя работу не по принуждению , а по велению сердца, родители Андрея отдавали себя, свое время, свою душу детям, не думая о выгоде, заработке.
V. Теперь внимательно изучите задание (задания ) Слайд 5.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ПРИЗВАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение . Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое призвание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера – аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения : один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов
Итак , пишем ТЕЗИС.
Попробуем дать определение данного понятия.
(Ответы детей: Призвание- то, к чему человек призван, к чему у него есть способности. Призвание – это любимое дело , которому человек посвятил жизнь)
Работа со словарем .Слайд7 Нам поможет словарь С.И.Ожегова. Найдите определение .
Призвание- 1. Склонность к тому или иному делу. 2.Дело жизни, назначение
В каком значении употреблено это слово в тексте Андреева?( ведь нам необходимо давать определение понятия именно исходя из текста).
Помочь могут и афоризмы мудрых людей слайд 8
Давайте оформим тезис в тетради, записав определение понятия ПРИЗВАНИЕ. Воспользуйтесь клише на слайде 9 Удобно начинать сочинение с вопроса, сформулированного в задании.
Что такое призвание? Мне кажется, это любимое дело человека, любимая профессия, которую он выбрал сам и которой он посвящает все свои способности и свою жизнь.
Как мы можем прокомментировать это определение? Слайд 10 Помним , что комментарий состоит из 3-4 предложений и должен быть доказан затем примером из текста.
Возможно, вам поможет в этом такой алгоритм на доске
Склонности –любимая профессия - дело жизни
Возможный вариант пояснения:
Найти свое призвание, значит жить не столько своими личными интересами, сколько стараться приносить пользу другим.
Обмен мнениями - чтение вслух получившихся вариантов тезиса. Исправление грамматических и речевых ошибок.
VI. Аргументация сочинения. Предлагаю эту работу выполнить по вариантам.
1 вариант находит примеры и пишет пояснение для аргумента 1.
Обратитесь к тексту. Подберите предложения, которые подтверждают наш тезис.
Аргумент 1.
26-29 предложения текста. Поясните примеры.
Вам в помощь варианты начала на слайде11
Самостоятельная работа учащихся 1 варианта
Аргумент 2 из жизни приводит вариант 2. Поработаем вместе.
Какие примеры являются примерами из жизни?
(собственный опыт, жизнь знакомых. родных и т.д.; телепередачи, к/ф.спектакли; худ.лит-ра)
На слайде портрет А. Маресьева. ( в рамка декады было проведено внеклассное мероприятие «Настоящая повесть о настоящем человеке»
1.Посмотрите на портрет. Может ли судьба Алексея Мересьева быть примером самоотверженности, бескорыстного служения своей профессии и людям?
2.Знаете ли вы лично людей , профессия которых стала их призванием?
Запишите аргумент 2, используя варианты начала: слайд12
Людей , которым посчастливилось найти свое призвание знают все. Одним из таких людей был(является)…
В моей жизни тоже есть человек , для которого профессия стала призванием . Это…
А теперь послушаем друг друга, поучимся друг у друга, оценим друг друга.
Чтение вслух получившихся вариантов. Не забываем сверяться с тезисом.
Обмен мнениями - чтение вслух получившихся вариантов Аргумента 1. Исправление грамматических и речевых ошибок.
Аргумент 2. Пример из жизненного опыта. Доказывает ли данный пример понятие ПРИЗВАНИЕ?
7. Попробуем сделать вывод из всего написанного и услышанного, помня. Что он – обобщенное выражение тезиса.
Призвание – это дело, которому лежит душа и которое приносит не только удовлетворение человеку, его выбравшему ,но и пользу обществу.
X.Анализ сочинений
Учитель: Кто хочет поделиться с нами своими самыми сокровенными мыслями и прочитать свою работу? Тем, кому понравится сочинение вашего одноклассника, тот может выразить свое одобрение аплодисментами.
(Учащиеся по желанию читают свои сочинения).
Учитель: Чья работа вам понравилась? Чем и почему?
(Ответы детей).
XI. Подведение итогов. Домашнее задание.(2 мин)
- Итак, подведем итоги. О чем мы сегодня говорили? Чему научились? (ответы ребят)
Справились ли мы с задачей? Каковы результаты нашей совместной работы?
Дома : Дописать сочинение . Отредактировать его.
Проверить по критерию «Грамотность»
Рефлексия
Вспомним начало урока
«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» - В. Литвинов
Над чем задумались мы, работая над сочинением? Что поняли мы о жизни. Вчитываясь в текст и создавая свой?
Продолжите мысль:
Работая над сочинением, я понял…
я почувствовал…
мне захотелось…
Спасибо за работу, ребята. И все же, завершая урок, хочу вам напомнить, что разговор о призвании для вас только начинается. Ведь вы впервые в жизни должны сделать выбор- выбор профессии , выбор жизненного пути.
Желаю вам не ошибиться и найти свое призвание! Урок окончен.
1.Личный опыт. Я считаю, что мое призвание — это журналистика. Я хочу развиваться в этой отрасли и добиться успеха. Для этого я стараюсь больше работать и учиться: прохожу стажировки, пишу тексты, изучаю работы будущих коллег. Я планирую поступить в вуз и реализоваться в профессии. Думаю, это и есть моя судьба, ведь это дело мне очень нравится. Я верю, что у каждого есть такое направление, в рамках которого он добьется многого и станет лучшей версией самого себя.
2.Известно, что царь-реформатор Петр Первый был лишь одним из претендентов на престол. Когда трон опустел, Петр был еще мальчиком, совсем не готовым к управлению страной. В 1682 году состоялся Стрелецкий бунт, и Петр мог бы потерять свое право престолонаследия. Но у него было призвание, которое определило его жизненный выбор. Петр не уступил свою власть и сурово покарал заговорщиков. Будучи совсем еще юным отроком, он смог удержать бразды правления и сосредоточиться на государственных делах. В политике ему сопутствовал успех, ведь он шел своим путем и не позволял другим указывать, что ему делать. Именно поэтому Петр Первый сумел достичь многого и реализовать свой природный потенциал.
3.Главным героем произведения является лётчик, которого зовут Алексей Маресьев. Однажды его самолёт упал в лесу. Персонаж серьёзно повредил ноги, поэтому он был вынужден ползти к своим. В больнице ему ампутированы ноги, ведь у героя началась гангрена. Сначала главный персонаж впал в уныние, ведь понимал, что теперь придётся оставить свое призвание, да и невеста его таким не примет. Однако благодаря знакомству с командиром Воробьёвым персонаж нашёл в себе силы бороться до конца. В финале Маресьев снова уверенно летает на истребителе. Это достижение говорит о том, что герой отважен и силен духом. Патриотизм является его главным ориентиром в жизни. Ради своей страны он готов снова и снова рисковать собой. Такой человек способен на героизм и подвиг. Он не только смел, но и бесконечно добр и великодушен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Урок с использованием технологии деятельностного подхода в обучении русскому языку по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению».
Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту Е. Лайковой» проводится в рамках систематической работы по развитию устной и письменной речи учащихся. Его тип, структура, методы и прием...
Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....
Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения
Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...
Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).
Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....
конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"
конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....