Разработка урока русского языка на тему: «Порядок слов в предложении»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Сат Азиана Андреевна

Цели:

1. закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, прямом и обратном порядке слов в предложении, логическом ударении

2. Развивать  умение выразительно читать текст, совершенствовать навыки устной речи

3.Воспитание культуры речи

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами, устное сочинение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poryadok_slov_v_predlozhenii.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока  русского языка на тему:

«Порядок слов в предложении»

Цели:

1. закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, прямом и обратном порядке слов в предложении, логическом ударении

2. Развивать  умение выразительно читать текст, совершенствовать навыки устной речи

3.Воспитание культуры речи

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами, устное сочинение

Ход урока

I.Лингвистическая разминка

Словарный диктант с последующей проверкой по словарю ,взаимопроверкой

II.Проверка домашнего задания

Чтение мини- сочинений на тему: «Путешествие» Вопросы-ответы

III.  Изучение темы.

1.Объяснение учителя

В русском языке слова в предложении могут занимать различные места. Это не значит, что порядок слов совершенно свободный. Порядок слов помогает говорящему выделить то или иное слово, подчеркнуть его значение.

Порядок слов в предложении выполняет три основные функции:

1)Служит для передачи, прояснения смысла предложения: «Москвич обогнал «Ниву». «Ниву» обогнал «Москвич»-различаются только порядок слов. В обоих предложениях  «Москвич»-подлежащее, «Ниву»-дополнение. Но при изменении порядка слов смысл меняется.

2)Может выполнять стилистическую функцию, придавая ему эмоциональную окраску. Например: Под небом голубым есть город золотой. (Прямой порядок: Под голубым небом есть золотой город.)

3)Может выполнять синтаксическую функцию-различать члены предложения.  Например:  тополь перерос клен. (тополь-подлежащее, клен-дополнение)Клен перерос  тополь.(Клен-подлежащее, тополь-дополнение)

-Выполнение упражнений 98,99(устно)

IV.Словарная работа

1.Выписать слова в рамках:грациозный, маршрут, удивлять, поражать.Подобрать однокоренные слова,выяснить по словарям происхождение слов

2.ЗакреплениеУпр.106

Домашнее задание

Упр.105,107

Прочитать § 19, обратить внимание на разряды обстоятельств; определить разряды обстоятельств, найденных в стихотворении.

3. Тренировочные упражнения.

1. Конструирование предложений. Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи:

А) (наречие, обстоятельство времени, например скоро) … поднимется солнце.

Б) Мы решили пойти … (существительное с предлогом, обстоятельство места; инфинитив, обстоятельство цели, например: в парк подышать свежим воздухом).

В) Он глядел на меня … (деепричастие, обстоятельство образа действия, например: повторяя просьбу).

Г) Праздник состоится … (производный предлог + существительное, обстоятельство уступки, например несмотря ни на что).

Д) (существительное с предлогом, обстоятельство причины, например из-за плохой погоды) … полёт отменили.

Е) Он всегда умел работать … (фразеологический оборот, обстоятельство образа действия, например не покладая рук).

2. Упр. 109(предложения1-7 письменно).

3. Выборочный диктант.

Задание: запишите только те слова, которые являются обстоятельством.

Учитель диктует отрывок из стихотворения Ин. Анненского: сначала читает весь, затем учащиеся записывают по строчкам.

Сделайте вывод о том, чем могут быть выражены обстоятельства.

Ты опять со мной, подруга осень,

Но сквозь сеть нагих твоих ветвей

Никогда бледней не стыла просинь,

И снегов не помню я белей.

До конца всё видеть, цепенея

О, как этот воздух странно нов…

Знаешь, что… Я думал, что больнее

Увидать пустыми тайны слов.

4. Исследование синтаксического материала.

Задание: определите синтаксическую роль инфинитива.

Предложения или записаны на доске, или диктуются.

А) Читать детективы – любимое занятие многих.

Б) Мама научила меня слушать других.

В) Он пришёл познакомиться с моими друзьями.

Г) Моё увлечение – играть в волейбол.

Д) Скоро осенний лес начнёт сбрасывать листву.

Е) Я к нему обратился с просьбой https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5656d7ccaac1d/razrabotkaurokaporusskomuiazykuobstoiatielstvo8klass_1.png мне.

5.Выполнение упражнения №110(устно)

6. Закрепление изученного.

Тестовое задание: выберите правильный ответ (на листах раздаточного материала).

1. Найдите предложение с обстоятельством времени.

А) Мы очень устали.

Б) Кругом кричали коростели.

В) Вчера я приехал в Тамбов.

Г) Он изменился до неузнаваемости.

2. В этом предложении есть обстоятельство цели.

А) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

Б) Слон-живописец написал пейзаж,

Но раньше, чем послать его на вернисаж,

Он пригласил друзей взглянуть на полотно.

В) Сенокос запоздал из-за дождей.

Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.

3. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется.

А) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.

Б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.

В) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

Г) Последний рисунок был выполнен учеником очень небрежно.

Д) Поезд шёл не останавливаясь.

Е) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

4. В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства.

А) Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей.

Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.

В) Рассказы эти были данью моему детству.

Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

5. В этом предложении правильно определена синтаксическая роль слов.

А) Ондумая о своёмпопросил нас зайти.

Б) Ондумая о своёмпопросил нас зайти.

В) Ондумая о своёмпопросил нас зайти.

Г) Ондумая о своёмпопросил нас зайти.

Правильные ответы:

1. В; 2. А, Б; 3. Г, Д; 4. А, Г; 5. Г.

7. Домашнее задание. Подчеркнуть все обстоятельства в упр. 111 –письменно,112-устно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса на тему "Порядок слов в предложении"

Данный конспект урока предназначен для учащихся с умственной отсталостью легкой степени...

Открытый урок по русскому языку в 11 классе на тему "Порядок слов в предложении"

Конспект содержит материал о прямом и обратном порядке слов, задания к ЕГЭ, анализ изобразительно- выразительных средств...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ: «ПОРЯДОК СЛОВ НЕМЕЦКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

В немецком языке нужно знать  порядок слов в предложении.Начинающим особенно сложно привыкнуть к этому. Поэтому мы написали эту статью, которая поможет соблюдать немецкий порядок слов.....