Урок русского языка в 8 классе "Неопределенно-личные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Урок дает понятие неопределенно-личных предложений как разновидности односоставных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopredelenno-lichnye_predlozheniya.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 8 классе
Тема: «Неопределенно-личные предложения»
Цель урока: дать понятие неопределенно-личных предложений как разновидности односоставных; формирование умений:
- находить неопределенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям;
- использовать неопределенно-личные предложения в разных стилях речи;
- правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят неопределенно-личные.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания (упр. 186).
- Какие трудности встретились в домашнем задании?
- Над какими орфограммами работали при выполнении упражнения? (НЕ, безударные личные окончания глаголов)
- От чего зависит написание окончаний глаголов? Повторим спряжения.
- Как узнать, какого спряжения глагол?
Нам сегодня понадобится это правило, напишем словарную работу.
- Словарно-орфографическая работа.
Строишь, борешься, клеишь, вносим, стелются, растают, расколют, лечат, вымокнете, построят, увидят, хлопочут, увидели, зависели, залаяли, заклеили.
Составить 3 словосочетания с различными видами связи. (у доски 1 чел.)
- Повторить теорию об односоставных предложениях.
- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
- Какие виды односоставных предложений мы уже изучили? (посмотрите таблицу)
Односоставные предложения.
Определенно-личное | Деятель не назван, но мыслится как определенное лицо (я,ты,мы,вы) | Форма глагола сказуемого: 1 л. ед.ч., мн. ч. 2 л. ед.ч., мн. ч. | Люблю грозу в начале мая. Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. |
Неопределенно-личное | Деятель не назван, но мыслится как неопределенное лицо (они) | 3 л. мн. ч. наст., буд. вр. или прош. вр. мн. ч. | Очень уж у нас в классах шуметь любят. (Чехов) |
Обобщенно-личное | Деятель обобщенный: любой, всякий, каждый | 2 л. ед. ч. 3 л. мн. ч. с обобщенным значением | Цыплят по осени считают. Что посеешь, то и пожнешь. |
Безличное | Деятель не назван и не мыслится | 3 л. ед.ч. наст. вр.; пр.вр. ср.р. ед.ч.; инфинитив; категория состояния; слово «нет» | Вечерело. Быть грозе! Мне грустно. Мне пора домой. Лесу нет конца. |
назывное | - | Главный член - подлежащее | Вздохи ветра. Величавый возглас волн. |
- Охарактеризуйте их. Чем отличаются односоставные от двусоставных неполных предложений?
- Предлагаю поработать с карточками, чтобы убедиться, как вы усвоили материал.
(Класс работает по карточкам, консультанты проверяют у слабых).
- Подчеркнуть грамматическую основу и определить, какие предложения по характеру грамматической основы.
- С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
- По ниве проходу я узкою межою…
- Тихая, звёздная ночь.
- Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.
- Весна берет свои права.
- Под музыку дождя иду во тьме.
- Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера.
- Редкий лес на берегу реки.
- Воздух – парное молоко.
- Объяснение нового материала.
Запишем предложения. Подчеркнем грамматическую основу.
За лето небольшую сельскую школу отремонтировали2. Стены в классах заново побелили2, и они стали чистыми и свежими.4 Поменяли2 наличники на окнах, сделали новое крыльцо. Теперь её называют2 теремком.
- Можно ли назвать это текстом? Почему? Какова тема? Какой тип речи?
- Какие предложения по характеру грамматических основ?
- Назван ли производитель действия? Почему? (деятель мыслится неопределенно)
- Чем выражено в них сказуемое?
- В какой форме сказуемое?
- Как называют такие предложения? Прочтем правило § 33. Обратимся к таблице.
- Сделаем разбор 4, 2.
- Что вы узнали о неопределенно-личных предложениях?
Часто пословицы – это односоставные неопределенно-личные или определенно-личные предложения. Почему именно неопределенно-личные? (всё внимание сосредоточено на действии, а деятелем может быть любой)
- Иглой дороги не мерят. 2) В квартире пожар не разводят. 3) Орлам комара не травят. 4) Другим дивились, а сами на люду обломились.
- Творческая работа.
Подытожьте свои знания. Напишите небольшое сочинение-эссе на лингвистическую тему.
Из урока я понял(а)…
Я познакомился…
Мне стало ясно, что…
- Домашнее задание: § 33, упр. 192. Словарь 2 столбик.
- Дополнительный материал. 1) В дверь постучали, и в комнату вошла невысокая девушка. 2) Объявили тревогу, и через несколько минут отряд отправился в путь. 3) В горах произошел обвал, и нам посоветовали вернуться назад.
Игра «Аукцион пословиц».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".
Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...
Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".
Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....
Урок русского языка на тему "Сложное предложение"
Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...
дидактический материал к уроку русского языка по теме "Сложное предложение"
дидактический материал к уроку...
Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...
Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.
Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения) Презентация може...
Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....