Урок русского языка в 8 классе "Неопределенно-личные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Кагдина Татьяна Алексеевна

Урок дает понятие неопределенно-личных предложений как разновидности односоставных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelenno-lichnye_predlozheniya.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 8 классе

Тема: «Неопределенно-личные предложения»

Цель урока: дать понятие неопределенно-личных предложений как разновидности односоставных; формирование умений:

  1. находить неопределенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям;
  2. использовать неопределенно-личные предложения в разных стилях речи;
  3. правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят неопределенно-личные.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания (упр. 186).

- Какие трудности встретились в домашнем задании?

- Над какими орфограммами работали при выполнении упражнения? (НЕ, безударные личные окончания глаголов)

- От чего зависит написание окончаний глаголов? Повторим спряжения.

- Как узнать, какого спряжения глагол?

Нам сегодня понадобится это правило, напишем словарную работу.

  1. Словарно-орфографическая работа.

Строишь, борешься, клеишь, вносим, стелются, растают, расколют, лечат, вымокнете, построят, увидят, хлопочут, увидели, зависели, залаяли, заклеили.

Составить 3 словосочетания с различными видами связи. (у доски 1 чел.)

  1. Повторить теорию об односоставных предложениях.
  • Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
  • Какие виды односоставных предложений мы уже изучили? (посмотрите таблицу)

Односоставные предложения.

Определенно-личное

Деятель не назван, но мыслится как определенное лицо (я,ты,мы,вы)

Форма глагола сказуемого:

1 л. ед.ч., мн. ч.

2 л. ед.ч., мн. ч.

Люблю грозу в начале мая.

Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою.

Неопределенно-личное

Деятель не назван, но мыслится как неопределенное лицо (они)

3 л. мн. ч. наст., буд. вр. или 

прош. вр. мн. ч.

Очень уж у нас в классах шуметь любят. (Чехов)

Обобщенно-личное

Деятель обобщенный: любой, всякий, каждый

2 л. ед. ч.

3 л. мн. ч.

с обобщенным значением

Цыплят по осени считают.

Что посеешь, то и пожнешь.

Безличное

Деятель не назван и не мыслится

3 л. ед.ч. наст. вр.;

пр.вр. ср.р. ед.ч.;

инфинитив;

категория состояния;

слово «нет»

Вечерело.

Быть грозе!

Мне грустно. 

Мне пора домой.

Лесу нет конца.

назывное

                   -

Главный член - подлежащее

Вздохи ветра. Величавый возглас волн.

  • Охарактеризуйте их. Чем отличаются односоставные от двусоставных неполных предложений?

  1. Предлагаю поработать с карточками, чтобы убедиться, как вы усвоили материал.

(Класс работает по карточкам, консультанты проверяют у слабых).

  • Подчеркнуть грамматическую основу и определить, какие предложения по характеру грамматической основы.
  1. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
  2. По ниве проходу я узкою межою…
  3. Тихая, звёздная ночь.
  4. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.
  5. Весна берет свои права.
  6. Под музыку дождя иду во тьме.
  7. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера.
  8. Редкий лес на берегу реки.
  9. Воздух – парное молоко.

  1. Объяснение нового материала.

Запишем предложения. Подчеркнем грамматическую основу.

За лето небольшую сельскую школу отремонтировали2. Стены в классах заново побелили2, и они стали чистыми и свежими.4  Поменяли2 наличники на окнах, сделали новое крыльцо. Теперь её называют2  теремком.

  • Можно ли назвать это текстом? Почему? Какова тема? Какой тип речи?
  • Какие предложения по характеру грамматических основ?
  • Назван ли производитель действия? Почему? (деятель мыслится неопределенно)
  • Чем выражено в них сказуемое?
  • В какой форме сказуемое?
  • Как называют такие предложения? Прочтем правило § 33. Обратимся к таблице.
  • Сделаем разбор 4, 2.
  • Что вы узнали о неопределенно-личных предложениях?

Часто пословицы – это односоставные неопределенно-личные или определенно-личные предложения. Почему именно неопределенно-личные? (всё внимание сосредоточено на действии, а деятелем может быть любой)

  1. Иглой дороги не мерят. 2) В квартире пожар не разводят. 3) Орлам комара не травят. 4) Другим дивились, а сами на люду обломились.

  1. Творческая работа.

Подытожьте свои знания. Напишите небольшое сочинение-эссе на лингвистическую тему.

Из урока я понял(а)…

Я познакомился…

Мне стало ясно, что…

Я узнал(а)…

  1. Домашнее задание:  § 33, упр. 192. Словарь 2 столбик.
  2. Дополнительный материал. 1) В дверь постучали, и в комнату вошла невысокая девушка. 2) Объявили тревогу, и через несколько минут отряд отправился в путь. 3) В горах произошел обвал, и нам посоветовали вернуться назад.

Игра «Аукцион пословиц».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Урок русского языка на тему "Сложное предложение"

Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....