Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 6 класс.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы 5 вида. 6 класс.
Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprogr._razv.r._6_kl._kutseva.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Куцева Н.С.. ГБОУ СКОШИ № 28
Государственное бюджетное образовательное учреждение
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат V вида № 28
Рассмотрено Утверждено
на заседании МО учителей решением ПС учреждения
гуманитарного цикла Протокол № ___ от______
Протокол №_____ от_______ Приказ № ___ от_______
Руководитель МО______________ И.О. директора __________
Рабочая программа
по развитию речи
6 класс
Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования
Срок реализации учебной программы 2013-2014.
Разработала: Куцева Н.С.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СКОШИ V вида № 28,
первая квалификационная категория
Москва, 2013
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основании федерального компонента государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и концепцией модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 года; одобренной решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года № 21\12; утвержденной приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 5 марта 2004 года. Согласно государственному образовательному стандарту, специально выделенные часы на развитие связной речи в основной школе направлены на достижение следующих целей:
Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, эстетического вкуса на основе освоения различных типов и стилей текстов, а также художественных произведений;
Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
Освоение знаний о русском языке, его духовно-нравственном и эстетическом значении; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
Овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Речь — это деятельность, которая представляет собой и сам процесс речетворчества во время ее произнесения (или письменной фиксации), и результат этого процесса — то высказывание, тот текст, который и составляет основную единицу речи.
Культура речи - степень соответствия речи нормам литературного языка. В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми. Для правильного и грамотного общения существует специальный предмет, как русский язык и культура речи. Постигнув эту дисциплину, человек начинает правильно самовыражаться в жизни как индивид-личность. Культурная речь всегда помогала человеку найти взаимопонимание между людьми, как в производственных видах деятельности, так и в духовном общении.
Развитие речи – отрасль методики русского языка и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей. Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Формирование правильной устной и письменной речи, а также навыков общения.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской федерации V вида на изучение предмета «Развитие речи» в 6 классе предусматривает 70 часов по 2 часа в неделю. Из них 8 часов для практических и контрольных работ.
Формой организации учебного процесса являются традиционные уроки. Они классифицируются по учебной цели, содержанию, форме, средствам обучения и другим основаниям.
Проводятся уроки формирования умений и навыков, различные виды уроков контроля, уроки повторения, обобщения и систематизации изученного. В организации учебного процесса используются: предметно-ориентированные технологии обучения, технология дифференцированного обучения, концентрированного обучения, модульного обучения в аспекте личностно-ориентированного подхода к обучению.
Механизмы обучения, построены с ориентацией: на дидактическую цель, лежащую в основе того или иного этапа обучения (методы обучения и методы контроля); на источник получения знаний учащимися (слово учителя, беседа, наблюдение, чтение, языковой анализ текстов и др.); на способ мышления при познании (методы индукции и дедукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза); методы теоретического изучения языка (сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику); методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи (упражнения в распознавании типов текста, стилей речи, дифференциацией лексических значений слов, наблюдение, видоизменение, конструирование); методы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (метод опоры на ранее приобретенные знания).
Для осуществления контроля применяются текущий и итоговый контроль, которые включают в себя опросы, изложения и сочинения.
Учебники, используемые в учебном процессе:
- Русский язык: 5 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
- Русский язык: 6 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
- Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – 13- изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
- Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – 13- изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
Содержание рабочей программы
Повторение изученного в 5 классе:
Текст. Тема и основная мысль текста. Стили. Типы текстов.
Типы текста
Понятие о рассказе. Особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Лексика и фразеология
Лексика. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы. Жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы, источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Типы текста
Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы.
Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности.
Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы.
Описание пейзажа по картине.
Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Стили речи
Публичная речь. Различные сферы употребления устной публичной речи. Публичное выступление – призыв, его структура. Языковые особенности. Публичное выступление о произведении народного промысла.
Контрольные мероприятия: опрос, изложение, сочинение.
Учебно-тематический план
Русский язык | Кол-во часов | Развитие речи | Кол-во часов |
Русский язык – один из развитых языков мира | 1 | Русский язык – один из развитых языков мира | 1 |
Повторение изученного в 5 классе | 12 | Текст. Тема и основная мысль текста. Стили. Типы текстов. | 5 |
Морфология. Глагол | 32 | Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. | 14 |
Повторение изученного в 5 классе (продолжение) | 13 | Создание текстов на основе исходного. | 5 |
Словообразование и орфография | 22 | Лексика и фразеология. Сбор и анализ материалов к сочинению. Описание помещения. | 10 |
Морфология. Имя существительное | 27 | Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста. | 10 |
Морфология. Имя прилагательное | 28 | Описание природы. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. | 10 |
Морфология. Имя числительное | 25 | Пересказ исходного текста с цифровым материалом. | 10 |
Повторение и систематизация изученного в 6 классе | 15 | Публичное выступление – призыв. | 5 |
Всего: 175 | Всего: 70 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса
Учащиеся должны уметь определять по толковому словарю из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшему, диалектным или профессиональным словам. Уметь пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
Уметь собирать материалы к сочинению. Пересказывать исходный текст.
Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический текст).
Литература
- Русский язык: 5 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
- Русский язык: 6 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
- Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – 13- изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
- Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – 13- изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
- Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Г.А. Богданова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2012 г.
- Уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Г.А. Богданова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2012 г.
- Уроки развития речи: Дидактические материалы для учащихся по программе «Речь»: 5 кл. / Под общей ред. Г.И. Кананкиной, Г.В. Пранцовой. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000.
- Уроки развития речи: Дидактические материалы для учащихся по программе «Речь»: 6 кл. / Под общей ред. Г.И. Кананкиной, Г.В. Пранцовой. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000.
Материально-технические средства обучения
- Классная доска.
- Ноутбук.
- Наглядный материал: таблицы, плакаты, иллюстрации.
- Аудиомагнитофон.
- Телевизор.
- Видеомагнитофон.
- Видеопроектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 5 класс.
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы 5 вида, 5 класс.Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компо...
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 7 класс.
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы 5 вида, 7 класс.Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компо...
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 8 класс.
Рабочая программа по развитию речидля коррекционной школы 5 вида, 8 класс.Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компон...
Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.
В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся на уроках...
Адаптированные программы по чтению и развитию речи в коррекционной школе 8 вида
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс и 8 класс...
Конспект урока по чтению и развитию речи в коррекционной школе VIII вида. 9 класс
Тема. Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куриленко» (В деревни Сычи)Цель. Знакомить с жизнью и творчеством Ю.И.Коваля и его произведением «Приключения Васи Куриленк...
Конспект урока по письму и развитию речи в коррекционной школе VIII вида ст-цы Шкуринской на тему :Краткое изложение по упражнению 132 для 7 класса
Тема Краткое изложение по упражнению 132Цель : учить составлять краткий письменный рассказ.Задачи: формировать умение определять тему и основную мысль данного текста; развивать способность прогнозиров...