Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 5 класс.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы 5 вида, 5 класс.
Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprogr._razv.r._5_kl._kutseva.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Куцева Н.С., ГБОУ СКОШИ № 28
Государственное бюджетное образовательное учреждение
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат V вида № 28
Рассмотрено Утверждено
на заседании МО учителей решением ПС учреждения
гуманитарного цикла Протокол № ___ от______
Протокол №_____ от_______ Приказ № ___ от_______
Руководитель МО______________ И.О. директора __________
Рабочая программа
по развитию речи
5 класс
Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования
Срок реализации учебной программы 2013-2014.
Разработала: Куцева Н.С.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СКОШИ V вида № 28,
первая квалификационная категория
Москва, 2013
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основании федерального компонента государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и концепцией модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 года; одобренной решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года № 21\12; утвержденной приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 5 марта 2004 года. Согласно государственному образовательному стандарту, специально выделенные часы на развитие связной речи в основной школе направлены на достижение следующих целей:
Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, эстетического вкуса на основе освоения различных типов и стилей текстов, а также художественных произведений;
Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
Освоение знаний о русском языке, его духовно-нравственном и эстетическом значении; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
Овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Речь — это деятельность, которая представляет собой и сам процесс речетворчества во время ее произнесения (или письменной фиксации), и результат этого процесса — то высказывание, тот текст, который и составляет основную единицу речи.
Культура речи - степень соответствия речи нормам литературного языка. В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми. Для правильного и грамотного общения существует специальный предмет, как русский язык и культура речи. Постигнув эту дисциплину, человек начинает правильно самовыражаться в жизни как индивид-личность. Культурная речь всегда помогала человеку найти взаимопонимание между людьми, как в производственных видах деятельности, так и в духовном общении.
Развитие речи – отрасль методики русского языка и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей. Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Формирование правильной устной и письменной речи, а также навыков общения.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской федерации V вида на изучение предмета «Развитие речи» в 5 классе предусматривает 70 часов по 2 часа в неделю. Из них 8 часов для практических и контрольных работ.
Формой организации учебного процесса являются традиционные уроки. Они классифицируются по учебной цели, содержанию, форме, средствам обучения и другим основаниям.
Проводятся уроки формирования умений и навыков, различные виды уроков контроля, уроки повторения, обобщения и систематизации изученного. В организации учебного процесса используются: предметно-ориентированные технологии обучения, технология дифференцированного обучения, концентрированного обучения, модульного обучения в аспекте личностно-ориентированного подхода к обучению.
Механизмы обучения, построены с ориентацией: на дидактическую цель, лежащую в основе того или иного этапа обучения (методы обучения и методы контроля); на источник получения знаний учащимися (слово учителя, беседа, наблюдение, чтение, языковой анализ текстов и др.); на способ мышления при познании (методы индукции и дедукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза); методы теоретического изучения языка (сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику); методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи (упражнения в распознавании типов текста, стилей речи, дифференциацией лексических значений слов, наблюдение, видоизменение, конструирование); методы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (метод опоры на ранее приобретенные знания).
Для осуществления контроля применяются текущий и итоговый контроль, которые включают в себя опросы, изложения и сочинения.
Учебники, используемые в учебном процессе:
- Русский язык: 5 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
- Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – 13- изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
Содержание рабочей программы
Повторение изученного в 4 классе:
Текст. Тема текста. Стили.
Речь.Текст.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Типы текста
Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.
Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Доказательства и объяснения в рассуждении.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Контрольные мероприятия: опрос, изложение, сочинение.
Учебно-тематический план
Русский язык | Кол-во часов | Развитие речи | Кол-во часов |
Язык – важнейшее средство общения | 3 | Язык – важнейшее средство общения | 1 |
Повторение изученного в 4 классе | 25 | Текст. Тема текста. Стили. | 10 |
Синтаксис. Пунктуация. | 27 | Речь устная и письменная. Диалог и монолог. Письмо. | 10 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. | 25 | Типы текстов | 10 |
Морфемика. Орфография | 28 | Лексика. Создание текста на основе исходного. Описание изображенных предметов на картине. | 12 |
Морфология. Имя существительное | 27 | Рассуждение в повествовании. Доказательства и объяснения в рассуждении. | 11 |
Морфология. Имя прилагательное | 25 | Описание животного. | 10 |
Повторение и систематизация изученного в 5 классе | 15 | Повторение и систематизация изученного в 5 классе | 6 |
Всего: 175 | Всего: 70 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса
Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Литература
- Русский язык: 5 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
- Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – 13- изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
- Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Г.А. Богданова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2012 г.
- Уроки развития речи: Дидактические материалы для учащихся по программе «Речь»: 5 кл. / Под общей ред. Г.И. Кананкиной, Г.В. Пранцовой. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000.
Материально-технические средства обучения
- Классная доска.
- Ноутбук.
- Наглядный материал: таблицы, плакаты, иллюстрации.
- Аудиомагнитофон.
- Телевизор.
- Видеомагнитофон.
- Видеопроектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 6 класс.
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы 5 вида. 6 класс.Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компо...
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 7 класс.
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы 5 вида, 7 класс.Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компо...
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 8 класс.
Рабочая программа по развитию речидля коррекционной школы 5 вида, 8 класс.Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компон...
Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.
В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся на уроках...
Адаптированные программы по чтению и развитию речи в коррекционной школе 8 вида
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс и 8 класс...
Конспект урока по чтению и развитию речи в коррекционной школе VIII вида. 9 класс
Тема. Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куриленко» (В деревни Сычи)Цель. Знакомить с жизнью и творчеством Ю.И.Коваля и его произведением «Приключения Васи Куриленк...
Конспект урока по письму и развитию речи в коррекционной школе VIII вида ст-цы Шкуринской на тему :Краткое изложение по упражнению 132 для 7 класса
Тема Краткое изложение по упражнению 132Цель : учить составлять краткий письменный рассказ.Задачи: формировать умение определять тему и основную мысль данного текста; развивать способность прогнозиров...