Рабочая программа по русскому языку для 8 вида обучения.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_._po_rus.yaz_._5_kl._8_vid_2014-15g.docx96.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Учебная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования умственно отсталых обучающихся  

  1. Приказа от 10.04.2002г. № 29/2065 –   «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».
  2. Постановления Правительства от 12.03.1997г. приказ № 288 «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении».
  3.  Министерства образования и науки РФ примерных программ по письму и развитию речи, допущенных Министерством образования РФ (программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – и с учетом учебного плана МБОУ «Ябоганская СОШ».

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2014.-263с.

 Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание  обучения  по предметам имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера  и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Данная рабочая программа составлена на один учебный год. Обучающиеся должны: - получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики

-научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме 

-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья  в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Задачи преподавания письма и развития речи:

  • закрепить  навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развивать речь учащихся, обогащать её словарь;
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция фонематического слуха.
  2. Коррекция артикуляционного аппарата.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция мышц мелкой моторики.
  5. Коррекция познавательных процессов.
  6. Особенности контингента учащихся

В 5 классе по специальной (коррекционной) программе 8 вида обучается одна ученица Усольцева А. Обучение инклюзивное. Обучающаяся  овладевает учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для нее явно недостаточно. Она нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт ей недоступно. Ученице  требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Она  не видит ошибок в работе, ей требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ей  как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Ученица может усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы. Испытывает большие трудности при звуко-буквенном анализе,  допускает много ошибок. Особенно  затрудняется в  усвоении правил правописания, которые она не может использовать на практике.  Ученица  с трудом понимает не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно-следственными связями и отношениями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная устная и письменная речь формируется  медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.

В учебном плане МБОУ « Ябоганская СОШ»  на изучение предмета выделено 4 часов в неделю, что составляет 136  часов в год.

Учебно–тематический план

 №

Название темы

Количество часов

Общее количество часов

Из них: развитие речи

Из них:

контроль

Повторение

8

1

1

Звуки и буквы

9

1

Состав слова

9

3

2

Безударные гласные в корне слова

6

Правописание согласных в корне слова

9

1

Правописание приставок. Ъ после приставок.

5

2

Части речи

5

1

Имя существительное

66

8

5

Предложение

11

2

1

Повторение пройденного за год

8

2

1

Итого

136

Содержание  предмета.

 Повторение

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

Слово

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.        

Правописание приставок. Приставка и предлог.

Разделительный ъ.

Части речи: Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.

Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.

Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).

Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).

Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Связная речь

Заполнение дневника учащимися.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

 Повторение пройденного за год

Календарно-тематический план

 №

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Словарная работа

Развитие речи

Коррекционная работа

                                                     

Повторение. Предложение. 8  ч.

Задачи: 1. Познакомить с учебником; учить наблюдать за текстом и предложением как единицами речи

2. Развивать умения оформлять предложения в письменной речи.

3. Уточнить представления уч-ся о гласных и согласных звуках.

4. Уточнить представления о речи как средстве общения людей.

5. Уточнить представления об особенностях устной и письменной речи.

6. Формировать умение выделять предложение в устной речи и правильно оформить его на письме.

1

Учебник «Русский язык» как средство обучения родному языку и речи

Закончить предложения;

Определение границ предложений;

2

Учимся правильно заполнять дневник учащегося

Формировать устойчивые самостоятельные навыки по грамотному и аккуратному оформлению документов.

3

 Текст и предложение в нашей речи.

распространение предложений; придумывание окончания текста.

Работать над развитием речи, составляя связный текст по данному плану.

4

Главные члены предложения подлежащее и сказуемое.

Подбор подлежащего к сказуемому.

Письмо по памяти.

5

Второстепенные члены предложения.

Здравствуй, до свидания, благодарю

Работа с рисунками.

Работать над развитием речи, составляя связный текст по данному плану.

6

 Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.

Болото

Придумывание ответов на вопросы. Составление предложений, разных по интонации.

7

Диктант.

Развивать внимание, орфографическую зоркость при написании диктанта и выполнении грамматического задания.

8

Работа над ошибками.

Звуки и буквы. 9 ч.

Задачи:  1) Развивать умение различать звук и букву.

2) Уточнить представление о существенных  согласных звуков.

3). Развивать умения находить в словах ударные и безударные гласные звонкие и глухие согласные.

4) Развивать умение передавать содержание текста с опорой на вопросы.

9

Алфавит

Звук и буква.

Пассажир, расстояние

Область

Составление предложений

10

Гласные и согласные звуки.

Пересказ текста по вопросам

Развивать орфографическую зоркость при нахождении слов, требующих проверки.

11

Мягкие и твёрдые согласные в словах.

Определение основной мысли текста. Составление рассказа по частям текста.

Развивать орфографическую зоркость, слуховое восприятие при комментированном письме.

12

Мягкий знак и разделительный мягкий знак.

Развивать внимание, орфографическую зоркость при комментированном письме.

13

Звонкие и глухие согласные

Восстановление текста по опорным словам.

Развивать память, запоминая правописание гласных и согласных; речь при составлении словосочетаний.

14

Ударные и безударные гласные.

Пересказ текста по опорным вопросам

Формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы о написании гласных. Развивать орфографическую зоркость, слуховое восприятие при комментированном диктанте.

15

Урок закрепления. Подготовка к диктанту.

Придумывание разговора ребят с осенью

  Развивать логическое мышление при подборе нужных по смыслу слов в предложениях.

16

 Диктант.

Развивать орфографическую зоркость, слуховое восприятие при комментированном письме.

17

Работа над ошибками.

 

Состав слова. 9 ч.

Задачи:

1) Познакомить с понятием: «состав слова», «приставка», «корень», «суффикс», «окончание».

2) Развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

3) Развивать умение разбирать слова по составу.

Развивать внимание,

орфографическую зоркость при написании диктанта и выполнении грамматического задания.

18

Корень и однокоренные слова.

Граница, охрана

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать устную речь при выразительном чтении, письменную речь при записи ответов на вопросы.    

19

Упражнения в распознавании однокоренных слов.

Составление диалога по его началу.

Развивать               мыслительную деятельность     при     применении правила

20

 Р.р. Рассказ по рисунку по плану. Упр. 65

Развивать речь, мыслительную деятельность, сравнивая предметы.

21

Окончание. Роль окончания в слове.

Инструмент

Связь слов. Составление предложений к рисунку.

 

22

 Р.р.Составление рассказа по опорным словосочетаниям. Упр. 71

Развивать зрительное восприятие при работе по рисунку.

23

Приставка.

Роль приставки

Составление рассказа по опорным словам

Беседа о дорожных знаках

Работать над развитием речи, составляя связный текст по данному плану.

плану.

24

  Р.р.Составление диалога по опорным репликам. Упр.

25

Суффикс. Роль суффикса

Железо, металл

Заголовок к тексту. Рассказ о петухах по рисункам упр. 87

26

Обобщающий урок по теме «Состав слова».

Безударные гласные в корне слова 6 ч.

Задачи: 1) Формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных.

2) Совершенствовать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

27

Правописание безударных гласных в корне слов.

Север

Составление рассказа. Пересказ текста.

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

28

Работа над подбором проверочных слов.

Физкультура

Допиши словечко.

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

29

Упражнения на закрепление. Безударные гласные в корне слова

Работа над значением слов

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

30

Проверочный диктант.

Развивать внимание, орфографическую зоркость при написании диктанта и выполнении грамматического задания.

31

Работа над ошибками.

32

Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова

Пересказ по вопросам

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

Правописание согласных в корне слова 9 ч.

Задачи:1)Развивать умения у учащихся распознавать и проверять написание слов с парными согласными в корне слова..

2) Совершенствовать умение работать над словами с непроизносимыми согласными в корне слова, учить видеть данную орфограмму в словах.

33

Звонкие и глухие согласные. Правописание согласных в корне слова.

Беседа , верблюд,

 Библиотека

Восстановление текста по опорным словам. Определение основной мысли текста. Ответы на вопросы.

Развивать речи учащихся через восстановление деформированного текста

34

Правописание согласных в корне слова.

Работа с деформированным текстом

Развивать речи учащихся через восстановление деформированного текста

35

Работа над подбором проверочных слов.

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

36

Непроизносимые согласные. Правописание непроизносимых согласных.

Значение пословиц

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

37

Правописание слов с двойными согласными.

Работа с деформированным текстом.

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

38

Непроверяемые согласные в корне

39

Диктант.

Развивать внимание, орфографическую зоркость при написании диктанта и выполнении грамматического задания.

40

Работа над ошибками.

41

Обобщение знаний по теме «Состав слова»

Правописание приставок. Ъ после приставок. 5  ч.

Задачи:1) Развивать умение различать правописание приставок и предлогов.

2) Развивать умение образовывать при помощи приставок новые слова.

42

Правописание приставок и предлогов.

43

Буква Ъ знак после приставок.

44

Обобщающий урок

Пересказ текста с опорой на словосочетания

45

Развитие речи. Описание картины А.А. Пластова «Фашист пролетел»

Развивать зрительное восприятие при рассматривании репродукции с картины. Работать над развитием речи, составляя связный текст описания картины по вопросам

46

 Р.р.Записка

Части речи.  5 ч.

Задачи:1) Уточнить представления о роли слова и предложения в речи.

2) Первоначально ознакомить с частями речи.

47

 Понятие  частей речи.

48

Нахождение различий между частями речи.

Долото, забота

Пересказ текста. Дополнение диалога репликами.

Работать над развитием речи, составляя связный текст по данному плану.

49

Работа с деформированным текстом

Развивать речи учащихся через восстановление деформированного текста

50

Самостоятельная работа.

Рассказ на тему «Зима в окно стучится»

51

Урок-закрепление по теме «Части речи»

Имя существительное 67 ч.

Задачи: 1) Учить распознавать существительные, отвечающие на вопросы Кто? Что?

2) Развивать умение классифицировать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные.

3) Развивать умение различать род, число  в именах существительных.

52

Понятие об имени существительном.

53

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Составление словосочетаний

54

Имена существительные собственные и нарицательные

Столица, космос

55

 Р.р.Телеграмма. Написание телеграммы

56

Упражнения на закрепление. Правописание имён существительных собственных и нарицательных.

57

Развитие речи. Написание рассказа по плану.

58

Число имён существительных.

ботинки

Рассказ по рисунку

Развитие связной речи

59

Подбор пар существительных по числам единственного и множественного числа.

60

Самостоятельная работа.

61

Род имён существительных.

Смысловая нагрузка предложений. Подбор предложений, подходящих по смыслу к частям текста.

Развитие логического мышления.

62

 Правописание имен существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.

Работа со словосочетаниями. Составление текста со словосочетаниями.

Развитие связной речи.

63

Упражнения на правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.

Определение темы текста. Подбор прилагательных к существительным.

64

Закрепление знаний по теме «Имя существительное»

Работа над последовательностью предложений в тексте. Упр.194

Развивать речи учащихся через восстановление деформированного текста

65

Диктант.

Развивать внимание, орфографическую зоркость при написании диктанта и выполнении грамматического задания.

66

Работа над ошибками.

67

Адрес. Правильное написание его на почтовых конвертах.

Адрес, конверт

Написание адреса на конверте. Рассказ о своей малой родине.

Развитие связной речи. Обогащение словаря, развитие кругозора.

Изменение существительных по падежам.

Задачи: 1)Познакомить учащихся с падежами имён существительных.

2) Формировать умения изменять существительные по падежам.

3)Развивать умение различать падежи по вопросам..

68

Изменение имён существительных по падежам

69

Изменение имён существительных по падежам.

Овраг, канал

Предложения на зимнюю тему.

70

Именительный падеж имён существительных.

Пересказ текста.

71

Родительный падеж имён существительных.

Составление словосочетаний

72

Дательный падеж имён существительных.

73

Винительный падеж имён существительных

Веревка

Обсуждение текста

Письмо по памяти.

74

Творительный падеж имён существительных.

Устное рисование

Развитие воображения

75

Предложный падеж

Природа

76

Урок закрепления

Охота

Работа над составлением плана. Упр.237

77

Диктант. Словарный диктант.

Развивать внимание, орфографическую зоркость при написании диктанта и выполнении грамматического задания.

78

Работа над ошибками.

Три склонения имён существительных.

Задачи: 1)Познакомить учащихся со склонениями имён существительных как изменением формы слова.

2)Развивать  умение склонять имена существительные в единственном числе.

3)Способствовать умению написания ударных и безударных окончаний 1-го,2-го,3-го склонений имен существительных

79

Три склонения имён существительных

80

Первое склонение имён существительных.

81

Второе склонение имён существительных

Естествознание

82

Третье склонение имен существительных.

Подбор заголовка к тексту

83

Первое склонение имён существительных в единственном числе 1 -го склонения.

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

84

Ударные и безударные окончания имён существительных 1-го склонения.

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

85

Существительные 1-го склонения в именительном падеже.

86

Существительные 1-го склонения в родительном падеже

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

87

Существительные 1-го склонения в дательном падеже.

88

Существительные 1-го склонения в винительном падеже.

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

89

Существительные 1-го склонения в творительном падеже.

Защита, грамота

90

Составление диалога по рисунку упр.280

91

Существительные 1-го склонения в предложном падеже.

Свобода, стамеска

92

Придумывание рассказа по рисунку. Упр.291. Опорные слова.

93

Поздравительная открытка

94

Диктант по теме «Первое склонение имён существительных»

Развивать внимание, орфографическую зоркость при написании диктанта и выполнении грамматического задания.

95

Работа над ошибками.

96

Второе склонение имён существительных в единственном числе.

Замена повторяющихся слов в тексте.

97

Ударные и безударные окончания имён существительных 2-го склонения единственного числа.

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

98

Существительные 2-го склонения в именительном и родительных падежах.

Составление предложений к рисункам.

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

99

Существительные 2-го склонения в родительном и винительном падежах 2-го склонения.

Подбор словосочетаний к рисункам. Упр.300

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

100

Существительные 2-го склонения в дательном падеже

Составление диалога.

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

101

Существительные 2-го склонения в творительном падеже.

Остров, матрос, салат

Составление словосочетаний

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

102

Существительные 2-го склонения в предложном падеже.

Отряд, компас

Составление предложений из слов.

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

103

Урок закрепления.

Победа

Работа над описанием предмета, изображенного на рисунке. Упр.328.

104

Письмо. Как написать письмо?

Написание письма.

105

Проверочный диктант по теме «Второе склонение имён существительных»

Развивать внимание, орфографическую зоркость при написании диктанта и выполнении грамматического 1задания.

106

Работа над ошибками.

107

Третье склонение имён существительных в единственном числе.

108

Существительные 3-го склонения в родительном, дательном, винительном предложных падежах ед.числа.

Картон, запад, горизонт

109

Одушевлённые и неодушевлённые существительные 3 –го склонения.

110

Имена существительные 3-го склонения в творительном падеже.

Орден

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

111

Падежи и падежные окончания существительных. Урок закрепления.

Колонна, коллекция , салют

112

Рассказ по картине А.Н. Комарова «Наводнение». Упр. 367

113

Диктант

Развивать внимание, орфографическую зоркость при написании диктанта и выполнении грамматического задания.

114

Работа над ошибками.

115

Развитие речи. Составление рассказа по плану

116

Развитие речи. Составление рассказа по плану

117

Повторение по теме «Падежи и падежные окончания существительных».

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

Предложение 11 ч.

Задачи: 1) Развивать умение конструировать предложения.

2) Развивать умение  в распознавании  главных и второстепенных членов предложения.

3) Познакомить учащихся с понятием «однородные члены предложения».

4) Развивать умение находить и различать однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены предложения.

118

Предложение. Главные члены предложения.

Бензин

Составление предложений

119

Второстепенные члены предложения.

120

Нераспространённые и распространённые предложения.

Восстановление деформированного текста

121

Развитие речи. Составление рассказа. Упр. 380.

122

Однородные члены предложения.

Верстак, станок

Восстановление предложений

123

Изложение по тексту упр. 395

124

Знаки препинания между однородными членами предложения.

Письмо по памяти

125

Одиночный союз «и» между однородными членами предложения.

126

Упражнения на закрепление по теме «Предложение»

Пересказ текста

127

Проверочный диктант по теме «Предложение»

Развивать внимание, орфографическую зоркость при написании диктанта и выполнении грамматического задания.

128

Работа над ошибками.

Повторение за год 8 ч

Задачи: 1) Обобщить знания об изученном.

129

Повторение пройденного за год. Состав слова.

Пересказ текста

130

Падежи имён существительных.

131

 Р.Р. Написание изложения по вопросам. Упр. 407

132

Гласные и согласные в корне

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

133

Предлоги и приставки

Восстановление последовательности текста

Развивать орфографическую грамотность учащихся, умение применять правила на практике.

134

Диктант за год.

Развивать внимание, орфографическую зоркость при написании диктанта и выполнении грамматического задания.

135

Предложение. Члены предложения.

Обсуждение текста

136

Написание сочинения на тему «Как я проведу летние каникулы»

 Резервный урок

 Требования к уровню подготовки обучающихся

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слова по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространённое предложение;

- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

- способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).

Минимальный  уровень

Учащиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слова по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространённое предложение;

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

Словарь.

Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог, физкультура (57 слов).

Критерии оценки.

        Задача обеспечения усвоения программных знаний, овладения необходимыми умениями каждым учеником, контроля качества  – важная для учителя русского языка. Только система эффективной, своевременной и всеобщей проверки знаний и умений учащихся даст эту возможность.        

        Методы контроля определяются требованиями к его всеобщности целесообразности. Учитель должен проверить:

- усвоил ли ученик новый материал, понял ли, какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять, выполняя поставленную задачу;

- может ли ученик последовательно, целенаправленно и самостоятельно достигать поставленной цели;

- способен ли ученик выполнять освоенные действия в свёрнутом виде.

        Отсюда вытекает, что контроль усвоения материала по теме должен состоять из 3 частей:

- итоговый контроль усвоения содержания (контроль знаний);

- контроль уровня сформированности умений (контроль умений);

- итоговый контроль свёрнутой деятельности (контроль навыков).

         Контроль и учёт теоретических знаний учащихся осуществляется в форме беседы, устного и письменного опросов, тестирования. Обычный опрос учащихся занимает большое место на уроке, не позволяет проконтролировать сразу всех учащихся, не даёт представления об усвоении всем классом содержания темы урока. Поэтому в старших класса вводится контроль с помощью тестовых заданий. Данная форма контроля позволяет учителю получать объективные данные об усвоении материала  всеми учениками класса. Традиционная форма контроля – диктант, но в силу особенностей учащихся она не является универсальной и недостаточно  верно отражает состояние дел. Анализ результатов всех форм работы даёт возможность оказывать нуждающимся учащимся целенаправленную индивидуальную помощь.

Оценка устных и письменных работ.

        Можно дать работе оценку «удовлетворительно», если верно выполнено от 40 до 60 % заданий, оценку «хорошо» при выполнении от60 до 90 % заданий, оценку «отлично» при выполнении 100 % заданий. Лишь 35 % учащихся специальной (коррекционной) школы способны усвоить базовый стандарт программного материала (1 уровень),  40 % - достаточный (2 уровень), тогда как продвижение 25 % учащихся может быть оценено только по результатам индивидуальных достижений.

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, словарно-орфографический);

- тест;

- изложение (подробное, выборочное, сжатое);

- контрольное списывание (осложнённое и неосложнённое);

- сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по серии сюжетных картинок и плану, по итогам наблюдения во время экскурсии);

- устное сообщение по изученному правилу.

Используются элементы программированного обучения в виде тестов, разработанных самостоятельно.

Требования к знаниям и умениям учащихся даются в 2 уровнях:

1 уровень - для 1 и 2 групп по классификации В. В. Воронковой;

2 уровень – для 3 группы. Предполагается, что учащиеся 4 группы обучаются индивидуально  на дому.

Оценка устных ответов.

Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

 б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

 г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.

                    Оценка письменных работ.

К классным и домашним письменным работам обучающего характepa относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т. д.

Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.). При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим  заданием объём текста следует уменьшить.

Основные виды контрольных работ во II  -  IV классах — списывания и диктанты, в V— IX классах — диктанты.

Для грамматического разбopa следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических  заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на  правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встретились, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся вспомогательной школы.

Контрольные диктанты должны содержать по 2—3 орфограммы на каждое правило.

Примерный объём текстов контрольных работ в I классе — 8—10 слов, во II классе в начале учебного года —10—12 слов, к концу года—16—18 слов, в III классе — 20—25 слов, в IV — 30— 35 слов, в V —45—50 слов,  в VI — 65—70 слов, в VII—IX - 75—80 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги,  союзы, частицы.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединении оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

I—IV классы

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с одной — тремя ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с четырьмя — пятью ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть — восемь ошибок.

Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок,  чем  допустимо при оценке «2».

V—IX классы

       Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

      Оценка «4» ставится за работу с одной — двумя ошибками.

      Оценка «3» ставится за работу с тремя — пятью ошибками.

      Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть — восемь ошибок.

       Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке.   Ошибки   на непройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а)        повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце -ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б)        две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу   выполняет   без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и  допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Изложения и сочинения

Изложения и сочинения в специальной (коррекционной)  школе могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объём, трудности синтаксических конструкций словаря и орфографии.

С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарём, обращаться к учителю.

В IV—V классах для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объёмом 20—45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объёму; в VI - VII  классах — 45—70   слов,   в   VIII—IX классах — 70 - 100 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII—IX классах  допускается самостоятельное составление планов учащимися. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность,  полнота и последовательность передачи содержания. При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка.

Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна-две орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение  (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускаются три-четыре орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с двумя-тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью-шестью орфографическими ошибками.

Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более четырёх ошибок в построении предложений и употреблении слов, более шести орфографических ошибок.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.

Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.

    Характеристика цифровой оценки (отметки)

(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998.)

«5» («отлично») — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок  как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта*; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») — уровень, выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4—6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более 3—5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность её состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например,  5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:

  •  в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
  •  работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачёркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «чего достиг ученик в освоении предметных знаний» и «каково его прилежание и старание».

* Два недочёта приравниваются к одной  ошибке.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.        

Чтобы ученик научился оценивать себя и свои действия адекватно, учитель  должен поддерживать положительную общую самооценку и развивать способность ребёнка к конкретным оценкам своего учения. Эту задачу можно решить с помощью тестов и заданий тестового характера. Не секрет, в учебниках нет инструментария, позволяющего ученику, проверить правильность выполненного задания, сверить свой результат с эталоном. Так деятельность лишается  корректирующей и мотивирующей основы. Наличие ответов в рубрике «Проверяю себя» поможет  ученику  обьективно  оценить свои действия, увидеть свои ошибки. Сравнение своего результата с эталоном становится инструментом анализа ошибки (причина ошибки, выявление уже возникших или потенциальных затруднений, сбоев в операциональном составе действия и т. д.). Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая применения имеющихся знаний, но и как объект познания.

Тестирование организует непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель — ученик», помогает освоить терминологию, обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля знаний, широкий охват материала.

Важно, чтобы вопросы и задания в такой работе развивали мыслительные операции детей, учили обобщать изученные явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждали к применению определённых способов действий. Покажем это на примере предмета «русский язык».

В тестах по русскому языку целесообразно использовать задания открытого и закрытого типов (смотри схему).

Примеры тестовых заданий.

Одни из них организуют наблюдения учащихся за языковыми явлениями, другие необходимы для усвоения грамматического определения или орфографического правила, третьи помогают установить последовательность умственных действий при решении орфографических задач, т.е. открывают общий способ деятельности.

Разнообразие формулировок в тестовых заданиях развивает остроту ума и гибкость мышления, требует от ученика предельной внимательности и собранности.

Для выполнения заданий открытого типа ученику необходимо самому записать одно или несколько слов, эти задания не имеют вариантов правильных ответов. Например:

  1. Глагол — это часть речи, которая обозначает...
  2. Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слова или перед парными согласными, нужно...
  3. Отгадай загадки. Сколько слов с парными звонкими и глухими согласными в каждой загадке?

Конь стальной, Хвост льняной.

Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да  ложки.
Ответ: 3.1. Игла (1)

3.2. Стол (3)

К задаче с альтернативными ответами даётся два варианта ответов: да — нет. Например:

1. Можно ли узнать число у глаголов в неопределённой форме?

1) да; 2) нет.

Тестовые задания

                                                           

                   Открытого типа                                                  Закрытого типа

свободное                  дополнение         альтернативные     восстановление      восстановление      множественный

изложение                                                   ответы             последовательности    соответствия           выбор

2.        Изменяется ли глагол по временам?
1) да; 2) нет.

 3.        Прав ли Буратино, утверждая, что в слове  сердце  5 звуков?

 1) да; 2) нет.

 При выполнении задания со множественным выбором испытуемый выбирает один или  несколько ответов из предложенных вариантов.

 1.        Каким членом предложения является глагол?

 1) подлежащее; 2) сказуемое; 3) второстепенный член.

 2.        Выбери глаголы в единственном числе: 1)  поселились бобры; 2) ребята наблюдают; 3) лебедь окреп;

 4) территория преобразилась; 5)  отцветает саксаул; 6) созревают плоды

3.        В какой строчке все слова пишутся с буквой Е?

 1) в…сенний, св.. .стит,  бл…дней,

 2) в …черний,  зв...здопад, осв…щение,

 3) т... мнота, т...нистый,  т…шина.

         В заданиях на установление соответствия  необходимо найти или приравнять части, понятия, восстановить связи между элементами двух  списков. Например:

 1. «Рассели» слова в домике:

1- Глагол                           2 - Существительное             3 -  Прилагательное      

1) одобрить, 2) одобрение, 3) одобрительный, 4) библиотекарь, 5) библиотечный, 6) библиотека,

 7) космодром, 8) космический, 9) праздновать, 10) праздничный, 11) чувствую, 12) чувство, 13) тракторист, 14) хоккеист, 15) комбайнер, 16) позавтракал, 17) воробьиный, 18) участвует.

Ответ: 1) 1, 9, 11, 16, 18

  1.  2, 4, 6, 7, 12, 13, 14, 15
  2.  3, 5, 8, 10, 17

2. Соедини стрелкой названия падежей и вопросы:

  1. Винительный                     1. О ком? О чём?
  2. Творительный                    2. Кого? Что?
  3. Предложный                      3. Кем? Чем?
    Ответ: 1 - 2;  2 - 3;  3 – 1.

3. В форме какого времени употребляются глаголы в каждом предложении из стихотворений С. Есенина?

Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.

Гаснут красные крылья заката, тихо дремлют в тумане плетни.

  1. прошедшего; 2) настоящего; 3) будущего.

Ответ: 1 - 1;  2 - 2

Задания на восстановление последовательности обладают значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки. Они пригодны для повторения и закрепления алгоритмов действий;

Например:

1. Восстанови порядок действий при написании слов с безударными гласными в корне слова:

1) под ударением...; 2) ставлю его под ударение; 3) пишу ту же гласную в безударном слоге; 4) слышу в корне безударный гласный А или И.

Ответ: 4; 2; 1; 3.

Тестовые задания могут выполняться в классе или дома. Ученик обводит кружочком правильный вариант ответа из теста и записывает номер в тетради, затем сверяет его и подсчитывает количество правильных ответов. Несомненно, тесты и тестовые задания помогут не только усвоить учебный материал по грамматике и орфографии,  но и воспитают самооценку у школьников, что окажет положительное влияние на развитие самостоятельности учащихся.

Критерии оценки по письму и развитию речи.

 При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:

  1. правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б)   полнота ответа;

в)   умение практически применять свои знания;

г)   последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Примерный объем письменных текстов:

- в контрольных работах  – 45-50 слов.

- в подробных изложениях – 20-45 слов.

- в словарном диктанте – 10-15 слов.

- объем творческих работ на уроке – 20-30 слов.

При оценке письменных  работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки све однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 5 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.

Информационно-методическое обеспечение

Основной учебник:

Русский язык (учебник для 5 класса) Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Москва «Просвещение»  учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Дидактические пособия для учащихся:

Картины, диафильмы, диски.

Сигнальные карточки, перфокарты, алгоритмы.

Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Н.Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.

Дидактические и методические пособия для учителя:

А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» Москва «Просвещение» 2004 г.,

А.Г. Зикеев «Практическая грамматика на уроках русского языка» Москва, «Владос» 2006 г.

И.В. Веркиенко «Упражнения и проверочные задания по русскому языку»Москва «Владос» 2006 г.,              

Составитель Кудрявцева «Диктанты по русскому языку», «Владос», Москва 2003г..

Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку для 5 класса составлен в соответствии с программой коррекционной школы 8 вида.

Материал сгруппирован по темам и последовательно расположен согласно учебнику: Русский язык. 5класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.- 6-е изд.

В сборнике представлены разнообразные  виды диктантов.

Цель представления

  1. Контроль за качеством усвоения учебного материала;
  2. Формирование орфографических умений и навыков

В сборнике представлены следующие виды работ:

- Словарные диктанты -  способствуют отработке алгоритма действия по конкретному правилу и способствуют закреплению первичных знаний.

-Самодиктанты напоминают словарные диктанты, но учитель не диктует слова. Учащиеся сами, исходя из смысла или рифмы стихотворения, записывают слово, применив изученную орфограмму. Самодиктанты развивают творческие способности учащихся, вносят эмоциональную разрядку.

-Выборочные диктанты побуждают учащихся находить определенные орфограммы в словах и предложениях и способствуют формированию орфографической зоркости.

- Объяснительные диктанты способствуют закреплению изученного правила, учат учащихся обосновывать выбор орфографического действия.

-Творческие диктанты используются не только для формирования орфографических навыков, но и для развития речи учащихся. Материалами для творческих диктантов служат тексты с пропуском слов, деформированные тексты или можно предложить составить предложения по опорным словам на заданную тему.

- Контрольные диктанты служат для проверки знаний и умений учащихся. Для слабых учеников проверочной работой может быть списывание. Контрольный диктант для детей с интеллектуальной недостаточностью является самым сложным видом работы.

Сборник проверочных работ5 класс коррекционной школы VIII вида.

Предложение.

Диктант с грамматическим заданием.

Осень.

Как красива русская осень! Но почему называют осень печальной? Кругом яркие краски. Лес краше, чем летом. Вот красные клёны. Там пёстрые берёзы. А дуб остался зелёным. Ветер гонит сухие листья. Они тихо шуршат под ногами. Ярко блестит осеннее солнышко. Оно всё слабее греет землю. (45слов)

Задания:

Вариант №1

  1. Подчеркни в тексте вопросительное предложение.
  2. Разберите по членам предложение: Ветер гонит……

Вариант №2

1. Подчеркни в тексте восклицательное предложение.

2. Разбери по членам предложение: Ярко блестит…..

Звуки и буквы.

Разделительный мягкий знак.

Выборочный диктант.

  1. Записывай только те слова, в которых есть разделительный ь:

Листья, пальцы, муравьи, Варя, осенью, польза, маляр, деревья, пьёт, несёт, Коля, колья, ручьи.

Правописание проверяемых гласных в корне слова.

Словарные диктанты.

  1. Доска, звено, звезда, дождливый, гостиница, городок, зверинец, дорогой, украшение, ленивый.
  2. Коренной, зеленеть, кричать, удивление, лесник, волнистый, увядание, далёкий, утешение, ночной.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Словарные диктанты.

  1. Ошибка, гриб, клубки, ловкий, бумажка, узкий, близкий, пуговка, огород, находка.
  2. Ходьба, ягодка, бедняжка, площадь, вырезка, незабудки, подсказка, ползти, исчез, объезд.
  3. Морковь, пробежка, берёзка, Серёжка, Волгоград, стружка, гадкий, пирожки, снежки.

Правописание словарных слов.

Словарные диктанты.

  1. Библиотека, верблюд, беседа, физкультура, север, железо, металл, инструмент, граница.
  2.  Охрана, пассажир, расстояние, болото, здравствуй, до свидания, благодарю, каникулы, область.

Сомнительные гласные и согласные в корне.

Выборочные диктанты.

Выписать слова в два столбика:

  1. С сомнительными согласными в корне слова;
  2.  С сомнительными гласными в корне слова.

  1. Резкий, гладкий, река, озёра, меткий, стена, родители, шкаф, блузка, залетел, радостный.
  2. Снега, берега, узкий, ночной, гроза, глазки, записка, спросить, соседка, берёзка.

Самодиктант.        

               Шел урок, а он молчал –

               Перемену, видно, ждал.

               Только кончился урок,

                Громко зазвенел …… (звонок)

                                              Зимой, в часы веселья,

                                              Вишу на яркой ели я.

                                              Стреляю, точно пушка

                                              Зовут меня …..  (хлопушка)

                 На жарком солнышке подсох

                 И рвется из стручков ….. (горох)

                                                  Я болею, дома я.

                                                  В школе все мои друзья.

                                                   Дома быть мне непривычно,

                                                  Но врач мне выдал лист ….  (больничный)

Контрольный диктант по теме « Правописание гласных и согласных в корне».

Утро в колхозе.

Пастух пасёт колхозных коров, коз и овец. Ранним утром он выгоняет стада на заливные луга к самой реке Быстрой. Ласково светит солнце. Жужжат в траве насекомые. Животные пасутся весь день. Вечером стадо возвращается в село. На краю села их радостно встречают дети.( 45 слов)

Задания.

  1. Выпиши из текста однокоренные слова, выдели в них корень.
  2. Проверь безударную гласную в словах к реке, в село и запиши проверочные слова.
  3. Выполни фонетический разбор слова день.

Волга.

С чего начинается река? С маленького родничка. Вода быстрым ручейком бежит по земле. Так родилась русская река Волга. Через всю страну несёт она свои воды. Низкие берега покрыты большим цветочным ковром. Красота Волги близка и дорога русскому народу. Люди прославили её в своих картинах, рассказах и песнях. (48 слов)

Задания.

1.Проверь сомнительные согласные в словах низкие и близка, запиши проверочные слова.

2.Подчеркни слово, которое нужно писать с заглавной буквы.

3.Выполни фонетический разбор слова:родилась.

Состав слова.

Выборочные диктанты.

  1.  Из трёх слов выбери и запиши пары однокоренных слов:

Носик, носит, нос

Стол, столетний, настольный

Мёд, медовый, медный

Куст, кусок, кустарник

Сон, сосна, сосновый

Берег, берегли, бережок

  1. Записывай только слова с приставками:

Поехал, зашёл, заря, убежать, утка, заколка, похвалить, сшить, дорога, доплыл, написал.

  1. Выпиши в 2 столбика существительные с предлогами и существительные с приставками:

На берегу, в воде, подберёзовик, к деревне, походка, подснежник, на лодке, по тропинке, подруга, у лисы, заросли, рассвет.

  1. Словарный диктант:

- Из тьмы, над головой, написать, докатился, под столом, у дороги, укатился, до опушки, засмеялся, в глубине.

- Над землёй, по смыслу, понёсся, затаился, за рекой, при пожаре, придумает, с товарищем, подъёмник, в лесу.

Части речи.

Выборочные диктанты.

  1. Запиши только имена существительные:

Река, степной, волна, железо, белить, металл, красить, краска, ручной, белка, дождь, небесный, дорожная, зелень, болото.

  1. Запиши только имена прилагательные:

Красный, зеленеть, весёлый, еловый, белила, озорной, смех, смешной, светлый, желток, любопытный, вредный, дождливый.

  1. Запиши только глаголы:

Бежать, лететь, врун, писать, письменный, краснеть, дорожить, смешить, светлеть, зевака, вредить, желтеть, изморозь, морозить.

  1. Запиши в три столбика существительные, прилагательные, глаголы:

А) Кричать, крикун, крикливый, бегун, бежать, беглый, лгун, лживый, лгать, белый, белеть, белизна, письмо, писать, письменный, лететь, перелётные, перелёт, желток, жёлтый, желтеть.

Б) Снежки, бежать, зелёные, вековые, грызут, стоят, сугроб, сильный, мороз, глухарь, спать, крылья, лететь, редкие, умный.

Имя существительное.

Выборочные диктанты.

  1. Запиши в 2 столбика одушевленные и неодушевленные существительные:

Река, кошка, ученик, парта, дети, животное, трава, день, снег, глухарь, сугроб, зайцы.

  1. Выпиши только собственные имена существительные:

Дед Матвей живет в лесной сторожке. Он лесник. Дедушка охраняет природу. У него есть пес Полкан и кошка Муська. Летом из Москвы к дедушке приезжают сыновья и внучка Ксюша.

  1. Запиши в 3 столбика существительные по родам:

Окно, звезда, болото, металл, столица, забота, долото, инструмент, север, беседа, верблюд.

- допиши свое слово в столбик, где меньше слов.

4. Распредели в 2 столбика: 1) с ь на конце; 2) без ь на конце слова. Камыш, тишь, рожь, пляж, ключ, вещь, меч, врач, молодежь, речь, этаж, луч, ночь, брошь, кирпич, мелочь, кулич, мышь.

 Творческие диктанты.

 1.Запиши существительные в единственном числе. Укажи род.

Стрижи, калачи, кирпичи, ужи, печи, ночи, малыши, ключи, плащи, врачи, вещи.

2.Работа с деформированным текстом.

Через шли мы рощу с отцом. Громкий раздался плач. Это песню сыч грустную затянул. Позади роща осталась. Перед хлебное нами раскинулось поле. Рожь золотая колосится. Среди пробежала колосков мышь полевая.

Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

                                                           В лесу.

От села Петушки я шёл на лыжах. Тихо стояли вековые деревья. Снежком покрыты зеленые сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ив. Быстро взлетает глухарь. Крыльями он поднял столб снега. В сильные морозы глухари спят в сугробах. Там им тепло. Хорошо и спокойно в лесу зимой. (56слов)

Задания:

  1. Подчеркни в тексте имя собственное.
  2. Грамматический разбор существительных: поляна, зайцы.
  3. Разобрать слова по составу, применив к ним данные схемы: вековые (                 ), поездка (                       ).

Три склонения имен существительных.

  1. Выборочный диктант

Запиши в 3 столбика существительные 1, 2 и 3 склонения.

Зверь, сторожка, опушка, лосёнок, заповедник, тишь, чаща, глушь, ночь, дорога, рельс, вещь.

Словарный диктант.

Победа, отряд, стамеска, компас, ракета, морковь, грамота, болото, защита, творог, область, кровать, завтрак.

- укажите склонение существительных.

Объяснительный диктант.

- Объясни выбор гласной в окончании существительных.

У лошади, к стенке, за речкой, у опушки, в поле, о погоде, от ветки, на парте, из сторожки, по тропинке, от бабушки, к матери, по почте, в кровати, из чащи.

Творческий диктант.

           Ночью был мороз. На снегу появилась ледяная корка. Ребята бегут на лыжах по лесной … . На каждом шагу в лесу людей поджидают загадки. Под  …  пустые шишки лежат. Тут завтракала белочка. А вот робкий зверек в белой … под кустом сидит. Кто это?

Слова для справок: сосна, шубка, дорожка

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

В заповеднике.

В нашей стране есть заповедные места. Здесь люди охраняют редких животных. У опушки сторожка. Из сторожки вышел человек. Лесную глушь разбудил удар по рельсу. Рельс висит на сучьях березы. Вышла лосиха. У дороги кормушка. Лосиха направилась к кормушке. Из чащи выбежал лосенок. Хорошо зверям в заповедном лесу. (49слов)

Задания:

  1. Подчеркнуть 5 существительных в Р.падеже.
  2. Грамматический разбор существительных: к кормушке, в лесу.
  3. Указать части речи в предложении: Лесную глушь……..

Предложение.

Запятая при однородных членах предложения.

- Расставь запятые в предложениях, объясни свой выбор.

В большом лесу во время бури деревья стонут трещат ломаются.Ученые обогащают науку и технику новыми исследованиями открытиями изобретениями.Это была не гроза а стремительный ураган.Он очень долго говорил с ней и громко и тихо и печально и весело.Ягоды клюквы употребляют для приготовления всем известного клюквенного морса киселя и пастилы.

Диктант.

                             Поездка в Великий Новгород.

Папа разбудил нас рано утром. Мы позавтракали, взяли багаж и поехали на вокзал. Через час мы уже сидели в вагоне. Наш поезд был готов к отправлению.  Весело путешествовать! За окном мелькают деревни, сёла, реки и леса. Проводник принёс нам чай. Мы едем на экскурсию в Великий Новгород. Это древний русский город. Мы хотим осмотреть его улочки, площади, памятники и окрестности. (64слова)

Задания:

  1. Грамматический разбор предложения: Проводник принес намчай.
  2. В последнем предложении подчеркните однородные члены и начертите схему однородных членов предложения.

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 5 класс.

                                                Ласточки.

Ласточки – красивые и трудолюбивые птицы. Они быстрые и ловкие. Весь день ласточки летают в садах, огородах, над прудами и речками. Они ловят мух, комаров и мошек. За лето ласточка вылавливает больше миллиона насекомых. Известны народные приметы. Перед дождём ласточки летают низко. Почему? Насекомых прибивает к земле, и птицы подбирают лёгкую добычу.Эти птицы первыми возвращаются на родину после зимы. (60слов)

Задания:

  1. Выпиши из текса 2 слова с парными звонкими и глухими согласными в корне. Подбери проверочные слова. Добавь два своих примера.
  2. Выпиши из текста одно предложение с однородными членами и начерти схему однородных членов этого предложения.
  3. Сделать морфологический разбор слова к земле.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения. 5 класс (3 часа в неделю)

Рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образо...

Рабочая программа по русскому языку 8 вида. 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 8 вида. 7 класс...

Рабочая программа по русскому языку для домашнего обучения

Рабочая программа составлена для ученицы 8 класса с ОВЗ...

Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 6 класса общеобразовательных школ. Количество часов по учебному плану: всего 210 часов в год; в неделю 6 часов.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред....

Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения на дому, 6 класс

Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения на дому в 6 классе разработана на основе нормативных документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об ...

Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения (авторы С.И.Львова, О.М.Александрова)

Рабочая программа последовательно реализует дифференцирован­ный подход к обучению русскому языку в 10—11-м классах. ...

Рабочая программа по русскому языку (6 класс, обучение на дому)

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколен...