Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Бугримова Ольга Николаевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная записка

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

   Главная задача, которая должна быть решена  при обучении русскому языку,   состоит в том, чтобы   процессы  освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, процессы освоения     основных норм современного  русского литературного языка, формирования способности пользоваться его богатейшими  стилистическими  ресурсами     органично сочетались  с  интенсивным   развитием  речемыслительных, интеллектуальных, творческих  способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника. В связи с этим программа направлена на то, чтобы   обеспечить в преподавании    е д и н с т в о  процессов   познания окружающего мира через родной язык,  осмысления основных его закономерностей,  усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа,     овладения  коммуникативными  умениями и навыками, развития   абстрактного мышления, памяти,  воображения, а также   навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

       Рабочая  программа по русскому языку для 5 класса  отличается ярко выраженной коммуникативной направленностью. Эта особенность  курса определяется  прежде всего   его нацеленностью на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Также главной особенностью программы является ее направленность на:
- достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык;
- осмысления его основных закономерностей;
- усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа;
- развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений;
- навыков самостоятельной учебной деятельности;
- самообразования, речевого самосовершенствования;
- успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
- способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово;
- грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.

 Центральной единицей  обучения становится текст как речевое произведение. При этом текст является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле к а ж д ы й  урок русского языка является уроком  р а з в и т и я   р е ч и, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и отредактировать текст и т.п.

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

Курс отличается:
- ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала;
- усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых  единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей;
- вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии.

    Программа реализует:
- идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;
- идею дифференцированного подхода к обучению, это  выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;
-  культуроведческий  аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.
     Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
    Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

  • коммуникативные универсальные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и со взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
  • познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы. Строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её различными способами и др.);
  • регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Рабочая  программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009. – 112 с. – (стандарты второго поколения), Программы по русскому языку  для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы /авт.-сост. С.И.Львова. – 3-е изд. – М.: Мнемозина, 2009 год. Курс русского языка С.И.Львовой и направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; понимания роли языка в жизни людей, осознание богатств русского языка, потребности в речевом самосовершенствовании, стремления приобрести языковую, коммуникативную компетенции, необходимые для успешной учебной и трудовой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, предназначенных для каждодневной работы на уроках; в рабочих тетрадях, формирующих навыки организации и проведения самостоятельной работы в домашних условиях, навыки самопроверки и самооценки; в  разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.


Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане

Место курса «Русский (родной) язык» в  учебном (образовательном) плане:

в 5 классе — 140 ч (4 часа  в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено на  140 часов.

 

Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения предмета

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Раздел 5. Планируемые результаты освоения предмета

 

Речевая деятельность.

Аудирование.    Понимать основное   содержание   небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять   основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение.   Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;  разбивать текст  на смысловые части  и составлять простой план;   отвечать на    вопросы по содержанию прочитанного текста;   владеть ознакомительным и    изучающим    видами чтения;   прогнозировать содержание  текста по заголовку, названию параграфа учебника;  извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;   правильно  расставлять логические ударения,  паузы, выбирать уместный  тон речи при чтении текста вслух.  

Говорение. Доказательно отвечать  на вопросы учителя;   подробно и сжато пересказывать прочитанный  научно-учебный текст, сохраняя  его строение, тип речи; создавать устные   высказывания,  раскрывая тему и развивая  основную мысль; выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.  

Письмо.  Подробно и  сжато пересказывать тексты  разных типов речи; создавать   письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить с  текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?);     пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;  выражать своё отношение к предмету речи.

 Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить  в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение;  подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста;  делить текст  на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы  упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном  тексте явление звукописи.   Правильно произносить гласные, согласные  звуки и их сочетания в   слове, а также  наиболее употребительные слова  и формы  изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.  

Графика. Правильно  произносить буквы русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом в работе со словарями; проводить  сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

         Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать  различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

  Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять  слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;   различать прямое и переносное значение слов;  находить в   тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть лексикой русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.

   Морфология. Различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и выразительно  употреблять слова изученных частей речи.

 Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным  способом подбора однокоренных слов, а также приёмами    применения изученных правил орфографии;   устно  объяснять выбор написания  и   использовать  на письме  специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

         Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово;   составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;    выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать  предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные   однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с  прямой речью;  анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно  объяснять пунктуацию предложения  и   использовать  на письме  специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные  пунктуационные правила.  

Раздел 6. Содержание учебного предмета

Основные сведения

о языке и речи

Употребление языковых

единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности

Лингвистика – наука о языке и речи (1 ч)

Лингвистика как наука о языке и речи.

Основные разделы лингвистики, изучающиеся на уроках русского языка в 5 классе.

 Основные единицы языка и речи: звук (*фонема), слог, морфема, слово, слово сочетание, предложение, текст.

Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.

Формирование положительной мотивации к изучению основных разделов лингвистики и освоению различных видов речевой деятельности: слушания, говорения, письма и чтения.

Понимание, осмысленное чтение и пересказ научно-учебного текста; рассуждение-размышление учащихся о содержании прочитанного (или прослушанного) текста лингвистического содержания ( в течение всего учебного года)

 Фонетика (4 ч)

Речь устная и письменная. Разделы лингвистики, изучающие устную речь (фонетика, орфоэпия). Основные требования к устной и письменной речи.

Фонетика как раздел лингвистики.

Звук (*фонема) — основная единица фонетики.

Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи.  

Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификации: гласные
(ударные/безударные), согласные (твердые/мягкие, глухие/звонкие). Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. *Сонорные согласные.

Смыслоразличительная роль звука (*фонемы) в слове.

*Звукопись как выразительное средство устной речи.

*Особенность словесного ударения в русском языке: силовое,   разноместное, подвижное. Словесное ударение и логическое ударение (смысловое выделение слова в речи).

Использование элементов транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова:

[т]    [ы]        [ъ][а]  [ш]

пруд, жизнь, молодёжь и т.п.

*Использование звукописи в художественной речи.

*Использование словесного ударения в поэтической речи, а также логического ударения при выразительном чтении текстов.

Чтение текстов с адекватной содержанию интонацией, с уместным использованием пауз, в соответствующем темпе и тоне речи.

Фонетический разбор слова.

Звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения, написания и для проведения элементарного звукового анализа художественного текста.

Орфоэпия ( 2 ч)

Орфоэпия как раздел языкознания.

Особенности произношения безударных гласных и некоторых согласных звуков и их сочетаний (чт, чн, сш, зш, сч, зщ, зж, тс, дс и др.).

Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции.   *Оглушение и озвончение парных согласных звуков.

Произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах.

*Допустимые варианты произношения и ударения.

Орфоэпический словарь: его назначение, структура; содержание, словарной статьи.

Овладение основными правилами произношения ударных и безударных гласных в современном русском литературном языке; правилами произношения некоторых согласных и сочетаний согласных.  

Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Работа с орфоэпическим словарем.

Орфоэпический разбор слова.  

Оценка собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Графика ( 3 ч)

Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Письмо и каллиграфия.

Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звуками.

*Сведения из истории письма и русского алфавита.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я.

Роль букв ъ и ь в обозначении звукового состава словоформы.

Осознание значения отчётливого и красивого письма для точного понимания написанного и быстрого схватывания информации.

Правильное произношение букв русского алфавита.

 Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Использование алфавита в практической деятельности (например, при работе со справочной литературой).

Морфемика (5ч)

Морфемика как раздел лингвистики.

 Морфема - значимая часть слова. Отличия морфемы от звука (буквы) и слога.

Словарь значения морфем: его предназначение, строение; содержание словарной статьи.

Корень, приставка, суффикс и окончание — морфемы, передающие информацию о слове: его лексическом значении, грамматических свойствах, стилистической принадлежности.

*Морфемы словообразующие и формообразующие.

Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство.

Морфемная модель как схема морфемного построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении, строении и грамматических признаках:

      еньк ими,         чик  , пере       а  ешь  и т.д.

 Чередование гласных и согласных в морфемах; типы чередований: а//о, е//и, беглые гласные//нуль звука; неполногласные сочетания//полногласные сочетания; различные чередования согласных (к//ч//ц, г//ж//з и др.).

*Варианты морфем.

* Возможность исторических изменений в структуре слова. *Понятие об этимологии.

Этимологический словарь: его назначение, структура; содержание словарной статьи.

Работа с учебным словарем значения морфем.

Сопоставительный анализ слов, имеющих корни-омонимы.

Использование слов с суффиксами  оценки в художественной речи и произведениях устного народного творчества.

Характеристика языковых признаков слов на основе анализа  морфемной модели.

Морфемный разбор слова. Опора на морфемный разбор  при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова.  

Овладение поморфемным письмом (деление слова на морфемы в процессе его написания).

Работа с учебным этимологическим словарем с целью установления происхождения и написания слов.

Орфография (11 ч)

Орфография как раздел правописания.

Роль грамотного письма в процессе речевого (письменного) общения, возможностей орфографии для точной передачи смысла речи.

Орфография — система правил право писания.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них:

1) правописание морфем ("пиши морфему одинаково");

2) слитные, дефисные и раздельные написания ("пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис");

3) употребление прописных и строчных букв ("пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной — нарицательные");

4) перенос слова ("переноси слова по слогам").

Орфограмма.

Виды орфограмм в корне слова, связанные с обозначением безударных гласных и согласных.

Виды орфограмм в окончании. Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания окончания имен существительных и глаголов.

Опора на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания (*принцип единообразного написания морфем)

Обнаружение орфограмм в корнях и окончаниях слов.

Группировка слов по видам орфограмм корня.

Овладение способом подбора однокоренного проверочного слова на основе словообразовательного толкования слова (что значит остеклить? вставить стёкла).

  Освоение правильного способа действия при выборе   написания безударных окончаний существительных (склонение  падеж  выбор окончания), личных окончаний глаголов (начальная форма  спряжение  личная форма глагола   выбор окончания).

Правописание ъ и ь: ь для обозначения мягкости согласных; ь после шипящих; -тся и -ться в глаголах; разделительные ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания слов. Раздельное написание предлога. Не с глаголами.

Написание буквенных сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу; чк, чн, нщ, рщ, нч.

*Сопоставительный семантико-орфографический анализ слов-омофонов.

Устное объяснение правописания анализируемых слов в виде рассуждения. Письменное объяснение написания с помощью графических символов.

Использование орфографического словаря с целью самостоятельного разрешения возникающих на письме затруднений.

Морфология (12ч)

Морфология как раздел грамматики.  

Самостоятельные и служебные части

речи.

Типичные суффиксы и окончания разных частей речи (имен существительных, прилагательных, глаголов).

Слова изменяемые (образуют формы) и неизменяемые (не образуют формы).

Образование форм слова с помощью окончания.

Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имен существительных (1-е скл. — рощ   ; 2-е скл. - плющ   ; 3-е скл. – тень    ) и глаголов прошедшего времени ( перечит а л     ).

Распознавание частей речи с учетом разных признаков слов: общего грамматического значения; типичных суффиксов и окончаний, характерных для слов определенной части речи; морфологических признаков слова и синтаксической роли в предложении.

Распознавание части речи, морфологических признаков и формы слова по морфемной модели: пере       ыва ют,

            щиц  ами и т.п.

Единообразное написание наиболее употребительных суффиксов имен существительных (-ость, -от(а), -изн(а), -тель и т.п.), прилагательных (-чив(ый), -ив(ый),

 -лив(ый), -чат(ый),-оват(ый) и др.).

Культура речи (3 ч)

Культура речи как раздел лингвистики, устанавливающий правила (нормы) пользования языком в речевом общении. Связь культуры поведения человека и культуры речевого высказывания.

Норма как правильное употребление в речи языковых единиц, Нормы, связанные с различными областями языка: нормы орфоэпические, грамматические, лексические; нормы построения текста. Место орфографических и пунктуационных норм в системе культуры речи.

Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации.

Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

Словари грамматических трудностей русского языка.

Овладение орфографическими, пунктуационными, орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами при изучении соответствующих разделов и тем школьного курса (в течение всего учебного го да).

Использование речевых формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности с учетом речевой ситуации, условий общения.

Работа со словарем орфоэпических и грамматических трудностей (учебный словарик "Говорите правильно"), с орфографическим словарем, справочниками по правописанию.

Оценка собственной речи, речи окружающих с точки зрения соответствия ее нормам речевого этикета.

Синтаксис и пунктуация (26 ч)

Синтаксис  как раздел  лингвистики.

Основные единицы синтаксиса (предложение и словосочетание) и их признаки.

Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Виды словосочетаний: именные и глагольные. Типичные модели словосочетаний:

                                                             

прил. + сущ. ; сущ + сущ. ; прил. + сущ. ;

                         

 гл + сущ. ; гл. + нареч. ;

 

Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика (повышение/понижение голоса), темп, тон речи.

Предложение, его виды по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные).

Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ:

сущ.(мест.) + глагол ;

сущ.(мест.) + прилаг.;

сущ.(мест.) + сущ. 

Предложения простые и сложные.

Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельства). Словарь эпитетов: его назначение, структура; содержание словарной статьи.

Простое осложненное предложение. Синтаксические конструкции, которые осложняют простое предложение: однородные члены предложения, обращения, вводные слова, сравнительные обороты.

Предложения с прямой речью.

 

Пунктуация как раздел правописания.

Связь пунктуации и синтаксиса.

Основные группы пунктуационных правил: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания в предложениях с прямой речью.

*Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Выделение словосочетаний  в предложении.

Распознавание и конструирование словосочетаний изученных видов.

 

Элементарный интонационный анализ предложения.

Различение видов предложений на основе их смыслового и грамматико-интонационного анализа.

Выделение грамматической основы в простых и сложных предложениях.

Конструирование предложений по заданным типам грамматических основ.

Работа с учебным словарем эпитетов при  

                                                                   х

составлении словосочетаний прил. + сущ.

при распространении предложений определениями.

Составление схем предложений, осложненных однородными членами, обращениями, вводными словами, сравнительными оборотами (простые случаи).

Анализ  и конструирование предложений с прямой речью.

Синтаксический разбор предложения.

Простые случаи постановки знаков препинания в конце предложения, внутри простого предложения, между частями сложного предложения и в предложениях с прямой речью.

Постановка запятой перед союзом и в простом и сложном предложениях (простые случаи).

Интонационно правильное произношение предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами;   верная расстановка   знаков препинания в таких предложениях (простые случаи).

*Постановка знаков препинания при ряде однородных членов предложения с обобщающим словом.

Правильное и выразительное чтение предложений разных синтаксических конструкций.

Опора на смысловой и интонационный анализ предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора.

Текстоведение (6 ч)

Текстоведение как раздел лингвистики.

Текст и его признаки: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определенный порядок следования предложений, их  смысловая и грамматическая связь.

    Тема и основная мысль текста.

Заголовок, отражение в нем основной мысли связного речевого высказывания. Строение текста и развитие основной мысли.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Строение текста-повествования.

Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в тексте-повествовании.

Строение текста-описания. Научное и художественное описание. Виды описаний: описание предмета (что какое?), описание места (что где?), описание состояния человека, природы (что как?) и др. Особенности строения каждого вида описания.

Строение текста-рассуждения и способы развития основной мысли (тезиса): цепь умозаключений, вытекающих одно из другого.

 

*Микротема. Абзац; *строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка.

План текста. План простой и сложный. *Тезисный план.

 

Определение основной мысли текста, подбор наиболее удачного заголовка.  

Овладение основными нормами построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала; последовательность изложения (развертывание содержания по плану); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте.

Употребление языковых средств в текстах разных типов.

Использование глагола и его форм в тексте-повествовании. Устный и письменный рассказ по заданному сюжету ( "Как я однажды... ").

Создание текста – делового повествования (инструкции).

Использование прилагательных, словосочетаний со значением качественного признака, сравнительных оборотов с союзами как, как будто, точно и других языковых средств в художественном описании. Использование учебного словаря эпитетов при написании текстов-описаний.

Использование специальных слов (в том числе вводных, союзов что, так как, наречий поэтому, потому) для связи частей текста-рассуждения. Сочинения-рассуждения на морально-этические, лингвистические темы ("Зачем нужна орфография?" и др.).

Деление текста на абзацы.

Составление простого, сложного, *тезисного плана.

Редактирование текста. Использование элементарных условных обозначений речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.).

Основные разделы лингвистики

(

Словообразование (9ч)

Словообразование как раздел лингвистики. Взаимосвязь морфемики и словообразования.

Словообразующие морфемы (приставка, суффикс).

Основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной и без соединительной гласной.

Словообразовательный словарь: его назначение, структура; содержание словарной статьи.

*Словообразовательная пара. *Словообразовательная цепочка.

Типичные способы словообразования имен существительных, прилагательных и глаголов.

Словообразование как основной путь пополнения словарного состава родного языка.

*Неологизмы и их образование на основе словообразовательных образцов.

Определение основных способов словообразования. Выделение  исходной части слова (исходного слова)  и словообразующей морфемы в процессе словообразовательного анализа слова.

Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова.

Правописание неизменяемых на письме приставок (на-, с-,до-, пере- и т.п.) и приставок на з - с.

Правописание соединительных гласных о и е в сложных словах.

Распознавание употребительных корней с чередованиями. Правописание наиболее распространенных слов с корнями –кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос- ; с ударными о – ё после шипящих в корне.

Работа со словарем значения морфем. Использование слов с суффиксами оценки в художественной речи.

Разбор слова по составу на основе   смыслового и словообразовательного анализа.

Работа с учебным словообразовательным словарем.

*Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах.

Лексикология и фразеология (9ч)

Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи.

Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов: слова однозначные и многозначные; употребленные в прямом или переносном значении.

*Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.).

Характеристика лексики русского языка с точки зрения семантической группировки слов: слова-синонимы, слова-антонимы, слова омонимы.

 *Смысловые и стилистические различия синонимов. 

 Разные виды омонимов: лексические омонимы, фонетические омонимы (*омофоны), графические омонимы (*омографы), грамматические омонимы (*омоформы) - без введения терминов.

Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения происхождения слов: исконно русская лексика и заимствованные слова. *Представление о фонетических особенностях иноязычных слов: наличие [ф],  начального [а] или [э], сочетаний ке, хе, ге, пю, кю, рю, бю, кю и др.

Особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро-ра, оло-ла, ере-ре, ело-ле).

Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов разными группами людей (общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления: диалектизмы, профессионализмы,*жаргонизмы). Устаревшие слова и *неологизмы. Использование слов в разных стилях речи (разговорные, книжные, нейтральные слова).

*Некоторые сведения о происхождении устаревших слов, их исторических родственных связях с другими словами.

 *Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.

Фразеология как раздел лингвистики.

 Фразеологизмы; их языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка.

Использование толковых словарей русского языка для определения, уточнения лексического значения слов.

*Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте.  

Подбор синонимов и антонимов к слову, выбор из синонимического ряда наиболее точного и уместного слова в данной речевой ситуации. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.

Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.

Сравнительный анализ значения, строения, написания разных видов омонимов (старая пил-а жадно пи-л-а; стекл-о /разбилось -с-тек-л-о молоко и т.п.).

Произношение заимствованных слов, включенных в орфоэпический минимум (твердость и мягкость согласных перед е).

Правописание букв ы и и после ц. 

Распознавание слов с полногласными и неполногласными сочетаниями, умение объяснить их написание.

Уместность, понятность и умеренность использования в речи лексики ограниченного употребления в речи.

Правильное употребление терминов; умение назвать изученные термины лингвистики.

Составление словарика лингвистических терминов.

Использование терминов в текстах научного стиля.

Толкование значения фразеологизмов, уместное употребление их в речи.

Лексический разбор слова.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология (2ч)+

Имя существительное (15 ч)

Грамматика и ее основные разделы: морфология и синтаксис.

*Лексическое и грамматическое значение (значение рода, лица, времени и др.).

Принципы классификации частей речи: 1) общее грамматическое значение; 2) морфологические признаки; 3) синтаксическая роль; 4) особенности употребления в речи и правописание.

Имя существительное как часть речи:

1) общее (грамматическое) значение; 2) морфологические признаки (постоянные и непостоянные); 3) синтаксическая роль.

Словообразование имен существительных.

Некоторые словообразовательные группы  существительных со значением: лица мужского пола (преподаватель, шутник, обманщик, лжец), лица женского пола (свидетельница, мастерица, принцесса, беглянка), ребенка или взрослого животного (волчонок, детеныш), предмета, орудия действия (экспонат, цедилка), места, помещения (хранилище, цветник, колокольня), процесса, действия, состояния (мигание, посещение, косьба, хлопόк), признака (свежесть, богатство, доброта, голубизна), собирательности (березник, учительство, листва), единичности (виноградина, дождинка) и др.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные (обобщение изученного в начальной школе). Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных.

Некоторые суффиксы, образующие одушевленные существительные (бабуля, театрал, повариха, тигрята, москвич, велосипедист и др.), неодушевленные существительные (болезнь, организация, чертеж, тяжесть и др.)

Имена существительные собственные и нарицательные (обобщение изученного).

Некоторые суффиксы, образующие собственные имена—отчества (Ильич, Петрович, Ивановна, Никитична и др.). *Сведения из истории русских отчеств, фамилий.

Склонение имен существительных (на основе изученного ранее).

Существительные разносклоняемые и

несклоняемые.

Род имен существительных (повторение изученного).

*Существительные общего рода. Род несклоняемых существительных.

Число имен существительных (обобщение изученного). Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и  предложении.

Культура речи. Правильное употребление имен существительных.

 

Распознавание имен существительных  на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний.

Приставочный и суффиксальный способы образования имен   существительных.   Образование имен существительных при помощи приставки не-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

Распознавание и правописание типичных суффиксов имен существительных.

Уместное употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Правописание суффиксов -ек-, -ик-;

 -чик-,-щик-.

*Использование приема олицетворения в художественных текстах.

Употребление прописной буквы при написании собственных имен существительных, запись адреса на почтовых отправлениях.

Правильное произношение отчеств и несклоняемых употребление разносклоняемых существительных в русском литературном языке.

Правописание безударных окончаний

 и  имен существительных (обобщение изученного). Различие окончаний  и  существительных на -ия, -ий, -ие, соответствующих схемам:

                и я ,                и е ,                    ий

Определение рода и типа склонения по суффиксу и окончанию существительного (1-е скл.: -от(а), -ух(а), -аци(я), -лк(а) и др.; 2-е скл.: -ыш, -ист, -ёнок, -ач, -ени(е), -ец; 3-е скл.: -ость, -знъ и др.).

Морфологический разбор имени существительного.

 

Определение синтаксической роли имени существительного в словосочетании и предложении.

Употребление имен существительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими  нормами.  

Употребление в речи трудных падежных форм (чулок носков, яблокмандаринов, туфлитуфель и т.п.), форм косвенных падежей существительных на -мя, несклоняемых существительных.

Согласование прилагательных и глаголов в форме про шедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (туфля — ж.р., рояль — м.р. и т.п.). Правильное употребление в речи существительных, имеющих только форму единственного или только форму множественного числа (молодежь, ворота, похороны, досуг и др.)

Распознавание, построение и уместное использование в речи словосочетаний типа

                                                          

гл.+сущ.;       сущ.+сущ.;      прил.+сущ. 

(радоваться — ч е м у?, восхищаться

 ч е м?; приехать в Крым, но на Кавказ; возвратиться из Крыма, но с Кавказа).

Имя прилагательное (10 ч)

Имя прилагательное как часть речи:

1)        общее (грамматическое) значение;

2)        морфологические признаки
(постоянные и непостоянные); 3) синтаксическая роль.

Роль имен прилагательных в речевом высказывании.

 

Словообразование имен прилагательных.

Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия.

Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов: ледяной, вчерашний, летний, городской, электрический, сливовый, московский, соломенный и др. — в относительных прилагательных; братов, лисий, материн — в притяжательных прилагательных; горьковатый, большущий, новенький, терпеливый, правдивый, ветвистый, низкий, плачевный, разговорчивый и др. — в качественных прилагательных.

Степени сравнения имен прилагательных. Образование сравнительной и превосходной степени.

Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения.

Склонение полных прилагательных (обобщение изученного).

Особенности склонения притяжательных прилагательных

Синтаксическая роль имен прилагательных (полных и кратких) в предложении.

Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных.

 

Распознавание имен прилагательных на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний.

Употребление прилагательных в художественном тексте в качестве эпитетов.  Работа с учебным словарем эпитетов. Подбор прилагательных-синонимов и выбор из синонимического ряда прилагательного, наиболее уместного в тексте (учитывать при этом стилистическую характеристику текста).

Приставочный и суффиксальный способы образования имен прилагательных.  

Распределение имен прилагательных на три  лексико-грамматические группы (разряды): качественные, относительные, притяжательные.

Распознавание прилагательных, употребленных в прямом или переносном значении, установление их разряда (золотое кольцо – золотое сердце).

Правильное образование, произношение и написание имен прилагательных в сравнительной и превосходной степени.

Употребление в речи кратких и полных прилагательных.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

Правописание   падежных окончаний притяжательных прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Определение синтаксической роли имени прилагательного в словосочетании и предложении.

Употребление имен прилагательных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими  нормами.  

Соблюдение правильного ударения в кратких прилагательных и в формах сравнительной степени (красивее).

 Распознавание и правильное употребление именных словосочетаний типа

                   

прил.+сущ.; прил.+сущ.

Глагол (13 ч)

Глагол как часть речи:

1) общее (грамматическое) значение;

2) морфологические признаки (постоянные и непостоянные);

3) синтаксическая роль.

Инфинитив, его грамматические особенности.

Словообразование глаголов. Приставочный способ образования глаголов в русском языке. Роль приставки в изменении лексического значения глагола.

 Знакомство с некоторыми группами словообразовательных значений глаголов: начало действия (запеть), конец действия (отпеть), повторное действие (переписать), дополнительное действие (доплатить), приближение, присоединение (приехать, приклеить), удаление (отойти, увезти), направленность в пространстве — внутрь (вползти), наружу (выползти), вниз (слететь), вверх (взлететь), вокруг (обежать) и др.

Вид глагола, видовая пара. Роль приставки в образовании глагола совершенного вида (вылечить, подмести, разбудить, очистить). Использование суффиксов –ива- (-ыва-) и –ова- (-ева-) для образования глаголов несовершенного вида.

Переходные и непереходные глаголы.

Возвратные и невозвратные глаголы.

Спряжение глаголов.

Изменение глагола по наклонениям (условное, повелительное, изъявительное).

Условное наклонение: значение, образование (формообразующий суффикс -л- и частица бы). и изменение по числам и родам.

 Повелительное наклонение: значение, образование и изменение.

 Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Употребление глаголов несовершенного вида в форме трех времен (настоящее, будущее сложное, прошедшее). Употребление глаголов совершенного вида в форме двух времен (будущего простого и прошедшего). Изменение глагола прошедшего времени по родам и числам. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам.

Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм.

*Безличные глаголы.

Синтаксическая роль глагола в словосочетании и предложении.

Культура речи. Правильное употребление глаголов.

 Распознавание глагола на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний.

Различение однокоренных приставочных глаголов и точное употребление их в речи (налить, перелить, влить, вылить, залить, подлить, отлить и т.п.).

Правописание суффиксов –ыва-(-ива-), –ова-(-ева-).

Правописание безударных личных окончаний глагола; -тся и -ться в глагольных формах.  

Ь в глаголах повелительного наклонения.

Уместное использование в речи интонационных и лексических средств передачи разных оттенков побуждения к действию (призыв, приказ, совет, просьба).

Употребление формы 2-го лица единственного числа с обобщенным значением в художественной речи. Употребление форм настоящего и будущего времени вместо прошедшего в художественном повествовании.

Употребление инфинитива в значении разных наклонений; стилистическая характеристика этих конструкций.

Морфологический разбор глагола.

Корни с чередованием и//е и их на писание (-бер-//-бир-; -тир-//-тер-, -мир-//-мер- и др.).

Раздельное  и слитное написание не с глаголами (обобщение).

Определение синтаксической роли глагола в словосочетании и предложении.

Употребление глаголов в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими  нормами.  

Правильное образование и уместное использование в речи глагольных словосочетаний типа:

             

 гл.+сущ.; гл. +нареч.

Повторение изученного в 5 классе (3ч)

На развитие речи 24 часа

 

Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Информация об используемом учебнике

          Львова С.И. Русский язык. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. /С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.

Учебник входит в состав УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы (под редакцией С. И. Львовой). Отличительные его особенности – ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Учебник построен так, что каждый урок русского языка становится уроком развития речи. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.

Состав УМК по русскому языку для 5 класса

(авторы – С.И. Львова, В.В. Львов)

  1. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл.: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И. Львова]. – М.: Мнемозина, 2009.
  2. И. А. Бажанова, С. И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. В 2-х ч. 5 класс.
  3. Уроки русского языка. 5 класс
  4. Л.В. Черепанова. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 5 кл. Пособие для учащихся
  5. Л.В. Прохватилина. Проверь себя. 5 клаcc. Рабочая тетрадь
  6. Л.Г. Ларионова. Русский язык. 5 кл. Подготовка к экзаменам шаг за шагом. Книга для учащихся
  7. С.И. Львова. Практикум по русскому языку: 5 кл. – М.: Просвещение, 2006 (Лингвистический тренажёр).
  8. В.В.Львов, Гостева Ю.Н. Тесты по русскому языку:5 класс: к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова» Русский язык: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений»/В.В.Львов, Ю.Н.Гостева. – М.:Издательство «Экзамен»,2013 (Серия «Учебно-методический комплект»)

Для учащихся

     Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.

Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. — М., 1987.

Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. — М., I960.

Введенская Л. А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981.

Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание (Фонетика. Имя существительное). — М. – Л., 1966.

Голуб И. Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.

Гольдин В. Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984.

Горшков А. И.  Всё богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Владимирская Г.Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995,

Граудина Л. К. Беседы о русской грамматике. — М.,1983.

Колесов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982.

Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.

Костомаров В. Г. Жизнь языка. — М., 1994.

Крысин Л. И. Жизнь слова. — М., 1980.

Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. - М., 2004.

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. - М., 2005.

Львова С. И. Русский язык. 5 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся.- М., 2002.

Львова С. И. Там, где кончается слово ... ( О слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М, 1991.

Львова С. И., Бажанова И. А.  Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. – Н. Новгород, 2005.

Люстрова 3. Н.,   Скворцов Л. И.,   Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. — М., 1987.

Матвеева Н. П. Свидетели истории народа: Наследие пращуров— М., 1993.

Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? — М., 1988.

Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

Мокиенко В. М. Образы русской речи— Л., 1986.

Мокиенко В. М. Почему так говорят? — Л., 2003.

Моисеев А. И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.

Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1988.

Откупщиков Ю. Н. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М., 1986.

Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.

Розенталь Д. Э. А как сказать лучше? — М., 1988.  

Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. — М., 1987.

Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники.—М., 1984.

Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?—М., 1983.

Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.

Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5 –  7 класс  / Капинос В. И. и др. – М., 2002.    

Успенский Л. В. По дорогам и тропам языка. — М.,1980.

Успенский Л. В. Слово о словах. (Любое издание.)

Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. - М., 2004

Шанский Н.М. Занимательный русский язык. В 2 ч. — М., 1996.

Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1986.

Школьные словари русского языка

 Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. (любое   издание )

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

Быстрова Е. А.,  Окунева А. П.,  Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.

Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.

 Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. —   (любое   издание )

Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.

Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. (любое   издание )

Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. (любое   издание )

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. - М, 2004.

Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. - М, 2004.

Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. (любое   издание )

Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.

Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. (любое   издание )

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. (любое   издание )

Шанский Н. М.,  Зимин В. И.,  Филиппе в А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. (любое   издание )

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М; В. Панов. — М., 1984.

Для учителя

Антонова Е. С. Тайны текста. — М., 2001.

Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.

Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой. - М.,    2004

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

Глебова Е. Ф. методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. — Горький, 1986.

Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы /  Капинос В. И. и др.  – М., 2002, 2003-2004, 2004 – 2005.

Иванов В. В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

Капинос В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5 - 7кл.— 2-е изд.- М., 1994.

Капинос В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. — М., 1994.

Львов В. В.  Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 – 9 классы. – М., 1989.

Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.

Львова С. И.   Комплект  наглядных пособий по орфографии и пунктуации. - М., 2004.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя.-    М.,  2000.

Львова С. И. Работа  со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. - М., 2004.

Львова С. И. Уроки словесности: 5 - 9 классы. - М., Дрофа,  1996 и др. издания.

Львова С. И. Язык в речевом общении.- М., 1991.

Львова С. И., Рыбченкова Л. М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку. 9 класс. - М., Дрофа, 2002.

Любичева Е. В. Посредством слова творю я мир... —Л., 2002.

Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. Диалог с художественным текстом. — Л., 2002.

Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — Л., 2002.

Мещеряков В. Н. и др.  Основы школьного речеведения. Часть 1. Часть 2. – М.: Тольятти, 2004.

Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания.– М., 2000.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.

Интернет-ресурсы, рекомендуемые в учебнике, ЦОР, образовательные сайты.

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, мульти-медиа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....