Рабочая программа по русскому языку 5 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа предназначена для изучения русского языка в 5 классе на базовом уровне и составлена из расчета 5 часов в неделю, 175 часов в год.
Программа составлена в соответствии с Федеральным базисным (образовательным) учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации из расчета часов на изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов, в том числе: в 5 классе — 175 часов, в 6 классе — 210 часов, в 7 классе — 140 часов, в 8 классе — 105 часов, в 9 классе — 70 часов.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
● воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
● совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
● освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Задачи обучения русскому языку в основной школе:
● осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка, осмысление русского языка как средства общения и получения знаний в разных сферах жизни и деятельности;
● формирование и совершенствование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;
● усвоение системы знаний о русском языке, устройстве его системы и закономерностях ее функционирования, его стилистическом богатстве, основных нормах русского литературного языка, норах речевого этикета;
● формирование метапредметных умений и способов деятельности: способности определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.
Усвоение содержания обучения предмета русскому языку обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
В соответствии с целями и задачами содержание курса в 5–9 классах составляют содержательные линии, формирующие:
— коммуникативную компетенцию;
— лингвистическую и языковую компетенции;
— культуроведческую компетенцию.
Это выделение носит условный характер, оно отражает последовательности реализации названных линий, в учебном процессе они неразрывно связаны и интегрированы. Совершенствование видов речевой деятельности осуществляется на основе осознания системы языка, усвоение ее связано с развитием речи.
Содержание школьного курса излагается следующим образом.
В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика. Начинается изучение морфологии (существительное, прилагательное, глагол). Вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет формировать устную и письменную речь.
6–7 классы имеют в целом морфологическую направленность.
В 8–9 классах проводится системное изучение синтаксиса.
В программе выделены две рубрики: в первой определяется система понятий, круг теоретических сведений, подлежащих усвоению, во второй рубрике — основные виды учебной деятельности ученика.
Содержание обучения русскому языку
в 5 классе (175 часов)
Система языка — 129 ч
Речь. Речевая деятельность — 46 ч
Основные сведения о языке и речи | Основные виды деятельности учащихся |
Русский язык – национальный язык русского народа (1 ч) | Выявлять роль родного языка в жизни человека и общества |
Речь. Речевая деятельность Речь. Речевое общение (8 ч) | |
Язык и речь Речь и речевое общение Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная Речь диалогическая и монологическая Речевой этикет | Осознавать различия языка и речи Осознавать основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи Различать диалогическую и монологическую речь Создавать устные и письменные подготовленные и неподготовленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания Соблюдать при общении нормы речевого этикета |
Речевая деятельность | |
Речь как деятельность Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо | Понимать содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного текста, определять его основную мысль. Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Составлять простой план. Создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого объема на учебно-научные, нравственно-этические, социокультурные темы. Подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитанного текста. Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста* Материал, помеченный звездочкой, усваивается в разделе «Речь» и в течение учебного года. ** Материал, помеченный двумя звездочками, усваивается в течение учебного года. Здесь и далее количество часов носит ориентировочный характер. Оно может варьироваться в зависимости от типа школ, уровня подготовки учащихся и т.д. |
Текст (10+3 ч) | |
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста. Простой и сложный план текста Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение Их строение, смысловые и языковые особенности. Сочетание разных типов речи в тексте Способы развития темы в тексте Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте Абзац – структурно-смысловая часть текста Изобразительно-выразительные средства языка в тексте. Эпитет, метафора, олицетворение | Осознавать основные признаки текста, определять его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение) Анализировать текст, определять его тему, основную мысль, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план текста Определять функционально-смысловые типы речи. Создавать небольшие тексты (описание, повествование, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи Находить средства грамматической связи предложений в тексте Выделять абзацы в тексте на основе проведения элементарного структурно-смыслового анализа текста Осознавать образную основу текстов, находить в небольших текстах эпитет, метафору, олицетворение, сравнение На элементарном уровне анализировать языковые особенности небольшого научного, художественного (прозаического и поэтического) текста |
Система языка (128ч) Синтаксис и пунктуация (19+5 ч) | |
Синтаксис – раздел грамматики. Пунктуация – раздел правописания Словосочетание, его признаки Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова Предложение, его признаки. Средства оформления предложения: интонация, ее функции, логическое ударение Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске Грамматическая основа предложения Главные члены предложения Распространенное и нераспространенное предложение Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения Предложения с однородными членами предложения. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности. Обобщающее слово при однородных членах предложения *Интонация, пунктуация предложений с однородными членами предложения Предложения с обращением *Интонация, пунктуация предложений с обращением Предложения с вводными конструкциями. Функции, интонация, пунктуация предложений с вводными конструкциями Предложения с прямой речью. Интонация, пунктуация предложений с прямой речью Простое и сложное предложение | Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения Распознавать словосочетание в составе предложения Определять главное и зависимое слово, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова Конструировать изученные виды словосочетаний Определять основные признаки предложения Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Употреблять названные предложения в тексте Выделять грамматическую основу двусоставного предложения Разграничивать распространенные и нераспространенные предложения Разграничивать главные и второстепенные члены предложения Опознавать однородные члены предложения Составлять схемы предложений с однородными членами Осознавать основные функции обращений Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными конструкциями Правильно интонировать предложения с прямой речью Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение |
Фонетика. Орфоэпия (9+4 ч) | |
Фонетика – раздел лингвистики Звук – единица языка Система гласных звуков Система согласных звуков Изменение звуков в речевом потоке Фонетическая транскрипция Выразительные средства фонетики Слог *Слог – единица слова Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков | Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове Распознавать гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции Выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи Членить слова на слоги Правильно переносить слова с одной строки на другую Определять место ударения в слове |
Графика. Орфография (6+1 ч) | |
Графика – раздел науки о языке Состав русского алфавита. Название букв. Соотношение звука и буквы Орфография – раздел правописания *Правописание гласных в корне слова *Правописание согласных в корне слова | Осознавать значение письма Соотносить в словах звуки и буквы Находить орфограммы в морфемах Владеть приемами определения правописания гласных и согласных в корне |
Лексика (9+2 ч) | |
Лексикология – раздел лингвистики Слово как единица языка Лексическое и грамматическое значение слова Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья Способы толкования Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слов Омонимы *Омонимы – омографы, омофоны, омоформы Синонимы. Лексическая сочетаемость слова. Антонимы Словари синонимов, антонимов Переносное значение слова в основе художественных тропов | Осознавать роль слова в выражении мысли, чувства, эмоций Определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использование для определения, уточнения его значения Разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов Разграничивать омонимы и многозначные слова Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов Употреблять в речи слова-синонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилистической окраски. Извлекать необходимую информацию из словарей синонимов Оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи Осознавать художественную выразительность тропов Использовать в речи слова в переносном значении |
Морфемика. Словообразование. Орфография (18+2 ч) | |
Морфемика – раздел лингвистики Морфема – минимальная значимая единица языка Словообразующие и формообразующие морфемы Основа слова Окончание – формообразующая морфема Корень. Однокоренные слова. Правописание корней Приставка, суффикс – словообразующие морфемы Чередование звуков в морфемах Морфемный анализ слов Словообразование – раздел языкознания Производящая основа. Словообразующие морфемы. Основные способы образования слов Словообразовательный анализ слов Основные выразительные словообразовательные средства языка | Осознавать морфемы как минимально значимые единицы языка Опознавать морфемы, членить слово на морфемы Различать словообразующие и формообразующие морфемы Характеризовать морфемный состав слова Проводить морфемный анализ слова Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему Определять способ образования слова Проводить словообразовательный анализ слова Выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи |
Морфология (61+11 ч) | |
Морфология как раздел грамматики Части речи как лексико-грамматические разряды слов Самостоятельные и служебные части речи | Опознавать различные части речи по их существенным признакам Разграничивать самостоятельные и служебные части речи |
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении | Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного Опознавать имена существительные среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам. Производить морфологический разбор имени существительного |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | Различать одушевлённые и неодушевлённые существительные по значению и формальным грамматическим признакам |
Имена существительные нарицательные и собственные | Правильно употреблять прописную букву при написании имён существительных собственных |
Род имён существительных Имена существительные общего рода. Род несклоняемых существительных | Определять род имён существительных по суффиксу и окончанию Правильно употреблять в речи существительные общего рода и несклоняемые существительные |
Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа или только множественного числа | Образовывать множественное число имён существительных и употреблять их в речи Употребление существительных, имеющих форму только одного числа, с глаголами |
Склонение имён существительных. Три основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание. *Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные. | Определять тип склонения имён существительных. Образовывать нужные падежные, предложно-падежные формы существительных и употреблять их в речи. Правильно писать безударные падежные окончания существительных. |
*Правописание суффиксов существительных: -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а); -ек-, -ик- (-чик-). | Правильно произносить и писать суффиксы существительных. |
*Правописание не с именем существительным | Различать имена существительные с приставкой не и с отрицательной частицей не, существительные-синонимы с не и без не |
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. | Выявлять грамматическое значение, анализировать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного. Сопоставлять морфологические признаки имени прилагательного и имени существительного. |
Прилагательные качественные, относительные, притяжательные, их смысловые и грамматические различия | Разграничивать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Употреблять прилагательные разных разрядов в прямом и переносном значении. |
*Правописание окончаний имён прилагательных. | Правильно произносить и писать безударные окончания прилагательных единственного и множественного числа. |
Степени сравнения качественных имён прилагательных | Анализ форм сравнительной и превосходной степени прилагательных Правильно произносить имена прилагательные в разных степенях сравнения. |
Имена прилагательные полные и краткие. Особенности значения, изменения. Правописание кратких прилагательных | Определять морфологические признаки и синтаксическую функцию кратких прилагательных. Образовывать краткие прилагательные. Правильно произносить краткие прилагательные, употреблять краткие прилагательные в речи. |
Словообразование и правописание имён прилагательных. *Правописание н и нн в прилагательных. Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц. *Правописание не с прилагательными. Образование имен прилагательных путем сложения | Определять способы образования имен прилагательных. Правильно писать н и нн в прилагательных. Разграничивать правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц в зависимости от места ударения в слове. Образовывать имена прилагательные при помощи приставки не. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными Правильно писать сложные прилагательные |
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. | Выявлять грамматическое значение глаголов, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении. Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Морфологический разбор глагола. Использовать глаголы в речи с учётом их смыслового значения, речевой ситуации. |
*Правописание не с глаголами. | Правописание не с глаголами. |
Инфинитив (неопределённая форма глагола). | Определять значения, морфологические признаки и синтаксическую роль инфинитива. Употреблять в речи инфинитивные конструкции в соответствии с целью высказывания. |
*Правописание тся и ться в глаголах. | Усвоить правописание тся и ться в глаголах. |
Виды глагола. Значение и признаки глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар. | Различать глаголы совершенного и несовершенного вида по значению, формальным признакам. Употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида. |
Переходные и непереходные глаголы. | Различать переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи. |
Возвратные глаголы. | Использовать в речи возвратные глаголы. |
Наклонения глагола: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное. | Выявлять особенности значения, образования, изменения и употребления глаголов условного наклонения. Употреблять бы с глаголами в условном наклонении. Осознавать особенности значения, образования, употребления и правописания глаголов повелительного наклонения. |
Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее. Значение и употребление в речи. | Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения. |
Спряжение глагола | Определять спряжения глагола. *Правильно произносить и писать личные окончания глаголов I и II спряжения |
Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных) Морфемный разбор глаголов | Осознавать семантику безличных глаголов. Употреблять предложения с безличными глаголами. Использовать безличные глаголы при трансформации личных предложений в безличные. |
Повторение в конце года (6 ч)
* Материал, помеченный звездочкой, усваивается в разделе «Речь» и в течение учебного года.
** Материал, помеченный двумя звездочками, усваивается в течение учебного года.
Таблица тематического распределения часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов по классам | |
Авторская программа (175ч.) | Рабочая программа по классам | ||
5 класс ( 170ч.) | |||
| Русский язык – национальный язык русского народа | 1 | 1 |
| Речь. Речевая деятельность Речь. Речевое общение Речевая деятельность | 8 | 8 |
| Текст | 13 | 13 |
| Синтаксис и пунктуация | 24 | 24 |
| Фонетика.Орфоэпия | 13 | 13 |
| Графика.Орфография | 7 | 7 |
| Лексика | 11 | 11 |
| Морфемика. Словообразование. Орфография | 20 | 20 |
| Морфология | 70 | 70 |
| Повторение в конце года | 6 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Раздел. Тема урока | Тип Вид урока | Результаты обучения ( требования к уровню подготовки) | Контроль и диагностика | Особ-ти орг-ции учебного процесса | Доп.содержание | ||
Вводный урок | предметные | личностные | метапредметные | ||||||
1 | Русский язык – национальный язык русского народа | вводный | Выявлять роль языка в жизни человека | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | умение слушать друг друга | Проверка тетрадей Составление плана | Беседа по вопросам | ||
Речь. Речевая деятельность. Речевое общение (8ч.) | |||||||||
2 | Язык и речь | Комбиниро-ванный | Знать основные особенности устной и письменной речи, разго- ворной и книжной, уметь из анализиро вать, раз- личать диалогичес-кую и монологическую речь | Умение вести диалог, владеть различными видами монолога и диалога. Соблюдать при общении нормы речевого этикета. Определять основную мысль текста | Сопоставлять текст с точки зрения содержания Умение работать индивидуально и в группе, умение слушать друг друга | Работа с текстом | Беседа по вопросам | ||
3. | РР Обучающее выборочное изложение | изложение | Выборочное изложение | Выбор главной информации в тексте | |||||
4 | Речь и речевое общение | Урок изучения нового материала | Работа с тестом | Мини-сочинение на заданную тему | |||||
5 | Речь устная и письменная | Урок –игра Беседа по картинкам | Работа с текстом | Словарный диктант Составление тезисного плана Работа по карточкам | |||||
6 | Речь книжная и разговорная | Урок –игра Беседа по картинкам | Работа с учебником | Индивидуальная работа по карточкам Составление схем | |||||
7 | Речь диалогическая и монологическая | Урок –игра Беседа по картинкам | Работа с учебником | Работа с таблицей Составление диалога | |||||
8 | Речевой этикет | Урок –игра Беседа по картинкам | Работа с учебником | Работа с таблицей | |||||
9 | РР Подробное изложение | Подробное изложение | Подробно излагать содержание прочитанного текста | Соблюдать при общении нормы речевого этикета | Сопоставлять текст с точки зрения содержания Умение работать индивидуально | Подробное изложение | Выбор главной информации в тексте | ||
Текст (13 ч.) | |||||||||
10 | Текст как речевое произведение. | Вводный урок | Выделять главную информацию,распозна-вать основные признаки текста | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста Умение работать индивидуально | Сопоставлять текст с точки зрения содержания | Словарный диктант | Работа с иллюстративным рядом | ||
11 | Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста | Урок-изучения нового материала | Соблюдать при общении нормы речевого этикета. | Сопоставлять текст с точки зрения содержания | Умение подбирать антонимы | Списывание с доски Подбор антонимов Беседа по вопросам | |||
12 | Входная диагностика. Контрольное списывание с грамматическим заданием | Контр.списывание | Проверка знаний | Умение работать индивидуально | Умение озаглавить текст | Грамматические задания | |||
13 | Средства связи предложений в тексте | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Выделять абзацы в тексте на основе проведения элементарного структурно-смыслового анализа текста | умение слушать друг друга | Средства связи в худ.текстах Средства связи при цепной связи, | Словарный диктант Свободный диктант | |||
14 | Простой и сложный план текста | Комбинированный урок | Соблюдать при общении нормы речевого этикета. Умение слушать друг друга | Работа с художественным текстом | Составление плана | Работа с рубрикой «Проверяем себя» | |||
15 | РР Сочинение «Мой четвероногий друг» | сочинение | Выделять главную информацию, распознавать основные признаки текста | Соблюдать при общении нормы речевого этикета. Умение слушать друг друга | Нахождение главной мысли текста, умение составлять план | Отношение к животным | Работа с планом-опорой | ||
16 | Типы речи | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Создавать небольшие тексты в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи | Соблюдать при общении нормы речевого этикета. Умение слушать друг друга | Анализировать языковые особенности небольшого текста | Монологическое высказывание по теме | Интеракт.доска Написание мини-сочинения | ||
17 | Повествование | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Монологическое высказывание о собаке | Работа с домашним сочинением | |||||
18 | Описание | Комбинированнный урок | Составление вопросного плана Дифференцированное дом.задание | ||||||
19 | Рассуждение | Комбинированнный урок | Работа с текстами разных стилей | Обучение конспектированию | |||||
20 | Сочетание разных типов речи в тексте | Комбинированнный урок | Подбор сравнений | Построение описаний по заданию Словарный диктант | |||||
21-22 | РР Подготовка и написание контрольного подробного изложения | Развитие речи учащегося, умение подробно пересказывать текст | Работа с художественным текстом | Нахождение главной мысли текста, умение составлять план | Подробное изложение | ||||
Синтаксис и пунктуация ( 24 ч.) | |||||||||
23 | Синтаксис и пунктуация | Комбиниро-ваннный урок | Осознать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения | умение слушать друг друга | Конструирование словосочетаний | Самостоятель-ное получение знаний | Составление тезисного плана | ||
24 | Словосочетание | Комбиниро-ваннный урок | Доказать свое мнение, конструирование словосочета-ний | Дифференцированное дом.задание | |||||
25 | РР Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» (упр.93) | Урок развития речи | Развитие речи | Соблюдать при написании сочинения нормы речевого этикета. | Развитие речи, умение составлять текст по картине | Формирование основ культурной речи | Репродукция картины Работа с интернетом | ||
26 | Предложение и его признаки | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Определять признаки предложений, находить его границы | Употреблять предложения в тексте | Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей | Формирование основ культурной речи | Составление вопросного плана Дифференц. дом .зад. | ||
27 | Интонация. Логическое ударение | Комбиниро-ванный урок | Распознавать вид предложения по цели высказывания | Соблюдать при общении нормы речевого этикета. | Формирование основ культурной речи | Работа по вопросам | |||
28 | Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | Комбиниро-ваннный урок | Употреблять предложения в тексте | Формирование основ культурной речи, умение составлять таблицу , интонационным разнообразием речи | Составление таблицы Работа над интонационным разнообразием речи | ||||
29-30 | РР Сжатое изложение «Тетрадки под дождём» (с. 95-96) | Урок развития речи | Сжато излагать содержание прочитанного текста | Связь с искусством, рассказ о художнике | Развитие речи, нахождение главной мысли в тексте | Формирование основ культурной речи, | |||
31 | Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения | Комбинированнный урок | Выделять грамматическую основу | Правильно согласовывать подлежащее и сказуемое | Работа с текстами разных типов | карточки | Работа с интернетом, составление таблицы | ||
32 | Тире между подлежащим и сказуемым | Комбинированнный урок | Составлять схемы предложений, правильная постановка знаков препинания | Развитие речи составление предложений по предложенной схеме | Соблюдать при общении нормы речевого этикета. | Инд.задания | Таблица | ||
33 | Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены предложения. | Урок-игра с элементами беседы | Распознавать главные и второстепенные члены предложения | Развитие речи составление предложений по предложенной схеме | Соблюдать при общении нормы речевого этикета. | Проверка тетрадей | Таблица | ||
34 | Определение. Способы его выражения. | Урок изучения нового материала | Способы выражения определения, нахождение его в тексте | умение слушать друг друга, работать в группе и индивидуально | Составлять предложения с определениями | Проверка тетрадей Словарный диктант | Таблица Составление плана диктант | ||
35 | РР Сочинение по картине И.Э Грабаря «Зимнее утро» | сочинение | Развитие речи учащегося, умение подробно пересказывать текст | Умение работать индивидуально по составленному плану Соблюдать при написании сочинения нормы речевого этикета. | Связь с искусством, работа с репродукциями картин Сопоставление способов отражения действительности красками и худ. словом | сочинение | |||
36 | Дополнение. Способы его выражения. | Комбинированнный урок | Способы выражения дополнения | Умение работать в группе и индивидуально, составление текстов на заданную тему | Составление текста по плану | Свободный диктант | составление плана Диффер. дом.задание | ||
37 | Обстоятельство. Способы его выражения. | Комбинированнный урок | Способы выражения обстоятельства | Умение работать в группе и индивидуально, составление текстов на заданную тему | Умение составлять таблицу | Инд.карточки | Составление таблицы | ||
38 | Предложения с однородными членами предложения. | Урок-игра с элементами беседы | Опознавать однородные члены предложения, составлять схемы предложений с одн. членами | Умение работать в группе и индивидуально, составление текстов на заданную тему | Умение работать с текстом | Инд.задания | Объяснительный диктант | ||
39 | Обобщающее слово при однородных членах предложения | Урок изучения нового материала | Опознавать однородные члены предложения, составлять схемы предложений с обобщающим словом | Умение работать в группе и индивидуально, составление текстов на заданную тему | Умение работать с текстом | Инд.задание | Таблица, схемы | ||
40 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Контрольное изложение | Контроль качества усвоенности материала | Умение работать индивидуально | Умение работать с грам.заданием | диктант | Грамматическое задание | ||
41 | Предложения с обращением | Комбинированнный урок | составлять схемы предложений с обращением | Пополнение лекс.запаса слов Правильная интонация в предложении | Умение работать с текстом | Инд.карточки | Организация наблюдения | ||
42 | Предложения с вводными конструкциями. | Комбинированнный урок | Составлять предложения с вводными словами | Правильная интонация в предложении | Умение работать с текстом, находить предложения по схеме | Инд.задания | Таблица, схемы Работа по вариантам | ||
43 | Предложения с прямой речью. | Урок-игра с элементами беседы | Составление предложений с прямой речью | Правильная интонация в предложении | Различение диалога и предложений с прямой речью | Инд.задания | Таблица, схемы | ||
44 | Синтаксический разбор простого предложения | Урок изучения нового материала | Уметь синт. разбирать предложения | Составление распр. предложений | Составление предложений на заданную тему | Словарный диктант | Интер. Доска Словарный диктант | ||
45 | РР Обучающее изложение от другого лица «Хитрая кошка» (с.134-135) | Обучающее изложение | Развитие речи уч-ся Умение излагать текст | Умение пересказывать от другого лица | Умение работать с текстом по плану | изложение | Составление плана изложения | ||
46 | Простое и сложное предложение | Комбинированнный урок | Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение | Правильная интонация в предложении. Работа по вариантам | Способ связи предложений в тексте | Инд.задания | Работа с теоретическим материалом , составление схем | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика (20ч.) | |||||||||
47 | Фонетика – раздел лингвистики. Звук – единица языка | Урок-игра с элементами беседы | Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове | Логически грамотно построенный ответ на поставленный вопрос | Работа с лексическим значением слов, Пополнение словарного запаса слов | Слов.диктант | Словарный диктант Организация наблюдения | ||
Звуки и буквы | Урок изучения нового материала | Распознавать согласные и гласные звуки | Умение работать самостоятельно и в парах | Умение работать индивидуально | Инд.карточки | Работа с рубрикой «Вспомните», «Проверяем себя» | |||
48 | РР Изложение от 3-го лица «Журавли» (с. 149-150) | изложение | Развитие речи уч-ся, излагать текст от третьего лица | Умение пересказывать текст от третьего лица | Умение работать по плану | изложение | Предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок | ||
49 | Фонетическая транскрипция Отличие гласных и согласных звуков | Комбинированнный урок | Анализировать отдельные звуки речи, отражать их особенности с помощью фонетической транскрипции | Использовать в речи средства выразительности | Умение находить отличия | Словарный диктант | Словарный диктант, Фонетический диктант | ||
50 | Согласные звонкие и глухие | Комбинированнный урок | Распознавать согласные звонкие и глухие | Умение работать в парах и индивидуально | Умение находить отличия ( игра «Третий лишний») | Фонетический диктант | Таблица Фонетический диктант | ||
51 | Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных | Комбинированнный урок | Распознавать согласные твердые и мягкие | Умение работать в парах и индивидуально | Умение находить отличия ( игра «Третий лишний») | Таблица Работа с орфоэпическим словарем | |||
52 | Правописание Ь | Урок-игра с элементами беседы | Находить орфограммы в морфемах | Умение работать в парах и индивидуально | Умение находить отличия ( игра «Третий лишний») | Инд.карточки | Таблица, схемы, карточки | ||
53 | Позиционные чередования гласных звуков. Позиционные чередования согласных звуков | Урок изучения нового материала | Усвоить правила правописания гласных и согласных в корне слова | Умение работать в парах и индивидуально | Умение находить отличия ( игра «Третий лишний») | Инд.задание | карточки | ||
54-55 | РР Подготовка и написание контрольного изложения от третьего лица | изложение | Умение пересказывать текст от третьего лица | Умение работать индивидуально | Развитие речи уч-ся | изложение | Работа с тексом учебника | ||
56 | Слог. Ударение. | Комбинированнный урок | Уметь делить слова на слоги | Умение работать индивидуально | Развитие речи уч-ся | Инд.задание | карточки | ||
Орфоэпия как раздел лингвистики | Правильно ставить ударение в словах | Умение работать с орфоэпическим словариком | Развитие речи уч-ся | Инд.задание Работа со словарями | Карточки, схемы, словари | ||||
57 | Произношение гласных звуков | Урок-игра с элементами беседы | Умение соотносить буквы и звуки | Умение работать индивидуально | Нормы произношения | Инд.задание Работа со словарями | |||
58 | Произношение согласных звуков. Озвончение и оглушение согласных. | Урок изучения нового материала | Умение соотносить согласные буквы и звуки | Овладевать основами литературного произношения | Нормы произношения | Инд.задание Работа со словарями | |||
Произношение сочетаний согласных звуков | |||||||||
59 | Выразительные средства фонетики | Комбинированнный урок | Уметь различать и обозначать твердость и мягкость на письме | Овладевать основами литературного произношения | Умение использовать в речи выразительные средства фонетики | Инд.задание Работа со словарями | |||
60 | Графика- раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв. Орфография. Правописание гласных в корне слова. | Комбинированнный урок | Осознавать значение письма, соотносить звуки и буквы | Овладевать основами литературного произношения | Овладеть навыками грамотного письма | Инд.карточки | |||
61 | Правописание непроверяемых гласных в корне слова. | Урок-игра с элементами беседы | Умение находить орфограммы в морфемах | Усвоить правила правописание гласных в корне | Умение находить отличия ( игра «Третий лишний») | Инд.карточки | |||
62 | Правописание гласных О-Ё в корне слова | Урок изучения нового материала | Научить правилу правописания О-Ё в корне слова | Работа в группе и индивидуально | Овладение навыками грамотного письма | Инд.карточки, перфокарта | |||
63 | РР Сочинение по картине А.Н.Семенова «Как прекрасен этот мир» | сочинение | Развитие речи, умение составлять текст по картине | Развитие речи Соблюдать при написании сочинения нормы речевого этикета. | Связь с искусством, работа с репродукциями картин Сопоставление способов отражения действительности красками и худ.словом | сочинение | |||
64 | Правописание согласных в корне. Правописание удвоенных согласных в корне слова. | Комбинированный урок | Умение находить орфограммы в морфемах | Работа в группе и индивидуально | Овладение навыками грамотного письма | Перфокарта, таблица | |||
65 | Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография» | Урок систематизации изученного | Осознавать значение письма, соотносить звуки и буквы | Работа в группе и индивидуально | Овладение навыками грамотного письма | Перфокарта, таблица | |||
66 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Контрол.диктант | Повторить и систематизировать знания по теме | Работа индивидуально | Овладение навыками грамотного письма | диктант | |||
Лексика (11ч.) | |||||||||
67 | Слово и его значения | Комбинированнный урок | Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств и эмоций | Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств и эмоций | Умение работать со словарем | Инд.карточки | |||
68 | Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Однозначные и многозначные слова | Комбинированнный урок | Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слов | Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств и эмоций | Умение работать со словарем | Инд.задания, работа в группе | словари | ||
69 | Прямое и переносное значение слов | Урок-игра с элементами беседы | употреблении слов в прямом и переносном значении | Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств и эмоций | Употреблять в речи слова с прямым и переносным значением с учетом их значения | Инд.задания, работа в группе | Словари | ||
70 | Омонимы | Урок изучения нового материала | Различать омонимы, многозначные слова | Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств и эмоций | Употреблять в речи слова-омонимы с учетом их значения | Инд.задания, работа в группе | Словари | ||
71 | Синонимы | Урок-игра с элементами беседы | Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов | Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств и эмоций | Употреблять в речи слова-синонимы с учетом их значения | Инд.задания, работа в группе | словари | ||
72 | РР Сжатое изложение | Сжатое изложение | Развитие речи уч-ся Умение излагать текст | Развитие речи, умение работать с текстом | умение пересказывать текст сжато | изложение | |||
73 | Антонимы | Урок-игра с элементами беседы | Выявлять смысловое, стилистическое различие антонимов | Умение подбирать нужные слова | Употреблять в речи слова-антонимы с учетом их значения | карточки | словари | ||
74 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Контрол.диктант | Повторить и систематизировать знания по теме «Лексика» | Умение работать индивидуально | Умение выполнять грамматическое задание | диктант | |||
75 | Эпитет | Урок-беседа Изучение нового материала | Осознавать художественную выразительность тропов | Умение работать индивидуально | Употреблять в речи эпитеты | Индивидуаль-ные задания | |||
76 | Метафора. Олицетворение | Урок-беседа Изучение нового материала | Осознавать художественную выразительность тропов | Умение работать индивидуально | Использовать в речи метафоры и олицетворения | Инд.задания и карточки | |||
77 | РР Подготовка к сочинению по картине И.Шишкина «Перед грозой» | сочинение | Развитие речи, умение составлять рассказ по картине | Умение работать индивидуально Соблюдать при написании сочинения нормы речевого этикета. | Связь с искусством, работа с репродукциями картин Сопоставление способов отражения действительности красками и худ.словом | сочинения | Репродукция картины | ||
Морфемика. Словообразование. Орфография (20ч.) | |||||||||
78 | Морфема – минимальная значимая единица языка Основа слова. Окончание – формообразующая морфема | Урок-беседа | Осознавать морфемы как минимальные значимые единицы языка | Выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи | Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания | вопросник | |||
79 | Корень. Однокоренные слова. | Урок-беседа | Опознавать морфемы, членить слово на морфемы, проводить морфемный разбор | Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания | Инд.карточки | ||||
80 | РР Обучающее изложение | изложение | Развитие речи, умение пересказывать текст | Умение работать индивидуально | умение пересказывать текст | изложение | |||
81 | Суффикс | Урок-беседа Изучение нового материала | Определять способ образования слова | Выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи | Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания | Инд.задание | |||
82 | Приставка | Урок-беседа Изучение нового материала | Определять способ образования слова | Выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи | Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания | Инд.карточки и задания, перфокарты | |||
83 | Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков | Урок-беседа Изучение нового материала | Научить правилу правописания корней с чередованием | Умение работать в группе и индивидуально | Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания | Инд.задания | |||
84 | Чередование Е и И в корне | Комбинированнный урок | Научить правилу правописания корней с чередованием | Умение работать в группе и индивидуально | Овладение навыками грамотного письма | Перфокарты Инд.задания | презентация | ||
85 | Чередование О и А в корне слова | Комбинированнный урок | Научить правилу правописания корней с чередованием | Умение работать в группе и индивидуально | Овладение навыками грамотного письма | Перфокарты Инд.карточки | презентация | ||
86 | Правописание корней –раст-,-ращ-,-рос- | Урок-игра с элементами беседы | Научить правилу правописания корней с чередованием | Умение работать в группе и индивидуально | Овладение навыками грамотного письма | Перфокарты Инд.карточки | Таблица, карточки | ||
87 | Правописание корней с чередованием | Урок изучения нового материала | Научить правилу правописания корней с чередованием | Умение работать в группе и индивидуально | Овладение навыками грамотного письма | Перфокарты Инд.задания | презентация | ||
88 | Правописание приставок | Комбинированнный урок | Научить правилу правописания приставок | Умение работать в группе и индивидуально | Овладение навыками грамотного письма | Перфокарты Инд.задания | Таблица, карточки | ||
89 | Правописание приставок на –з,-с | Комбинированнный урок | Научить правилу правописания приставок на з- и с- | Умение работать в группе и индивидуально | Овладение навыками грамотного письма | Инд.карточки | Таблица, карточки | ||
90 | Буквы Ы и И в корне после приставок | Урок-игра с элементами беседы | Научить правилу правописания букв И и Ы после приставок | Умение работать в группе и индивидуально | Овладение навыками грамотного письма | Инд.карточки | Таблица, карточки | ||
91 | Приставки ПРЕ- и ПРИ- | Урок изучения нового материала | Научить правилу правописания приставок ПРЕ и ПРИ | Умение работать в группе и индивидуально | Овладение навыками грамотного письма | Инд.карточки | Таблица, карточки | ||
92 | Буквы И и Ы после Ц | Комбинированнный урок | Научить правилу правописания букв И и Ы после Ц | Умение работать в группе и индивидуально | Овладение навыками грамотного письма | Инд.карточки | |||
93 | Способы образования слов | Комбинированнный урок | Определять способ образования слова | Умение работать в ргуппе и индивидуально | Применять знания по морфемике с словообразовании в практике правописания | Инд. задания | |||
94 | РР Сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство» | сочинение | Развитие речи уч-ся, обучение составлению рассказа по картине | Умение работать индивидуально Соблюдать при написании сочинения нормы речевого этикета. | Связь с искусством, работа с репродукциями картин Сопоставление способов отражения действительности красками и худ.словом | Работа с репродукцией | Репродукция картины | ||
95 | Способы образования слов. Сложение | Урок изучения нового материала | Проводить словообразовательный анализ слова | Умение работать в группе и индивидуально | Применять знания по морфемике с словообразовании в практике правописания | Инд.задания | |||
96 | Морфемный разбор слова | Урок-повторение | Проводить морфемный анализ слова | Умение работать в группе и индивидуально | Применять знания по морфемике с словообразовании в практике правописания | Инд.задания | |||
97 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | диктант | Повторить и систематизировать знания по теме «Морфемика. Словообразование » | Умение работать индивидуально | Овладение навыками грамотного письма | диктант | |||
Морфология ( 70 ч.) | |||||||||
98 | Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи. | Вводный урок | Повторить , обобщить и систематизировать полученные в начальной школе знания о частях речи | Умение работать в группе и индивидуально | Расширить представления о месте частей речи в русском языке | Работа с таблицей | Таблица презентация | ||
99 | Самостоятельные и служебные части речи | Вводный урок Урок изучения нового материала | Умение работать в группе и индивидуально | Работа с таблицей | Таблица и презентация | ||||
Имя существительное как часть речи. | |||||||||
100 | Имя существительное как часть речи. | Вводный урок | Расширить представления о существительном | Умение работать в группе и индивидуально | Опознавать имена сущ.среди слов других частей речи | таблица | Таблица, схемы | ||
101-102 | РР Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Первый снег» | сочинение | Развитие речи | Умение работать в группе и индивидуально Соблюдать при написании сочинения нормы речевого этикета. | Связь с искусством, работа с репродукциями картин Сопоставление способов отражения действительности красками и худ.словом | Репродукция | |||
103 | Правописание суффиксов -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а). | Изучение нового материала | Правильно произносить и писать суффиксы сущ. | Умение работать в группе и индивидуально | Профессиональные слова с суффиксами ЩИК и ЧИК | Инд.задания, тетради | Таблица, карточки | ||
104 | Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-). | Изучение нового материала | Умение работать в группе и индивидуально | Правильно произносить и писать суффиксы | Карточки, перфокарты | ||||
105-106 | Правописание не с именем существительным | Урок-повторение | Различать имена сущ.с приставкой НЕ и отрицательной частицей НЕ | Умение работать в группе и индивидуально | Уметь пользоваться существительными-синонимами с НЕ и без НЕ(антонимами) | Инд.задания, тетради | |||
107 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | Урок обобщения и систематизации | Разграничива-ть постоянные и непостоянные признаки сущ. | Осознавать необходимость различения сущ. в целях правильного употребления в речи в формах родительного и винительного падежей | Правильно ставить вопросы к существительным, обозначающим животных, птиц, рыб, насекомых Узнавать прием олицетворения | Схемы презентации | |||
108 | РР Описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» К.С.Петрова-Водкина | сочинение | Развитие речи учащихся | Соблюдать при написании сочинения нормы речевого этикета. | Связь с искусством, работа с репродукциями картин Сопоставление способов отражения действительности красками и худ.словом | сочинение | |||
109 | Имена существительные нарицательные и собственные | Урок-повторение | Определять морфологические признаки имени сущест. | Прописная буква в именах собственных. Использование кавычек в названиях книг, газет , журналов | Опознавать имена сущ. среди слов другой части речи Правильно употреблять в речи собственные имена сущ. | Индив.карточ-ки | |||
110 | Род имён существительных | Урок-повторение и систематизации изученного | Определять род имен сущ. по значению, по различным формальным признакам | Правильно употреблять в речи сущ. | Согласовывать в роде имена прил., глаголы прош.времени,порядковые числительные , мест. с именами сущ. | Инд.карточки | презентация | ||
111 | Ь после шипящих на конце имен существительных | Урок-повторение | Определять род имен сущ. с Ь на конце | Правильно употреблять в речи сущ. | перфокарты | презентация | |||
112 | РР Описание помещения (интерьер комнаты). | сочинение | Развитие речи учащихся | Соблюдать при написании сочинения нормы речевого этикета. | Связь с искусством, работа с репродукциями картин | Инд.задания, тетради | |||
113 | Имена существительные общего рода. | Урок-игра | Определять род имен сущ. по значению, по различным формальным признакам | Правильно употреблять в речи сущ.общего рода и несклоняемые сущ. | Согласовывать в роде имена прил., глаголы прош.времени,порядковые числительные , мест. с именами сущ. | Карточки, перфокарты | |||
114 | Род несклоняемых существительных | Урок-игра | Инд.задания, тетради | ||||||
115 | Склонение имён существительных | Урок-игра | Определять склонение имен сущ. | Умение работать индивидуально, в группе и коллективно | Образовывать нужные падежные формы сущ. и правильно употреблять их в речи | ||||
116 | Разносклоняемые имена существительные. | Урок-игра с элементами беседы | Правильно употреблять в речи разносклоняемые имена сущ. | Развитие речи уч-ся | Образовывать нужные падежные формы сущ. и правильно употреблять их в речи | Инд.задания, тетради | |||
117 | Число имён существительных | Урок повторения | Образовывать мн.число имен сущ. и употреблять их в речи | Развитие речи уч-ся | Образовывать нужные падежные формы сущ. и правильно употреблять их в речи | Карточки, перфокарты | |||
118 | Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи» | Урок обобщения и систематизации | Систематиза-ция знаний уч-ся по теме | Развитие речи уч-ся | Инд.задания, тетради | ||||
119 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | Урок-игра | Проверять написание безударных падежных окончаний сущ. | Работа со словарями | Образовывать нужные падежные формы сущ. и правильно употреблять их в речи | Инд.карточки | презентация | ||
120 | Правописание О,Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц | Урок-игра | Проверять написание безударных падежных окончаний сущ. | Работа с орфографичес-ким словарем | Образовывать нужные падежные формы сущ. и правильно употреблять их в речи | Инд.карточки | презентация | ||
121 | РР Сочинение-описание архитектурного памятника. | сочинение | Развитие речи уч-ся | Соблюдать при написании сочинения нормы речевого этикета. | Связь с искусством, работа с репродукциями картин | ||||
122 | Морфологический разбор имени существительного | Урок-игра | Выполнять морфологический разбор сущ. | ||||||
123 | Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи». Тестовые задания | Урок-игра | Систематизировать знания по теме «Имя сущ.» | Умение работать в группе | Расширить словарный запас | Тестовые задания | |||
124 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Урок обобщения и систематиза-ции знаний, диктант | Систематизировать знания по теме «Имя сущ.» | Умение работать индивидуально, выполнять грамматическое задание | Умение систематизировать знания по определенной теме | диктант | |||
Имя прилагательное | Инд.задания, тетради | ||||||||
125 | Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение | Вводный урок | Расширить знания о значении и основных грамматических признаках имени прилагательного | Осмыслить понятие «признак предмета» | Карточки, перфокарты | Таблица | |||
126 | РР Сочинение- описание внешности человека «Рассказ о друге» | сочинение | Развитие речи уч-ся | Соблюдать при написании сочинения нормы речевого этикета. | Связь с искусством, работа с репродукциями картин | Инд.задания, тетради | |||
127 | Прилагательные качественные, относительные | Урок изучения нового материала | Осмыслить понятие «признак предмета» | Работа в группе и индивидуально, по карточке и у доски | Сопоставлять морфологические признаки прил. И сущ. | Инд.задания | презентация | ||
128 | Притяжательные имена прилагательные | Урок изучения нового материала | Определять принадлежность прилаг. К одному из типов разрядов прилаг. | Работа в группе и индивидуально, по карточке и у доски | Сопоставлять морфологические признаки прил. И сущ. | Индзадания, карточки, таблица | презентация | ||
129 | Согласование имени прилагательного с именем существительным. | Урок изучения нового материала | Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки прилаг. | Работа в группе и индивидуально, по карточке и у доски | Сопоставлять морфологические признаки прил. И сущ. | перфокарты | |||
130 | Имена прилагательные полные и краткие. Особенности значения, изменения. | Урок изучения нового материала | Определять синтаксическую роль в тексте | Работа в группе и индивидуально, по карточке и у доски | Сопоставлять морфологические признаки прил. И сущ. | перфокарты | |||
131 | Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую | Уроки совершенствования знаний, умений и навыков | Определять морф.признаки краткого прилаг. | Образовывать краткие прилагательные | Сопоставление правил правописания Ь после шипящих | ||||
132 | Степени сравнения качественных имён прилагательных. Сравнительная степень имени прилагательного | Урок изучения нового материала | Образовывать степи сравнения прил.,правильно употреблять их в речи | Образовывать степи сравнения прил.,правильно употреблять их в речи | Сопоставлять морфологические признаки прил. И сущ. | ||||
133 | Превосходная степень имени прилагательного | Урок изучения нового материала | Правильно произносить имена прил. В различных степенях | Правильно произносить имена прил. В различных степенях | Распознавать различные степени прил. | Инд.задания, тетради | |||
134 | Словообразование и правописание имён прилагательных. Суффиксальный способ образования имен прилагательных. Правописание Н-НН в именах прилагательных | Урок изучения нового материала | Усвоить правила правописания Н иНН в суффиксах прилагательн. | Работа в группе и индивидуально | Образовывать прилаг.различными способами | Карточки, перфокарты | |||
135 | Приставочный способ образования имен прилагательных. Правописание не с прилагательными. | Урок изучения нового материала | Уметь обозначать на письме и употреблять в речи прил. | Правильно употреблять в речи прил. | Инд.задания, тетради | таблица | |||
136 | Правописание сложных имен прилагательных | Выучить правила правописания сложных пил. | Знать дефисное написание имен прил. | Правильно употреблять в речи прил. | Карточки, перфокарты | ||||
137 | РР Описание натюрморта по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», | сочинение | Развитие речи уч-ся | Соблюдать при написании сочинения нормы речевого этикета. | Связь с искусством, работа с репродукциями картин | Сочинение Репродукция картины интернет | |||
138 | Морфологический разбор имени прилагательного | Уроки совершенствования знаний, умений и навыков | Выполнять морфологический разбор прилаг. | Работа по карточкам | Правильно употреблять в речи прил. | Инд.задания, тетради | |||
139 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | Уроки совершенствования знаний, умений и навыков | Систематиза-ция сведений о прилаг. | Умение работать с интерактивной доской | Правильно употреблять в речи прил. | Карточки, перфокарты | |||
140 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | диктант | Систематиза-ция сведений о прилаг. | Работа с грамматическим заданием | Правильно употреблять в письменной речи прил. | Грамматич.задание | |||
Глагол | |||||||||
141 | Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета. | Вводный урок | Расширить знания о значении и грамм. признаках глаголов | Работа в группах и индивидуально | Осмыслить понятие «действие» в широком смысле этого слова | Инд.задания, тетради | |||
142-143 | Правописание не с глаголами. | Урок-игра | Разграничива-ть постоянные и непостоянные морфолог.признаки | Работа в группах и индивидуально | Осмыслить понятие «действие» в широком смысле этого слова | Карточки, перфокарты | |||
144 | Инфинитив (неопределённая форма глагола) | Уроки совершенствования знаний, умений и навыков | Употреблять в речи инфинитивные конструкции в соответствии с целью высказывания | Осмыслить понятие «действие» в широком смысле этого слова | Инд.задания, тетради | ||||
145-146 | Правописание -тся и -ться в глаголах | Урок-игра | Освоить алгоритм правописания тся,ться | Карточки, перфокарты | |||||
147-148 | РР Подготовка и написание контрольного сочинения-рассуждения «Книга – машина времени» | сочинение | Соблюдать при написании сочинения нормы речевого этикета. | Связь с искусством, работа с репродукциями картин | Инд.задания, тетради интернет | ||||
149 | Виды глагола. Образование видовых пар | Урок-беседа | Определять видовые значения глаголов | Определять видовые пары | Осмысли-ть понятие «действие» в широком смысле этого слова | Карточки, перфокарты схемы | |||
150 | Правописание суффиксов –ова-, -ева-, -ива-, -ыва- | Уроки совершенствования знаний, умений и навыков | Овладеть правилом написания суффиксов –ова-,-ева- | Работа в группах | Инд.задания, тетради | ||||
151 | Повторение по теме «Глагол». Тестовые задания | Систематизация изученного | Расширить знания о значении и грамм. признаках глаголов | Использовать в речи глаголы | Карточки, перфокарты | ||||
152 | Переходные и непереходные глаголы | Урок-беседа | Различать переходные и непереходные глаголы | Работа в группах и индивидуально | Осмысливать особенности значения , образования и употребления глаголов | Инд.задания, тетради | таблицы | ||
153 | Возвратные глаголы. | Уроки совершенствования знаний, умений и навыков | Использовать в речи возвратные глаголы | Работа в группах и индивидуально | Карточки, перфокарты | схемы | |||
154 | Наклонения глагола: условное (сослагательное)наклонение | Употреблять бы с глаголами в условном назначении | Работа в группах и индивидуально | Осмысливать особенности значения , образования и употребления глаголов | Инд.задания, тетради | ||||
155 | РР Сочинение «Что было бы, если бы..» | сочинение | Развитие речи | Соблюдать при написании сочинения нормы речевого этикета. | Связь с искусством, работа с репродукциями картин | интернет | |||
156 | Повелительное наклонение глагола | Уроки совершенствования знаний, умений и навыков | Интонационно правильно оформлять высказывание , содержащее | Интонационно правильно употреблять глаголы | Осмысливать особенности значения , образования и употребления глаголов | Инд.задания, тетради | |||
157 | Изъявительное наклонение. Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее. | Определять наклонения глагола | Осмысливать особенности употребления глаголов | Карточки, перфокарты | |||||
158 | Настоящее время глагола | Уроки совершенствования знаний, умений и навыков | Определять время глаголов | Интонационно правильно употреблять глаголы, оформлять высказывание | Инд.задания, тетради | ||||
159 | Прошедшее время глагола | Комбинированнный урок | Определять время глаголов | Употреблять глаголы в соответствии с ситуацией общения | Инд.задания, тетради | ||||
160 | Будущее время глагола | Комбинированнный урок | Определять время глаголов | Карточки, перфокарты | |||||
161 | Повторение изученного по теме «Глагол» | Урок-игра с элементами беседы | Инд.задания, тетради | ||||||
162 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | диктант | Расширить знания о значении и грамм. признаках глаголов | ||||||
163 | Спряжение глагола | Уроки совершенствования знаний, умений и навыков | Определять спряжения глаголов | Правильно произносить и писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения | Употреблять глаголы в соответствии с ситуацией общения | Инд.задания, тетради | |||
164 | Разноспрягаемые глаголы | Уроки совершенствования знаний, умений и навыков | Определять разноспрягаемые глаголы | Работа в группе | Употреблять глаголы в соответствии с ситуацией общения | Карточки, перфокарты | |||
165 | Безличные глаголы | Уроки совершенствования знаний, умений и навыков | Употреблять предложения с безличными глаголами в устной и письменной речи | Работа в группе и индивидуально | Использовать безличные глаголы при трансформации личных предложений в безличные | Инд.задания, тетради | |||
166 | Морфологический разбор глагола | Уроки совершенствования знаний, умений и навыков | Правильно производить морф.разбор глаголов | Умение владеть разл. видами разборов | Употреблять глаголы в соответствии с ситуацией общения | Инд.задания, тетради | |||
167 | РР Изложение с цитированием стихотворных строк | изложение | Развитие речи | Соблюдать при написании сочинения нормы этикета. | Правильно употреблять глаголы в | Карточки, перфокарты | |||
Повторение в конце года ( 3ч.) | Инд.задания, тетради | ||||||||
168 | Разделы науки о языке | Уроки повторения изученного | Повторить сведения о языке | Работа в группе и индивидуально | Систематизировать знания полученные в 5 классе, уметь применять их на практике | Инд.задания, тетради | |||
Синтаксис и пунктуация | Карточки, перфокарты | ||||||||
169 | Фонетика | Уроки повторения изученного | Повторить сведения о фонетике | Работа в группе и индивидуально | Инд.задания, тетради | ||||
Орфография | |||||||||
170 | Лексика | Уроки повторения изученного | Повторить сведения по лексике и морфемике | Работа в группе и индивидуально | |||||
Морфемика. Словобразование | |||||||||
ИТОГО: 170 часов Изложений – 10 Сочинений- 14 к/д – 7 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....