Структура урока по технологии деятельностного метода
статья по математике

В современной школе математика является одной из дисциплин, которая в большей степени способствует развитию познавательных способностей обучающихся, логического мышления, самостоятельности в принятии решений, а также умений, связанных с организацией своей деятельности (четкость, порядок, последовательность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_uroka_po_tehnologii_deyatelnostnogo_metoda.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Структура урока по технологии деятельностного метода

Для моделирования учебных занятий в рамках ФГОС необходимо знать принципы построения урока, его структуру и особенности некоторых его этапов.

В ходе уроков учитель имеет возможность организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;

         уроки развивающего контроля.

На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения обучающимися нового знания. На уроках рефлексии они закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки построения системы знаний посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. Целью уроков развивающего контроля является не только контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, но и формирование умения контролировать собственную деятельность.

Опишем структуру урока «открытия» нового знания, который строится на основе деятельностного метода.  

        1.         Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Этот этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

  • создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
  • актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

  • актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
  • тренировку соответствующих мыслительных операций;
  • мотивирование учащихся к пробному учебному действию

(«надо»  «могу»  «хочу») и его самостоятельное осуществление;

  • фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

  • выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
  • учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения  те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

  1. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой  подготовка к введению в будущем новых норм.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Для реализации деятельностных целей обучения каждый урок введения нового знания должен стать уроком «открытия» нового знания самими учащимися, в случае, когда объем новых знаний на уроке велик, учитель сам выбирает на каком именно содержании организовать «открытие» урока. 

Основной целью урока рефлексии является не просто повторение и закрепление изученных знаний, а в случае, если возникают затруднения, – их фиксация, выявление места, причин этих затруднений и их исправление на основе устранения причин затруднения.

Урок рефлексии имеет следующую структуру:

  1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Цель – в процессе подводящего или побуждающего диалога, подвести учащегося к формулированию цели занятия.

  1. Этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности.

Цель – подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. На этом этапе происходит подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Для этого необходимо организовать повторение и знаковую фиксацию знаний, запланированных для рефлексивного анализа учащимися; организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).

  1. Этап локализации индивидуальных затруднений.

Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий на изученные способы действий, правила.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся, которые допустили ошибки – зафиксировали места затруднений, выявили и зафиксировали способы действий, в которых допущены ошибки, т.е. зафиксировали причины затруднений. В это время учащиеся, которые получили верные ответы, также выполняют пошаговую проверку своих решений по эталону, для самопроверки для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение нет.

  1. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель этапа – не контроль усвоенных знаний обучающимися, а самостоятельная коррекция своих затруднений на основе выявления их причин и правильного применения изученных знаний.

  1. Этап реализации построенного проекта.

Цель – осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия.

  1. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Цель – закрепление способов действия, вызвавших затруднение. Для этого организуется обсуждение типовых затруднений, проговариваются формулировки способов действий, правил, которые вызвали затруднения.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель – осознание способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха. Для этого учащиеся выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом выбирают только те задания, в которых были допущены ошибки и проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель – применение способов действия, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа выполняют задания, в которых рассматриваемые знания связываются с ранее изученными между собой и выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель - осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности. Учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; называют правила, понятия, способы действий, вызвавших затруднение; фиксируют способ исправления возникших затруднений и проводят анализ учебной деятельности с точки зрения прохождения этих шагов; оценивают собственную деятельность на уроке; намечают цели последующей деятельности.

Уроки развивающего контроля проводятся в завершении изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. По совей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии, но имеют некоторые существенные различия.

Урок развивающего контроля имеет следующую структуру:

  1. мотивация к контрольно-коррекционной деятельности;  
  2. актуализация и самоконтроль;
  3. локализация индивидуальных затруднений;  
  4. построение проекта коррекции выявленных затруднений;  
  5. реализация проекта;  
  6. обобщение затруднений во внешней речи;  
  7. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;  
  8. повторение и решение заданий творческого уровня;  
  9. рефлексия контрольно-коррекционной деятельности.

Уроки развивающего контроля проводятся в два этапа: написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание и рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных ошибок в работе. Этапы проводятся на двух уроках.

Урок общеметодологической направленности призван формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на само изменение и саморазвитие. Этот урок является надпредметным и проводится вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой деятельностного метода. Также урок общеметодологической направленности проводят в начале и в конце изучения определенных разделов, глав курса.

Педагог на уроках разных типов должен использовать современные образовательные технологии, позволяющие добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения. Формирование критического мышления – одна из

актуальнейших задач современного обучения. 

Технология развития критического мышления (РКМ) – это упорядоченная система продуктивных методических приемов, позволяющих учитывать индивидуальные особенности и интересы обучающихся, вовлекать их в активное участие в учебном процессе.

Данная технология включает три основных этапа: вызов, осмысление и рефлексия.  

        1.         Вызов  

Цели этапа:  

  • актуализация и обобщение обучающимися знаний по данной

теме или проблеме;  

  • мотивация обучающихся на самостоятельную активную работу (т. е. поиск различных решений).

Несмотря на сравнительно небольшую по времени продолжительность (буквально 1-3 минуты), именно этот этап является основополагающим, так как при отсутствии мотивации и интереса к обсуждаемой проблеме всё занятие может не получиться.

При определении темы урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения: «Кластер», «Корзина идей», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные суждения». На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.  

  1. Осмысление  

На этом этапе предлагается новая информация, которую нужно обработать. Особенностью этого этапа является то, что здесь преподаватель оказывает как можно меньшее влияние на обучающихся, ведь ему нужно лишь выдать информацию, а уже основную работу по обработке и осмыслению будет делать обучающийся. Основной задачей данного этапа является поддержание и развитие интереса и мотивации.

На данном этапе идет поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяют собственную позицию. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц (сводная, таблица-синтез), «инсерт» – чтение текста с пометками, «Знаю – хочу, узнать – узнал», вопросительные слова, «Толстый и тонкий вопросы», «Ромашка Блума», «Рыбий скелет» или «Фишбоун».

  1. Рефлексия  

На последней стадии обучающиеся размышляют о том, что нового они узнали, закрепляют новые знания, активно перестраивают свои представления о проблеме с тем, чтобы включить в них новые понятия. На данном этапе происходит живой обмен идеями между обучающимися, что даёт им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать мнение другого и аргументированно защищать свое мнение. Приёмы этого этапа: эссе, РАФТ, синквейн, хокку, бортовой журнал, двухчастный дневник, «Шесть шляп мышления».

Данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.  

Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.

Использование приемов развития критического мышления на занятиях по математике позволит не только повысить интерес к дисциплине, показать связь математических понятий с другими дисциплинами и с реальными жизненными процессами и явлениями, но и способствовать воспитанию и развитию конкурентоспособной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические возможности урока в технологии деятельностного метода

Презентация к пед.совету "Диагностика в образовательном процессе (воспитательный аспект)"...

конспект урока по технологии деятельностного метода обучения "Правописание приставок пре- и при-"

Материал может быть использован для подготовки к урокам русского языка по технологии деятельностного метода обучения...

Конспект урока в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Конспект урока в технологии деятельностного методапредметные: сформировать способность к сложению и вычитанию десятичных дробей; повторить и закрепить запись и сравнение десятичных дробей, сокращение,...

Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода

Памятка для составления урока в рамках системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта урока в технологии деятельностного метода с применением технологии формирующего оценивания.

Тип урока: урок общеметодологической направленности. Класс: 10. Тема: Логарифмические выражения. Технологии: формипующее оцениване и деятельностный метод....

Структура урока в технологии системно – деятельностного подхода

Доклад на методическое совещание "Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода"...

Структура урока в технологии деятельностного метода обучения.

Структура урока в  технологии деятельностного метода обучения....