План-конспект урока по технологии, деятельностной направленности по формированию универсальных учебных действий учащихся
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Кривоносова Зинаида Ивановна

Урок  разработан  в соответствии с требованием ФГОС ООО. Урок технологии в 5 классе. Снятие мерок для построения чертежа проектного изделия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока  по технологии в соответствии с требованиями  

ФГОС ООО в 5 классе.

Учитель технологии МАОУ «Школа №175»

Ленинского района г. Нижнего Новгорода

Кривоносова З.И.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД УЧАЩИХСЯ


Предмет: Технология 5класс

Программа: Технология  5-8 классы А.Т.Тищенко, Н.В. Синица. - М.; «Вентана-Граф», 2015.

Базовый учебник: Технология. Технологии ведения дома; 5 класс; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Н.В./Синица,В.Д. Симоненко. -М.; «Вентана-Граф», 2015.

Тема урока: Снятие мерок для построения чертежа проектного изделия.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний 

 Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов,  обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.

Применяемые технологии: Технологии проблемного и развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные

Решаемые  проблемы: Какие мерки необходимо снять для построения чертежа фартука?

 Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты формирования УУД:

Предметные:

Знания: об общих правилах снятия мерок для построения чертежа швейного изделия, правилах измерения и условных обозначениях.

Умения: Снимать мерки с фигуры человека, записывать их.

Метапредметные:

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, поиск информации, работа с таблицами.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество (работа в парах), постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнёра, высказывать свое мнение, понимать и принимать другие позиции. 

Личностные:

мотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, толерантности.

Инструменты и материалы (для учащихся): рабочая тетрадь, сантиметровая лента, линейка, карандаш, карточки с тестовыми заданиями.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

                                                                                   

                                                                                     Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Универсальные учебные действия  формирующиеся на данном этапе

 Организационный момент

       Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок

Проверяет готовность обучающихся  к уроку,  Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу. (Сл. 2)

Приветствие учителя;

Познавательные,  учебные

Коммуникативные.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

 

Цель этапа:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Подводит учащихся к осознанию целей и задач, через методический прием «домысливание». Тема урока и слова «помощники»: повторим; изучим; узнаем; проверим; (сл.3)

Известна тема урока, используя слова «помощники» сами учащиеся формулируют учебную цель и ставят задачи

Записывают тему урока в тетрадь.

Регулятивные, целеполагания, коммуникативные

Актуализация знаний

Цель этапа:

Сконцентрировать внимание на основных понятиях изученного материала в 4 классе начальной школы. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1.Что это? Для чего он предназначен?

2. Из чего вырезают шаблоны?

3. Какое изделие  вы уже вырезали по шаблону из ткани?

 (сл.4)

4. Как вы думаете, что объединяет все эти пословицы? (сл.5)

Мерка дело красит.
Без меры и лаптя не сплетёшь.
Семь раз отмерь  один раз отрежь.
Кроить - не шить, после не распорешь

Отвечают на вопросы (предполагаемые ответы обучащихся) шаблон, вырезали по шаблону игольницы.

Сначала хорошо подумай, а потом говори; проверь работу, а потом отрезай. Во время раскроя надо быть очень внимательным, так как после вырезания деталей уже трудно будет исправить ошибки. Без мерки нельзя

Личностные: оценивать свои знания;

Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция;

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем.

Открытие новых знаний  

Цель этапа:

Поясняет необходимость измерений. 

Что пропущено - Логическая цепочка (сл.6)

эскиз, размер, чертеж, шаблон (сл.7)

Объяснения с опорой на личные знания учащихся: демонстрация слайдов с новыми сведениями. Вы уже поняли, что нам с вами предстоит научиться шить кухонный фартук. Для этого сначала нужно научиться делать выкройку (как это делает художник-конструктор). Чтобы сделать выкройку, необходимо снять мерки.

   Какие инструменты нам понадобятся для этого? (сл.8)

Вы знаете, как правильно снимать мерки с человека?

Посмотрите друг на друга, сможете ли вы на глаз определить размер своей одежды? Почему?

Размер одежды определяет мерка обхвата груди разделенная пополам.

Расположение конструктивных линий фигуры  (сл.9)

Отвечают на вопросы, ищут пропущенное слово, пытаются объяснить его необходимость в логической цепочке

Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание).

Предполагаемые ответы обучающихся: линейка, карандаш, сантиметровая лента

Делают записи в тетрадь

Предполагаемые ответы: нет, не сможем, на глаз нельзя угадать размер.

Обводят в тетрадь шаблон фигуры человека, наносят конструктивные линии,  записывают название линий со слайда.

Познавательные

формирование логических действий

Регулятивные

Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

Коммуникативные: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

умение сотрудничать в совместном решении проблемы.

Применение знаний и формирование умений и навыков.  Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа

выкройки фартука».       

Цель этапа: закрепить  полученные знания (применение нового знания в задании)

     Название мерок необходимых для построения чертежа (сл.10)  Ознакомление с правилами, которые нужно соблюдать во время измерений. (сл.11)  Определение размеров швейного изделия. (сл.12)

Наблюдает за работой.

Записывают таблицу с названием  мерок в тетрадь. Знакомятся с правилами измерения фигуры. Самостоятельная работа.

Работа в парах.  Измеряют друг друга.

Записывают результаты измерений в тетрадь.

Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция;

Личностные

умение сотрудничать в совместном решении проблемы.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

К следующему уроку повторить основные понятия и термины, связанные с темой «Снятие мерок для построения чертежа фартука». (Сл.13.) §16.  Снимите мерки с родственников и определите их размер.  Принести: чертёжные инструменты (карандаш, линейку закройщика, ластик), бумагу для выполнения чертежа.

Выставление оценок.

    Записывают  домашнее задание.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

       

       Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Вы хорошо сегодня поработали, и думаю, узнали много нового. Посмотрите на экран, выберите фразу, которая больше всего подходит вам, и продолжите её  предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде.  

(Сл. 14)

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.

Регулятивные

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

подведение  итогов своей познавательной, учебной, практической         деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Снятие мерок для построения чертежа проектного изделия. Урок технологии в 5 классе. Разработала учитель технологии МАОУ «Школа №175» Кривоносова Зинаида Ивановна

Слайд 3

Снятие мерок для построения чертежа проектного изделия. Повторим; изучим; узнаем; проверим;

Слайд 5

Что объединяет все эти пословицы? Мерка дело красит. Без меры и лаптя не сплетёшь Семь раз отмерь один раз отрежь Кроить - не шить, после не распорешь

Слайд 6

Эскиз, ..…, чертеж, шаблон

Слайд 7

Эскиз, мерки, чертеж, шаблон

Слайд 8

Инструменты и принадлежности для построения чертежей и измерения фигуры

Слайд 9

Конструктивные линии фигуры

Слайд 10

Необходимые мерки для построения чертежа фартука Название мерки Условное обозначение Назначение Как снимать Полуобхват талии Ст Определение длины пояса Горизонтально вокруг талии, по самому узкому месту фигуры Полуобхват бедер Сб Определение ширины фартука Горизонтально вокруг бедер: сзади- по выступающим точкам ягодиц, спереди - с учетом выступа живота Длина изделия Ди Определение длины фартука Вертикально от линии талии вниз, до желаемой длины Длина нагрудника Дн Определение длины нагрудника Вертикально от линии талии вверх до желаемой высоты нагрудника

Слайд 11

Правила снятия мерок 1.Обвязать талию пояском или шнурком. 2.Мерки снимают по правой стороне фигуры. 3.Стоять надо прямо, без напряжения, с опущенными руками, ноги вместе. 4.Не следует натягивать или ослаблять сантиметровую ленту. 5.Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длины. 6.Мерки обхватов и ширины измеряются. полностью, записываются в половинном размере, т.к. строится чертеж на одну половину фигуры. 7.Мерки длины измеряются и записываются полностью. 8.Самостоятельно снимать мерки на себя нельзя.

Слайд 12

Определение размера одежды Обхват груди ( Ог )- Сантиметровая лента проходит горизонтально , сзади - по лопаткам, через подмышечные впадины, спереди – через выступающие точки груди. Ог :2 = размер одежды

Слайд 13

Домашнее задание Повторить основные понятия и термины, связанные с темой «Снятие мерок для построения чертежа фартука». §16 Снимите мерки с родственников и определите их размер. Принести: чертёжные инструменты (линейку закройщика, карандаш, ластик), бумагу для выполнения чертежа. Выставление оценок.

Слайд 14

Рефлексия «Продолжи фразу»: Сегодня я узнала… Теперь я могу … У меня получилось … Урок дал мне для жизни … Мне было интересно… Мы сегодня разобрались… Я сегодня поняла, что… Мне было трудно…

Слайд 15

Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий

доклад для Муниципальной научно-практической конференции МКУ «МЦ»...

Комплект практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий по теме «Южная Америка» для учащихся 7 класса

География в средней школе это система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных геогра...

Комплект практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий по теме «Южная Америка» для учащихся 7 класса

География в средней школе это система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных геогра...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...