технологическая карта урока в 7 классе по теме "Не с деепричастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Косаренко Наталья Олеговна

Технологическая карта урока по теме "Не с деепричастиями" в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_ne_s_deeprichastiyami.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

учителя ГБОУ №212 Косаренко Натальи Олеговны

Тема урока: «Правописание не с деепричастиями»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Технологии урока: элементы проектной деятельности.

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, в парах, групповая.

Опорные понятия: часть речи, орфограмма, слитное и раздельное написание, этимология

Новые понятия: правописание не с деепричастиями, памятка.

Межпредметные связи: этикет, ОБЖ

Образовательные ресурсы: УМК по русскому языку под ред. Ладыженской, раздаточный материал, карты рефлексии, презентация к уроку.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи, нацеленность на выполнение действий в соответствии с данной задачей.

Познавательные:

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Записывает 5 примеров на правописание глаголов и одно деепричастие. Предлагает ученикам объяснить их написание.

Спрашивает учащихся о правописании не с глаголами.

Направляет вопросами:

-Почему мы не можем объяснить последнее слово?

-Что такое деепричастие?

Выполняют задание, которое тренирует отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки. Повторяют правила правописания глагола с не. Применяют правило иобъясняют орфограмму «Не с глаголом». Сталкиваются с трудностью при написании не с  деепричастием.

Личностные: смыслоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения заданий.

Познавательные: общеучебные:

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности.

Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

-Какая проблема требует размышления? Что нужно узнать на уроке?

Формулируют тему урока «Правописание не с деепричастиями» и цель урока.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения (изучение нового материала)

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации: записывает на доске в два столбика деепричастия и глаголы, которые пишутся слитно и которые пишутся раздельно. Задания: озаглавьте столбики, сравните написание деепричастий и глаголов в левом столбике и в правом.

Какую закономерность слитного или раздельного написания не с деепричастиями вы отметили? Сделайте вывод о написании не с деепричастиями. Какая часть пишется с не по такому же правилу?

Организует работу с учебником(§28 с.82). Обращает внимание на графическое обозначение орфограммы.

Исследуют ситуацию, составляют план достижения цели и определяют средства.

Делают вывод о написании не с деепричастиями в виде связного ответа-рассуждения, приходят к выводу, что такое же правило применяется в случае с глаголом  и сравнивают свой вывод с теоретическим материалом в учебнике. Обращают внимание на графическое выделение орфограммы «Не с деепричастиями»

Регулятивные: планирование, прогнозирование собственной исследовательской деятельности, наиболее комфортного алгоритма исследовательской работы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе информации, умение обосновывать собственное мнение в форме связного ответа.

Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; смысловое чтение.

Логические: анализ объектов, выбор обоснований и критериев для сравнения, классификации объектов, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство.

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия через систему тренировочных упражнений:

1)образовать от глагола  деепричастие с суффиксом-а-(-я-) и объяснить орфограмму. Создает условия для поиска этимологической справки деепричастия негодуя.

1)Предлагает выполнить упражнения 170 письменно (в предложениях найти деепричастия и глаголы, объяснить их написание с не, графически выделить одиночные деепричастия и деепричастные обороты)

3) игра «Четвертый лишний»

Организует работу в парах

4)работа с матрицей и раздаточным материалом (предложения на правописание не с деепричастиями, причастиями, прилагательными, существительными, глаголами).

От чего зависит написание слов с частицей не?

Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух). Учатся графически обозначать орфограмму и объяснять случаи раздельного и слитного написания не с деепричастиями, работают с этимологическим словарем он-лайн, повторяют обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, графически их выделяют, объясняют знаки препинания при однородных деепричастных оборотах.

Учатся отличать данное языковое явление от подобных (деепричастие от других частей речи) и выбирают правильный алгоритм: от чего зависит написание слов с частицей не?

Работа в парах: составление алгоритма «Правописание не с разными частями речи» и составление таблицы с примерами из упражнения. см.приложение1

Сильные учащиеся могут дополнить таблицу своими примерами.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные общеучебные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Самостоятельная работа

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний. Предлагает задание: раскрыть скобки в словах с не в данных словосочетаниях.

После выполнения учащимися самостоятельной работы через проектор показывает ответы.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку по критериям (см. приложение 2), пошагово сравнивая с эталоном.

 

Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: общеучебные:, поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Этап продуктивного использования полученных знаний

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний в группах: составить памятку, используя не с разными частями речи.

Проверяет и корректирует работы учащихся. Предлагает критерии оценки ответа.

В группах составляют памятку на предложенные темы: «Бережное отношение к книге», «Поведение в школе». «Взрослые и дети», «Природа и человек», «Мы в театре», «Внимание: дорога!», используя не с разными частями речи. Озвучивают свою работу. Другие группы в это время оценивают ответы по критериям.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: управление поведением партнёров - контроль, оценка, коррекция действий партнёров; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

-Что нового узнал? Чему научился? Что не получилось? Почему? Что необходимо сделать: обратиться к учебнику, к учителю, сверстникам, к информационным источникам?

Самооценка.

Аргументированно выставляет отметки.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Домашнее задание

Инструктирует учащихся к выполнению домашнего задания: 1)записать фразеологизмы, в которых употребляется деепричастие с не. Указывает на образовательный ресурс.

2) Составить связный текст на тему «Осень», используя не с деепричастиями, причастиями, прилагательными, существительными и глаголами или отдельные предложения на эту же тему.

Анализируют и выявляют степень готовности

Личностные: формирование мотивации познавательного интереса.

Регулятивные: регулирование  собственных действий с ориентацией на общеучебную задачу урока.

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: общеучебные применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Список литературы:

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение,2011

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,2010

3. Примерные программы основного общего образования. Русский язык.-2-е изд.-М.: Просвещение,2010.

4.УМК под ред. Т.А. Ладыженской .

5.Интернет-ресурсы:

 Этимологический словарь Фасмера: http://www.vasmer.slovaronline.com/Н/НЕ/8333-NEGODOVAT

 Сайт «Любители русской словесности и мировой художественной культуры» ,раздел ФГОС http://falej.blogspot.ru/p/blog-page_9.html

Методические  разработки уроков http://mmc.edu-kolomna.ru/local/files/schoolmmc/ne_s_deepr.doc

http://www.zavuch.info/uploads/methodlib/2012/12/17/ne-s-deeprichastiyami.rar

Приложение1 .Таблица, которую заполняют учащиеся.

Условие слитного написания

Примеры слитного написания с не

Часть речи

Условия раздельного написания

Примеры раздельного написания с не

1)

глагол

1)

1)

деепричастие

1)

1)

2)

существительное

1)

1)

2)

прилагательное

1)

2)

1)

2)

причастие

1)

2)

3)

Приложение 2 

Критерии проверки самостоятельной работы.

«5»- 0 ошибок

«4»-1-2 ошибки

«3» 3-4 ошибки

«2» -5 и более ошибок

Приложение 3

Критерии устного ответа в группах:

-Пункты памятки соответствуют теме

-Предложения построены грамотно, без речевых  и грамматических ошибок.

-Группа использовала в своей работе разные части речи с не, правильно их записав в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...