технологическая карта урока в 7 классе по теме "Не с деепричастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Технологическая карта урока по теме "Не с деепричастиями" в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_ne_s_deeprichastiyami.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
учителя ГБОУ №212 Косаренко Натальи Олеговны
Тема урока: «Правописание не с деепричастиями»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.
Технологии урока: элементы проектной деятельности.
Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, в парах, групповая.
Опорные понятия: часть речи, орфограмма, слитное и раздельное написание, этимология
Новые понятия: правописание не с деепричастиями, памятка.
Межпредметные связи: этикет, ОБЖ
Образовательные ресурсы: УМК по русскому языку под ред. Ладыженской, раздаточный материал, карты рефлексии, презентация к уроку.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. | Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. | Личностные: действие смыслообразования Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи, нацеленность на выполнение действий в соответствии с данной задачей. Познавательные: Коммуникативные: готовность к сотрудничеству |
Актуализация знаний и фиксация затруднений | Записывает 5 примеров на правописание глаголов и одно деепричастие. Предлагает ученикам объяснить их написание. Спрашивает учащихся о правописании не с глаголами. Направляет вопросами: -Почему мы не можем объяснить последнее слово? -Что такое деепричастие? | Выполняют задание, которое тренирует отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки. Повторяют правила правописания глагола с не. Применяют правило иобъясняют орфограмму «Не с глаголом». Сталкиваются с трудностью при написании не с деепричастием. | Личностные: смыслоопределение Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения заданий. Познавательные: общеучебные: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности. | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. -Какая проблема требует размышления? Что нужно узнать на уроке? | Формулируют тему урока «Правописание не с деепричастиями» и цель урока. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. |
Построение проекта выхода из затруднения (изучение нового материала) | Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации: записывает на доске в два столбика деепричастия и глаголы, которые пишутся слитно и которые пишутся раздельно. Задания: озаглавьте столбики, сравните написание деепричастий и глаголов в левом столбике и в правом. Какую закономерность слитного или раздельного написания не с деепричастиями вы отметили? Сделайте вывод о написании не с деепричастиями. Какая часть пишется с не по такому же правилу? Организует работу с учебником(§28 с.82). Обращает внимание на графическое обозначение орфограммы. | Исследуют ситуацию, составляют план достижения цели и определяют средства. Делают вывод о написании не с деепричастиями в виде связного ответа-рассуждения, приходят к выводу, что такое же правило применяется в случае с глаголом и сравнивают свой вывод с теоретическим материалом в учебнике. Обращают внимание на графическое выделение орфограммы «Не с деепричастиями» | Регулятивные: планирование, прогнозирование собственной исследовательской деятельности, наиболее комфортного алгоритма исследовательской работы. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе информации, умение обосновывать собственное мнение в форме связного ответа. Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; смысловое чтение. Логические: анализ объектов, выбор обоснований и критериев для сравнения, классификации объектов, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство. |
Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия через систему тренировочных упражнений: 1)образовать от глагола деепричастие с суффиксом-а-(-я-) и объяснить орфограмму. Создает условия для поиска этимологической справки деепричастия негодуя. 1)Предлагает выполнить упражнения 170 письменно (в предложениях найти деепричастия и глаголы, объяснить их написание с не, графически выделить одиночные деепричастия и деепричастные обороты) 3) игра «Четвертый лишний» Организует работу в парах 4)работа с матрицей и раздаточным материалом (предложения на правописание не с деепричастиями, причастиями, прилагательными, существительными, глаголами). От чего зависит написание слов с частицей не? | Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух). Учатся графически обозначать орфограмму и объяснять случаи раздельного и слитного написания не с деепричастиями, работают с этимологическим словарем он-лайн, повторяют обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, графически их выделяют, объясняют знаки препинания при однородных деепричастных оборотах. Учатся отличать данное языковое явление от подобных (деепричастие от других частей речи) и выбирают правильный алгоритм: от чего зависит написание слов с частицей не? Работа в парах: составление алгоритма «Правописание не с разными частями речи» и составление таблицы с примерами из упражнения. см.приложение1 Сильные учащиеся могут дополнить таблицу своими примерами. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные общеучебные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
Самостоятельная работа | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. Предлагает задание: раскрыть скобки в словах с не в данных словосочетаниях. После выполнения учащимися самостоятельной работы через проектор показывает ответы. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку по критериям (см. приложение 2), пошагово сравнивая с эталоном.
| Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: общеучебные:, поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Этап продуктивного использования полученных знаний | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в группах: составить памятку, используя не с разными частями речи. Проверяет и корректирует работы учащихся. Предлагает критерии оценки ответа. | В группах составляют памятку на предложенные темы: «Бережное отношение к книге», «Поведение в школе». «Взрослые и дети», «Природа и человек», «Мы в театре», «Внимание: дорога!», используя не с разными частями речи. Озвучивают свою работу. Другие группы в это время оценивают ответы по критериям. | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция Личностные: самоопределение Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: управление поведением партнёров - контроль, оценка, коррекция действий партнёров; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. -Что нового узнал? Чему научился? Что не получилось? Почему? Что необходимо сделать: обратиться к учебнику, к учителю, сверстникам, к информационным источникам? Самооценка. Аргументированно выставляет отметки. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Домашнее задание | Инструктирует учащихся к выполнению домашнего задания: 1)записать фразеологизмы, в которых употребляется деепричастие с не. Указывает на образовательный ресурс. 2) Составить связный текст на тему «Осень», используя не с деепричастиями, причастиями, прилагательными, существительными и глаголами или отдельные предложения на эту же тему. | Анализируют и выявляют степень готовности | Личностные: формирование мотивации познавательного интереса. Регулятивные: регулирование собственных действий с ориентацией на общеучебную задачу урока. Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: общеучебные применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
Список литературы:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение,2011
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,2010
3. Примерные программы основного общего образования. Русский язык.-2-е изд.-М.: Просвещение,2010.
4.УМК под ред. Т.А. Ладыженской .
5.Интернет-ресурсы:
Этимологический словарь Фасмера: http://www.vasmer.slovaronline.com/Н/НЕ/8333-NEGODOVAT
Сайт «Любители русской словесности и мировой художественной культуры» ,раздел ФГОС http://falej.blogspot.ru/p/blog-page_9.html
Методические разработки уроков http://mmc.edu-kolomna.ru/local/files/schoolmmc/ne_s_deepr.doc
http://www.zavuch.info/uploads/methodlib/2012/12/17/ne-s-deeprichastiyami.rar
Приложение1 .Таблица, которую заполняют учащиеся.
Условие слитного написания | Примеры слитного написания с не | Часть речи | Условия раздельного написания | Примеры раздельного написания с не |
1) | глагол | 1) | ||
1) | деепричастие | 1) | ||
1) 2) | существительное | 1) | ||
1) 2) | прилагательное | 1) 2) | ||
1) 2) | причастие | 1) 2) 3) |
Приложение 2
Критерии проверки самостоятельной работы.
«5»- 0 ошибок
«4»-1-2 ошибки
«3» 3-4 ошибки
«2» -5 и более ошибок
Приложение 3
Критерии устного ответа в группах:
-Пункты памятки соответствуют теме
-Предложения построены грамотно, без речевых и грамматических ошибок.
-Группа использовала в своей работе разные части речи с не, правильно их записав в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Технологическая карта урока физической культуры, 1 класс, Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность". Данный материал будет интересен учителям физической ку...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..
Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English” М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home» (Нет лу...