Рабочая программа по русскому языку 10 класс (профильное обучение)
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Данная программа предназначена для изучения русского языка в 10 классе на профильном уровне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr._10_kl._rus._yaz._profil.rar | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Данная программа создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень).
Содержание учебного материала соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития детей. Принципы организации учебного материала соответствуют программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А.И. Власенкова.
Общая характеристика учебного предмета
В профильном курсе русского языка особую актуальность приобретают теоретические аспекты изучения языка. В профильных классах язык становится объектом научного изучения, а значит, особое внимание уделяется рассмотрению ведущих методов изучения языка, знакомству с основными направлениями развития языкознания в наши дни, а также с информацией о виднейших ученых- лингвистах и их научной деятельности. Особое значение приобретает исторический аспект курса: общеславянская основа, старославянские и собственно русские элементы. Важнейшей составляющей должен стать филологический анализ текста, который предполагает рассмотрение текста как эстетического, лингвистического и коммуникативного единства.
Содержание программы по русскому языку создано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и языковедческая, коммуникативная и культуроведческая компетенция.
Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых –лингвистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфики русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
Поскольку структура изложения материала в данной программе соответствует структуре программы А.И. Власенкова, то материал, способствующий формированию вышеизложенных компетенций, распределен по тематическим блокам, выделенным в программе А.И. Власенкова.
При необходимости содержание отдельных блоков может быть развернуто в самостоятельные курсы (в рамках элективных).
Цели обучения русскому языку на профильном уровне
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направленно на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном уровне в объеме 105 часов (10 класс). Именно на такое число часов рассчитана данная программа.
Основное содержание программы «Русский язык. Профильный уровень»
(105 часов)
Введение в науку о языке (12 часов)
Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.
Русский язык в Российской Федерации.
Русский язык в современном мире.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.
Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. Диалекты как историческая база литературных языков.
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая), Варианты норм. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Современные нормативные словари, справочники, пособия.
Взаимосвязь единиц языка разных уровней.
Взаимосвязь единиц языка разных уровней (1 час)
Фонетика (фонология) (9 часов)
Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования фонем. Ударение в русском языке.
Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации, Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении.
Лексика и фразеология (14 часов).
Слово - основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка. Многозначность, омонимия, синонимии, антонимия, паронимия. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. Слова с национально-культурным компонентом значения.
Фразеологические единицы русского языка: фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Национальная специфика русской фразеологии.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения.
Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Нарушения лексических норм, характерные для современной речи.
Морфемика и словообразование. (9 часов + 2РР)
Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.
Система современного русского словообразования.
Морфология. (8 часов + 2 часа Р/Р)
Классификация частей речи в русском языке. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.
Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).
Морфологические нормы. Нормативное употребление форм слова.
Орфография и пунктуация (23 часа + 2 часа Р/Р)
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Исторический комментарий к различным языковым явлениям. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.
Система функциональных разновидностей современного русского языка. Культура речи (21 час + 4 часа Р/Р).
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Закономерности построения текста.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Совершенствование умений вести беседу, разговор, спор, рассказать об увиденном, услышанном, прочитанном в ситуациях повседневного обиходно-бытового общения.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур.
Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности.
Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров.
Лингвистический анализ текстов научного (учебно-научного) стиля.
Совершенствование умений восприятия устной научной речи (монологической). Развитие умений написания конспектов лекции.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов научного стиля.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
Основные жанры публицистического стиля: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк.
Лингвистический анализ текстов публицистического стиля. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач.
Совершенствование умений слушания (аудирования) текстов массовой коммуникации.
Письменное изложение прослушанного текста публицистического стиля. Написание тезисов выступления, доклада; написание рецензии.
На протяжении всего курса русского языка в целом и в 10 классе в частности предусматривается работа над орфоэпическими, орфографическими и пунктуационными нормами. При изучении разговорной речи, научного, (учебно-научного) и официально-делового стилей необходимо уделять внимание и данным аспектам языковой нормы. Работа по орфоэпии, орфографии и пунктуации проводится попутно, с привлечением тренировочных тестов (как на бумажных, так и на электронных носителях).
Материал для сопутствующего повторения и обобщения
Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.
Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое чтение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся 10 класса должны знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
должны владеть:
- коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Методическое сопровождение:
Введение в науку о языке
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000.
Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М., 2000.
Улуханов И.С. О языке Древней Руси. – М., 2002.
Турбин Г.А., Шулежкова С.Г. Старославянский язык. – М., 2002.
Горшков А.И. Старославянский язык. – М., 2002.
Дроздова О.Е. Уроки языкозания для школьников. – М., 2001.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1981.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М., 1996.
Взаимосвязь единиц разных уровней языка
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М., 1984.
Энциклопедия для детей.-Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Сведения о фонеме, позиционных чередований фонем, вариантах морфем
Энциклопедия для детей.- Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М., 1984.
Речевое общение. Культура речи.
Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 2003.
Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001.
Штрекер Н.Ю. Русский язык. Культура речи. – М., 2003.
Введенская Л.А. Культура речи. – М., 2003.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М., 1984.
Энциклопедия для детей.- Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998
Учебные пособия.
Для учащихся
Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011.
Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.
Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2007.
Для учителя
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
Мультимедийные пособия
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.
- Репетитор. Тесты по пунктуации.
- Репетитор. Тесты по орфографии.
- Электронный репетитор-тренажёр «Фраза». Курс русского языка (базовый).
- Электронное приложение к газете «Первое сентября».
Календарно – тематическое планирование.
1 полугодие
№ темы | № уро-а | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание урока | Виды, формы контроля |
1 | 1 | Введение. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа | 12 | Комбиниро-ванный | Представление о языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, углубление знаний о лингвистике | Устный рассказ |
2 | Взаимосвязь языка и культуры | Усвоение нового материала | Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. | Самостоятельная работа с книгой | ||
3 | Русский язык как один из индоев- ропейских языков. | Практикум | Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке | Практическая работа | ||
4 | Краткая история русской письменности | Повторение с обобщением | Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. | Составление тезисного плана | ||
5 | Формы существования русского национального языка | Усвоение нового материала | Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. | Самостоятельная работа | ||
6 – 9 | Языковая норма, ее основные признаки и функции. | Усвоение нового материала, презентация | Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Практическая работа по орфоэпии | ||
10 | Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития | Лекция, презентация | Современные нормативные словари, справочники, пособия. | |||
11 | Обучение сочинению (часть С) | Урок развития речи | Анализ структуры сочинения ЕГЭ, подготовка к домашнему сочинению | Домашнее сочинение | ||
2 | 12 | Взаимосвязь единиц языка разных уровней | 1 | Урок-исследование | Лингвистический анализ текста с учётом единиц языка разных уровней. | Анализ текста |
3 | 13 – 15 | Классификация фонетических единиц русского языка.
| 8 | Практикум | Исторический комментарий: фонетические процессы в древнерусском языке, остави вшие свет в современной системе гласных и согласных. | Проверочная работа |
16 | Позиционные чередования фонем. Исторический комментарий. | Урок-исследование | Понятие о звуке речи и фонеме. Орфографические навыки, основанные на фонетике | Практическая работа | ||
17 – 18 | Ударение в русском языке | Практикум | Ударение в русском языке. Различные виды анализа фонетических единиц | Самостоятельная работа | ||
19 – 20 | Интонационные особенности русской речи | Лекция | Основные элементы интонации | Анализ текста | ||
21 | Контрольная работа по фонетике | Контроль | Контрольная работа | |||
22 | Слово – основная единица языка | 16 | Практикум – работа со словарями | Системные отношения в лексике русского языка | Самостоятельная работа | |
23 -25 | Многозначность слова, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия. | Практикум | Анализ лексических средств выразительности в речи | Тест | ||
26 - 27 | Лексика русского языка с точки зрения происхождения, употребления | Практикум | Активный и пассивный запас лексики, анализ языковых явлений и фактов с учетом их интерпретации | Практическая работа | ||
28-29 | Фразеоло- гические единицы русского языка | Проблемные задания | Фразеологизмы, идиомы. Основные признаки фразеологиз- мов | Проверочная работа | ||
30 -31 | Лексические нормы | Презентация | Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения | Запись тезисов представленного материала | ||
32 | Синонимы и речевая культура | Обобщение и систематиза-ция материала | Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств | Устный опрос по теме | ||
33 -34 | РР Обучение сочинению на основе исходного текста (часть С ) | Урок развития речи | Выполнение заданий части С ЕГЭ | Сочинение | ||
35-36 | Нарушения лексических норм, характерные для современной речи | Практикум | Работа по совершенствованию нормативного словоупотребления. | Работа с текстом: анализ речевых ошибок | ||
37 | Корневые морфемы. Правописание корней с чередующимися безударными гласными | 11 | Практикум | Морфемный анализ слов, синонимия корней, правописание корней с чередующимися безударными гласными | Морфемный анализ слов, практическая работа | |
38-39 | Правописание окончаний имен существитель-ных, прилагательных, глаголов | Практикум | Повторение правописания окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов | Тест | ||
40 | Словообразова-ние. Словообразова-тельные модели | Повторение | Продуктивные способы образования частей речи Морфологические и неморфологические способы словообразования | Практическая работа | ||
41 | Построение словообразовательных цепочек | Практикум | Работа над способами словообразования путем построения словообразовательных цепочек | Практическая работа | ||
42 - 43 | Лингвисти-ческий анализ текста | Проблемные задания | Анализ текстов различных стилей | Анализ текстов | ||
44- 45 | Классификация частей речи в русском языке. Исторический комментарий. | 10 | Усвоение нового материала | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. | Анализ языковых явлений | |
46-47 | Служебные части речи и их грамматические признаки. | Урок повторения и обобщения материала | Повторение значения и роли в предложении служебных частей речи | Практическая работа | ||
48 | Грамматическая омонимия. | Практикум | Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. | Практическая работа | ||
49 -50 | Морфологи-ческие нормы. | Тренинг | Вариантные нормы имени существительного, имени прилагательного, местоимения, имени числительного, глагола. | Тренинг | ||
51-52 | Сочинение-рассуждение по прочитанному текст | Урок развития речи | Развитие письменной речи, соблюдение грамматических норм | Сочинение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 11 класс(профильное обучение)
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и Программы среднего (п...
Рабочая программа по обществознанию (10 класс – профильное обучение предмета)
1. Пояснительная запискаРабочая программа по обществознанию (10 класс – профильное изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта об...
Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения (авторы С.И.Львова, О.М.Александрова)
Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10—11-м классах. ...
Рабочая программа по химии 11 класс профильное обучение
Рабочая программа по химии 11 класс профильное обучение...
Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения 11 класс (автор И.В. Гусарова), 2018-19 учебный год
Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10-11 классах....
Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения 10 класс (автор С.И. Львов), 2017-18 учебный год
Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10-11 классах....
Рабочая программа по физике, 10 класс, профильное обучение (5 часов в неделю)
Рабочая программа составлена для технологического профиля. Содержит календарно - тематическое планирование....