Урок-КВН в 7 классе "Великий,могучий русский язык"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок – КВН в 7-м классе
«Великий, могучий русский язык»
Цель урока:
- Обобщение изученного материала по русскому языку за курс 6 класса;
- Развивать умение приводить в систему языковые явления;
- Закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
- Способствовать развитию интереса к предмету, выявлять одаренных детей;
- Воспитывать коллективизм, чувство ответственности;
Оформление доски: эпиграф: «Ты одни мне поддержка и опора, о великий, могучий русский язык»
Ход урока
- Организационные моменты.
- Учитель. В настоящем классе собрались сегодня любители русой словесности. В игре встречаются 2 команды 7 «А» класса.
Девиз нашей команды: «Выучить русский язык!» «Перед вами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его» (Н.В. Гоголь)
- Представление команд жюри
- Конкурс эмблем, представление.
4. Учитель: Итак, Внимание! Начинаем нашу игру!
Первый конкурс. Разминка.
Учитель: Мы, как обычно, начнем урок со словарной работы. Напишем с вами «Общий диктант». Каждый участник команды пишет 1-2 слова под мою диктовку. Словарный диктант:
- Искусство 5. Кто-нибудь 10. Бескрайний
- Собирать 6. Инженер 11. Сладкоежка
- Землетрясение 7. Местность 12. Грушевый
- Галерея 8. Преодолеть 13. Шорох
9. Ледяной 14. Цыплёнок
- Организационный момент (пригласить сначала учителей, распределить роли, потом-детей)
Учитель: - Ребята, сегодня у нас гости в школе, приходит районное методобъединение учителей русского языка. Дружно поздоровались.
- Уважаемые гости, хочу представить вам учащихся 7 «А» класса. Я работаю с этим классом 3-й год, сегодня мы постараемся систематизировать полученные знания за 2 года. Это будет урок-повторение, назвали мы его «Великий, могучий русский язык», а провести его решили в форме известной, популярной, молодежной игры КВН. Надеюсь, что наше путешествие в страну языкознания будет полезным и увлекательным, а ребята проявят себя, как веселые и находчивые.
В игре встречаются две команды: капитаны 1 и 2.
А девиз нашей игры – «Выучить русский язык»
Итак, займите свои места за стояками. А я пока представлю членов жюри.
Председатель 1
Члены жюри 2
3
«Перед вами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его» (Н.В. Гоголь)
Итак, мы начинаем КВН. И первый конкурс
«Представление».
Вам надо было придумать самим название команды, девиз, эмблему.
Слово предоставляется: первой команде
второй команде
Подведение итогов первого конкурса
Слово жюри.
Второй конкурс «Затранскрибируй слово, текст».
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык…» (И. С. Тургенев)
Подведение итогов второго конкурса
Слово жюри
Третий конкурс «в мире фразеологизмов»
Учитель: Ребята, вам нужно отгадать какие фразеологизмы изображены на рисунках. Например: Водить за нос, повесить нос, лезть в бутылку. (см. приложение).
Подведение итогов третьего конкурса
Слово жюри
Четвертый конкурс «Конкурс капитанов. Блиц – турнир»
Учитель: За 1 минуту вам нужно ответить на максимальное количество вопросов (см. приложение).
Подведение итогов четвертого конкурса
Слово жюри
- Музыкальная пауза.
Дети исполняют шуточную песню «Двоечник»
Пятый конкурс «Ребусы»
Учитель: Ребята, у вас было задание – придумать ребусы. Ваша задача – разгадать ребусы противника (см. приложение).
Подведение итогов пятого конкурса.
Слово жюри
Шестой конкурс «Конкурс телефонистов»
Задание: Капитану каждой команды на ушко произносится скороговорка. Текст скороговорки передается по цепочке, последний должно быстро произнести скороговорку.
1-ой команде: «Жутко жуку жить на суку»
2-ой команде: «Цапля чахла, цапля сохла, цапля высохла и сдохла»
Подведение итогов шестого конкурса
Слово жюри
Седьмой конкурс «Каламбурчик, господа!» Путешествие в лексику. Речевая роль омонимов.
Учитель: Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- - Что такое лексика?
- - Что такое омонимы?
- - Что такое каламбур?
Я предлагаю вам поиграть в слова. Используя пары слов (омонимов, омоформ, омографов, омоморфем), придумайте по 2-3 каламбура.
Подведение итогов седьмого конкурса
Слово жюри
Восьмой конкурс «Конкурс актерского мастерства»
Вниманию гостей и жюри учащиеся предлагают сценки о значении запятой (см. приложение).
Подведение итогов восьмого конкурса
Слово жюри
Девятый конкурс а) «Кот в мешке» или б) «Иллюстраторы»
а) Гости, члены жюри задают вопросы, а ученики должны на них ответить
или
б) Конкурс на лучшую иллюстрацию к художественным произведениям.
Подведение итогов девятого конкурса
Слово жюри
Каламбур на концовку: «Мы долго переживали, все темы пережевали».
Приложение
- Словарный диктант
Искусство, собирать, землетрясение, кто-нибудь, инженер, местность, преодолеть, ледяной, бескрайний, сладкоежка, грушевый, шорох, цыплёнок (14 слов).
- Сделать транскрипцию текста
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык…» (И. С. Тургенев)
- «В мире фразеологизмов»
- Конкурс капитанов
Блиц – вопросы для 1 капитана
- Еще одно название алфавита (азбука)
- Сколько гласных букв в русском алфавите (10)
- Школьная читальня (библиотека)
- Сумка первоклассника (ранец, портфель)
- Какая часть речи обозначает признака предмета (прилагательное)
- К какому склонению относится слово «печь» (III скл.)
- Член предложение, отвечающий на вопросы косвенных падежей (дополнение)
- Время в школе между переменами (урок)
- Школьный сигнал (звонок)
- Род слова «пальто» (средний род)
- Морфема за окончанием (постфикс)
- Антоним слова «холодный» (горячий)
- К какой части речи относится слово «тройка» (существительное)
- Суффикс глагола прошедшего времени (-л-)
- Сколько падежей в русском языке (6)
- Значимая часть слова за корнем (суффикс)
- Какой член предложения подчеркивается волнистой чертой (определение)
- Какие члены предложения не изменяются (наречие, деепричастие)
- Сколько согласных в слове «аллея» (2)
- Слова той или иной местности (диалекты)
Блиц – вопросы для 2-го капитана
- Сколько букв в алфавите (33)
- Сколько согласных букв (21)
- Глава школы (директор)
- Самая неприятная вещь в портфеле школьника (дневник)
- К какой части речи принадлежат слова: «ах, ох,ух» (междометия)
- Что изучает фонетка?
- Какая часть речи обозначает действие предмета (глагол)
- Время в школе между уроками (перемена)
- Какой падеж отвечает на вопросы «кого? что?» (винительный)
- Часть слова без окончания (основа)
- Синоним слова «бегемот» (гиппопотам)
- К какой части речи относится слово «десять» (числительное)
- Начальная форма глагола (инфинитив)
- Сколько спряжений у глаголов (2)
- Значимая часть слова перед конем (приставка)
- Какой член предложения подчеркивается пунктирной чертой (дополнение)
- Сколько гласный в слове «лесной» (2)
- Последняя буква алфавита (я)
- Слова, используемые той или иной профессией (профессиональные)
- К какому спряжению относится слово «гнать» (II спр.)
- Песня «Двоечник»
1-й куплет: Я первый ученик среди ребят,
«5» в мой дневник, как ласточки летят.
Теряю счет, пятерки круглый год
И в доме уважение, и в школе мне почет.
П-в
Ха-ха, почет,
Совсем наоборот
Четыре «2» в табеле –
Позорный счет
2-й куплет: Умею я, друзья, строгать, пилить.
Могу отлично я будильник починить
Сосед сказал, что мастером я стал,
И дома даже некуда деваться от похвал.
П-в
Ха-ха, похвал,
Ну разве не бохвал.
Испортил 3 будильника,
Какой скандал.
- Ребусы
- «Каламбурчик, господа?»
По парам омонимов, омоформ, омографов, омоморфем составить, сочинить каламбуры.
зАмок – замОк
мукА – мУка омографы
рОжки - рожкИ
плод – плот
код – кот
порог – порок омофоны
рот – род
пруд – прут
надуть – надуть
брак – брак
охота – охота
петрушка – петрушка омонимы
ласка – ласка
тушить – тушить
рысью – рысью(сущ – глагол)
печь – печь(сущ – глагол)
чаще – чаще(сущ – нареч) омоформы
стекло – стекло(сущ – глагол)
ели – ели(сущ – глагол)
норка – норка – омоморфемы
«Каламбурчик, господа!»
Лексика – один из самых интересных разделов языкознания. Давайте с вами вспомним, что изучает лексика? Изучая её, вы узнали об антонимах, синонимах, о профессиональном диалоге, неологизмах. Все эти слова обогащают наш язык, делают нашу речь более насыщенной, выразительной, не являются исключением и омонимы. Говоря об омонимах, мы познакомились с вами и с омофонами, и с омоморфемами, омоформами, научились их различать.
Примеры по плакату
Люди всегда любили играть со словами и придумывали множество игр: анаграммы, буриме (калабмур). Сегодня я хочу вам предложить поиграть в слова.
Вы попытаетесь сочинить каламбуры из словаря Ожегова. «Каламбур – шутка», основанная на комическом использовании сходных по звучанию, но разных по значению слов.
В эту игру любили играть и знаменитые поэты: Например
- Сбежал с горы и замер в чаще
Кругом белькают фонари
Как бьется сердце злей и чаще
Меня проищут до зари. (А. Блок)
- Все переменится, будет мукой
Люди утешены этой наукой
Станет мукою, что было тоской
Нет, лучше мукой (М. Цветаева)
Подобное задание вы и раньше получали. Мне хочется попросить Даче Н. прочитать каламбур, который она сочинила дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
члены предложения: уроки самостоятельного изучения материала учащимися (русский язык 5 класс)
Изучение данной темы я провожу, исходя из системы уроков, разработанной учителем -новатором Н.П. Гузиком, адаптированной к способностям и возможностям детей определенного класса (например, программа З...
Урок-игра "Взятие башни" по русскому языку в 6 классе "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Урок предназначен для обобщения изученного по теме "Имя прилагательное". Построен в игровой форме, что поддерживает интерес учащихся к изучению русского языка, позволяет разнообразить учебный пр...
Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"
Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса
Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам восполнить пробелы по очень актуальной пробле...
Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)
Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)данное мероприятие можно использовать на неделе русского языка и ...
Конспект вводного урока в 6 классе «Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...